Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ: АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ: АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
509
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИПЛОМАТИЯ СПОРТА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ / КНР

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Долматова Т.В., Кузнецова Е.В., Морозов В.Н., Панков В.А.

Будучи признанным лидером мирового спорта, Китай традиционно уделяет важное внимание развитию спортивной дипломатии. В данной статье рассматриваются механизмы развития международных отношений КНР посредством спорта, а именно через проведение международных спортивных мероприятий; развития новых направлений спорта; участия в международных спортивных организациях. Анализируется исторический опыт развития спортивной дипломатии Китая, также как и ее современные практики. Подробно рассматриваются основные спортивные мероприятия, которые внесли важный вклад в повышение имиджа Китая на международной политической арене. Делается вывод о том, что проводимая на государственном уровне системная политика КНР по развитию спортивной дипломатии свидетельствует, что спорт может использоваться в качестве эффективного политического инструмента в решении различных международных дипломатических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS DIPLOMACY DEVELOPMENT: ANALYSIS OF INTERNATIONAL EXPERIENCE ON THE EXAMPLE OF CHINA

While being one of the world leading sport powers, China has traditionally paid great attention to the development of sports diplomacy. This article examines the mechanisms for the development of international relations of the People’s Republic of China through sports by the international sports events, the development of new sports, and participation in international sports organizations. The paper analyzes both the historical experience of the development of sports diplomacy in China as well as its today’s practices. The main sporting events that have made an important contribution to improving China’s image in the international political arena are thoroughly revealed. It is concluded that the systematic policy on sports diplomacy development conducted at the state level indicates that sports can be practically used as an effective political tool in solving various international diplomatic issues.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ: АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ: АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ

Т.В. ДОЛМАТОВА, Е.В. КУЗНЕЦОВА, В.Н. МОРОЗОВ, В.А. ПАНКОВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

Будучи признанным лидером мирового спорта, Китай традиционно уделяет важное внимание развитию спортивной дипломатии. В данной статье рассматриваются механизмы развития международных отношений КНР посредством спорта, а именно через проведение международных спортивных мероприятий; развития новых направлений спорта; участия в международных спортивных организациях. Анализируется исторический опыт развития спортивной дипломатии Китая, также как и ее современные практики. Подробно рассматриваются основные спортивные мероприятия, которые внесли важный вклад в повышение имиджа Китая на международной политической арене. Делается вывод о том, что проводимая на государственном уровне системная политика КНР по развитию спортивной дипломатии свидетельствует, что спорт может использоваться в качестве эффективного политического инструмента в решении различных международных дипломатических задач.

Ключевые слова: дипломатия спорта, политические тенденции, КНР.

SPORTS DIPLOMACY DEVELOPMENT: ANALYSIS OF INTERNATIONAL EXPERIENCE ON THE EXAMPLE OF CHINA

T.V. DOLMATOVA, E.V. KUZNETSOVA, V.N. MOROZOV, V.A. PANKOV, FSBIFSC VNIIFK

Abstract

While being one of the world leading sport powers, China has traditionally paid great attention to the development of sports diplomacy. This article examines the mechanisms for the development of international relations of the People's Republic of China through sports by the international sports events, the development of new sports, and participation in international sports organizations. The paper analyzes both the historical experience of the development of sports diplomacy in China as well as its today's practices. The main sporting events that have made an important contribution to improving China's image in the international political arena are thoroughly revealed. It is concluded that the systematic policy on sports diplomacy development conducted at the state level indicates that sports can be practically used as an effective political tool in solving

various international diplomatic issues.

Keywords: sport diplomacy, political tendencies, China.

Актуальность

Китай по праву является одним из лидеров мирового олимпийского спорта на протяжении многих лет. Спортивные успехи рассматриваются при этом не только как цель, но и средство для достижения текущих задач в международной политике страны. Как показывает история, данный подход использовался Правительством КНР еще с момента образования республики, когда спортивная дипломатия рассматривалась как средство установления дипломатических отношений с различными странами, включая США. Используя успешно накопленный опыт, Правительство Китая продолжает уделять важное вни-

мание спортивной дипломатии и сегодня, обеспечивая достижения ряда важных задач посредством спорта. Данное обстоятельство делает изучение опыта спортивной дипломатии КНР крайне актуальным и особенно значимым для развития спортивной дипломатии на примере других стран.

В этой связи целью исследования представленной статьи является изучение опыта развития спортивной дипломатии в политике Китая.

Методами исследования для достижения данной цели стали метод контент-анализа и обобщение.

С*)

Результаты исследования и их обсуждение

Как показывает опыт мировой истории, Правительство КНР всегда стремилось использовать спорт высших достижений в качестве инструмента дипломатии и распространения своего влияния в мире. Данная политика получила важный импульс в развитии с момента создания республики в 1949 г., когда сфера спорта в Китае стала делом государственной важности. При этом масштаб и успех таких усилий зависел от того, какими ресурсами обладала КНР в конкретный момент времени.

Исторические примеры использования спорта в целях повышения престижа и создания позитивного имиджа КНР на международной арене можно найти во взаимоотношении Китая с олимпийским движением. Так, дебют КНР на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 г. продемонстрировал потенциал спорта как эффективного средства, служащего политическим и дипломатическим целям китайского правительства. С окончанием Культурной революции в Китае в 1979 г. в г. Нагое (Япония) МОК принял резолюцию, согласно которой было восстановлено членство КНР в МОК после 21-летнего отсутствия.

Хрестоматийным примером успешного использования спортивной дипломатии является так называемая «пинг-понговая дипломатия» (Ping-Pong Diplomacy), которая в 1970-е гг. позволила существенно улучшить отношения США и КНР. Начавшись со случайного общения членов американской и китайской спортивных сборных команд по настольному теннису, она переросла в инициативу американской некоммерческой организации организовать визит американской команды по настольному теннису в КНР. Данное начинание было подхвачено и использовано правительствами двух противоборствующих стран как возможность оценить общественное мнение населений по вопросу потенциального сближения двух ядерных держав. В итоге совокупных усилий спортсменов и политиков в июле 1971 г. состоялся визит в КНР советника по национальной безопасности США Генри Киссинджера, а меньше чем год спустя, в феврале 1972 г. - президента США Ричарда Никсона [10].

Одним из важнейших вопросов в отношениях КНР с международным сообществом, в том числе спортивным, является проблема суверенитета Тайваня. В разрезе спорта высших достижений данная нерешенная проблема находит отражение в вопросе о статусе национальных спортивных федераций Китайской Народной Республики и Китайской Республики на Тайване в соответствующих международных спортивных федерациях. Правительство Пекина возражает против участия тайваньских конкурентов на международных мероприятиях под любым именем, которое подразумевает суверенитет Тайваня или притязания Тайваня на суверенитет над Китаем. Однако в большинстве случаев были достигнуты компромиссы, которые позволяют обеим политическим структурам представлять свои спортивные сборные команды. Что касается Олимпийских игр, официальные лица

Пекина и Тайбэя достигли соглашения при содействии дипломатических представительств МОК, согласно которому тайваньские спортсмены соревнуются под названием «Китайский Тайбэй» и олимпийским флагом.

Отдельно следует заметить значение успеха поданной в 2001 г. заявки Пекина на проведение Олимпийских игр 2008 г., которое также выходит за рамки одного лишь спорта. Это было, прежде всего, ключевое политическое событие в Китае, придавшее спорту высших достижений в Китае новый уровень значимости и возможность использовать проведение Игр для укрепления имиджа Китая как развивающейся современной экономической державы [9]. На церемонии открытия Олимпиады собрались главы 54 государств и 10 высокопоставленных лиц королевской семьи. Было организовано более 100 дипломатических встреч между официальными лицами Китая и руководителями других стран. В этой связи мероприятие можно расценивать, в том числе, и как крупную дипломатическую церемонию [8].

На 2021 г. активное участие в олимпийском движении по-прежнему остается для руководства КНР важным политическим вопросом. В 2022 г. Пекин станет столицей Олимпийских зимних игр. Следует отметить уникальность данного случая в мировой истории. Так, после утверждения заявки 31 июля 2015 г. Пекин стал единственным на сегодняшний день городом в мире, в котором были проведены летние Игры Олимпиады (2008 г.) и в котором пройдут Олимпийские зимние игры (2022 г.).

Китайская сторона с учетом важности экологических проблем в глобальной повестке дня провозгласила их «зелеными», стремясь подчеркнуть движение КНР по пути устойчивого развития в ногу с развитыми странами мира и таким образом повысить привлекательность КНР в глазах мировой общественности, а также усилить политический и экономический имидж государства.

КНР стремится активно воспользоваться наследием Игр Олимпиады-2008 с тем, чтобы переоборудовать пять объектов в центре города, задействованных при проведении этой Олимпиады, для проведения соревнований и церемоний на Олимпийских зимних играх в 2022 г. Например, Национальный центр водных видов спорта. Центр, построенный в 2008 г., известный как «Водный куб», был переделан после годичного проекта реконструкции в «Ледяной куб» для проведения соревнований по кёрлингу и который подразумевает заполнение главного бассейна съемными стальными конструкциями и создание над ним ледяных щитов. После проведения пробного национального юношеского турнира по кёр-лингу объект может стать уникальным, поскольку сможет предоставлять базу для проведения соревнований как по летним, так и по зимним видам спорта.

Благодаря новым технологиям и стратегическому планированию после проведения Олимпийских игр некоторые недавно построенные объекты в Пекине, такие как Национальный центр конькобежного спорта, позволяют по-новому взглянуть на экологически устойчивое будущее постоянных олимпийских проектов.

Национальный центр конькобежного спорта - это первый в мире центр такого масштаба, в котором в качестве хладагента используется углекислый газ для создания и поддержания ледовой поверхности площадью 12 000 м2, заменяя использование вредного для окружающей среды фреона. Планируется, что после 2022 г. центр станет спортивно-развлекательным, где ледовое покрытие будет разделено на несколько катков для фигурного катания, шорт-трека и хоккея.

Связанный новой высокоскоростной железной дорогой с центром Пекина и Чжанцзякоу, район Яньцин (пригород Пекина) также стал зоной активного строительства на горе Сяохайтуо, где строятся новый Национальный центр горнолыжного спорта и Национальный центр санного спорта. Несмотря на масштабные земляные и инженерные работы, в проектах лыжного центра и трассы для бобслея, санного спорта и скелетона учтена защита растительности. Согласно оценке, проведенной до начала строительства, более 20 000 деревьев были пересажены с места постройки трассы в новый лесной парк площадью 53 гектара. Защита экологической среды и обеспечение минимального воздействия на природу (лес) являются главным приоритетом проведения строительных работ [12].

Примечательно, что решение о проведении Игр Олимпиады 2008 г. и грядущих Олимпийских зимних игр 2022 г. в Китае подвергались критике правозащитников с требованием перенести их в другое государство, либо бойкотировать из-за несогласия либеральной общественности развитых стран с политикой КНР в отношении вопроса суверенитета ее особых территорий и нарушением прав человека. Несмотря на это, в 2008 г. Игры в Пекине состоялись, и сейчас завершается подготовка к Олимпийским зимним играм 2022 г.

Следует отметить, что правительство КНР четко понимает новейшие тренды развития спортивной индустрии и старается использовать их в своих целях. Так, в июне 2020 г. было принято решение развивать в г. Хайкоу (островная провинция Хайнань на юге Китая) индустрию киберспорта. Международный центр киберспорта в Хай-нане будет сосредоточен на создании и развитии отраслевых бизнес-инкубаторов, проведении мероприятий и выявлении талантливых киберспортсменов. Власти провинции Хайнань намерены оптимизировать бизнес-среду для индустрии киберспорта и предоставлять удобные и быстрые услуги для киберспортивных компаний и спортсменов. В конце 2020 г. в г. Боао (провинция Хайнань) состоялись Глобальный саммит по киберспорту и ежегодная конференция "Tencent E-sports", организованная транснациональной компанией Tencent Games со штаб-квартирой в г. Шеньчжэнь (Китай) [6].

Помимо продвижения своего влияния через спортивные достижения на международной арене в целом, КНР активно использует спорт в развитии двусторонних отношений с другими государствами. Так, успешно развивается российско-китайское спортивное сотрудниче-

ство. Ежегодно проходят заседания Подкомиссии по сотрудничеству в области спорта Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству.

В развитии российско-китайского сотрудничества активное участие принимают главные спортивные ведомства двух государств, региональные органы исполнительной власти, физкультурно-спортивные организации, проводящие совместные спортивные мероприятия. Начиная с 2006 г., поочередно в двух странах проводятся Российско-Китайские молодежные игры по летним видам спорта. VI Игры прошли в Иркутске в июле 2015 г., VII Игры - в Гуанчжоу в ноябре 2017 г., VIII Игры -в Самаре в июне 2019 г. В декабре 2016 г. в Харбине прошли I зимние Российско-Китайские молодежные игры, II зимние Игры - в декабре 2018 г. в Уфе. Осуществляется двустороннее сотрудничество в области развития хоккея с шайбой. Начиная с сезона 2016/2017 г., в Континентальной хоккейной лиге играет команда «Куньлунь Ред Стар» из Пекина.

По имеющимся данным статистики, в 2017 г. в спортивных мероприятиях на территории Китая приняли участие более 6500 спортсменов российских спортивных сборных команд по 29 видам спорта.

Кроме того, в 2017 г. состоялось Международное ралли «Шелковый путь», стартовавшее в Москве на Красной площади. Одна из самых протяженных и сложных гонок в мире прошла в формате трансконтинентального марафона по территории России, Казахстана и Китая [1].

В Азиатско-Тихоокеанском регионе Китай также стремится играть лидирующую роль. Так, в 2004 г. чемпионат Азии по футболу проводился именно в Китае.

КНР успешно выступает на летних Азиатских играх (Summer Asian Games) - спортивном состязании, проводимом каждые четыре года, начиная с 1951 г. под эгидой Олимпийского совета Азии (Olympic Council of Asia) и регулировании МОК [2]. В общем медальном зачете летних Азиатских игр Китай выиграл 2895 медалей -больше, чем любой другой участник, оставив на втором месте Японию с 2850 медалями. Летние Азиатские игры проводились 18 раз, причем дважды на территории Китая. И на 2022 г. запланировано проведение Игр в китайском г. Ханчжоу. Также дважды хозяевами летних игр становились Япония и Индия.

Что касается зимних Азиатских игр (проводятся с 1986 г.), Китай занимает второе место с 284 медалями, уступив Японии с 406 медалями. Два раза КНР становилась местом проведения зимних Азиатских игр, которых всего было семь, а на 2021 г. запланировано проведение Игр в Пекине. Япония принимала зимние Азиатские игры четырежды [7].

Для международных спортивных институтов взаимодействие с КНР упрощает тот факт, что в стране установлена однопартийная система с минимальными возможностями для выражения несогласия, так как это позволяет легко приводить в исполнение принятые в верхах решения и выполнять требования любой крупной меж-

дународной спортивной организации, такой как МОК или ФИФА. Этим (наряду с величиной рынка сбыта и национальной экономики) во многом обусловлена готовность международных спортивных организаций активно сотрудничать с КНР, в том числе в организации на ее территории крупнейших спортивных мероприятий. Так, помимо Олимпийских игр, Китай также получил право на проведение Клубного чемпионата мира по футболу 2021 г., одного из важнейших проектов ФИФА [4].

Олимпийские игры 2008 г. стали самой дорогой летней Олимпиадой в истории с бюджетом в 45 млрд долларов США. Для сравнения - проводимая спустя 8 лет Олимпиада 2016 года в г. Рио-де-Жанейро, обошлась в 20 млрд долларов США [3].

С другой стороны, следует отметить, что контроль всех сфер жизни в КНР ее партийным руководством вносит и негативные моменты в отношения с партнерами. Так, малейшие намеки на критику внутренней политики КНР очень болезненно воспринимаются китайской стороной, в том числе в лице телерадиовещательных и коммерческих структур, и могут влиять на отношения с зарубежными партнерами. Иллюстрацией данной особенности взаимоотношений с КНР являются ситуации, сложившиеся вокруг двух известных спортсменов. Немецкий футболист Месут Озил (Мв8и1 07И), играющий за футбольный клуб «Арсенал», в конце 2019 г. опубликовал в одной из социальных сетей критическое высказывание по поводу политики китайского правительства в отношении уйгуров (тюркоговорящее мусульманское меньшинство) в КНР, после чего государственная телекомпания КНР "ССТУ отменила трансляцию футбольного матча «Арсенал» - «Манчестер Сити». Примечательна реакция самого клуба «Арсенал», стремящегося минимизировать ущерб своему бизнесу в Китае, где у него имеются многочисленные коммерческие интересы, путем публикации заявления на 'е1Ьо - ведущей китайской социальной сети, в которой клуб подчеркивал свою аполитичность и дистанцировался от взглядов футболиста Озила [11].

Кроме того, компания, стоящая за китайской версией видеоигры Pro Evolution Soccer, удалила персонаж Ме-сута Озила из китайской версии игры 2020 г., заявив, что его высказывания задели чувства китайских поклонников игры. В связи с данной ситуацией Немецкая футбольная ассоциация указала на соглашение о сотрудничестве между ней, Немецкой футбольной лигой, Китайской футбольной ассоциацией и министерством образования Китая и заявила, что сотрудничество будет продолжаться.

В октябре 2019 г. несколько китайских компаний разорвали отношения с американской профессиональной баскетбольной командой "Houston Rockets" из Национальной баскетбольной ассоциации (NBA) после того, как их генеральный директор Дэрил Мори в социальных сетях выразил поддержку протестующим в Гонконге. Телекомпания "CCTV" вновь отменила трансляции игр NBA, также были отменены некоторые мероприятия, входившие в план предсезонного тура ассоциации, проведенного в Китае. Дэрил Мори принес извинения, а сама NBA дистанцировалась от обсуждения вопросов, связанных с политикой [5].

Ответные шаги КНР такого рода, как представляется, призваны дать понять действующим и потенциальным партнерам страны, что даже ради престижного и выгодного сотрудничества она не будут менять свою внутреннюю политику и не потерпит давления извне по политическим вопросам. Думается, что за такой реакцией стоит уверенность КНР в своем международном положении и выгодах, которые дает сотрудничество с ней, в том числе и в сфере спорта.

Подытоживая, следует отметить, что проводимая на государственном уровне системная политика Китая по развитию спортивной дипломатии представляется одним из важных примеров не только в части развития собственно отрасли спорта, но и в более широком смысле использования спорта в целях укрепления политического имиджа страны на современной международной арене.

Публикация подготовлена на основе материалов научной работы, выполненной в рамках государственного задания ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Литература

1. Министерство спорта Российской Федерации. Павел Колобков провел встречу с заместителем министра Главного государственного управления по физической культуре и спорту Китая [Электронный ресурс]. - URL: https:// minsport.gov.ru / press-centre/news/30789/ (дата обращения: 21.01.2021).

2. ChinaPower. How Dominant is China at the Olympic Games? [Электронный ресурс]. - URL: https://chi-napower.csis.org/dominant-china-olympic-games/ (дата обращения: 23.01.2021).

3. Council on Foreign Relations. The Economics of Hosting the Olympic Games [Электронный ресурс]. -URL: https://www.cfr.org/backgrounder/econom-ics-hosting-olympic-games (дата обращения: 13.02. 2021).

4. Deutsche Welle. China aiming to become global sporting power [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dw.com/en/china-aiming-to-become-global-sporting-power/a-52026942 (дата обращения: 24.01. 2021).

С*)

5. Deutsche Welle. No protests but NBA's rift with China remains [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.dw.com/en/no-protests-but-nbas-rift-with-china-remains/a-50782800 (дата обращения: 21.03.2021).

6. Hainan to build International E-sports Port [Электронный ресурс]. - URL: http://english. www.gov.cn/news/topnews/202006/26/content_ WS5ef5a1cfc6d05a0f897062f2.html (дата обращения: 10.02.2021).

7. Inside the Games. History of Asian Games [Электронный ресурс]. - URL: https://www.insidethe-games.biz/articles/1073233/history-of-oca

8. Sports Diplomacy. Sports Diplomacy: A Chinese Perspective [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sportdiplomacy.wordpress.com/2014/02/17/ sports-diplomacy-a-chinese-perspective/ (дата обращения: 21.03.2021).

9. Taylor & Francis Online. Jinming Zheng et al. Sport policy in China (Mainland) [Электронный ресурс]. - URL:

https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/19406940. 2017.1413585?src=recsys (дата обращения: 17.02.2021).

10. Taylor & Francis Online. Stuart Murray, Geoffrey Allen Pigman. Mapping the relationship between international sport and diplomacy [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1743043 7.2013.856616?src=recsys (дата обращения: 13.02.2021).

11. The Guardian. Arsenal distance themselves from Mesut Ozil comments on Uighurs' plight [Электронный ресурс]. - URL: https://www.theguardian.com/foot-ball/2019/dec/13/arsenal-distance-themselves-from-mesut-ozil-comments-china-uighur-people#:~:text=Arsenal%20 have%20distanced%20themselves%20from,more%20to%20 highlight%20the%20issue (дата обращения: 21.03.2021).

12. The State Council. The People's Republic of China. Green Games on track in Beijing [Электронный ресурс]. - URL: http://english.www.gov.cn/news/ topnews/202007/31/content_WS5f2358e8c6d029c-1c2636fea.html (дата обращения: 19.03.2021).

References

1. Ministry of Sport of the Russian Federation (2017), Pavel Kolobkov had a meeting with the deputy-minister of the State General Sports Administration of China [Online], URL: https:// minsport.gov.ru/press-centre / news/30789/ (date of assess: 21.01.2021).

2. ChinaPower. How Dominant is China at the Olympic Games? [Online], URL: https://chinapower.csis.org/ dominant-china-olympic-games/ (date of assess: 23.01.2021).

3. Council on Foreign Relations. The Economics of Hosting the Olympic Games [Online], URL: https://www. cfr.org/backgrounder/economics-hosting-olympic-games (date of assess: 13.02.2021).

4. Deutsche Welle. China aiming to become global sporting power [Online], URL: https://www.dw.com/en/ china-aiming-to-become-global-sporting-power/a-52026942 (date of assess: 24.01.2021).

5. Deutsche Welle. No protests but NBA's rift with China remains [Online], URL: https://www.dw.com/en/ no-protests-but-nbas-rift-with-china-remains/a-50782800 (date of assess: 21.03.2021).

6. Hainan to build International E-sports Port [Online], URL: http://english.www.gov.cn/news/topnews/ 202006/26/content_WS5ef5a1cfc6d05a0f897062f2.html (date of assess: 10.02.2021).

7. Inside the Games. History of Asian Games [Online], URL: https://www.insidethegames.biz/articles/1073233/ history-of-oca (date of assess: 21.03.2021).

8. Sports Diplomacy. Sports Diplomacy: A Chinese Perspective [Online], URL: https://sportdiplomacy.wordpress. com/2014/02/17/sports-diplomacy-a-chinese-perspective/ (date of assess: 21.03.2021).

9. Taylor & Francis Online. Jinming Zheng et al. Sport policy in China (Mainland) [Online], URL: https://www. tandfonline.com/doi/full/10.1080/19406940.2017.1413585 ?src=recsys (date of assess: 17.02.2021).

10. Taylor & Francis Online. Stuart Murray, Geoffrey Allen Pigman. Mapping the relationship between international sport and diplomacy [Online], URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/174 30437.2013.856616?src=recsys (date of assess: 13.02. 2021).

11. The Guardian. Arsenal distance themselves from Mesut Ozil comments on Uighurs' plight [Online], URL: https://www.theguardian.com/football/2019/ dec/13/arsenal-distance-themselves-from-mesut-ozil-comments-china-uighur-people#:~:text=Arsenal%20 have%20distanced%20themselves%20from,more%20 to%20highlight%20the%20issue (date of assess: 21.03. 2021).

12. The State Council. The People's Republic of China. Green Games on track in Beijing [Online], URL: http:// english.www.gov.cn/news/topnews/202007/31/content_ WS5f2358e8c6d029c1c2636fea.html (date of assess: 19.03.2021).

C*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.