Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1303
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНИМАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ДЕТИ / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ОСОБЕННОСТИ / СОЗНАНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черкашина Наталья Александровна

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей развития свойств произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Обозначена актуальность данной темы. Освещен ряд вопросов, связанных с вниманием в целом, а также зарождением и развитием свойств произвольного вида внимания у дошкольников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Вестник магистратуры. 2019. № 6-4(93)

ISSN 2223-4047

УДК 159.9

Н.А. Черкашина

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей развития свойств произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Обозначена актуальность данной темы. Освещен ряд вопросов, связанных с вниманием в целом, а также зарождением и развитием свойств произвольного вида внимания у дошкольников.

Ключевые слова: внимание, развитие, дошкольный период, дети, произвольное внимание, психический процесс, особенности, сознание, исследование

Проблема «внимания» всегда порождала множество экспериментальных и теоретических исследований. Развитие внимания принято причислять к одной из наиболее сложных и важных проблем в психологии. Этот психологический аспект вызывает большой интерес. Внимание представляет собой очень важный и особенный психический процесс. Являет собой условие успешного и качественного выполнения любой деятельности детей. В этой специфике, тема особенностей развития свойств произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста - является весьма актуальной для исследования и освещения. В целом, от результатов изучения этой проблемы и ее сторон зависит дальнейшее формирование системы фундаментального и прикладного психологического знания.

Полемика о природе внимания не утихает до сих пор. Одни представители ученого мира уверены, что как такового независимого, отдельного процесса внимания не существует. Оно является проявлением совокупности других процессов деятельности человека. Другие же считают, что внимание представляет собой независимое психическое состояние человека. Этакий специфический внутренний процесс со своими уникальными особенностями, несводимые к характеристикам других процессов. Частично, и в определенной мере правы представители той и другой точек зрения. У внимания отсутствует собственное содержание. Оно вроде как не существует отдельно и самостоятельно. Вне работы главных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения. Это с одной стороны то, что характеризует динамику протекания всех этих процессов в совокупности [1]. Но с другой стороны, при этом превращается в обособленный и совершенно самостоятельный процесс, объединяющий и консолидирующий в один мощный процесс все другие процессы по отдельности. Ключевой особенностью прохождения этих психических процессов можно назвать их направленный характер. Вниманию присущи низшие и высшие формы. Представлены они в виде непроизвольного и произвольного внимания. Возникновение и развитие у детей дошкольного возраста произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе индивидуального становления организма. Так называемое «произвольное» внимание — это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Внимание начали исследовать еще во время становления научной психологии. Проводимые физиологические эксперименты оказали весомое влияние на развитие интереса к теме внимания. Эмпирика мирового ученого сообщества способствовала возникновению заинтересованности к исследованию особенностей и феноменов внимания.

В частности, большой вклад в эту область сделал физиолог и психолог Вильгельм Вундт. Его считают основоположником психологии внимания. По теории Вундта, внимание представляет собой одну из характеристик или свойств сознания. По его мнению, возможность человека к осознанию не постоянна. Она зависит от содержания материала и его восприятия. В случае восприятия группы рандомных элементов, объем сознания и внимания совпадают. Рубежом сознания будет в этих условиях рубеж внимания. То есть, будет актуальна формула - внимание = сознание [2]. По мнению отечественных психологов, произвольное внимание можно охарактеризовать выборочной направленностью сознания на предмет или явление окружающей среды. Посредством чего приобретается конкретное знание. Поскольку во внимании выражается отношение личности к объекту, на который направлено её сознание, значимость этого объекта для личности имеет основное значение для привлечения к нему внимания [3]. Также академик и психолог Сергей Леонидович Рубинштейн рекомендовал для познания фундаментальных основ, с целью раскрытия физиологического механизма внимания, обратиться к учению И. П. Павлова о центрах оптимальной возбудимости и учению А. А. Ухтомского о доминанте [4].

Большое значение в исследованиях в этой области уделяется развитию у детей произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Учеными определена важнейшая роль развитию произвольного внимания в формировании личности ребенка. При этом важно понимать, что при различии произвольного

© Черкашина Н.А., 2019.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 6-4(93)

и непроизвольного внимания, не стоит отрывать одно от другого и подвергать противопоставлению. Ибо, не подлежит сомнению факт взращивания произвольного внимания из непроизвольного. Это отмечал в своих трудах академик Рубинштейн. Осознанно определенная цель и усилие воли стоит в центре активизации произвольного внимания. Ключевой особенностью произвольного внимания является управление такой целью. Оно призвано, активно регулировать психические процессы. В этом заключается его основная функция. Кроме того, активизировать востребованные и тормозить ненужные на данный промежуток времени психические и физиологические процессы. Главную роль в развитии произвольного внимания играет речь. Так как именно выраженная словами задача создает ориентиры для человека в его деятельности. Имеет свойство направлять внимание на конкретные объекты. Произвольное внимание старшего дошкольника и познание его характерных особенностей весьма актуальный вопрос. Это устанавливает и позволяет отобразить готовность ребенка к системному обучению, и в целом отследить уровень развития внимания.

Во время дошкольного периода ребенок учится управлять собой и свойствами личностного внимания. При необходимости уметь сознательно фокусировать внимание на предмете. Данному процессу опосредования внимания будет способствовать применение слов, жестов Г51. Очевидной становится взаимосвязь развития внимания и развития воли в способности управлять своим поведением. Знакомство с нарастающим объемом информации, навыки адаптации в отношениях, диалог и времяпрепровождение с родителями, полезные игры - все это вкупе насыщает опыт ребенка. Развивает его интересы и внимание. Для развития внимания имеет серьезное значение режим дня. Он помогает в системной организации детского жизненного цикла, облегчает переключение и концентрацию внимания. Несмотря на постепенное овладе-вание дошкольниками произвольного внимания, непроизвольное все еще пока продолжает оставаться до начала школы преобладающим. Порой и при должном сосредоточении внимания дети могут пропустить существенное. Обосновать это можно мыслительными особенностями. Образный характер представлений в их сознании вызывает сильное эмоциональное переживание. Оно может оказывать сдерживающее мыслительную деятельность воздействие. В этом возрастном периоде дети дебютно начинают управлять своим вниманием и сознанием. Произвольное внимание находится за пределами личности. Развитие непроизвольного внимания не приводит к внезапному и спонтанному появлению произвольного. Оно зарождается посредством того, что взрослые при помощи ряда инструментов привлекают и заинтересовывают детей новой деятельностью. Родители предлагают ему средства, с помощью которых он в последующем сам координирует внимание.

Подводя некоторые итоги можно заключить следующее. Появление и развитие произвольного внимания у дошкольников старшего является многогранным процессом с рядом уникальных особенностей. Он во многом формируется за счет внешних вспомогательных средств. Возможность обучения в школе старшего дошкольника появляется в результате достижения высокой степени развития внимания под влиянием различных видов деятельности. Проблематика развития внимания в дошкольном возрасте весьма значительна [6]. Ученые выяснили, что у некоторых детей отсутствие интереса и мотивации к заданию связано именно с недостатками в развитии произвольного внимания. Данная тема, несмотря на большое количество исследований до конца не изучена. Таким образом, можно сделать вывод, что работа по развитию внимания дошкольников дело важное и крайне необходимое.

Библиографический список

1.Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте /Москва // Психология внимания: хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - Издание 2-е, переработанное и дополненное. - Москва: АСТ : Астрель, 2008. - С. 671-701.

2.Вундт В. Введение в психологию. 3-е изд. В переводе Н. Самсонова — М.: КомКнига, 2007. — 168 с. [Электронный ресурс]: http://torbit.club/books/60670

3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / . - СПб.: «Питер», 2001. - 781 (495) с.\\ [Электронный ресурс]: http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn%3Dosnovu_obzhey_psc.pdf

4.А. А. Ухтомский, Доминанта как рабочий принцип нервных центров, «Русский физиологический журнал», 1923, № 6.

5. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. -Минск, 2015.- 351с.

б.Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.В. Черемошкина.- 1997. - 224с

7.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов [Текст] / И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2007

ЧЕРКАШИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.