Научная статья на тему 'Особенности развития внутришкольной методической службы в аспекте корпоративного управления'

Особенности развития внутришкольной методической службы в аспекте корпоративного управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ШКОЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Галина Алексеевна

В статье рассматривается корпоративная методическая деятельность и корпоративное управление методической службой на примере коллектива педагогов школы здоровья «Самсон». При организации методической службы используются теоретические разработки Т. И. Шамовой по кластерному подходу в управлении образовательными системами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития внутришкольной методической службы в аспекте корпоративного управления»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Козлова Галина Алексеевна

заместитель директора по УП Центра образования школы здоровья «Самсон»

г. Москва

E-mail: galina.k.777.@mail.ru

J ^

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В АСПЕКТЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ц_________________________________________г

Аннотация. В статье рассматривается корпоративная методическая деятельность и корпоративное управление методической службой на примере коллектива педагогов школы здоровья «Самсон». При организации методической службы используются теоретические разработки Т И. Шамовой по кластерному подходу в управлении образовательными системами.

Ключевые слова: корпоративная деятельность, корпоративное управление, школьная методическая служба, кластерный подход.

Развитие корпоративного управления в образовательных системах обусловлено рядом объективно существующих причин [1]. Переход на новую форму управления в школе вызван процессами модернизации в образовательной политике: это введение новых образовательных стандартов; реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; переход на новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; расширение самостоятельности школ, преобразование их в автономные учреждения; переход на новую форму оплаты труда и т.д. Одним из потенциальных ресурсов развития корпоративного управления является методическая служба школы [3,5]. Переход на корпоративное управление образовательным процессом в школе предполагает создание гибкой и демократической структуры методической службы, которая позволит каждому педагогу раскрыть свой творческий и научно-исследовательский потенциал и стать активным участником в организации качественно нового образовательного пространства [2,6].

В методической работе школы ориентация на идею корпоративного управления позволяет перевести педагогов из позиции управляемых в позицию со-управляющих. Следует отметить, что целью мето-

дической работы теперь становится создание условий повышения профессиональной компетентности педагога, его готовности и активности к изучению и внедрению инноваций не только на уровне исполнителя, но и на уровне участия в управлении этими процессами [4].

Школьная методическая служба понимается нами как совокупность различных структур и видов деятельности, которые направлены на интеграцию усилий, способствующих развитию профессиональной компетентности учителя, педагогического творчества и инициатив, внедрению в практику работы достижений педагогической науки и передового опыта, а в конечном счете - повышению профессиональной дееспособности педагогов и достижению качества образования как основного результата работы любого образовательного учреждения.

В развитии методической службы мы также опирались на разработки Т. И. Шамовой по кластерному подходу в управлении образовательными системами. Кластер в литературе рассматривается как ячейка образования, экономики, социологии и естествознания и т.д. Т. И. Шамова определяет кластер так: «организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентноспособных преимуществ: проведение исследований, обучение на всех уровнях

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013

61

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

(школа, ВУЗ, дополнительное образование). Объединение субъектов должно проходить на основе взаимодополнения опыта и научных, а также практических наработок». Для решения вопроса о создании кластера необходимо иметь аналитическую информацию о каждом будущем субъекте этой системы.

Возможности использования кластерного подхода в развитие качества образования во многом определяются способом и видом управления в школе, опытом и потенциалом руководителей методических подразделений всех уровней.

В этой связи в нашем учреждении, Центре образования школе здоровья «Самсон», наиболее значимыми аспектами развития методической службы как ресурса корпоративного управления являются следующие:

• изучение, исследование и анализ педагогической практики, обобщение и трансляция передового опыта в школе через широкую сеть горизонтальных связей между структурными подразделениями методической службы;

• концептуальное представление образовательной деятельности педагогов, ее целеполагание на основе принципов корпоративного управления;

• совместное проектирование и планирование методической работы на различных уровнях (методические объединения школы, предметные кафедры, творческие группы и т. п.) на основе глубокого анализа результатов педагогической диагностики;

• коллективная разработка и применение рекомендаций, ориентированных на развитие аналитических, корпоративных и методических способностей учителя;

• участие каждого педагога школы в научно-методических мероприятиях, опытно-экспериментальной и исследовательской работе;

• вовлечение педагогов в методическую работу через формирование корпоративной культуры;

• самоконтроль и рефлексивная оценка каждым педагогом своих результатов педагогической и методической деятельности, ее коррекция.

Основное назначение, миссия нашей школы заключается в повышении качества образования через создание условий для приобретения учащимися широкого общего образования, самоопределения, самореализации, сохранения и укрепления здоровья молодого поколения России. Концепция школы «Самсон» носит гуманистический характер: ребенок - главная ценность в педагогическом процессе, он активный субъект обучения и воспитания.

Обучение осуществляется в личностно-ориентированной парадигме. Для каждого ученика составляется индивидуальная траектория развития, которая является коллективной разработкой группы педагогов. Для эффективного функционирования школы составляется комплексный план работы на учебный год, который выдаётся каждому сотруднику. Пред-

варительно сбалансированное урегулирование всех составляющих комплексного плана, разумная расстановка мероприятий всех структурных подразделений, дозировка их по времени улучшают возможности образовательного процесса и делают его воздействие более устойчивым и результативным. Причём принимают участие в составлении комплексного плана все участники образовательного процесса в соответствии с принципами рефлексивного и корпоративного управления и благодаря кластерному подходу.

Продуктом корпоративной деятельности мы считаем разработанный единый школьный режим, включающий расписание уроков и внеурочной деятельности (кружков, клубов, секций, творческих объединений дополнительного образования), постоянный график всех инструктивно-методических совещаний, научно-практических семинаров (так, например, днём методической работы в школе объявлен понедельник, в пятницу установлен единый день проведения общешкольных воспитательных мероприятий, заседание НОУ проходит в четверг и т.д.). Научно-практическое значение имеет разработанная в школе учебно-методическая карта педагога, помогающая осуществлять рефлексивную деятельность, предполагающая включение каждого педагога в процесс корпоративного управления.

Для корпоративного управления необходимы коллективные органы управления и различные структурные подразделения. Они состоят из представителей учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Одним из коллективных органов управления является Совет школы. Кроме этого, в школе работают и другие коллегиальные органы общественного управления: совет учредителей,

совет «инновация», экспертный совет, научно-методический совет, школьный парламент, кафедральный совет.

Разный уровень профессиональной подготовки учителя не может не влиять на работу школьной методической службы. Поэтому важно использовать многообразные возможности корпоративного управления для создания условий развития профессионального мастерства и личностного роста педагогов. В связи с этим важным становится проектирование деятельности самих педагогов по овладению новыми знаниями путем организации групповой деятельности, самоорганизации и саморазвития творческих групп и формирование, таким образом, компетентности и педагогического творчества.

Компетентность приобретается только в результате деятельности и личной ответственности. Поэтому вовлечение в профессионально значимую деятельность, инициирование деятельности и поддержка инициатив составляют суть участия каждого

62

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

педагога в корпоративном управлении методической работой. Современная система методической работы предполагает появление у учителей новых качеств, имеющих личностно-ценностные, деятельностные, рефлексивные характеристики, а также способствует развитию корпоративной компетенции педагогов, формированию корпоративной культуры в школе. В школе «Самсон» мы используем различные формы методической деятельности: научно-практические семинары, инструктивно-методические совещания, творческие группы и лаборатории, мастер-классы, круглые столы, педагогические консилиумы и т.д.

Эффективным механизмом развития корпоративного управления школьной методической службы является инновационная и экспериментальная работа НОУ ЧГЭШ «Самсон». На базе нашей школы работают две экспериментальные площадки: «Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности школы: социально-педагогический

и организационный аспект», научный руководитель, к.п.н., профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ О. А. Шклярова; «Гигиеническая оценка педагогических технологий» -научный руководитель, д.м.н., профессор, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН В. Р. Кучма.

Из всего сказанного выше мы можем сделать ряд выводов, необходимых для дальнейшего понимания необходимости реализации системы корпоративного управления в практике развития методической службы школы. Прежде всего, следует учитывать следующие положения:

• управление развитием образования должно быть демократичным, системным, целевым, опережающим;

• важную роль в школе играет создание и дальнейшее развитие горизонтальных связей управления, обеспечивающих развитие корпоративности и реализацию управленческих функций разными педагогами и специалистами;

• школьная методическая служба является основным ресурсом корпоративного управления, поскольку предполагает максимальную активность всех педагогов как

основное условие и результат развития управленческого потенциала каждого;

• развитие методического ресурса в процессе корпоративного управления эффективно осуществляется благодаря использованию кластерного подхода, когда выделяются несколько оснований для определения кластеров в управлении образовательной системой.

Таким образом, формирование и развитие школьной методической службы на идеях и принципах корпоративного управления способствует развитию корпоративности в образовательном учреждении, корпоративной культуры всех участников образовательного процесса. Основой данного процесса в школе «Самсон» является, прежде всего, ориентация руководства школы на повышение качества деятельности образовательного учреждения и качества образования.

Литература

1. Алешникова В. И. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 12.- М.: ИНФРА-2000.- 240 с.

2. Бельман Г С., Кулешова Ю. М. Методическая работа на службе качеству образовательных услуг // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 4.- С. 6-14.

3. Бобровникова Е. Р. Научно-методическое сопровождение деятельности учителей на основе совместной деятельности субъектов образовательного пространства // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.-№ 2.- С. 24-28.

4. Глибоцкая Ю. Н., Давыдова Н. Н. Оценка и развитие корпоративной культуры современного образовательного учреждения интернатного типа // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2012.- № 2.- С. 3-10.

5. Паршукова И. Л. Научно-методическое сопровождение ОУ в условиях перехода региональной системы образования на ФГОС НОО // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011.- № 6.- С. 10-12.

6. Шаранова В. В. Научно-методическая работа в школе как фактор повышения качества образования // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 4.- С. 2-5.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.