Научная статья на тему 'Особенности развития технических способностей инженера-строителя в процессе обучения в вузе'

Особенности развития технических способностей инженера-строителя в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
693
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ОПЕРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / TECHNICAL ABILITIES / MENTAL PROPERTIES / FUNCTIONAL AND OPERATING MACHINERY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мелкобродова Наталья Владимировна

В статье рассматривается процесс развития технических способностей будущих инженеров-строителей на основе концепции функциональных и операционных механизмов. Автором предложен комплекс мероприятий по развитию данного профессионально важного качества инженера-строителя в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Engineering Builders’ Technical Abilities Development at University

The article considers the process of future engineering builders’ technical abilities development on the basis of functional and operating machinery concept. The author offers some complex measures for the mentioned quality development in the training process at higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Особенности развития технических способностей инженера-строителя в процессе обучения в вузе»

УДК 378 ББК 74.58

Мелкобродова Наталья Владимировна

соискатель кафедра педагогики Курганский государственный университет г. Курган

Melkobrodova Natalia Vladimirovna

Applicant for a Degree Chair of Pedagogy Kurgan State University Kurgan

Особенности развития технических способностей инженера-строителя в

процессе обучения в вузе Peculiarities of Engineering Builders’ Technical Abilities Development at University

В статье рассматривается процесс развития технических способностей будущих инженеров-строителей на основе концепции функциональных и операционных механизмов. Автором предложен комплекс мероприятий по развитию данного профессионально важного качества инженера-строителя в процессе обучения в вузе.

The article considers the process of future engineering builders’ technical abilities development on the basis of functional and operating machinery concept. The author offers some complex measures for the mentioned quality development in the training process at higher education institutions.

Ключевые слова: технические способности, психические свойства, функциональные и операционные механизмы.

Key words: technical abilities, mental properties, functional and operating machinery.

Технические способности в профессиональной деятельности инженера любой специальности являются одними из основных профессионально важных качеств. Так, например, технические способности в деятельности инженера-строителя проявляются в умении оценивать техническое состояние строительных объектов, оборудования; способность осуществлять ремонт оборудования и осваивать новое оборудования; конструировать детали и узлы; умении осуществлять обслуживание технологического оборудования и машин; владении правилами и технологией монтажа, наладки, испытания конструкций, инженерных систем и оборудования строительных объектов. Поэтому развитие технических способностей будущих инженеров-строителей в процессе обучения в вузе имеет важное значение.

Под техническими способностями Е.С. Рапацевич понимает сочетание индивидуально-психических свойств, которые дают возможность человеку при благоприятных условиях сравнительно легко и быстро усваивать систему кон -структорско-технологических знаний, умений и навыков, т.е. овладевать в совершенстве одной или несколькими техническими профессиями и добиваться значительных успехов в них. Технически способности имеют сложную структуру и включают в свой состав комплекс простых качеств. Главными компонентами технических способностей являются: склонность к технике и техническому творчеству, техническое мышление, пространственное воображение; техническая наблюдательность; ярко выраженная зрительная и моторная память; точность глазомера; ручная умелость (ловкость) [4]. Следовательно, судить об общем уровне развития технических способностей можно исходя из сформиро-ванности каждого профессионально важного качества, входящего в их состав.

В своей работе, рассматривая процесс развития технических способностей будущих инженеров-строителей, мы опирались на исследования В.Д. Шадрикова. Открытия, сделанные им относительно сущности процесса развития профессионально важных качеств послужили фундаментом нашего исследования.

Приступая к освоению профессиональной деятельности, субъект располагает определёнными психическими свойствами, ряд из которых является профессионально важными. Эти свойства характеризуются определённым уровнем развития функциональных и операционных механизмов. Но данные механизмы не приспособлены к профессиональной деятельности. В процессе освоения профессии и становления психологической системы деятельности происходит перестройка операционных механизмов психических свойств в соответствии с требованиями деятельности. В.Д. Шадриков называет этот процесс перестройкой операционных механизмов в оперативные. Таким образом, развитие профессионально важных качеств идёт в направлении приспособления отдельных свойств к системе деятельности, так и отдельных качеств к предметному миру в соответствии с требованиями профессии. Данный процесс составляет сущность

процесса перехода от психического свойства к профессионально важным качествам [5]. Таким образом, в основе процесса развития профессионально важных качеств лежит процесс развития психических свойств.

Наиболее полно и глубоко проблема психических свойств рассмотрена Б.Г. Ананьевым. Согласно, предложенной им схеме, развитие психических свойств проявляется как развитие функциональных и операционных механизмов. Функциональные механизмы - это та нейрофизиологическая основа, кото -рая закладывается генетически и складываются задолго до возникновения операционных механизмов, составляя их внутреннее основание. К функциональным образованиям относятся свойства нервной системы (инертность - подвижность), сенсорные функции различных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и т.д.), мнемические, психомоторные, тонические, речедвигательные и т.д. [1] Операционные же механизмы представляют собой сложную систему перцептивных действий и приёмов, которые возникают вследствии индивидуального развития и жизненного опыта, формируясь в тех или иных видах научения. Для развития операционных механизмов необходим определённый уровень функционального развития. В свою очередь, операционные механизмы создают условия для развития функциональных механизмов, переводят их на новый качественный уровень возможностей [5].

Такова общая картина развития психических свойств. Дальнейшее их развитие в профессионально важные качества предполагает переход операционных механизмов психических свойств в оперативные, в соответствии с требованиями определённой профессиональной деятельности. По этой причине общий для всех специалистов психологический механизм реализуется затем в различных (специфических для данной профессии) профессионально важных качествах.

В целом процесс развития профессионально важных качеств можно представить следующим образом (рис.1).

Рис. 1. Процесс перехода психических свойств в профессионально важные качества

В соответствии с данной концепцией нами был рассмотрен процесс развития технических способностей. В каждом компоненте, входящем в состав технических способностей нами были определены психические свойства.

Центральным звеном в системе технических способностей, их главным компонентом является техническое мышление. Оно выполняет регулирующую, объединяющую функцию в отношении остальных компонентов. Техническое мышление это процесс отражения в сознании производственно-технических процессов и объектов, принципов их устройства и работы с использованием технических образов и оперирование этими образами.

М. Юрчо выделяет следующие особенности технического мышления: ему присущи основные характеристики мышления человека, а его сущность связана с осознанием и разрешением проблем; основным «строительным материалом» технического мышления является технические понимания и категории; особым образом и в повышенной мере в нём проявляется пространственное представление объектов [2].

Исходя из указанных особенностей технического мышления можно определить его функциональные и операционные механизмы. Функциональным механизмом является состояние аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга большого полушария, органов чувств. Операционные механизмы технического мышления это прежде всего мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация; пространственное представление, предполагает умение оперировать образами; техническое понимание (способность правильно воспринимать пространственные модели) включает систему измерительных, соизмерительных, корректирующих и

других действий.

С техническим мышлением неразрывно связано пространственное воображение - психический процесс создания образов технических изделий, технологических процессов, путем комбинирования имеющихся у человека представлений о технических объектах и технологических процессах. Воображение позволяет представить результат труда до его начала. Образы воображения возникают и оформляются на основе имеющегося у человека опыта и представлений памяти [4]. Таким образом, операционная сторона пространственного воображения характеризуется умением оперировать новыми образами и мнемиче-скими действиями. Функциональным механизмом является развитие нервной системы и органов чувств.

Представления зрительной и двигательной памяти образуют тот арсенал образов технических объектов, откуда техническое мышление и пространственное воображение черпает основной материал для создания принципиально новых образов технических объектов [4]. Функциональным механизмом мнемических способностей является сила, лабильность, уравновешенность нервной системы. Операционные механизмы мнемических способностей представляют мнемические действия и приёмы, которые образуют набор способов обработки материала: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание ранее воспринятого.

Наблюдательность это способность подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений [3]. Техническая наблюдательность помогает критически воспринимать технические объекты, видеть их недостатки и на этой основе определять задачи по устранению этих недостатков, совершенствованию технических объектов. Функциональным механизмом является развитие нервной системы и органов зрения. Операционная сторона технической наблюдательности включает следующие действия: избирательное восприятие (с точки зрения поставленной цели), мыслительные операции, идентификация воспринимаемого материала с эталонами, хранящимися в памяти, интерпретация полученных впечатлений, их оценка.

Развитый глазомер - способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них [3]. Соответственно, функциональным механизмом является состояние нервной системы и органов зрения, а операционный механизм включает точность восприятия, оценки и сравнения величины технических объектов.

Функциональным механизмом ручной умелости является развитие нервной системы и состояние двигательного аппарата, операционным механизмом - система движений, их правильность, четкость, точность, скорость.

Итак, зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно перейти к рассмотрению вопроса перехода операционных механизмов психических свойств в оперативные.

Приобретение черт оперативности техническими способностями связано с особенностями технических объектов и производственных задач, с которыми будущему инженеру-строителю предстоит иметь дело.

Важную роль в развитии профессионально важных качеств играют два фактора внешние и внутренние условия. В качестве внутренних условий выступают психические свойства (уровень их сформированности). К внешним условиям относят педагогическое воздействие, осуществляемое в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности. Эффективность развития профессионально важных качеств каждого студента будет зависеть от внутренних условий (уровня сформированности психических свойств), через которые преломляются внешние (педагогические) воздействия. Соответственно внешние воздействия выступают детерминантами развития психических свойств в профессионально важные качества. Таким образом, как отмечает В.Д. Шадриков, прослеживается диалектика взаимосвязи внешних воздействий и внутренних условий в процессе освоения профессиональной деятельности.

В русле концепции развития операционных механизмов в оперативные, В.Д. Шадриков подчёркивает наибольшую эффективность способа развития профессионально важных качеств посредствам специальных упражнений, при

выполнении отдельных операций предстоящей деятельности. Именно в этих условиях, по мнению учёного, и создаются наиболее благоприятные основы для формирования черт оперативности у профессионально важных качеств [5]. С этой целью нами были проведены следующие мероприятия.

В учебной деятельности целенаправленное развитие компонентов технических способностей проходило в ходе изучения графических дисциплин (начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики) по средствам организации профессионально ориентированного обучения, применения активных методов (метода проектов, инженерных игр). Так, например, зная, что пространственное воображение развивается непосредственно в процессе чтения и выполнения чертежей, студентам были предложены упражнения, в которых требовалось мысленно перевести объёмные (трёхмерные) изображения в плоскостные (двухмерные) и обратно. Упражнения носили постепенно усложняющий характер и были связаны с реальными объектами профессиональной деятельности. Поскольку техническое мышление проявляется в способности решать технические задачи, нами были применены инженерные игры. В инженерных играх были поставлены проблемные ситуации, требующие анализа и принятия решения в работе инженера-строителя. При этом предполагалось решение профессиональных задач графическими способами.

Воспитательная деятельность по развитию технических способностей осуществлялась в процессе изучения спецкурса «ПВК инженера-строителя». Главной особенностью данного курса является установка на приобретение студентами способов осуществления самовоспитания необходимых качеств. Так, для развития технических способностей была составлена следующая программа самовоспитания (см. табл. 1).

Таблица 1

Программа самовоспитания студентами технических способностей

Компоненты технических способностей Пути и средства самовоспитания технических способностей

•Склонность к технике и техничес-кому творчеству •Техническое мышление •Пространст-венное воображение •Техническая наблюдательность • Зрительная и моторная память •Глазомер •Ручная умелость Чтение технической литературы, осуществление ремонта, совершенствование приборов. Анализировать технический процесс, технические объекты, принципы их устройства и работы, мысленно строить версии о возможных причинах неполадок. Упражняться в умении мысленно переводить плоскостные изображения (двухмерные) в объёмные и обратно. Упражняться в умении сопоставления и сравнения, установлении связей и отношений между техническими объектами. Упражняться в запоминании, сохранении и воспроизведении технических образов. Упражняться в оценки и сравнении величин зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них. Выполнение моделей, макетов технических объектов.

Практическая деятельность по развитию технических способностей

осуществлялась в процессе прохождения студентами учебно-производственной практики, предполагала работу с геодезическими приборами, выполнение чертежей (планов здания, составление обмерочных чертежей фасадов, эскизов с натуры). Условия учебно-производственной практики максимально приближены к производственным, что даёт возможность студентам развивать способность применять технические способности в решении реальных производственных задач.

Соответственно, осуществляется интеграция учебной, воспитательной и практической деятельности, ориентированная на развитие технических способностей будущих инженеров-строителей. При этом каждый вид деятельности преследует определённую цель. Учебная деятельность направлена на рост, становление и интеграцию технических способностей, воспитательная деятельность - на их дальнейшее самовоспитание, в свою очередь, в практической деятельности работа направлена на развитие способности самостоятельно применять данное профессионально важное качество в условиях реального производства (рис. 2).

Рис. 2. Развитие технических способностей в разных видах деятельности Таким образом, исследование вопроса развития технических способностей осуществлялось нами в несколько этапов. На первом этапе проведена конкретизация данного качества - выделены его основные компоненты: техническое мышление, пространственное воображение, техническая наблюдательность, зрительная и моторная память, глазомер, ручная умелость. На втором этапе, предполагающем уже анализ компонентов технических способностей, были выделены их психические свойства, характеризующиеся функциональными и операционными механизмами. Когда отдельные стороны изучаемого качества были вычленены и изучены, на основе комплекса мероприятий осуществлялось развитие операционных механизмов психических свойств и приобретение ими черт оперативности, в соответствии с требованиями профессии. В результате мы получаем технические способности определённого уровня развития, но уже как профессионально важное качество инженера-строителя, развивающееся в процессе дальнейшего обучения в вузе.

Библиографический список

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев - М.: Наука, 1977. - 380 с.

2. Блажей, А. Научно-техническая революция и инженерное образование [Текст] / А. Блажей, Д. Дриенский, И. Перлаки. - М.: Высш. шк., 1988. - 288 с.

3. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования [Текст] / К.К. Платонов. - М.: Высш. шк., 1984. - 174 с.

4. Рапацевич, Е.С. Формирование технических способностей у школьников : Кн. для учителя [Текст] / Е.С. Рапацевич - Мн.: Нар. асвета, 1987. - 96 с.

5. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков. -М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994, 320 с.

Bibliography

1. Ananiev, B.G. The Problems of Modem Knowledge About a Human Being [Text] / B.G. Ananiev. - M.: Science, 1977. - 380 p.

2. Blazhey, A. Scientific-Technical Revolution and Engineering Education [Text] / A. Blazhey, D. Drievsky, I. Perlaki. - M.: Higher School, 1988. - 288 p.

3. Platonov, K.K. Brief Dictionary of Psychological Notions System: Study Guide for Schools of Professional Technical Education [Text ] / K.K. Platonov. - M.: Higher School, 1984. - 174 p.

4. Rapatsevich, E.S. Schoolchildren’s Technical Abilities Forming: Teacher’s Book [Text] / E.S. Rapatsevich. - Mn.: Modern Word, 1987. - 96 p.

5. Shadrikov, V.D. Activity and Abilities [Text ] / V.D. Shadrikov. - M.: Publishing House “Logos”, 1994. - 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.