УДК 159.924.24
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
© Оксана Александровна Дробышева
Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина, г. Тамбов, Россия, соискатель кафедры возрастной и педагогической психологии; Тамбовский педагогический колледж, преподаватель педагогики и психологии, e-mail: drobysheva.o1105@yandex.ru
В статье автор раскрывает особенности развития творческого потенциала у студентов педагогического колледжа. Теоретическое обоснование и эмпирическое исследование позволили выявить и изучить различные стороны творческого потенциала и их соотношение.
Ключевые слова: творческий потенциал; когнитивный, личностный, мотивационный, рефлексивный, организационный и самооценочный компоненты.
На современном этапе развития высшего и среднего специального образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить такие качества современного творческого педагога, как: научное психолого-педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, определенная исследовательская смелость, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самовоспитании и разумное использование передового педагогического опыта.
Таким образом, главная задача процесса становления творческой личности будущего педагога состоит в выявлении и совершенствовании творческих возможностей личности и превращении их в устойчивые, социальноценностные творческие параметры.
Существенный вклад в разработку данной проблемы внесли зарубежные и отечественные ученые. Дж. Гилфорд [1], анализируя креативный процесс, обнаружил его аналогию с продуктивным мышлением при решении проблемной задачи. Р. Стернберг считает, что креативность присутствует в каждой жизненной ситуации [2]. В.Н. Дружинин в своих исследованиях подчеркнул, что креативность и общий интеллект являются независимыми факторами, но одинаково значимыми при решении задач [3]. Механизм
творчества студентов вуза раскрывается в исследованиях Д.Б. Богоявленской, которая выдвинула и обосновала в качестве единицы исследования творческого мышления интеллектуальную активность [4] студентов педагогического колледжа; в исследованиях
О.А. Дробышевой, И.В. Смолярчук, которые раскрыли структурные элементы творческого потенциала личности и их соотношение [5, 6]. Значительное внимание уделено определению творчества, разработке его структуры и выявлению специфики творческого развития личности в работах И.А. Шаршова [7].
В исследованиях показано, что саморазвитие потенциальных возможностей и внутренних ресурсов специалиста, интенсификация творческого начала студентов, их полноценная самореализация в учебной и предстоящей профессиональной деятельности зависят от условий развития творческого потенциала личности. В контексте модернизации современного российского образования возрастает значение ценности развития творческого потенциала студентов в учебном процессе колледжа.
В связи с этим актуальным становится вопрос об изменении акцентов в подготовке студентов педагогического колледжа с целью развития их профессиональной мобильности и расширения задач подготовки специалистов новой формации, способных развивать не только профессионально-важные качества, но и творчески претворять их в профессиональную деятельность.
Как показал анализ психолого-педагоги-ческой литературы, творческий потенциал личности обладает большой информацион-
ной емкостью, его понятие отражает целостность человека как единство индивидуального и личностного жизнепроявления. Таким образом, под творческим потенциалом мы понимаем интегративное качество личности, отражающее меру возможностей реализации ее творческих способностей и творческих сил в реальной образовательной практике, ориентированной на получение принципиально новых социально значимых умений и способностей к их реализации в той или иной сфере профессиональной деятельности. Творческий потенциал личности включает как способности, которые не реализованы, так и способности, уже проявившиеся в деятельности. Творческий потенциал личности шире любой конкретной деятельности, это не просто констатация того, что есть в действительности, но и того, что существует лишь как возможность. Творческий потенциал личности характеризует личность не только со стороны ее устремленности в будущее, но со стороны ее действительных, реально проявляющихся творческих потенций.
Целью нашего исследования стало определение путей развития творческого потенциала и становления творчески активной личности студента в условиях колледжа. Для решения поставленной задачи мы определили основные составляющие творческого потенциала, исследование которых позволяет, с нашей точки зрения, выявить особенности процесса развития творческого потенциала студента. Знание особенностей развития творческого потенциала у студентов педагогического колледжа позволит осуществить индивидуальный подход к каждому и поможет создать условия для их самоактуализации и самореализации.
Несмотря на широкое использование в педагогической и психологической практике понятия «творческий потенциал», единства в его определении и содержании нет. Творческий потенциал - это совокупность фундаментальных свойств личности, которые интегрируются в ее возможности. Актуализируясь в определенных условиях, они способны обеспечивать протекание продуктивной деятельности, в которую включена личность. Характеристики структурных элементов творческого потенциала личности и их соотношение варьируются в зависимости от точки зрения автора на сущность анализируемо-
го понятия. Мы полагаем, что в структуру творческого потенциала личности входят:
- когнитивный компонент - оригинальность, гибкость, адаптивность, беглость и оперативность мышления; легкость ассоциаций; уровень развития дивергентного мышления и визуального творчества;
- личностный компонент - своеобразие интересов и увлечений студента, заинтересованность и активность его участия в творческой деятельности, доминирующая роль творческой позиции в его личностной сфере;
- самооценочный компонент - способность студентов к самостоятельному определению своей творческой деятельности;
- мотивационный компонент - стремление студентов к новой информации, к знаниям; ориентация на усвоение способов добывания знаний, на приемы их самостоятельного приобретения, на методы научного познания, на способы саморегуляции учебной работы; ориентировка не только на результат, но и на процесс получения знаний;
- рефлексивный компонент - умения студентов оценить полноту, правильность выполнения задания, оценить себя и других в деятельности; осмыслить собственную творческую деятельность; определить на основе своего опыта оптимальные методы и способы творческой деятельности;
- операционный - умения осуществлять деятельность творческого характера, организовывать ее, прогнозировать возможные результаты; находить пути, способы достижения цели, нужного материала; планировать условия и последовательность творческой деятельности.
Диагностика творческого потенциала проводилась нами комплексно и состояла из исследования всех структурных компонентов творческого потенциала личности.
Студентам предлагались: тест креативности Е.П. Торренса, тест вербальной креативности С. Медник, тест Х. Зиверта, опросник личностной креативности Е. Е. Туник, опросник креативности Джонсона, опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина
(ОТеЦ), тест самоактуализации (САТ) и авторский опросник способов творческой деятельности. С помощью указанных методик диагностировался уровень творческого потенциала студентов и его основные показатели.
В табл. 1 представлены результаты дескриптивного анализа, которые иллюстрируют максимальные, минимальные и средние данные по всем шкалам 120 испытуемых.
Высокие результаты получены в основном только по шкале «жизненные сферы» методики ОТеЦ: профессиональная жизнь, обучение и образование, семейная жизнь, общественная жизнь (в основном это показатели мотивационного компонента творческого потенциала); шкалам «способность к творческой деятельности» (организационный компонент) и «поддержка» (рефлексивный компонент). У студентов сформирована уверенность в себе и своих способностях, отношение к себе - положительное, они оперируют полученными знаниями и применяют их в различных сферах жизнедеятельности, прогнозируют результаты собственной деятельности.
Средний уровень развития творческого потенциала представлен шкалой «терминальные ценности» (духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности, достижения, высокое материальное положение, развитие себя, собственный престиж, активные социальные контакты); самооценкой, находчивостью и дивергентным мышлением. Студенты характеризуются наличием творческой направленности, гибким мышлением, стремлением к поиску и созданию нового. Развитие креативных способностей происходит неравномерно. Личностная рефлексия отмечается только после деятельности, самооценка адекватная, положительная, но не всегда учитывается при саморазвитии. Они часто правильно применяют теоретические знания при решении нестандартных заданий, но редко находят оригинальные решения, отличающиеся явной новизной.
Результаты частотного анализа
Таблица 1
Виды методик Количе- ство человек Мини- мальные значения Макси- мальные значения Средние значения Стандартные отклонения
Джонсон 120 15 32 23,03 4,816
Туник любознательность 120 2 11 8,01 1,727
Туник воображение 120 0 11 6,63 2,729
Туник ориентация на сложные идеи 120 0 12 6,77 2,311
Туник склонность к риску 120 4 12 9,08 1,693
ОТеЦ собственный престиж 120 20 46 35,08 6,320
ОТеЦ высокое материальное положение 120 24 45 35,55 5,501
ОТеЦ креативность 120 26 46 34,82 5,202
ОТеЦ активные социальные контакты 120 26 44 35,03 4,901
ОТеЦ развитие себя 120 26 44 35,34 5,118
ОТеЦ достижения 120 25 45 35,76 4,882
ОТеЦ духовное удовлетворение 120 25 46 36,47 5,069
ОТеЦ сохранение собственной индивидуальности 120 25 47 36,33 4,901
ОТеЦ_профессиональная жизнь 120 40 69 53,16 7,330
ОТеЦ обучение и образование 120 42 71 54,77 7,079
ОТеЦ семейная жизнь 120 38 70 54,20 7,065
ОТеЦ общественная жизнь 120 40 69 55,05 6,413
ОТеЦ _увлечение 120 39 68 54,53 6,548
Зиверт находчивость 120 8 19 13,29 2,790
Зиверт дивергентное мышление 120 6 38 17,23 6,979
Медник креативность вербальная 120 0 1 0,44 0,120
САТ поддержка 120 25 65 42,74 7,563
САТ гибкость поведения 120 3 18 10,69 3,012
САТ_ценностная ориентация 120 4 17 10,63 2,583
САТ_сензитивность 120 1 13 6,58 2,027
САТ_креативность 120 2 14 6,10 1,775
Способность к творческой деятельности 120 73 207 126,62 26,264
Торранс_беглость образная 120 4 10 8,60 ,956
Торранс_гибкость образная 120 1 8 3,55 1,437
Торранс_оригинальность образная 120 2 11 6,83 2,019
Торранс_разработанность образная 120 7 37 20,50 5,414
Развитие творческого мышления, воображения, творческой активности происходит ситуативно. Проектирование собственной деятельности и прогнозирование ее результатов осуществляется редко.
Все остальные показатели находятся на низком уровне: гибкость поведения, ценностная ориентация, склонность к риску, беглость образная, любознательность, оригинальность образная, ориентация на сложные идеи, гибкость образная, креативность, сен-зитивность, креативность вербальная, воображение (личностный, когнитивный и рефлексивный компоненты).
В нашей выборке среднее значение по параметру «гибкость поведения» равно 10,69 (при максимальном результате 18,00, минимальном - 3,00); «ценностная ориентация» -10,63 (при максимальном результате 17, минимальном - 4); «сензитивность» - 6,58 (при максимальном результате 13,00, минимальном - 1,00); «креативность» - 6,1063 (при максимальном результате 12, минимальном -
2); все показатели по опроснику личностной креативности Е.Е. Туник имеют достаточно низкие значения.
Кривые нормального распределения указанных показателй сдвинуты влево, что свидетельствует о том, что большая часть студентов педагогического колледжа находится на низком уровне развития творческого потенциала.
Для полного описания творческого мира студента педагогического колледжа и с це-
лью придания информации достаточно компактной формы, позволяющей использовать полученные эмпирические данные в образовательных практиках, мы использовали факторный и кластерный анализы. В результате факторного анализа выделено пять обобщенных показателей, с помощью которых можно охарактеризовать особенности развития творческого потенциала:
1) терминальные ценности (развитие себя, сохранение собственной индивидуальности, достижения, духовное удовлетворение, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, собственный престиж);
2) жизненные ценности (обучение и образование, общественная жизнь, семейная жизнь, профессиональная жизнь, увлечение);
3) образная креативность (гибкость образная, разработанность образная, оригинальность образная, беглость образная, способность к творческой деятельности, креативность);
4) личностная креативность (поддержка, ценностная ориентация, сензитивность, гибкость поведения);
5) способность к творческой деятельности (любознательность, находчивость, гибкость поведения, способность к творческой деятельности).
Использование метода Уорда позволило получить четыре кластера творческого профиля студентов педколледжа (табл. 2-3).
Таблица 2
Конечные центры кластеров
Кластер
1 2 З 4
REGR factor score 1 for analysis 2 0,46ЗЗ8 0,56З21 -0,76886 -0,1689З
REGR factor score 2 for analysis 2 -0,96474 0,60868 0,16116 0,2247З
REGR factor score 3 for analysis 2 0,62476 -0,15446 -0,44518 -0,0057З
REGR factor score 4 for analysis 2 0,19528 0,8З585 0,17555 -1,16266
REGR factor score 5 for analysis 2 0,З7009 -0,6927З 0,77702 -0,552З6
Таблица З
Число наблюдений в каждом кластере
Кластер 1 25 %
2 2З,ЗЗ %
З 26,67 %
4 25 %
Валидные 120,000
Пропущенные значения 0,000
Испытуемые, отнесенные к первому кластеру (25 % испытуемых от выборки), обладают высокими значениями показателей жизненных ценностей (профессиональная жизнь, обучение и образование, семейная жизнь, общественная жизнь) и низким уровнем креативности.
Испытуемые, отнесенные ко второму кластеру (23,33 % испытуемых от выборки), обладают высокими значениями показателей образной креативности и способностью к творческой деятельности. Показатели «гибкость поведения», «ценностная ориентация», «сензитивность», «увлечения» имеют достаточно низкие значения.
Испытуемые (26,67 %), отнесенные к третьему кластеру, демонстрируют высокие значения показателя «терминальные ценности» (собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности), средние значения остальных показателей.
Испытуемые (25 %), выделенные в четвертый кластер, обладают высокими значениями показателей «личностная креативность», «способность к творческой деятельности», низкими значениями показателя жизненных ценностей и средними значениями терминальных ценностей.
Для подтверждения цельности структуры творческого потенциала, т. е. существования взаимосвязи внутри и между компонентами структуры, был проведен корреляционный анализ между показателями, входящими в состав каждого из выделенных компонентов. Данные корреляционного анализа подтвердили, что структура творческого потенциала является цельной, т. к. все ее компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Завершая исследование творческого потенциала, мы провели корреляционный анализ всех полученных показателей, используя компьютерный статистический инструментарий SPSS Statistics 13.0.
Ценностная ориентация положительно коррелирует со шкалой самооценки (г = 0,254), разработанностью образной (г = 0,313); креативность коррелирует со шкалами гибкости (г = 0,265), оригинальности (г = 0,331) и разработанности (г = 0,329); способность к
творческой деятельности коррелирует с гибкостью образной (г = 0,309) и беглостью (г = 0,358), любознательность с находчивостью (г = 0,349). Шкалы «ориентация на сложные идеи» имеют обратно пропорциональную зависимость с «беглостью» (г = -0,187); «склонность к риску» с «обучением и образованием» (г = -0,204) и «общественной жизнью» (г = -0,204); «любознательность» с «семейной жизнью» (г = -0,195); «оригинальность» с «общественной жизнью» (г = -0,200). Это подтверждает наше предположение о том, что чем выше показатели жизненных сфер, тем ниже показатели творчества.
У студентов существуют определенные стандарты поведения, фиксированные оценки той или иной ситуации, прочно вошедшие в сознание с момента учебы в школе и укрепившиеся в процессе обучения в колледже. У испытуемых выявлены: неудовлетворенность достигнутым уровнем реализации способностей, ситуативная увлеченность, низкая интеллектуальная активность и познавательная самостоятельность личности, невозможность определения причин неудач в реализации творческого потенциала и успешности деятельности; отсутствие и нежелание творить. Рефлексия на данном уровне выражена в форме неадекватности самооценки, отсутствует личная осмысленность получаемой информации и способов деятельности. Студенты отличаются минимальной степенью взаимообусловленности когнитивных и личностных показателей. Количество идей на невербальном уровне, которые они способны производить, взаимосвязаны с потребностью в представлении и получении новой информации. С повышением вербальных и ассоциативных показателей креативности усиливается стремление к творчеству. Результаты свидетельствуют, что проявление креативности на вербальном уровне не зависит ни от ассоциативной способности, ни от личностных свойств. Выраженность познавательной потребности и ценности творчества проявляется независимо от продуктивности на когнитивном уровне и личностных свойств.
Исследование показало исключительную сложность и многогранность структурных компонентов творческого потенциала, что не допускает упрощения и абсолютизации установленных связей. Специальный анализ дан-
ных показал, что сочетание различных показателей имеет как положительные, так и отрицательные связи, свидетельствующие о существовании сложных зависимостей.
Творческий потенциал, являясь системным качеством личности будущего специалиста, может быть оптимально сформирован в условиях специальной программы профессионально-творческого обучения, обогащенной творческой среды на основе включения широкого спектра различных эвристических задач; психолого-педагогической поддержки и содействия студентам в приобретении творческого опыта; создания определенного благоприятного психологического микроклимата; профессионального образца креативного поведения педагогов.
1. ОиИ/вгё J.P. Some theoretical views on creativity. N. Y., 1967. P. 410-412.
2. Стернберг Р. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2. С. 144-160.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. С. 100-110.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002. С. 24-36.
5. Смолярчук И.В., Дробышева О.А. Особенности развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 8 (88). С. 97-103.
6. Смолярчук И.В., Дробышева О.А. Психологическое сопровождение развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа как условие профессиональной подготовки // Управление и образование. Университет «Проф. д-р Асен Златаров». Бургас, Болгария, 2010. Т. 6. № 3. С. 62-70.
7. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: сущность и технология. Москва; Тамбов, 2003. С. 24-40.
Поступила в редакцию 11.04.2011 г.
UDC 159.924.24
FEATURES OF STRUCTURAL COMPONENTS OF CREATIVE POTENTIAL OF PEDAGOGICAL COLLEGE STUDENTS
Oksana Aleksandrovna Drobysheva, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Competitor of Age and Pedagogical Psychology Department; Tambov Pedagogical College, Lecturer of Pedagogy and Psychology, email: drobysheva.o1105@yandex.ru
In this article the author focuses on the features of creative potential of the pedagogical college students. Theoretical and empirical research have identified and studied various aspects of the creative potential.
Key words: creative potential; cognitive, personal motivational, reflective, organizational and self-evaluation components.