education ofpreschool children: materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Krasnodar, pp. 39-40.
2. Nikolaeva, E.V. and Ohlopkova, I.I. (2016), "The influence of cartoon films on the aggressive behavior of children of senior preschool age", International student scientific bulletin, No. 6, available at: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16767 (data accessed: 01.10.2021).
3. Sidorova. O.V. (2020), "The use of modern technologies in the work of the psychologist's teacher for the comprehensive development of the person of the child of preschool age", Studying and education of children with various forms of disonatogine. Materials of the International scientific and practical memory conference of professor V.V. Korkunova dedicated to the 90th anniversary of the Ural state pedagogical university, Yekaterinburg. No. 6, pp. 133-143.
4. Chepikova, L. and Mironiyk, A. (2014), "Pedagogical support of educating the basics of moral culture in children of senior preschool age and primary school age: from experience", Axiological problems of pedagogy, No. 6, pp. 13-143.
5. Shurkina, E., Dubovova, A. and Parkhomenko, E. (2018), "Relationship of the emotional and personal development of the child and the style of parental relationships", Theory and methodology of innovative areas ofphysical education ofpreschool children: materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Krasnodar, pp. 295-296.
6. Yanovskaya, M.G. (2003), "Moral education and emotional personality sphere", Classroom teacher, No 4, pp. 24-29.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.12.2021
УДК 373.24
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Елена Александровна Пархоменко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Александра Анатольевна Дубовова, кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар; Яна Сергеевна Шумская, воспитатель, Детский сад Сказка, Краснодар;
Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар
Аннотация
В статье рассматриваются особенности сформированности процесса воображения у детей дошкольного возраста. Было установлено, что 50% детей имеют недостаточный уровень по показателям оригинальность детского рисунка и невербальной фантазии, дети испытывали трудности как при выполнении, а также не могли придумать новое. Данные результаты послужили основанием для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми, у которых не сформированы данные показатели. После окончания курса занятий было установлено, что статистически достоверно нет различий между выборками детей сравнительной и экспериментальной группы, а также до и после отмечается улучшение результатов в экспериментальной группе.
Ключевые слова: воображение, дошкольный возраст, коррекционно-развивающие занятия, экспериментальная группа, сравнительная группа.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p288-292
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF IMAGINATION IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE THROUGH VISUAL ACTIVITIES
Elena Alexandrovna Parkhomenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Alexandra Anatolyevna Dubovova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture of Sports and Tourism, Krasnodar;
Yana Sergeevna Shumskaya, the mentor "Kindergarten Fairy Tale", Inga Sergeevna Mat-veeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, the Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilin, Krasnodar
Abstract
The article discusses the features of the formation of the process of imagination in preschool children. It was established that 50% of children have insufficient level in terms of the originality of children's drawing and non-verbal fantasy, the children experienced difficulties as under fulfillment, and could not come up with a new one. These results served as a basis for conducting correctional and developing classes with children who have no data for indicators. After finishing the course, it was found that the differences between the samples of children of the comparative and experimental group were not statistically reliable, and before and after the results in the experimental group are noted to be better.
Keywords: imagination, pre-school age, correctional and educational classes, experimental group, comparative group.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, социум диктует новые преобразования в необходимости развития творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы и ситуации. Так, на современном этапе развития общества, перед дошкольными образовательными учреждениями встает актуальная задача - развитие творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов [1, 2]. В связи с этим одной из важнейших задач психолого-педагогической работы, является всестороннее изучение личности ребенка, и в частности, ребенка дошкольного возраста как наиболее сенситивного периода для становления всех психических функций, в том числе и воображения, раскрытие его потенциала и создание благоприятных условий для развития [3, 5].
Проблема развития воображения детей посредством изобразительной деятельности актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом, который можно развивать в образовательной деятельности дошкольного учреждения. Эстетическое воспитание - к сложный и длительный процесс, через который дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых значимое место занимает рисование [4].
Таким образом, особенности изучения развития творческого изображения у детей старшего дошкольного возраста представляет актуальность настоящего исследования. В дошкольном детстве огромную роль играет воображение, которое развивается в различных видах деятельности, наиболее продуктивным являются рисование.
Исследование проходилось на базе МАДОУ МО г.Краснодар Детский сад «Сказка». В исследовании приняли участие 24 ребенка дошкольного возраста 5-6 лет. Применялись следущие методы психологической диагностики: «Нарисуй что-нибудь» (модификация методики Р.С. Немова); «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Были изучены особенности сформированности воображения у детей старшего дошкольного возраста (таблица 1).
Анализ результатов по показателям оригинальности детского рисунка показал, что в группе преобладает средний уровень. Что свидетельствует о том, что в ходе проведения диагностики, начиная выполнять упражнение, дети задумались, чтобы они хотели нарисовать, а некоторые ребята даже пытались подглядеть у соседа, пытаясь что-нибудь срисовать. На рисунках были односложные предметы, без проработки каких-либо деталей и дополнительных элементов.
Таблица 1 - Среднее значение уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста___
Показатели Среднее значение(баллы) Уровень
Оригинальность детского рисунка 5,25±1,4 Средний уровень
Невербальная фантазия 1,6 ±1,4 Низкий
Анализ результатов по показателю невербальной фантазии показал низкий уровень. Это свидетельствует о том, что в ходе выполнения данной методики почти все дети не сразу приступили к её выполнению. Дети с низким уровнем просили помощи, не знали, что им нарисовать. К сожалению, у большинства ребят это задание вызвало некоторые затруднения. В основном, животные были похожи, на точную копию.
Таким образом, диагностика воображения детей старшего дошкольного возраста, позволила определить уровни развития воображения детей на начальном этапе нашей работы. Проведя диагностику, можно сказать, что в основном у детей преобладает уровень развития оригинальности и невербальной фантазии в художественно-эстетической деятельности ниже среднего.
Полученные результаты были проанализированы с учетом частоты встречаемости высоких, средних и низких значений и представлены на рисунке. Они позволяют проследить уровни оригинальности детского рисунка и невербальной фантазии у детей старшего дошкольного возраста.
100% 80%
Оригинальность детского рисунка Невербальная фантазия
■ Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень
Рисунок - Частота встречаемости по показателям воображения у детей дошкольного возраста
Так, анализируя результаты по показателю оригинальности детского рисунка можно говорить что: у 50% детей преобладает низкий уровень, у 41,7% средний уровень, и всего 8,3% высокий уровень оригинальности детских рисунков. Анализируя данные по показателю невербальной фантазии, можно говорить, что у детей преобладает низкий уровень - 50%, со средним уровнем развития - 37,5%, и 12,5% детей с высоким уровнем невербальной фантазии.
Результаты выборки дали основание для разделения детей дошкольного возраста на группы экспериментальную и сравнительную. В экспериментальную группу нами были распределены дети с низким уровнем развития воображения, а в сравнительную группу дети со средним и выше среднего уровнями развития воображения. В сравнительной группе работа нами не проводилась, а данные констатирующего и контрольного среза в той или иной группе позволят судить о правильности выдвинутой нами гипотезы. В экспериментальной группе, нами проводились коррекционно-развивающая организованная образовательная деятельность посредствам изобразительного искусства, направленная на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста. Особенности сформиро-ванности воображения в экспериментальной и сравнительной группах детей дошкольного возраста (таблица 2).
Таблица 2 - Медиана уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста до эксперимента_
Показатели ЭГ Сравнительная группа Достоверность различий
Оригинальность детского рисунка 4 7 р<0,05
Невербальная фантазия 1 2 р<0,05
Таким образом, анализируя данные таблицы 2, мы предполагаем, что коррекцион-но-развивающая организационная образовательная деятельность посредствам изобразительного искусства будет положительно влиять на развитие воображения.
Были изучены и проанализированы особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста после внедрения коррекционно-развивающей деятельности (таблица 3).
Таблица 3 - Медиана в экспериментальной группе уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста до и после эксперимента_
Показатель ЭГ до ЭГ после Достоверность различий
Оригинальность детского рисунка 4 7 р<0,05
Невербальная фантазия 1 2 р<0,05
Таким образом, данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что отмечается положительная динамика в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста посредствам использования изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Обработка данных, полученных в результате проведения контрольного эксперимента, выявили позитивные изменения: детей с высоким уровнем развития творческого воображения стало на 21% больше, со средним - на 79%, а с низким - не осталось. Кроме того, у детей возник устойчивый интерес к творческой деятельности, изобразительному искусству и искусству в целом.
Таким образом, при проверке уровня оригинальности детского рисунка у всех детей экспериментальной группа, результаты улучшились. Так, были получены следующие показатели, что у 75% детей уровень оригинальности детского рисунка - средний, а у 25% детей - высокий.
Результаты по показателю невербальной фантазии, показали, что у 83% детей -средний уровень развития невербальной фантазии, и у 17% детей - высокий уровень. Таким образом, анализируя результаты до и после занятий с использованием изобразительной деятельности, можно говорить о развитии воображения у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе и эффективности нашей коррекционно-развивающей работы посредствам изобразительного искусства.
По окончании экспериментальной деятельности результаты теста, определяющие уровень воображения у детей экспериментальной группы, достигли высокого уровня (до эксперимента - низкий уровень воображения). Для большей достоверности вычислялся Т-критерий Вилкоксона, который позволил сопоставить показатели, измеряемые в двух разных условиях (до и после эксперимента) на одной и той же выборке испытуемых. Критерий Вилкоксона, позволил установить направленность и выраженность изменений. С его помощью было определено, что сдвиг показателей уровня воображения у детей экспериментальной группы был достаточно интенсивным. Так, большое значение на результаты детей по развитию воображения, обогащению образов и замысла рисунков, на проработку деталей и время выполнения у детей 5-6 лет оказала целенаправленная, интересная, насыщенная изобразительная деятельность. Работа была систематическая, в соответствии с гипотезой нашего исследования: это работа с детьми, эффективна.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / - Москва : Академия, 2010. - 205 с.
2. Еремина Т. В. Бумажное кружево: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Еремина, Н.В. Пономаренко // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 10. - С. 95.
3. Марусич И.О. Влияние игровой терапии на самооценку дошкольников / И.О. Марусич, А.С. Распопова // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Краснодар, 2018. - С. 163-164.
4. Сторчак Е.А. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста / Е.А. Сторчак, Н.П. Носенко // Тезисы докладов XIV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа - Краснодар, 2018. - С. 202.
5. Шуркина Е.В. Взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стиля родительских отношений / Е.В. Шуркина, А.А. Дубовова, Е.А. Пархоменко // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Краснодар. -2018. - С. 295-296.
REFERENCES
Grigoriev, G. (2010), Fine activities of preschoolers, Academy, Moscow.
Eremin, T.V. and Ponomarenko, N.V (2017), "Paper lace: Development of creative abilities in children of senior preschool age", Pre-school education, No. 10, pp. 95.
Marusich, I.O. and Rupopova, A.S. (2018), "The influence of game therapy for self-esteem of preschoolers", Theory and methodology of innovative areas of physical education of preschool children. Materials of the VIII of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Krasnodar, pp. 163-164.
Storschak, E. and Nosenko, N. (2018), "Development of creative imagination in children of preschool age", Abstracts of the XIV scientific conference of students and young scientists of universities of the Southern Federal District, Krasnodar, pp. 202.
Shurkina, E.V., Dubovova, A.A. and Parkhomenko, E.A. (2018), "Relationship of the emotional and personal development of the child and the style of parental relationships", Theory and methodology of innovative areas of physical education of preschool children: materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Krasnodar, pp. 295-296.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.12.2021
УДК 798.2
МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОСАДКИ ВСАДНИКА В ВЫЕЗДКЕ
Светлана Николаевна Пигарева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт нормальной физиологии имени П.К. Анохина, Москва
Аннотация
Введение. В процессе становления совершенной динамической осанки выездкового всадника существуют этапы, неспособность дифференцировки и корректировки которых ведет всю работу тренера и спортсмена в тупик. Цель исследования состояла в дифференцировке, методическом и физиологическом анализе достижения этапов функциональной посадки всадника в выездке. Методика и организация исследования. Группу спортсменок по выездке разного уровня исследовали на живой лошади и на дрессажном симуляторе с помощью визуального наблюдения, физиологических и биомеханических методов. Результаты исследования. Была выявлена асимметрия и преимущественный вклад статического компонента в работу парных мышц. Биометрические и визуальные данные подтверждали нестабильность и не функциональность звеньев динамической осанки, не-