Научная статья на тему 'Особенности развития телевидения Иордании'

Особенности развития телевидения Иордании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
111
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ ИОРДАНИИ / ТЕЛЕЖУРНАЛИСТЫ / АГЕНТСТВО "ПЕТРА" / ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ТЕЛЕВЕЩАНИЕ / ТРАНСЛЯЦИЯ / ПРОВОДНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СПУТНИКОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / КАБЕЛЬНЫЕ СЕТИ / TELEVISION OF JORDAN / TV REPORTERS / PETER AGENCY / VISUAL MEANS / TELECASTING / BROADCASTING / CABLE TELEVISION / SATELLITE TELEVISION / CABLE NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Барука Бибарс, Ахмадулин Евгений Валерьевич

Целью является анализ основных этапов становления и развития телевидения Хашимитского Королевства Иордания. Исследование современных проблем телевидения Иордании имеет практическое значение для определения его роли в системе национального СМИ, а также в государстве и обществе. Методология работы основывается на комплексном анализе современного иорданского ТВ в контексте исторических, культурных, общественно-политических процессов, включает методы исторический, системный, структурно-функциональный, сравнительный. Главным становится вывод о том, что за годы своего развития телевидение Иордании заметно прогрессирует в различных направлениях в техническом оснащении телевещания, в подготовке профессиональных кадров и расширении жанрово-тематического диапазона телепередач. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения СМИ арабского региона и, в частности, для освещения работы СМИ Иордании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TELEVISION DEVELOPMENT IN JORDAN

The purpose of this paper is to analyze the main stages of formation and development of television in the Hashemite Kingdom of Jordan. The research of modern problems of television in Jordan has practical value for definition of its role in a system of national media, as well as in the state and society. The methodology of work is based on the complex analysis of modern Jordanian TV in the context of historical, cultural, social and political processes, and includes methods historical, system, structurally functional, and comparative. The main thing is the conclusion that for years of its development, the television of Jordan considerably progresses in various directions in telecasting hardware, in training of professional staff and expansion of genre and thematic range of telecasts. Results of this research can be used for further studying the media of the Arab region and, in particular, for publicizing the work of media of Jordan.

Текст научной работы на тему «Особенности развития телевидения Иордании»

ЖУРНАЛИСТИКА

УДК 654.197(569.5) ББК 76.03(5Иор) Б 26

Барука Бибарс

Аспирант Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, e-mail: bibars.barouqa@ mail.ru

Ахмадулин Е.В.

Доктор филологических наук, профессор кафедры теории журналистики Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, e-mail: ahmadulin@mail.ru

Особенности развития телевидения Иордании

(Рецензирована)

Аннотация:

Целью является анализ основных этапов становления и развития телевидения Хашимитского Королевства Иордания. Исследование современных проблем телевидения Иордании имеет практическое значение для определения его роли в системе национального СМИ, а также в государстве и обществе. Методология работы основывается на комплексном анализе современного иорданского ТВ в контексте исторических, культурных, общественно-политических процессов, включает методы - исторический, системный, структурно-функциональный, сравнительный. Главным становится вывод о том, что за годы своего развития телевидение Иордании заметно прогрессирует в различных направлениях - в техническом оснащении телевещания, в подготовке профессиональных кадров и расширении жанрово-тематического диапазона телепередач. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения СМИ арабского региона и, в частности, для освещения работы СМИ Иордании. Ключевые слова:

Телевидение Иордании, тележурналисты, агентство «Петра», визуальные средства, телевещание, трансляция, проводное телевидение, спутниковое телевидение, кабельные сети.

Barouqa Bibars

Post-graduate student of Institute of Philology, Journalism and Cross-Cultural Communication, Southern Federal University, e-mail: bibars.barouqa@mail.ru

Ahmadulin E.V.

Doctor of Philology, Professor of Department of Institute of Philology, Journalism and Cross-Cultural Communication of Southern Federal University, e-mail: ahmadulin@mail.ru

Features of television development in Jordan

Abstract:

The purpose of this paper is to analyze the main stages of formation and development of television in the Hashemite Kingdom of Jordan. The research of modern problems of television in Jordan has practical value for definition of its role in a system of national media, as well as in the state and society. The methodology of work is based on the complex analysis of modern Jordanian TV in the context of historical, cultural, social and political processes, and includes methods - historical, system, structurally functional, and comparative. The main thing is the conclusion that for years of its development, the television of Jordan considerably progresses in various directions - in telecasting hardware, in training of professional staff and expansion of genre and thematic range of telecasts. Results of this research can be used for further studying the media of the Arab region and, in particular, for publicizing the work of media of Jordan.

Keywords:

Television of Jordan, TV reporters, Peter agency, visual means, telecasting, broadcasting, cable television, satellite television, cable networks.

Телевидение Хашимитско-го Королевства Иордания развивалось и в настоящее время развивается под воздействием ряда факторов - национальных, религиозных, геополитических культурно-исторических, демографических, военно-политических, природно-климатических, производственно-хозяйственных, социально-

экономических. Все они оказывают серьезное влияние на систему телевещания в целом и содействуют достижению его главной цели - оказанию населению комплекса услуг информационно-аналитического, политико-правового, религиозного культурно-развлекательного, спортивно-оздоровительного характера.

Телевидение, как и радио, вошло в жизнь арабских стран гораздо позже, чем в развитых странах Европы и Америки. В Иордании вопрос о создании национального телевидения был впервые поставлен на государственном уровне только в 1964 году. Однако решение об основании телецентра в Аммане было принято только в 1966 году, после того как Совет Министров Иордании постановил выделить финансы на строительство телевизионного центра [1]. Именно в этот период в иорданской, арабской и мировой печати было опубликовано обращение Иорданского правительства

ко всем корпорациям, желающим принять участие в осуществлении государственных планов развития национального телевидения.

Американская телекорпорация «Ар-Ти-Ви Интернешнл» первой приняла участие в создании Иорданского телевизионного центра, и в начале июля 1966 года в Аммане началось строительство самого здания. Уже в апреле 1968 года телецентр был построен и готов к трансляции пробных передач и программ. Официальное открытие Иорданского телевидения состоялось 27 апреля 1968 года.

Начало работы телевидения Иордании было связано с формированием кадров, который составили журналисты, работники кино, театра и радио. Первые иорданские телевизионщики не создавали постоянных передач, т. е. не производили программных продуктов, а лишь предоставляли зрителям новостную информацию о событиях в стране и в мире. Только «в начале 1972 года стала регулярно выпускаться передача «Аттакрир Аль-Яуми» - «Ежедневный комментарий», включавшая не только информативные блоки, но различные комментарии и интервью» [1]. В это же время была создана спецслужба «Отдел изучения и исследования», которая создавала первую аналитическую передачу

«Хиуармаа Мауль» - «Дискуссия с ответственным лицом». Данная продукция иорданского телевидения носила ярко выраженный публицистический характер и касалась актуальных социальных проблем, связанных со здравоохранением, электро- и водоснабжением, культурой и т. д. Для участия в программе приглашались государственные чиновники, отвечавшие за ту или иную отрасль экономики, культуры и здравоохранения. Подобного рода телепередачи сыграли важную роль в развитии телевидения в системе СМИ Иордании.

В начале становления Иорданского телевидения в основном преобладали программы новостные, информационные и политические. В центре внимания первых телевизионщиков были отдельные факты, способом отображения которых являлось дикторское чтение, дополненное выступлениями специалистов и общественно-политических деятелей. Реже на экранах иорданцев появлялись беседы, интервью и комментарии.

Авторитет телевидения как средства массовой информации в Иордании стал повышаться благодаря выступлениям короля Хуссейна, в которых он непосредственно обращался к своему народу и говорил о важнейших проблемах внутренней и внешней политики правительства. Вслед за королем Хуссейном на телевидении стали выступать члены его правительства и работники различных государственных учреждений.

Иорданские тележурналисты получили профессиональный опыт, расширяя тематику различных передач, используя разнообразные журналистские жанры - беседу, репортаж, интервью и т. д. Иными словами, появлению визуальной информации, фиксирующей событие статично или в динамике, предшествовал непродолжительный период использования разговорных жанров. Это было связано с тем, что творческий коллектив, журналистско-

редакторский состав Иорданского телевидения был в основном создан из опытных работников радиовещания, многие из которых долгое время занимались организацией бесед и интервью. Существенное значение имело и то обстоятельство, что в Иордании фактически не было профессиональных кадров, т. е. в стране отсутствовали кинооператоры, режиссеры, монтажеры и видеоинженеры, которые имели бы опыт организации киносъемок и обработки киноматериалов.

Следующий этап в развитии телевидения Иордании связан с появлением на телеэкранах киноматериалов, отснятых профессиональными иорданскими кинооператорами. Их киносюжеты, кинорепортажи и фильмы с течением времени заняли значительное место в различных телепрограммах страны.

В 1965 г. в Аммане было основано государственное информационное правительственное агентство, с 16 августа 1980 г. официально названное «Петра», в честь древнего наботейского государства, находившегося в Красных скалах Петры, на юге Иордании [2].

Появление в 1970 году на Иорданском телевидении передвижной телевизионной станции дало возможность значительно усовершенствовать телепрограммы. В 1971 году были организованы еще две станции, одна из них - передвижная телевизионная видеозаписывающая станция. С этого периода иорданские тележурналисты стали интенсивно осваивать жанр репортажа, который за последние десятилетия стал появляться на экране чаще, особенно в программах телевизионных новостей [2].

В течение своего дальнейшего развития Иорданское телевидение предпринимало интенсивные меры по улучшению технического качества телепрограмм. Самое главное достижение Иорданского телевидения этого периода - это возможность организации и проведения внестудийных телерепортажей.

Так завершился период становления информационных жанров Иорданского телевидения и начался этап поисков путей их развития и совершенствования.

В 1976 году для организации современного средства прямой телевизионной связи между арабскими странами была создана арабская космическая сеть «Арабсат». В настоящее время в Арабскую телевизионную космическую сеть кроме Иордании входят 22 арабских государства - Тунис, Саудовская Аравия, Египет, Ливан, Марокко, Судан и др.

В конце 1994 года агентство «Петра» стало осуществлять трансляцию с помощью спутника, а в 1997 году организовало специальную службу в пространстве Интернета для распространения информации на сайтах на английском и арабском языках [4]. Агентство «Петра» является членом арабского Агентства новостей «Вана», членом Исламского международного агентства новостей «Ина». В большинстве стран мира, в том числе в арабских странах, работают корреспонденты Агентства. На протяжении последних десятилетий три раза в день проводится трансляция телепередач, предоставляется бесплатная информация для 48 телекомпаний и информационных агентств. Трансляция новостей по всему миру осуществляется через спутник [3].

Сегодня объем вещания телевидения Иордании составляет около 19 часов в сутки, что является весомым доказательством интенсивного роста и мощного развития телевидения в стране. Все информационные и тематические материалы, реклама и объявления прежде чем попасть на экран проходят строгую цензуру.

В современной Иордании, составляющей неотделимую часть арабского мира, функционирует достаточно развитая система СМИ, опирающаяся на современные технические достижения. В настоящее время наряду с правительством Иордании

многие крупные компании страны вкладывают большие средства в развитие проводного телевидения, причем борьба за монополизацию телевидения в стране идет как в национальных, так и международных масштабах.

За более чем 40 лет работы Иорданское телевидение прошло большой путь: от одной студии, одного передатчика и одной станции, насчитывающей 80 сотрудников (из которых около 50 человек были специально нанятыми зарубежными журналистами). Сегодня на Иорданском телевидении работает более 2000 сотрудников, практически не привлекаются иностранные специалисты. И теперь телевидение имеет в своем распоряжении богатый технический арсенал, собственный центр обмена информацией и в дополнение ко всему - подключение к системе спутникового телевидения. В связи с этим необходимо отметить, что развитие Иорданского телевидения, хотя и происходило в сложных экономических условиях, его коммуникационная система почти всегда функционировала в стабильной внутренней политической обстановке, что также сказалось на его успешном развитии.

На сегодняшний день телевидение Иордании является членом Арабского Союза Вещания (ABU), аналогичного Европейскому Союзу (EBU), а также является членом Азиатского Союза Вещания (ASBU). Иорданское телевидение пользуется заслуженным авторитетом у дружественных арабских стран, а также у Израиля.

Таким образом, телевидение Иордании прошло сложный и долгий путь становления и развития. Оно создавалось и продолжает развиваться в качестве правительственной организационно-правовой структуры, финансируемой государством. При создании единой телекоммуникационной системы перед Иорданским телевидением были поставлены задачи образования,

информации и развлечения. Однако на сегодняшнее время главной задачей тележурналистов Иордании становится объективное изложение происходящих событий в арабском регионе и внутри страны, а работа телевидения направляется на широкое освещение внутренней и внешней политики. Передачи национального

телевидения создаются так, чтобы открыто показать иорданскому народу деятельность правительства и главы государства короля Абдаллы II во внешней и внутренней политике, направленную на сохранение и укрепление добрососедства и взаимопонимания между арабскими странами и народами мира.

Примечания:

1. Абдель Карим Фавваз Бараках Аль Батаинех. Организационно-экономические факторы развития и повышения результативности деятельности телевидения Иордании: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2002.

2. Бани Думи Мухаммад Хейр. История иорданской журналистики 1920-2000 гг. Амман: Профсоюз журналистов, 2003. 118 с. (на араб. яз.).

3. Тахсин Мохаммд Анис Шарадга. Анализ современных средств массовой информации Иордании // Вестник РУДН. Сер. Литературоведение. Журналистика. 2011. № 3.

4. URL: www.petra.gov.jo/arabic/aboutpetra.sht

References:

1. Abdel Karim Favvaz Barakah Al Batainekh. Organizational and economic factors of the development and improvement of the performance of Jordan television: Diss. for the Cand. of Economy degree. SPb., 2002.

2. Bani Dumi Muhammad Heir. History of Jordanian journalism of 1920-2000. Amman: Trade Union of Journalists, 2003. 118 pp. (in the Arabic language).

3. Takhsin Mohammad Anis Sharadga. Analysis of modern mass media in Jordan // Bulletin of the RUDN University. Ser. Literary studies. Journalism. 2011. No. 3.

4. URL: www.petra.gov.jo/arabic/aboutpetra.sht

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.