Процедура расчета расходов (себестоимости) БУС по оказанию услуг технологической связи состоит из следующих последовательных этапов:
1. По факту, или с учетом ближайшего развития, рассчитывается количество зон УДС по категориям для рассматриваемого бассейна.
2. Анализируется существующее или планируемое штатное расписание БУС. Определяется и утверждается, как норматив, процентное отношение АУП, не занятого непосредственно в производственном процессе, к общему списочному составу.
3. На основе сложившейся системы оплаты труда в ГБУВ-ПиС определяется и утверждается, как норматив, доля оплаты труда по основному окладу в общей структуре ФОТ.
4. В соответствии с действующим законодательством фиксируется норматив начислений на ФОТ.
5. На основе статистики предыдущих лет определяется и утверждается, как норматив, доля ФОТ с начислениями в общем объеме расходов.
6. Рассчитывается себестоимость содержания (функционирования) каждой категории зоны УДС, с выделением себестоимости « канала безопасности».
7. Общий объем расходов по бассейну определяется умножением количества зон на единичную себестоимость.
Порядок возмещения расходов БУС определяет ГБУВПиС, в
соответствии со схемой финансирования:
1.Рассчитывается общий объем расходов БУС на год, с выделением расходов на «канал безопасности».
2.На основе заключенных договоров на услуги связи сторонним организациям планируется возмещение части расходов БУС за счет доходов по этой деятельности;
З.Оставшаяся часть общего объема финансирования возмещается ГБУВПиС через финансирование.
4. Расходы на «канал безопасности» должны быть учтены при расчете ставок платных услуг ГБУВПиС за лоцманскую проводку, канальный и другие сборы.
Литература:
1. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Принят Государственной Думой 7.02.2001 г.
2. Федеральный Закон «О связи». Принят Государственной Думой 18.06.2003 г.
3. Федеральный Закон «О естественных монополиях». Принят Государственной Думой 17.08.1995 г.
4. Е.А. Голубицкая, Г.М. Жигульская, Экономика связи: Учебник для ВУЗов. М., «Радио и связь», 2000 г.
5. Отчет о научно-исследовательской работе УДК621.396.03:656.62.007 Шифр «тарифы связи» Санкт-Петербург 2003 г.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
Налбатова Е., преподаватель экономики Московского государственного университета приборостроения и информатики
В данной статье речь пойдет о особенностях развития топливно-энергетического комплекса Восточного региона России на примере Дальнего Востока. Рассмотрены основные направления и пути использования инвестиций в представленном регионе.
Ключевые слова: топливно-энергетическом комплекс, эффективность использования, инвестиции, экономика.
FEATURES OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX OF THE FAR EAST, THE EFFECTIVE USE OF INVESTMENT
Nalbatova E., Professor of Economics Moscow State University Instrument Engineering and Informatics
This article focuses on the characteristics of the fuel and energy complex of the Eastern region of Russia as an example of the Far East. The main directions and ways of using investments in the region presented.
Keywords: fuel and energy complex, efficiency, investment, economy.
Современное сложное положение в экономике и энергетике России, неопределенность их развития в перспективе не позволяют говорить об устойчивом долгосрочном прогнозе развития ТЭК страны и ее отдельных регионов. Если не предпринимать действенных мер по реформированию.
Опыт десятилетий показывает, что инвестиции являются основополагающим фактором функционирования и развития экономики любого государства. Это особенно относится к капиталоемким отраслям топливно-энергетического комплекса, в том числе Дальнего Востока России, в котором сосредоточены угольная, нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленности, а также предприятия гидро-, электро- и теплоэнергетики.
Крупнейшие инвестиционные проекты на территории России в течение ближайших 15 лет (до 2020 г.) сосредоточены на Востоке страны, а суммарный объем инвестиций только по проектам, предполагающим вложения в размере не менее 100 млн. долл., составит в 200-230 млрд. долл. Это несколько превосходит предполагаемый объем инвестиций в экономику Европейской части России.
Российский Дальний Восток обладает крупными запасами углеводородов и является регионом, где международное инвестиционное сотрудничество -реальный способ значительного стимулирования экономического роста. Растущее производственное хозяйство этого региона нуждается в ресурсах для реализации стратегических проектов, проведения структурных реформ ТЭКа и восста-
новления производственного капитала. Для решения проблем ТЭКа Дальнего Востока необходимо создание новой транспортной и модернизация действующей энергетической и социальной инфраструктуры, внедрение высоко эффективных и природосберегающих технологий при разработке месторождений с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Иностранные инвестиции могут играть важную, а иногда и решающую роль в реализации крупных проектов освоения нефтегазовых месторождений на Востоке России, в том числе расположенных на территориях со сложными природными и геологическими условиями.
Ведущими зарубежными компаниями накоплен большой опыт такого освоения на всех стадиях технологической цепочки; они располагают соответствующими техническими средствами, организационной практикой и необходимыми финансовыми ресурса-ми1. Привлечение их к крупномасштабным разработкам особенно на уже подготовленные участки стимулирует, как показала реализация сахалинских проектов, активность и российских инвесторов
и, в целом при определенном уровне капитавложений может дать кумулятивный эффект.
Топливно-энергетический комплекс Дальнего Востока изначально формировался как база для внутрирегионального развития. Сегодня Дальний Восток представляется перспективным экспортером минеральных ресурсов, но вложения в их добычу связаны с повышенным риском. Одним из главных факторов недостаточной
1 Тихомирова И. П. Инвестиционный климат в России: региональные риски. - М.: Издательский центр, 2008 г.
инвестиционной привлекательности месторождений нефти и газа Восточной Сибири и Дальнего Востока является то, что месторождения расположены на отдаленных территориях, со слаборазвитой транспортной и производственной инфраструктурой. Однако комплексное освоение углеводородного сырья и выход на энергетические рынки АТР в условиях растущей востребованности топливноэнергетических ресурсов в мире может стать мощным инструментом внешней экономической политики России.2
Дальний Восток обладает практически всеми коммерческими топливно-энергетическими ресурсами: нефтью, газом, углем, гид-ро- и геотермальной энергией. Основные энергоресурсы Дальнего Востока сосредоточены в Сахалинской области, Республике Саха, Магаданской области, Камчатском крае. Обладателями лицензий на крупные участки недр являются российские государственные и частные компании. Поэтому международным компаниям необходимо сотрудничать с российскими компаниями в освоении месторождений. Это относится к Западно-Камчатскому шельфу, который в перспективе может опередить всем известные сахалинские проекты по добыче углеводородного сырья.
Значительные внешние финансовые средства пойдут в российский нефтегазовый комплекс если отечественные месторождения станут конкурентоспособными. Энергетическое сотрудничество Дальневосточный регион со странами АТР в области освоения углеводородного сырья и создания магистральных транспортных коридоров для поставки энергоресурсов в страны АТР и СВА повысит конкурентоспособность в последних.
В ближайшие десятилетия углеводороды станут доминирующими энергоносителями. Сложившаяся в России система доступа иностранного капитала имеет высокую степень огосударствления, сдерживающие иногда потенциальных инвесторов, в том числе и стратегических. Поэтому реализация крупных инвестиционных проектов на Востоке России требует расширения сотрудничества зарубежных и российских компаний.
Благодаря стабильному экономическому росту повысилась инвестиционная привлекательность некоторых регионов Дальнего Востока, в их числе Республики Саха, Приморского и Хабаровского края, Амурской области. Основные законодательные нормы в сфере регулирования иностранных инвестиций не допускают иностранных инвесторов в разработку месторождений, имеющих стратегическое значение для страны. Однако в силу природно-климатических, экономико-географических и исторических причин экономика Дальнего Востока ориентирована преимущественно на добычу сырья и его первичную переработку. Поэтому на мой взгляд, необходима корректировка законодательных норм, например дающая возможность создания особых экономических зон по совместной разработке с иностранными инвесторами, сложных месторождений в регионах Дальнего Востока.
В законе РФ «О недрах», например, следует установить жесткий перечень условий лицензионных соглашений по использованию природных ресурсов, в которых должны быть прописаны:
• сроки и объемы проведения работ по разведке и промышленной подготовке месторождений, по добыче, переработке и транспортировке природных ресурсов;
• механизмы участия добывающих компаний в социальноэкономическом развитии соответствующих территорий и экологические требования;
• порядок проведения независимого аудита; отзыва и передачи лицензий; программы лицензирования должны с высокой степенью надежности обеспечивать выполнение намечаемых показателей по добыче и переработке природных ресурсов и контроля за выполнением этих условий;
• принципы участия бюджетов разного уровня в финансировании проектов, жизненно важных для ресурсодобывающих регионов (в том числе, долевое участие, налоговые льготы, кредиты и «каникулы», государственные гарантии, погашение части ссудного процента).
Проекты «Сахалин 1», «Сахалин-2» стали наиболее успешными объектами с участием крупных международных компаний: «Эк-сон Мобил», «Содеко» «ОНГК Видеш», «Ройял Датч Шелл», «Мицубиси», «Мицуи». На начало 2008 г. объем накопленных иностранных инвестиций в Сахалинской области превышал 24 млрд. долл.
Ведущим отраслевым направлением вложения ПИИ на Дальнем Востоке является ТЭК, на долю которого приходится более 65% совокупного их объема. Основными странами-инвесторами выступают Япония, Нидерланды и Великобритания (их совокупная доля
- 65%). Основная форма привлечения иностранных инвестиций в ТЭК Дальнего Востока - СРП, заключенные еще до вступления действия закона «Соглашения о разделе продукции» («Сахалин 1, 2»), и совместные предприятия. СРП являются самой распространенной формой сотрудничества. Однако в России СРП не получили широкого распространения в силу сложности и многоступенчатости их заключения и реализации.
Формирование нефтегазового комплекса на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока представляет собой крупный интеграционный проект, который требует стратегического управления со стороны государства, и, в первую очередь, координации деятельности различных субъектов РФ и нефтегазовых компаний, в том числе российских и международных.
Увеличение масштабов природного газа, сырой нефти, угля (а также электроэнергии) в региональном производстве энергетических ресурсов требует повышения доли экспортного использования продукции ТЭК. Перспективное производство первичных ТЭР Дальнего Востока примерно на 70% связывается с их реализацией на рынках стран АТР. Осуществление капиталоемких проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» к 2010 г. резко усилило нефтяную составляющую экспорта Дальнего Востока в страны СВА, в частности, в Японию (до 60%), Республику Корея, Китай.
Перспективы повышения потребления экспорта продукции ТЭК в условиях развития на территории Дальнего Востока энергоемких и перерабатывающих энергетическое сырье производств требуют сбалансированного удовлетворения внешних и внутренних потребностей. С точки зрения финансового вложения, выгоднее делать ставку на крупномасштабный экспорт электроэнергии из ОЭС Востока, чем проводить системную модернизацию энергообъединения, исходя из больших потребностей. При этом необходимо учитывать, что увеличение спроса на электроэнергию на внутреннем рынке снижает риски для региона при высокой зависимости от внешних ее потребителей.
Оценка развития экспорта электроэнергии из ОЭС Востока в КНР показывает, что в регионе не так много эффективных проектов по эксплуатации природных ТЭР. При его значительном росте к 2025 г. будут использованы гидроэнергетические проекты юга Дальнего Востока. В этой связи проекты ГЭС на юге ДФО, по-видимому, целесообразно оставить в качестве стратегического резерва, а экспорт обеспечивать проектами поставки угля и природного газа.
На Дальнем Востоке реализуется несколько крупных инвестиционных проектов, которые послужили отправной точкой появления новой стратегической инициативы - восточного направления энергетической политики России; имеются ввиду проекты: нефтепровод ВСТО; пакет соглашений о проработке условий о крупномасштабных поставок электроэнергии из России в КНР; «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона»; подготовка программных документов по изучению и лицензированию участков недр углеводородного сырья в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке; проект «Комплексное развитие Южной Якутии». Для их реализации потребуется диверсификация экономики путем привлечения государственных и иностранных инвесторов в создании обрабатывающих производств, а также развитие энергетического сектора для расширения масштабов добычи и переработки полезных ископаемых.
Механизм использования иностранных инвестиций должен ориентироваться на схему: «углеводороды в обмен на технологии».3 Необходимо совместно с крупнейшими мировыми фирмами проводить разработку месторождений углеводородного сырья - месторождений угля (Эльгинское), нефти и газа - Сахалинские шельфовые, Камчатка 1 и 2, Магадан 1 и 2. При этом важно рационально и комплексно использовать природные ресурсы, более полно извлекать полезные компоненты за счет углубленной переработки исходного сырья, получения полуфабрикатов и конечных продуктов, широко применять природосберегающие технологии.
2 Прямые иностранные инвестиции в России: проблемы совершенствования политики//Внешнеэкономические связи России. - 2001.-№19.- М.: ВНИИВС, 2001.
3 Ложникова А.В. Инвестиционные механизмы в реальной экономике. - М.: МЗ - Пресс, 2001.
Таким образом, привлечение иностранных инвестиций приобретает народно-хозяйственное значение и следовательно, требует соответствующего внимания со стороны законодательной и исполнительной власти, а также региональных властей, формирующих региональную инвестиционную политику.
Литература:
1.Тихомирова И. П. Инвестиционный климат в России: региональные риски. - М.: Издательский центр, 2008г.
2. Ушаков И.И. Как привлечь инвестиции (CD-ROM). - СПб.: Питер, 2009г.
3. Филин С.А. Управление инвестициями в инновационной сфере экономики. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2008.
4. Прямые иностранные инвестиции в России: проблемы совершенствования политики//Внешнеэкономические связи России.
- 2001.- №19.- М.: ВНИИВС, 2001.
5. Ложникова А.В. Инвестиционные механизмы в реальной экономике. - М.: МЗ - Пресс, 2001.
МАТРИЧНЫИ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ ФЛОТА
Эглит Я.Я., профессор, д.т.н. ГМА им. адмирала Макарова Эглите К.Я., к.т.н., доцент Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций
В статье рассмотрены методы управления, позволяющие сочетать различные уровни управления, обеспечивающие сбалансированность и комплексность управленческих решений на любом уровне. Основное внимание уделено матриничному подходу в системе управления техническим обслуживанием флота и организации технического снабжения.
Ключевые слова: матричный подход, техническое обслуживание флота.
MATRIX APPROACH IN THE MANAGEMENT OF FLEET MAINTENANCE
Eglit Y., Professor, Doctor of Techniques, Admiral Makarov GMA Eglite K., Doctor of Techniques, lecturer St. Petersburg State University of Water Communications
The article deals with methods for managing to combine different levels of management to ensure balance and complexity of management decisions at any level. Emphasis is placed on matrix approach in the management offleet maintenance and procurement organization.
Keywords: matrix approach, maintenance of the fleet.
Ведущую роль в повышении научного уровня управления принадлежит разработке методов, обеспечивающих органическое сочетание различных уровней управления.
Применение таких методов создаёт условия для обеспечения глубокой сбалансированности и комплексности управляющих решений на любом уровне. Односторонне доминирующая роль какого-либо подхода порождает различные комплексы отрицательных последствий. Поэтому, не потеряв своей значимости в решении глобальных задач, министерства и ведомства освобождены от занятия несвойственными им вопросами. Попытки решить через министерства проблемы межотраслевого характера либо задачи управления технического обслуживания флота не дают нужных результатов, ведут к обрастанию мелкими, зачастую примитивными производствами, нарушают специализацию, мешают реализации её преимуществ.
Обеспечение органического сочетания отраслевого и регионального планирования и управления как одной и основных предпосылок повышения эффективности управления хозяйством в целом предполагает решение задачи по укреплению органов, осуществляющих комплексно планирование и управление техническим обслуживанием флота.
Их специфические функции состоят не в суммировании и дублировании отраслевых показателей, а в решении специфических проблем, таких, как обеспечение техническим обслуживанием судов, сбалансированности между различными видами технического обслуживания, организациями материально- технического снабжения, баланса рабочей силы и т. д. Всё это предполагает подъём методов управления технической эксплуатацией флота на качественно новый уровень, приведение штатов и организационной структуры всех звеньев системы в соответствие с решаемыми задачами. Эти органы должны быть наделены не только ответственностью за правильность принимаемых решений, но и соответствующими правами и ресурсами.
Применительно к новым задачам следует отработать и методы взаимодействия различных уровней управления технического обслуживания флота.
Наибольшее распространение нашли матричные математические модели, предназначенные для анализа и планирования производства и распределения на различных уровнях. В частности, этот метод удобен для принятия управленческих решений путём анализа баланса объемов работ по техническому обслуживанию флота и
производственным мощностям судо-ремонтного завода (СРЗ). В матричных моделях балансовый метод, являющийся одним из важнейших методов планирования, получает строгое математическое выражение. Это обеспечивает сопоставление полностью сбалансированных, внутренне согласованных планов, облегчает исследования сложившихся пропорций в технической эксплуатации флота, позволяет широко применять компьютерную технику в разработке отчётных материалов и планировании технической эксплуатации флота.
Матричные модели являются важным инструментом плановых расчетов с целью совершенствования управления техническим обслуживанием флота. С их помощью осуществляется управление техническим обслуживанием судов, расчёт потребностей в техническом обслуживании, судостроительных и судоремонтных предприятий, расчёт фонда заработной платы, затрат труда, дополнительных капитальных вложений. С помощью матричных моделей можно определить основные показатели как отдельных звеньев, так и технического обслуживания флота в целом, причем, в их взаимной связи и полной балансировке. Кроме того, матричная модель удобна для проведения анализа эксплуатационно-экономических показателей, поскольку является простой и наглядной формой отображения свойств всех звеньев технической эксплуатации флота. С помощью матричной модели выявляются нерациональные связи, для чего используются загрузка обслуживающих объектов и применение рабочей силы. Матричные модели, построенные в сопоставимых стоимостных показателях, служат для анализа взаимодействия различных видов деятельности в системе, которые в целом формируют итог хозяйственной деятельности при техническом обслуживании флота.
Особый класс представляют собой информационные матрицы, в которых отображается движение и переработка информации (признаков, показателей, документов) в процессах управления техническим обслуживанием судов. Особенность этих моделей заключается в том, что они, как правило, бывают комбинаторными: показатели, стоящие на пересечении строк и колонок, показывают лишь наличие или отсутствие связи между элементами информационной системы. Широко используемые формы записи информации для систематизации исходных данных в решаемых задачах (корреляционного анализа, математического программирования и т.д.) могут также, в известном смысле, рассматриваться в качестве матричных моделей. Однотипные матричные модели образуют единую