Научная статья на тему 'Особенности развития творческих способностей у подростков'

Особенности развития творческих способностей у подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4919
640
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческие способности / подростковый возраст / creative abilities / children of adolescence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корсунова В. А.

Статья посвящена особенностям развития творческих способностей у подростков с целью изложить рекомендации методических основ развития творческих способностей детей подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корсунова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the peculiarities of the development of creative abilities in adolescents in order to present the recommendations of the methodological foundations for the development of the creative abilities of children of adolescence

Текст научной работы на тему «Особенности развития творческих способностей у подростков»

Психологические науки

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ПОДРОСТКОВ

Корсунова В.А.

Студентка 3 курса факультета математики, информатики и

физики,

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

(ВГСПУ), Россия, г. Волгоград

Аннотация: Статья посвящена особенностям развития творческих способностей у подростков с целью изложить рекомендации методических основ развития творческих способностей детей подросткового возраста.

Ключевые слова: творческие способности, подростковый возраст.

Summary: The article is devoted to the peculiarities of the development of creative abilities in adolescents in order to present the recommendations of the methodological foundations for the development of the creative abilities of children of adolescence.

Keywords: creative abilities, children of adolescence.

В настоящее время в учебно-воспитательном процессе современной школы незначительное внимание уделяется развитию творческих способностей подростков. Развитие потенциала творчества носит несколько стихийный характер: возможно, подросток посещает творческую студию, художественную школу и пр., а возможно -предоставлен «сам себе».

Современное общество предъявляет особые требования к личности: самостоятельность, креативность, индивидуальность, возможность найти выход из нестандартной ситуации. Таким образом, формируется социальный заказ к системе образования, который позволит сформировать «на выходе» личность с заданными свойствами. С другой стороны, начало XXI века знаменуется переходом к новой концепции системы образования - личностно-ориентированной, ориентированной на индивидуальность, самобытность, уникальность каждого ученика. Эти две тенденции, с одной стороны, противоречат друг другу, с другой стороны - поддерживают: признается важность личности каждого учащегося, неповторимость заложенных в нем природных данных, творческих способностей.

В последние годы перед обществом встала актуальная проблема сохранения интеллектуального потенциала нации, а также проблема развития и создания условий для одаренных людей в нашей стране, так как именно данная категория людей является главной производственной и творческой силой прогресса.

На сегодняшний день в России существует множество учреждений среднего образования (интернаты, школы, лицеи, гимназии и пр.), а также образовательных программ, ориентированных на детей с различными индивидуально-психологическими особенностями: начиная от одаренных

детей, и заканчивая детьми с отклонениями в психическом развитии. В обычной средней школе учатся в своем большинстве дети со средними данными и особенностями психики. Однако это вовсе не означает, что и подход к ним необходим «средний». Решение данной задачи - поиск и раскрытие творческого потенциала личности - ложится на плечи педагогов и психологов, деятельность которых связана с диагностикой особенностей, приобретением и развитием опыта учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности, формирование в целом творческих способностей учащихся.

Мы считаем подростковый возраст одним из самых продуктивных в развитии творческого потенциала человека, ведь кто из нас, будучи подростком, не писал стихи, пытался рисовать картины в разнообразном стиле, пытался овладеть музыкальным инструментом? Кризисный подростковый возраст открывает новые грани человека в самом себе, выводит на новый уровень взросления личности.

Н. А. Бердяев (1989) считал, что творчество - единственный вид деятельности, который делает человека человеком. [2] Как пишет В. Т. Кудрявцев (1990), «со времен Аристотеля природа души, психики, сознания человека связывалась с его способностью свободно ориентироваться и действовать в неопределенных ситуациях, предполагающих поиск и построение таких способов действия, которые были бы сообразны логике будущего, т. е. с особой универсально-творческой активностью человека». [3, с.113]

Движущая сила человечества - это творческие личности. Выявление таких личностей является насущной задачей психологии, как и разработка теоретических основ творчества. И несмотря на то, что проведено огромное количество исследований в области психологии, нет целостной его концепции, отвечающей запросам философской, искусствоведческой, психологической и педагогической мысли. Не разработаны вопросы об источниках и детерминантах творчества, взаимосвязи личности и творчества, нет единого представления о понятии творческого потенциала личности и условиях творческой самореализации. [2]

Изучив методики и приемы развития творческих способностей подростков можно заключить следующее:

- в работе с подростками важно направить процесс на формирование значимых для развития творческого мышления, использовать возрастные мотивы;

- пробудить в подростке инициативу и самостоятельность принимаемых решений;

- помочь преодолеть свертывание детского «наивного» творчества и пробудить «новое» мышление на более высоком уровне.

- чтобы достичь положительных результатов необходимо применение различных методов и приемов.

Таким образом, в урочной и внеурочной деятельности с целью стимулирования познавательной и творческой активности, гибкости и беглости мышления, умения подростков работать в команде, можно использовать следующие приемы и методы: игровые психотехнические приемы, «мозговой штурм», ролевые игры и прочие упражнения. В том числе диагностику творческого мышления по тесту П. Торренса, в основе которого лежит способность к дивергентному мышлению, к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.

Для развития творческих способностей детей подросткового возраста, нами предлагаются следующие методы:

1. Мозговой штурм.

2. Метод проб и ошибок

3. Метод синектики (У. Гордон).

4. ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

5. Морфологический анализ (Ф. Цвикки).

6. Метод фокальных объектов.

7. Метод контрольных вопросов.

Список использованных источников:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.

2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2012. — 144 с.

3. Кудрявцев В. Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. — 1995. — №3. — С. 113-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.