Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
284
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДОШКОЛЬНИКИ / ДИЗАРТРИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петросян Л.А., Сухонина Н.С.

Статья посвящена особенностям развития темпо-ритмических способностей у дошкольников с дизартрией. В ходе изложения статьи обоснованы особенности развития темпо-ритмических способностей у старших дошкольников с дизартрией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Петросян Л.А., Сухонина Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT TEMPO-RHYTHMIC ABILITIES OLDER PRESCHOOLERS WITH DYSARTHRIA

The article is devoted to the peculiarities of the development of tempo-rhythmic abilities in preschoolers with dysarthria. In the course of the presentation of the article, the features of the development of tempo-rhythmic abilities in older preschoolers with dysarthria are substantiated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»

УДК 37

Петросян Л.А.

студентка кафедры специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

Сухонина Н.С.

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация: статья посвящена особенностям развития темпо-ритмических способностей у дошкольников с дизартрией. В ходе изложения статьи обоснованы особенности развития темпо-ритмических способностей у старших дошкольников с дизартрией.

Ключевые слова: особенности развития, темпо-ритмические способности, дошкольники, дизартрия.

Для развития темпо-ритмических способностей очень важен доречевой период развития ребенка, поскольку именно тогда происходит координация речедвигательных и слуховых образов, отрабатываются интонационные рисунки родного языка. В это время ребенок ориентируется не на смысл сказанного, а на эмоциональный окрас речи, поэтому он очень восприимчив к просодической стороне языка.

Ребенок, усваивая русский язык, должен овладеть просодическими средствами, научиться по ним, как и по звукам, распознавать разные по значению

высказывания других, а также овладеть умением применять их с теми же целями, то есть использовать их как фонологические средства языка [5].

В начальный период формирования речи у детей, имеющих речевые дефекты развития основных компонентов речевого слуха, идет неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несет звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса:

- по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый);

- по тембру (отличают по голосу мать и других близких);

- по ритмическому рисунку слова, то есть правильно воспринимают его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи [3].

В дальнейшем в возрасте 5-6 лет в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха - способности четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.

У детей дошкольного возраста 5-6 лет наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения. Но степень развития слухового сосредоточения у старших дошкольников достаточна, чтобы привить им чуткость к слоговой структуре слова, сформировать навыки в правильной постановке ударения в слове [2].

Темпо-ритмические способности детей с нарушениями речи характеризуется тем, что темп речи ускорен. У некоторых детей на фоне грудного регистра появляется фальцет, вдох с придыханием, с поднятием плеч; отмечается верхнегрудное дыхание, ослаблен речевой выдох. Дети говорят на вдохе - в этом случае речь становится захлебывающейся. Наблюдается нечеткая дикция, речь невыразительная. При рассказывании стихотворная речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает [4].

Темп речи у детей с преобладанием процесса торможения замедленный, с преобладанием процесса возбуждения ускоренный. Нарушения темпа речи могут быть обусловлены не только нарушениями равновесия между основными нервными процессами, но и нарушением нормативной длительности звуков, прежде всего гласных. При увеличении нормативной длительности гласных темп речи замедляется, а при уменьшении - ускоряется, с проглатыванием целых слогов. У детей с преобладающим процессом возбуждения, просодическая сторона речи характеризуется: нарушенным ритмом речи, высоким тембром, громким голосом, крикливым, темп речи, ускоренный [5].

Характеризуя такую речевую патологию, как дизартрия Л.С. Волкова отмечала: «Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленной недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдается несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты» [1].

Таким образом, становление речи неразрывно связано с развитием темпо-ритмических способностей. В дошкольном возрасте вследствие слабого регулирования подкорковых процессов, речь детей с нарушениями очень эмоциональна. Эмоциональность выражается разнообразными изменениями в голосе. В онтогенезе темпо-ритмические способности развиваются автоматически, по правилам предписательного неосознанного характера к 5-6 годам. В то же время как у детей с нарушением речи данный процесс существенно оттянут во временном диапазоне. В данном исследовании мы остановились на речевом нарушении «дизартрия». Подводя итоги данного параграфа, следует отметить, что дети с данной речевой патологией слабо владеют темпо-ритмическими компонентами речи. Большинство детей недостаточно правильно воспринимают и воспроизводят ритм и темп, а так же не владеют способностью соблюдать паузы в процессе речевого высказывания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Волкова, Л.С. Логопедия: учебное пособие / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е. М. Мастюкова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 703 с.

Ларина, Е.А. К вопросу о периодизации развития интонационной системы языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Ларина. // Коррекционная педагогика. - 2009. - №1 (31). - С. 5-14.

Ляксо, Е.Е. Акустический аспект формирования речи ребенка на третьем году жизни / Е.Е. Ляксо, А.Д. Громова, О.Е. Фролова, О.Д. Романова. // Физиол. журн. - 2004. - Т. 90. № 1. - C. 83-96.

Печора, К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи / К.Л. Печора. -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016. - 96 с.

Правдина, О.В. Логопедия: Учеб. пособие для дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Наука, 2017. - 272 с.

Южакова, М.Э. Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников / М.Э. Южакова. // Молодой ученый. - 2016. - №2 7 (111). - С. 347349.

Petrosyan L.A.

student of the Department of Special (defectological) education Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov

Sukhonina N.S.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov

FEATURES OF DEVELOPMENT TEMPO-RHYTHMIC ABILITIES OLDER PRESCHOOLERS WITH DYSARTHRIA

Abstract: the article is devoted to the peculiarities of the development of tempo-rhythmic abilities in preschoolers with dysarthria. In the course of the presentation of the article, the features of the development of tempo-rhythmic abilities in older preschoolers with dysarthria are substantiated.

Keywords: features of development, tempo-rhythmic abilities, preschoolers, dysarthria.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.