Научная статья на тему 'Особенности развития связей с общественностью в системе государственного управления в России'

Особенности развития связей с общественностью в системе государственного управления в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1966
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PUBLIC RELATIONS / PR-ТЕХНОЛОГИИ / PR TECHNOLOGIES / PR-СПЕЦИАЛИСТЫ / PR SPECIALISTS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Торбова Ирина Игоревна

В статье рассматриваются особенности формирования и развития одной из управленческих сфер, целью которой является выстраивание взаимоотношений государственных органов или коммерческих организаций с обществом, в частности, создание и внедрение положительного образа структуры и информирование о её деятельности. В современном обществе «связи с общественностью» являются неотъемлемой частью политической жизни, поэтому растёт и потребность специалистов в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Торбова Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития связей с общественностью в системе государственного управления в России»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Для цитирования: Торбова И.И. Особенности развития связей с общественностью в системе государственного управления в России // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №3, 2017. С. 46-50.

Автор: ТОРБОВА И.И.

ТОРБОВА Ирина Игоревна - магистрант Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84. E-mail: irina-torbova@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования и развития одной из управленческих сфер, целью которой является выстраивание взаимоотношений государственных органов или коммерческих организаций с обществом, в частности, создание и внедрение положительного образа структуры и информирование о её деятельности. В современном обществе «связи с общественностью» являются неотъемлемой частью политической жизни, поэтому растёт и потребность специалистов в данной области.

Ключевые слова: связи с общественностью, PR-технологии, PR-специалисты, государственное управление

Существует множество определений термина «связи с общественностью». Так, например, согласно словарю методических терминов и понятий, «связи с общественностью» (с английского Public Relations) - это деятельность различных организаций, направленная на достижение взаимопонимания с общественностью [Азимов, Щукин].

Согласно учебнику «Паблик Рилейшнз» профессора Ф.И. Шаркова, «связи с общественностью» - наука и искусство, коммуникативная деятельность, направленные на формирование и поддержание гармоничных и доброжелательных отношений между субъектом (личность, организация, учреждение, партия, регион) и общественностью на основе информации [Шарков].

В функции «связей с общественностью» входит: мониторинг представлений, мнений, отношений и поведения как внутри, так и вне организации; анализ влияния организации на общественность; анализ и разрешение конфликтных ситуаций с общественностью; установление и поддержание двусторонних отношений между организацией и общественностью; разрешение имиджевых кризисов.

В ряде научных трудов «связи с общественностью» называют социальной научной дисциплиной прикладной направленности, имеющей комплексную

междисциплинарную природу, поскольку она базируется на философии, социологии, политологии, психологии [Чумиков, Бочаров].

PR можно считать наукой, на основе которой формируется технологии и методики управления общественным мнением. Однако стоит признать, что статус PR как науки признается далеко не всеми учеными.

Корни профессии «связи с общественностью» уходят глубоко в историю, но наиболее ярко PR стал проявляться в Великобритании и США в XIX веке.

Первые PR-специалисты появились в Британском Казначействе в 1809 году. Уже в 1854 г. о необходимости объяснения своих услуг общественности заявило в своем первом годовом отчете Министерства почт страны. Позже активно применять тактические PR-приемы стало правительство, которое пришло к власти в 1912 году - тогда Лойд Джордж (канцлер казначейства) организовал группу лекторов для трактовки первой схемы пенсионного обеспечения населения.

Параллельно PR развивался в США. Так в 1900 году Гарвардский университет открыл собственное бюро по связям с общественностью. В 1904 году подобный офис был также создан в университете штата Пенсильвания. Первое крупное бюро PR появилось в 1912 году Американском телефонно-телеграфном объединении [Конецкая].

PR-технологии активно использовали в своей деятельности великие манипуляторы общественным мнением такие как Эдвард Бернейс (в 1915 г. организовал кампанию для американского турне балета С. Дягилева, позже продвигал военные интересы Америки в СМИ) и Айви Ли (в 1914 г. организовал антикризисную PR-деятельность для угольной компании Дж. Рокфеллера).

Впервые как самостоятельный вид деятельности «связи с общественностью» были признаны в США ещё в 1930-х годах. Именно в этот период в Демократической партии США была введена новая должность советника по PR. Связи с общественностью стали пользоваться спросом в крупнейших американских компаниях.

Примечательно, что в 1947 году в Нью-Йорке была основана ныне крупнейшая в мире организация PR-специалистов - Американское общество по связям с общественностью (Public Relations Society of America PRSA), а уже в 1955 г. в Лондоне - Международная PR-ассоциация (The International Public Relations Association, IPRA). В этот период американские университеты начинают выпуск бакалавров по PR. К 1965 году численность работников, занятых в сфере только в США превысило 100 тыс. человек.

Что касается России, первые пресс-службы и службы по связям с общественностью были созданы еще в СССР у первых лиц: Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, у первых секретарей обкомов КПСС. Однако в их обязанности входило, в основном, написание речей и статей лидеров, а так же организация встреч с прессой.

Уже в конце 80-х годов в Москве были открыты отделения международных PR-агентств. Также с 1989 года стали открываться и отечественные агентства: «Николо М», «Имидж-Контакт», «Миссия Л» и многие другие.

В 1991 г. создается первое профессиональное объединение PR-специалистов - «Российская ассоциация по связям с общественностью» (РАСО). Учредителями РАСО как общественной некоммерческой организации выступили Союз журналистов России, Московский государственный университет международных отношений (МГИМО), Национальная рекламная ассоциация.

«Связи с общественностью» как образовательная специальность была открыта в МГИМО в 1992 г. Уже в 1994 г. РАСО принимает первый документ, регламентирующий деятельность PR-специалистов: «Декларацию этических норм и принципов в области связей с общественностью».

В 2001 году РАСО выступила с инициативой о включении профессии «связи с общественностью» в официальный реестр Министерства труда и социального развития РФ. В последствии были разработаны основополагающие квалификационные характеристики PR-специалиста.

В 2003 году в МГИМО создается Российская ассоциация студентов по связям с общественностью (РАССО). За десять лет существования их отделения были открыты в вузах по всей России. В РАССО в разные годы вступило более 5000 студентов.

Таким образом, профессия «связи с общественностью» получила официальный статус и, как следствие, - соответствующие подразделения были созданы практически во всех отечественных государственных структурах.

В современной России перед пресс-службами и службами по связям с общественностью поставлены схожие задачи: предоставление полной и достоверной информации; формирование продвижения и обновление имиджа государственной службы; взаимодействие со СМИ для формирования общественного мнения; анализ современных тенденций в развитии СМИ; взаимодействие со всеми сферами жизнедеятельности общества [Козбаненко].

В настоящие время пресс-службы, пресс-центры, управления и отделы по связям с общественностью созданы при каждом органе власти. Их основными задачами являются оперативное информирование общественности о деятельности органа государственной власти, создание его положительного имиджа, а также положительного имиджа главы органа и других должностных лиц [Кондратьев].

Государственные органы в целях повышения открытости госуправления и получения кредита доверия граждан обязаны своевременно реагировать на любые поступающие запросы как в политической, так и в социальной сферах. Ведь именно налогоплательщик финансирует государственные структуры, и он имеет право знать о действиях государственных органов любого уровня.

Исследовав опыт взаимодействия власти с общественностью, следует отметить необходимость использования всех типов коммуникаций в комплексе для повышения их эффективности.

В числе традиционных способов взаимодействия со СМИ, в том числе для достижения «открытости» власти, стоит выделить: беседу (умение PR-специалиста говорить, объяснять, слушать, спрашивать, убеждать и вызывать у собеседника положительные эмоции и дружелюбное настроение); пресс-релиз (в основе которого должна лежать новость или проблема, которая способна заинтересовать СМИ); статью-разъяснение позиции госоргана; интервью; пресс-конференцию. К современным способам взаимодействия следует отнести: подход к прессе, брифинги, конференс-коллы, а также прочее ежедневное взаимодействие по электронным средствам связи.

Моделирование обратной связи - еще один важный механизм в работе государственный власти, основным способом достижения которого выступает взаимодействие с общественными объединениями. Именно обратная связь помогает достичь взаимопонимания между органами государственного власти и общественностью.

Эффективность управления информационно - коммуникативными процессами зависит во многом от качества управленческого воздействия, что требует профессионализации деятельности в области связей с общественностью в системе государственного управления. Это должно стать центральным элементом кадровой политики государственного управления. Для развития компетентности в использовании PR-технологий, в свою очередь, необходимо постоянное совершенствование - специальная подготовка и переподготовка.

Источники

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. (2009). Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Государственное управление: основы теории и организации / В.А.Козбаненко. М.: Статус, 2011.

Кондратьев Э.В. (2012). Связи с общественностью: учебное пособие для высшей школы / Э.В. Кондратьев. М.: Академический Проект.

Конецкая В.П. (1997). Социология коммуникации. М.: Международный университет бизнеса и управления. С. 240-241.

Чумиков А.Н., Бочаров М.П. (2014). Связи с общественностью: теория и практика. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.

Шарков Ф.И. (2013). Паблик рилейшнз, учебник.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC RELATIONS IN THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION IN RUSSIA

For citation: Torbova I.I. Features of the development of public relations in the system of public administration in Russia. In: Communicology: the online scientific journal. Vol. 2. No.3. 2017. P. 46-50.

Author: TORBOVA I.I.

TORBOVA Irina Igorevna - graduate student of the Institute of Public Administration and Civil Service of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: irina-torbova@mail.ru.

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of formation and development of one of the management spheres, the purpose of which is to build relationships between state bodies or commercial organizations with the society, in particular, to create and introduce a positive image of the structure, and to inform about its activities. In modern society, "public relations" is an integral part of political life, and therefore the need for specialists in this field is growing.

Keywords: Public Relations, PR technologies, PR specialists, public administration References

Azimov E.G., Shchukin A.N. (2009). A new dictionary of methodical terms and concepts (theory and practice of teaching languages). (In Rus.). Sharkov F.I. (2013). Public Relations: textbook. (In Rus.). Chumikov A.N., Bocharov M.P. (2014). Public Relations: theory and practice. M.: Publishing house 'Delo' RANEPA. (In Rus.).

Konetskaya V.P. (1997). Sociology of communication. M.: International University of Business and Management. P. 240-241. (In Rus.).

Public administration: the foundations of theory and organization / Ed. V.A. Kozbanenko. M.: Status, 2011.

Kondratiev E.V. (2012). Public Relations: textbook / E.V. Kondratiev. M.: Academic Project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.