ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ
В 60-х гг. XIX - НАЧ. XX вв.
КОРОЛЕВА Т.В., канд. ист. наук
Прослеживается развитие женского движения во Франции 2-й пол. XIX в., осуществляется его типологизация, выявляются характерные черты различных направлений движения, исследуется их взаимодействие между собой, оценивается результативность как отдельных направлений, так и движения в целом, определяется его характер.
Development of a women's movement in France in second half of XlX-th century is traced in article, carried out it types, characteristic features of various directions of movement come to light, their interaction among themselves is investigated, productivity, both separate directions, and movement as a whole is estimated, its character is defined.
Ключевые слова: женское движение, феминизм, суфражизм, женское социалистическое движение, «социальный феминизм».
Keywords: women's movement, feminism, women's suffrage, socialist women's movement, «social feminism».
Впервые идеи о необходимости равноправия полов зазвучали во Франции во время революции 1789 г. К 1830-м гг. они были разработаны в хорошо обоснованные теории. Первый опыт борьбы и презентации своих интересов французские женщины приобрели в это же время, намного раньше, чем в других странах. Одна из загадок истории в том, что француженки добились права голоса значительно позднее, чем в большинстве западных стран (только в 1945 г.), а их движение за эмансипацию было менее активным и лишенным радикализма. Проведенное исследование позволит ответить на вопрос, почему женское движение во Франции действовало менее эффективно, отталкивая наиболее передовые требования о необходимости полного гражданского и политического равноправия полов, а его достижения были менее значимыми, чем в других странах.
Женское движение во Франции как организованное общественно-политическое явление возникло только в конце 60-х гг. XIX в.
До этого периода оно развивалось циклично и совпадало с общими циклами протеста населения. Каждая новая фаза развития движения начиналась под непосредственным влиянием революционных потрясений 1789, 1830 и 1848 гг. [1, 2]. После революций наступал период реакции, прямого подавления женского движения и запрета женских обществ. Республиканский тип правления менялся на монархический, происходило ограничение гражданских свобод: введение цензуры, запрет собраний и усиление позиций антидемократических сил, поддерживающих реакцию, в частности позиций католической церкви.
В целом, женское движение во Франции первого периода (1789 - 1868 гг.) можно отнести к разряду «общих» движений (по классификации Г. Блумера) [3], так как оно представляло собой форму некоординированных усилий многих людей, которых объединяла лишь общая направленность - желание улучшить положение женщин. Этот длительный процесс был направлен на постепенное изменение
ценностей общества, культурных установок и господствующих стереотипов.
Как «общее», женское движение во Франции первого периода не имело конкретных целей и выполняло латентные функции - привлечения внимания населения к женскому вопросу и изменения общественного мнения по некоторым параметрам. Поскольку эти функции связаны с процессом социокультурных изменений, анализировать успех или поражение движения в этот период сложно. Его результативность выразилась в изменении отношения общества к проблеме женской эмансипации. Произошло осознание того, что проблема существует и намечены основные пути достижения равноправия.
Важность и позитивность этого периода женского движения состояла в том, что он дал француженкам совместный опыт общественной борьбы, опыт осознания своих групповых интересов и представления их в обществе, что позволило им во втором этапе начать организованную борьбу за свои права.
Глобальные трансформации в жизни французского общества наблюдаются во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: бурное развитие массового производства, рост женского труда, постепенное изменение политического режима от консервативной республики (с преобладающим влиянием церкви) к демократической (с разрешением всех гражданских свобод), процесс либерализации политической системы, - все эти явления в совокупности позволили женскому движению перейти на качественно новый уровень развития.
II этап Женского движения (1868-1914 гг.) можно отнести к разряду «специфических» (по классификации Г. Блумера) [3], так как оно стало политическим субъектом, ориентированным на стратегическую деятельность. Каждое направление движения имело четко сформулированные цели, для достижения которых создавались организации со структурой ролей, норм и правил.
В 60-90-х гг. XIX в. движение находилось в фазе формализации и развивалось в основном в рамках либерального направления, уча-
стники которого признавали существующий строй и основные принципы общественного устройства с его ценностями. Они считали, что равноправия женщин и мужчин можно достичь традиционным путем парламентских реформ.
Логика развития движения выглядела следующим образом: сначала главным был вопрос о получении права на образование и труд, потом вопрос о законодательных реформах. В это время благодаря организации большого числа феминистских обществ и активизации коллективных действий были достигнуты определенные цели в указанных сферах.
Для воплощения в жизнь намеченных целей представители этого направления использовали только легальные формы коллективных действий: подачу петиций, привлечение на свою сторону депутатов, формирование из них групп давления на законодательные инициативы и политику, проведение пропагандистских кампаний для популяризации идей, изменение общественного мнения через свои издания и акции [4].
В социальном составе большинства направлений движения преобладали женщины средних классов. Обеспеченные представительницы среднего слоя выступали в роли организаторов, финансировали развитие обществ, газет, проведение кампаний и конференций. Образованные, но более бедные женщины составляли основную часть участников. Женщины-
аристократки в движении практически не участвовали, так как были подвержены влиянию церкви и поэтому направляли свои усилия на различные благотворительные проекты.
Успех движения в этой сфере можно охарактеризовать как «частичный». Несмотря на то, что к 1900 г. многие заявленные цели движения были достигнуты (женщины получили право на начальное, среднее и высшее образование, завоевали право на труд, добились изменения наиболее одиозных статей Гражданского кодекса 1804 г.), женское движение не было признано оппонентами и властями, так как реформы в указанных сферах не привели к изменению традиционной роли женщины в обществе, а наоборот, способствовали закреплению патриархальных гендерных конвенций. «Работать, получать образование тем, кто не может по-другому устроиться в этой жизни - “да”, играть активную гражданскую и политическую роль - ”нет”». Именно так можно определить господствовавшие во Франции начала XX в. стереотипы, которые движение не смогло преодолеть.
Движение за политические права женщин (суфражизм) во Франции в этот период не получило такого развития, как в других европейских странах. Основная часть женских обществ исключала суфражистские требования из своих программ как преждевременные и могущие принести вред республиканской демократии. До начала XX в. требования избирательных
прав для женщин выдвигало лишь радикальное крыло женского движения, под руководство У. Оклер [5]. Лишенное поддержки женщин средних классов, радикальное суфражистское крыло предприняло попытки объединения интересов женщин средних классов с интересами женщин-пролетарок в рамках единого суфражистского движения, но к 1900 г. они потерпели поражение.
Причиной слабости и последующего распада подобных союзов были внутренние разногласия, так как женщины, входившие в их состав, не смогли объединиться только на основе принадлежности к одному полу, а продолжали солидаризировать себя со своим классом. Главное противоречие состояло в том, что суфражистское движение было, по своей сути, реформаторским. Протест суфражисток был направлен, прежде всего, против существующей политической системы. Определяющим моментом разделения мира на «своих» и «чужих» был признак пола и правоспособность, основанная на нем. Женское социалистическое движение было революционным, его протест был направлен против существующей классовой системы общества и общественного устройства в целом. Определяющим признаком разделения мира на «своих» и «чужих» была принадлежность к классу, а не полу.
После разрыва с суфражизмом социалистическое женское движение не смогло развиваться во Франции самостоятельно, как это было во многих странах Европы. Активисты пролетарского женского движения, окончательно приняв марксистскую концепцию решения женского вопроса и принцип подчинения женского движения более глобальным задачам классовой борьбы, действовали в ущерб идеи женской солидарности [6].
Главным результатом развития либерального женского движения в эту фазу развития было формирование в столице и крупных городах нового отношения к роли женщины в обществе. «Новые женщины», демонстрировавшие отличную от общепринятой манеру поведения, меняли традиционные гендерные стереотипы. Они получали высшее образование, осваивали «мужские» профессии, опровергая своим поведением атрибутированность для женщины только домашней сферы. Это служило примером для остальных и способствовало массовому вхождению женщин в публичную сферу. Образованная часть общества стала воспринимать проблему эмансипации как серьезный вопрос, достойный рассмотрения и решения.
Изменения в социокультурной и политической жизни французского общества в кон. XIX -нач. XX вв. способствовали появлению новых правил и способов осознания нового мира и дальнейшему изменению традиционных взгля-
дов и установок. Это привело к переходу части движения в фазу институционализации (с 1900 г. по 1914 г.). Оно приобрело легальный статус, было признано его право на существование и релевантность его целей. Главной особенностью развития женского движения в эту фазу было появление общенациональных организаций с единой программой и разработанной стратегией, которые стали проводить широкомасштабные пропагандистские кампании и распространять идеи женского равноправия в провинции, открывая региональные секции.
В эту фазу женское движение развивалось преимущественно в рамках социального и суфражистского направлений. Наибольшего успеха в достижении поставленных целей добилось движение «социального феминизма», которое стало одной из наиболее влиятельных сил не только в женском движении, но и в общественно-политической жизни всего общества. Представители этого течения приоритетным считали движение за реформу общественной морали через филантропию, борьбу с проституцией, алкоголизмом, табакокурением и порнографией.
Идеи этого направления женского движения выражал «Национальный Совет Французских Женщин» (НСФЖ) - организация, созданная обеспеченными женщинами-протестантками
С. Моно, Ж. Зигфрид и А. де Сент-Круа. 18 апреля 1901 г. НСФЖ включил в себя различные филантропические и протестантские женские общества, профессиональные союзы и феминистские группы. Для того чтобы осуществить это объединение, лидерами движения была разработана программа, учитывающая ценности и интересы разнообразных женских групп.
НСФЖ ставил перед собой следующие цели: борьба за расширение прав женщин в сфере образования и профессиональной деятельности; принятие трудового законодательства, учитывающего интересы женщин; принятие законов о защите материнства и детства; изменение Гражданского кодекса, регулирующего положение женщины в семье; борьба за «чистоту общества», то есть отмену двойного стандарта в оценке поведения мужчин и женщин; борьба с проституцией и алкоголизмом. В числе наиболее предпочтительных форм деятельности были выделены благотворительность и просветительство [7].
НСФЖ оказалась единственной организацией, которая смогла создать основу для кооперации с католическим женским движением, наладить связи с женскими феминистскими и нефеминистскими организациями и вовлечь умеренных женщин в феминизм, т.е. смогла наиболее полно провести блочное рекрутирование и стимулирование участия как отдельных женщин разных социальных классов, слоев, так и женских групп, уже представлявших
собой стабильные общности с выраженными интересами.
Можно выделить несколько причин их успеха:
1. Основная направленность на попечительскую и просветительскую работу позволила участвовать в движении глубоко консервативным женщинам, не воспринимающим феминистские идеи о равноправии полов.
2. Программа, учитывавшая ценности и интересы разнообразных женских групп, привлекла в движение самые разнохарактерные женские общества и организации.
3. Приверженность традициям и полное отрицание радикальных идей и методов борьбы способствовали популярности движения в обществе.
Эта тактика имела успех. Только за первый год своего существования Совет смог привлечь в свои ряды около 28000 членов [8].
Решая социальные проблемы, движение завоевывало симпатии населения и способствовало изменению ценностных установок общества по отношению к женскому движению. Из «социального зла», направленного на разрушение устоев семьи и общества, восприятие движения трансформировалось в общественном сознании в рациональный субъект, имеющий право на существование. Его лидеры и участники: образованные, состоятельные,
уважаемые женщины, стремившиеся к укреплению семьи и общественной морали, явно не соответствовали традиционному убеждению, что женщины, участвующие в движении, - маргиналы - одинокие дамы, которые не смогли реализовать себя в жизни.
Суфражистское движение потерпело во Франции поражение, так как ни одно из его направлений не смогло добиться воплощения намеченных целей. Главным источником слабости суфражистского женского движения в этот период были его внутренние разногласия. Умеренные суфражистки концентрировались на постепенном завоевании территории и пропаганде, а радикальные - на конкретных действиях по завоеванию прав. И те и другие в отдельности были обречены на поражение. Нельзя было добиться решения вопроса только путем пропаганды, с другой стороны, отдельные выступления без массовой поддержки тоже не могли быть результативными.
К началу первой мировой войны суфражистское движение смогло преодолеть большинство трудностей. Значительная часть образованного городского и провинциального населения стала поддерживать идеи предоставления женщинам частичных избирательных прав.
13 февраля 1909 г. Д. Мизм и Ж. Шмаль объявили о создании Французского Суфражистского Союза Женщин (ФССЖ), который ставил своей целью объединить все суфражистские группы и общества во Франции. Стратегия
ФССЖ по созданию автономных региональных групп и привлечению на сторону организации образованной части мелкой и средней провинциальной буржуазии имела успех. Число членов ФССЖ, который на момент образования насчитывал 200 человек, стало стремительно расти.
В своем отчете, опубликованном в «Jus Suffragii» в 1914 г., Витта Шлюмбергер, занявшая пост президента ФССЖ в 1912 г., писала: «Осенью 1909 года надо было иметь много храбрости, чтобы вступить в ФССЖ, мы находились на полулегальном положении, опасаясь общественного непризнания. Но к
1914 году число наших членов составило 12000 человек. Союз состоит из 69 местных организаций и 22 секций, нас представляют 440 делегатов по всей Франции» [9].
Суфражистское движение смогло создать разветвленную структуру с многочисленными региональными объединениями и стало использовать в своих интересах другие массовые общественные движения, поэтому в потенциале имело неплохие шансы на успех. Но в фазу организации широкомасштабных кампаний в поддержку заявленных целей движение вступило слишком поздно и не успело ее завершить до начала военных действий [10].
Таким образом, умеренный характер феминистского движения во Франции и поражение суфражистских инициатив можно объяснить целым рядом причин.
Цикличность развития движения в период 1789-1860 гг. определила специфику развития движения в кон. XIX - нач. XX вв. На наш взгляд, она заключается в следующем:
1. Общество воспринимало феминизм как опасное для прочности семьи и традиционных устоев движение. В общественном сознании закрепились представления, что «революция -социальное зло», «женское движение - явление, постоянно возникающее во время революций, следовательно, тоже представляющее собой социальное зло». Совмещение понятий «женское движение» и «революция» привело к формированию негативного отношения у большинства членов общества к женской активности. Постоянные революции, социальные потрясения нарушали привычную жизнь простого обывателя. Естественным желанием населения было вернуться к традиционным устоям и стабильности.
2. Совмещение понятий «стабильное существование» и «традиции» способствовало усилению влияния католической церкви, которая сознательно поддерживалась государством, апеллирующим к религии как к фактору стабилизации общества. Католическая церковь проводила целенаправленную политику распространения и усиления своего влияния на женщин, политику пропаганды христианского идеала женщины. Она закрепляла в общест-
венном сознании важность для общества «естественных функций», предназначенных для женщин: быть женой, матерью и истовой католичкой. Эта пропаганда и политика церкви имели большой успех во Франции. Подавляющая часть женского населения, отвергая пугавшие их попытки разрушения традиционного образа женщины, предпринимавшиеся женщи-нами-радикалами во время революций, поддерживала религиозные ценности и выступала против идеи эмансипации и равноправия полов.
3. К концу первого периода были разработаны основы либерально-демократической концепции. Но в силу вышеизложенных обстоятельств наибольшей популярностью в обществе пользовались умеренные теории, которые старались совмещать идеи женского равноправия с господствующими в обществе нормами и ценностями: необходимостью сохранения и упрочения семьи, восхвалением материнства и брака, осуждением пороков общества.
Автором либеральный концепции решения женского вопроса во Франции был Э. Легуве («История нравственного положения женщин», написанная им в 1850 г.). Главной в его концепции была доктрина решения проблемы «сходства - различия» мужчин и женщин, которая получила название «равенство в различии». Легуве был согласен с философами Просвещения в том, что женщина по своей природе является существом противоположным мужчине, но их миссия - «делать то, что не делает мужчина, заполняя пустые пространства, представляя женскую точку зрения в обществе» [11]. Два пола взаимно дополняют друг друга и, вследствие этого, равны в их различии. Женщины должны улучшать и дополнять республиканские принципы свободы и равенства своей «добродетелью содружества», любовью и моралью (принципы, впоследствии взятые за основы идеологии социального феминизма.)
В противовес теории «полного равноправия» англичанина Д.-С. Милля, Э. Легуве сформировал теорию «специальной женской природы» с акцентом на биологическом материнстве и его социальной роли и с убеждением, что четкие гендерные разделения необходимы в семье и обществе для соблюдения жизненного предназначения. Права и обязанности каждого пола должны были быть взаимно дополняемыми в частной и в публичной сферах. Роль хозяйки дома, матери и учительницы детей была атрибутирована женщине как альтернативная и эквивалентная форма гражданственности и выступала компенсацией за исключение их из числа участников политического процесса. Подчеркивая социальную значимость роли женщины, Легуве выступал против предоставления женщинам политических прав. «Женщины не созданы для роли госу-
дарственных деятелей. Всякая попытка эмансипации только замедлит, как мы это видели в 1848 г., осуществление их законных требований - эмансипации в семье» [11].
Поэтому специфика либеральной концепции во Франции заключалась в том, что она базировалась не на идее равноправия полов, а на идее различия между полами. Основой этого различия считалось моральное превосходство женщин, из которого следовало, что решение женского вопроса повлечет за собой положительные изменения в моральном климате общества. Этот подход определял особенности решения проблемы равноправия полов. Защитники женской эмансипации не ставили под сомнение существующую гендерную систему, а лишь хотели в ее рамках расширить права женщины, обеспечив ей правовую защиту путем реформирования законодательства.
Еще одной отличительной особенностью либеральной концепции равноправия полов во Франции было отсутствие или прямое отрицание требований политического равноправия полов по двум основным причинам:
1) консервативность основной массы женщин и их приверженность католической традиции способствовали распространению даже среди сторонников равноправия полов опасения, что предоставление женщинам избирательных прав вызовет усиление правых сил;
2) в обществе со времен Монтескье принято было считать, что женщины и так играют огромную роль в жизни Франции. Они - олицетворение тайной власти, и в семье, и в деловых отношениях с ними считаются. Через мужчин - своих мужей и любовников - они могут оказывать влияние на политику, играть определенную роль в науке и искусстве, поэтому женское движение в любых его проявлениях является делом нужным только для одиноких женщин, которые не смогли реализовать себя по-другому в жизни [12].
Опираясь на это традиционное мнение, даже сторонники женского равноправия стремились ограничить «женское бунтарство» лишь некоторыми сферами, необходимость реформирования которых была столь явной, что нельзя было их игнорировать и дальше, а предоставление женщинам политических прав представлялось им делом далекого будущего.
4. Практика прямого подавления женского движения, которую использовало правительство в первый период развития движения, способствовала формированию в следующий период развития среди участников движения осторожного отношения к насильственным формам коллективных действий. Опасение репрессий способствовало четкой установке на мирный, реформаторский способ решения выдвинутых задач.
Совокупность этих факторов предопределила развитие движения во второй период в
рамках ограниченных требований с постоянной оглядкой на реакцию общественности.
Сильное влияние католической церкви привело к исключению суфражизма из тактических целей большинства групп женского движения с 1868 г. по 1900 г. В этот период движение было сосредоточено только на борьбе за образование, трудоустройство и гражданские права. Несмотря на то, что были реализованы основные поставленные задачи, женское движение носило умеренный характер. Реформы в указанных сферах не привели к изменению традиционной женской роли в обществе, а наоборот, способствовали закреплению патриархальной гендерной системы. В массовом сознании продолжала господствовать идея женщины, возрождающей нацию, женщины - матери, жены и соратницы, а не самостоятельной образованной, трудоспособной, активной личности. Преобладание таких взглядов привело к тому, что только одинокие женщины во Франции были ориентированы на получение образования, на работу вне дома и на участие в общественной жизни страны. Государство проводило целенаправленную политику, направленную на сохранение, восхваление и пропаганду этого идеала, так как в ходе франко-прусской войны 1870 г. Франция потеряла много человеческих ресурсов, которые требовалось восполнить. Дальнейший демографический спад, продолжавшийся до 1914 г., способствовал еще большему совмещению понятий «женщина» - «мать» и закреплению этих представлений среди большинства населения страны.
Превалирование традиционных взглядов и стереотипов значительно снижало процент возможных рекрутов для женского движения. Его участницами, как правило, становились женщины, получившие образование, ориентированные на деятельность в публичном пространстве, осознававшие несправедливость своего положения и желавшие его изменить. Большинство женщин во Франции оставалось консервативным элементом, ориентированным на частную сферу домашнего хозяйства.
Следующая фаза развития женского движения совпала с началом XX в. Основные поставленные цели были достигнуты, требовался пересмотр программ и тактик. С другой стороны, необходимо было расширить социальную и географическую базу, так как движение по-прежнему оставалось «парижским феноменом», в котором принимали участие наиболее образованные представительницы средних классов. Число женских обществ было ограничено, а количество участников в них редко превышало 200 человек. Кроме того, феминистская или социалистическая доктрина не подходили для большинства женщин, воспитанных в консервативном католическом духе.
Нужно было искать новые формы организации, которые позволили бы мобилизовать умеренных и католических женщин и сделать движение массовым.
Во Франции такой объединительной силой стало умеренное, близкое к консервативному движение «социального феминизма», а не суфражизм, как это было в других странах. Представители этого течения приоритетным считали движение за реформу общественной морали. Завоевание прав рассматривалось ими как способ улучшения качества жизни женщин в рамках существующих гендерных конвенций. Соответствие целей движения ценностям, распространенным в обществе, привело к росту мобилизационного потенциала и переходу движения в разряд массовых.
Движение за политические права женщин (суфражизм) стало завершающим этапом в развитии женского движения во Франции. В отличие от остальных инициатив, борьба женского движения за избирательное право не увенчалась успехом по ряду причин:
1. Ценности/цели суфражизма не соответствовали традиционным установкам общества. Недаром умеренное суфражистское движение, несмотря на конкретность и единичность заявленной цели, для привлечения к себе симпатии населения занималось целым кругом социальных вопросов.
2. Сами женщины понимали всю бесперспективность требования всеобщих избирательных прав по двум причинам:
во-первых, продолжало сохраняться влияние католической церкви (из-за падения населения), с которым большинство политиков связывало невозможность предоставления женщинам политических прав;
во-вторых, были сложности тактического плана. С точки зрения женского движения, мужчины во Франции слишком рано получили универсальные избирательные права - в 1848 г., когда организованного женского движения еще не существовало. В конце XIX в., когда движение уже стало влиятельным фак-
тором общественной жизни страны, вопрос о политических правах было сложно поставить на повестку дня. В других странах (Англии, России) одной из наиболее успешных тактик суфражистского движения было увязывание политических прав для женщин с требованием расширения избирательных прав для мужчин.
3. Начавшись слишком поздно, движение не успело реализовать поставленных целей. Первая мировая война прервала наметившуюся в предыдущее десятилетие положительную тенденцию к динамичному развитию суфражизма.
В силу всего изложенного, фазы институционализации достигло только умеренное движение социального феминизма, которое, будучи наиболее авторитетным и массовым, определило умеренный характер развития французского женского движения в целом.
Список литературы
1. Duhet P.M. Les femmes et la revolution (1789-1794). -Paris, 1971.
2. Abensour L. Le feminisme sous le regne Louis-Philipe en 1848. - Paris, Plon-Norrit, 1913.
3. Здравомыслова Е. Парадигмы западной социологии общественных движений. - СПб., 1993. - С.20-21.
4. Klejman L., Rochefort F. L’egalite en marche. Le feminisme sous le Troisieme republique. - Paris, 1989.
5. Auclert H. Le droit politique des femmmes. Question qui n est pas traitee au Congres internationale des femmes. - Paris, 1878.
6. Sowerwine Ch. Les Femmes et le socialism, un siecle d’histoire. - Paris, 1978.
7. Les status de Conciel National des femmes francais // Lecler A. Le vote des femmes en France: les causes de l’attitude particuliere a notre pays. - Paris, 1929. - Р. 80.
8. CNFF // Montreynaud F. Le XX siecle des femmes. - Paris, 1989. - P. 31.
9. Schlumberger W. A Year’s Progress // Jus Suffragii. -1914. - May 1. - P. 110.
10. Hauswith S., Kenney A. Women’s suffrage and Social Politics in the French Third Republic. - Princeton, 1984.
11. Legouve E. Histoire morale des femmes. -Paris: Sandre, 1850. - Р. 11., 276.
12. Mcmillan I. Housewife or Harlot: the Place of Women in French Society 1870-1940. - Brigton, 1981.
Королева Татьяна Валерьевна,
Ивановский государственный энергетический университет, доцент кафедры отечественной истории и культуры. Адрес электронной почты: kor [email protected]