Григорьева И. К.
научный руководитель - к.пед.н, Мантрова М.С.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, г. Орск
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье представлены теоретические результаты психолого-педагогического исследования по проблеме изучения внимания у младших школьников, рассмотрены его виды.
Ключевые слова: внимание, младший школьный возраст, виды внимания, свойства внимания.
Keywords: attention, primary school age, types of attention, the properties of attention.
Понятие «внимание» встречается каждый день, им обозначают победы и поражения, и в психологии нередко появляются трудности в точном определении данного понятия. Внимание - это в первую очередь познавательный процесс, представляющий психическое действие, направленное на содержание образа - мысли, где важна регуляция умственной деятельности.
Психолого-педагогическая литература по проблеме показывает, что на протяжении многих лет занимались и продолжают заниматься, и зарубежные и отечественные психологи, и педагоги, но содержание понятия различно. Первая психологическая теория внимания была предложена Теодюлем Рибо. Где внимание всегда связано с эмоциями и порождается ими, где наблюдается четкая взаимосвязь между ними. Качественные характеристики данного процесса - это интенсивность и продолжительность, обусловленные интенсивностью и продолжительностью ассоциаций с объектом внимания. Состояние внимания сопутствует эмоциональными переживаниями и обусловленными преобразованиями физического и физиологического состояния организма.
Эмоционально-волевая сфера личности взаимосвязана с рассматриваемым нами познавательным процессом, и становится определяющим в формировании процесса у младших школьников. Индивидуальные личностные особенности влияют на характер внимания детей младшего школьного возраста. У детей сангвиников невнимательность является иллюзорной, проявляющейся в чрезвычайной активности.
У флегматиков и меланхоликов доминирует черта - пассивность, часто проявляется рассеянность. Недостаток внимания вызывается сочетанием интернальных и экстернальных причин. Первая группа причин содержит особенности типа темперамента ребенка, индивидуальный темп нервной деятельности, состояние здоровья. Вторая группа включает в себя качество и степень новизны и сложности нервной деятельности.
Распространенный вид внимания младшего школьника — это непроизвольное внимание, где ориентировочный рефлекс - основа. Наблюдается реакция на все новое и яркое. Внимание еще неуправляемо, объясняется данный феномен доминированием наглядно-образного мышления.
У учащихся младших классов устойчивость находится на первичном уровне, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Также отметим, что у них отсутствует быстрая переключаемость и концентрация внимания.
Мы в нашей работе считаем данную возрастную категорию сензитивной для развития всех функций внимания, где усиленно развивается объем, распределение и переключение, являющиеся ресурсом внимания.
Литература:
1. Левитина, С.С. Можно ли управлять вниманием школьников. М.: Знание, 1980 ucheba.name
2. Рибо, Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976. - С. 43-47. http://xreferat.com/71/7074-1-razvitie-vnimaniya.html
3. 1. Асеев, В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. - Иркутск, 1989.http://festival.1september.ru/articles/533153/
4. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Владос. - 1996. - 277 с. http://cinref.ru/razdel/04500psihologia/19/234618.htm
5. Гамезо, М.В., Герасимова, В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития. — М.: Академия. - 2002.- 386 с. http://www.litsoch.ru/referats/read/282742/
6. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. — М.: Просвещение. - 1999. - 364 с.
7. http://doc4web.ru/pedagogika/roditelskoe-sobranie-vnimanie-mladshih-shkolnikov-korrekci onnih-. html
8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). — М.: УРАО. - ekburg.ru