ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В ЯПОНИИ
Т.В. ДОЛМАТОВА, А.В. ЗУБКОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва
Аннотация
Эффективные подходы к развитию сферы спорта высших достижений позволяют японским спортсменам завоевывать всё более высокие места на крупнейших международных соревнованиях, а Японии усиливать свой статус в мировом спорте. В данной статье рассматриваются особенности функционирования системы спорта высших достижений в Японии, включая деятельность профильных органов государственной власти и ведущих национальных общественных организаций, вовлеченных в систему отбора и подготовки талантливого спортивного резерва и высококвалифицированных спортсменов. Подробно анализируются программы научно-методического обеспечения спортсменов, программы поддержки национальных спортивных федераций, подготовки тренерских кадров и базовые аспекты финансирования. Исследуются основные подходы, направленные на повышение результативности японских спортсменов в рамках домашних XXXII Игр Олимпиады 2020 г. Делается вывод о том, что проводимая на государственном уровне системная политика по развитию сферы спорта высших достижений в Японии обеспечивает слаженную работу всех органов власти и общественных организаций на всех уровнях, способствуя закреплению за Японией статуса великой спортивной державы.
Ключевые слова: спорт высших достижений, управление в спорте, спортивная подготовка, Япония.
ELITE SPORT DEVELOPMENT: THE CASE OF JAPAN
T.V. DOLMATOVA, A.V. ZUBKOVA, VNIIFK, Moscow city
Abstract
Effective policies implemented in elite sport system help Japanese athletes steadily improve their results at major international competitions and strengthen position of Japan in international sport. The article deals with specific features of the Japanese elite sport system, including efforts of relevant governmental structures and key non-governmental organizations involved in selection and development of young talents and top-class athletes. Special attention is paid to programs of scientific support provided to elite athletes, coach development, support provided to national sport federations and basic financial resources for funding elite athletes development. The authors examine key approaches used for improvement of Japanese athletes' competitiveness prior the Tokyo 2020 Olympic Games. The authors conclude that consistent elite sport policy implemented by the Japanese government provides coordination and cooperation between the national and local public authorities and non-governmental sport organizations, making Japan one of the strongest sport nations in the world.
Keywords: elite sport, sport governance, sport development, Japan.
Актуальность
В последние годы Япония всё более прочно укрепляет свой статус среди развитых спортивных держав, а японские спортсмены традиционно показывают высокие результаты на крупнейших международных соревнованиях, включая Олимпийские игры.
В основе успехов японских спортсменов на Олимпийских играх в последние годы лежит реализация программы развития спорта высших достижений, разработанная НОК Японии еще в 1998 г. [1]. Результаты внедрения этой программы проявились уже на Олимпийских играх
исследования
2004 г. в Афинах, где сборная команда Японии завоевала 16 золотых, 9 серебряных и 12 бронзовых медалей, заняв в неофициальном командном зачете высокое пятое место.
На Олимпийских играх 2016 г. в Рио-де-Жанейро сборная команда Японии заняла 7 место в общем медальном зачете, завоевав при этом 41 медаль: 12 золотых (4 - борьба, 3 - дзюдо, по 2 - плавание и гимнастика, 1 - бадминтон); 8 серебряных (3 - борьба, 2 - плавание, по 1 - дзюдо, легкая атлетика и настольный теннис) и 21 бронзовую (8 - дзюдо, 3 - плавание, по 2 - настоль-
С*)
ный теннис и синхронное плавание, по 1 - в гимнастике, бадминтоне, тяжелой атлетике, легкой атлетике, теннисе и гребле на каноэ) [26].
На домашних Олимпийских играх 2020 г., которые проходили в период с 23 июля по 8 августа 2021 г., японские спортсмены показали еще более высокие результаты, превысив заявленный план (53) в достижении олимпийских медалей. В общей сложности японцы завоевали 58 медалей, а еще 78 японских спортсменов заняли места с 4-го по 8-е, что является рекордным достижением для Японии. В общем медальном зачете команда Японии впервые вошла в тройку стран-лидеров медального зачета, завоевав 27 золотых, 14 серебряных и 17 бронзовых медалей [5].
В целом несмотря на то, что успех Японии на домашней Олимпиаде во многом обусловлен победами в новых видах спорта, добавленных в программу Игр Олимпиады в Токио в 2020 г., представляется важным подробнее рассмотреть систему организации и развития спорта высших достижений Японии, которые позволили стране значительным образом укрепить свой статус в мировом олимпийском спорте.
В этой связи целью исследования представленной статьи является изучение опыта развития спорта высших достижений в Японии.
Методами исследования для достижения данной цели стали: анализ, сравнительный анализ и обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение
Успех национальной сборной команды Японии на домашних Олимпийских играх 2020 г. в Токио, как видится, оказался результатом многолетней слаженной работы всех участников национальной системы спорта.
Ведущую роль в формировании и реализации политики в области спорта высших достижений в Японии играет правительство страны в лице Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий, а именно входящего в его структуру Агентства по спорту Японии, учрежденного в 2015 г. [1].
Повышение конкурентоспособности японских спортсменов на международной арене - одно из приоритетных направлений деятельности Агентства по спорту. Оно координирует деятельность организаций, работающих в сфере спорта высших достижений, а также предоставляет гранты и субсидии Совету по спорту, НОК Японии, Спортивной ассоциации Японии и Японской ассоциации паралимпийского спорта, которые далее перераспределяют финансовые средства между национальными спортивными федерациями [20].
С целью планомерного и системного развития сегмента спорта высших достижений Агентство по спорту регулярно разрабатывает планы повышения конкурентоспособности японских спортсменов с перспективой на 1-3 олимпийских цикла, которые корректируются по мере решения поставленных в них задач. Последний «План устойчивого повышения конкурентоспособности японских спортсменов» (Sustainable international
competitiveness improvement plan), принятый в 2021 г., основан на результатах успешного выступления сборных команд Японии на Олимпийских и Паралимпийских зимних играх 2018 и 2020 гг. [23]. План 2021 г. призван не допустить, чтобы успех японских спортсменов в 2021 г. оказался случайным, и направлен на подготовку к Играм Олимпиады и Паралимпиады 2024 г. с перспективой на 2028 и 2032 гг., а также к Олимпийским и Паралимпий-ским зимним играм 2026 и 2030 гг. [23]. В «Плане устойчивого повышения конкурентоспособности японских спортсменов» 2021 г. определены три основных принципа развития спорта высших достижений на предстоящий период [23]. Первый принцип заключается в том, чтобы работа по отбору, подготовке и совершенствованию спортивного мастерства атлетов осуществлялась планомерно в тесном сотрудничестве между спортивными организациями, местными органами власти и иными организациями, участвующими в этой работе. Второй принцип -обеспечение спортсменов качественным медицинским, научно-методическим и информационным сопровождением на территории всей страны, независимо от места проведения подготовки. Третий принцип заключается в усилении согласованности между мерами по повышению конкурентоспособности спортсменов на общенациональном и местном уровнях, а также создании системы поддержки спорта на региональном уровне за счет сотрудничества префектурных спортивных федераций/ ассоциаций, региональных органов власти, региональных научных и медицинских центров, университетов и иных организаций с Центром спорта высших достижений и национальными спортивными федерациями [23].
Поддержка «потенциально медальных» видов спорта
Агентство по спорту Японии оказывает приоритетную поддержку, в том числе финансовую, медицинскую, научно-методическую и информационную тем национальным федерациям/ассоциациям, спортсмены которых имеют наибольшие шансы на успешное выступление на Играх Олимпиад и Паралимпиад и Олимпийских и Паралим-пийских зимних играх. Все «потенциально медальные» виды спорта подразделяются на три группы: «S», имеющая наивысший приоритет, «А» и «В». Критерии отбора «потенциально медальных» видов спорта определяются Агентством по спорту и основаны на результатах, показанных спортсменами на последних Играх Олимпиды и Паралимпиады и Олимпийских и Паралимпийских зимних играх, а также на чемпионатах мира по видам спорта [25]. За полтора-два года до Олимпийских игр производится оценка результатов представителей «потенциально медальных» видов спорта на крупных международных соревнованиях, по результатам которой меры поддержки соответствующим национальным федерациям могут быть скорректированы. Решением Комиссара Агентства по спорту Японии от 30 марта 2022 г. наибольший приоритет (группа «S») на предстоящий период получили 6 олимпийских видов спорта: дзюдо, плавание, скейтбординг, гимнастика, брейк-данс и борьба [25]. Из зимних видов спорта к наиболее перспективным («S») в плане
завоевания медалей были отнесены лыжный спорт и конькобежный спорт.
Центральное место в подготовке ведущих спортсменов страны играет Совет по спорту, который на сегодняшний день не входит в структуру Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий, но является квазигосударственной организацией, т.е. его учредителем является правительство, которое частично его субсидирует. Благодаря системе финансирования с использованием дохода от лотереи Совет по спорту применяет надежную бизнес-модель, позволяющую одновременно развивать как массовый спорт, так и спорт высших достижений [15].
В структуру Совета по спорту входит Центр спорта высших достижений, в составе которого: Национальный тренировочный центр Аджиномото (Adjinomoto National Training Center) и Японский институт спортивных наук (Japan Institute of Sports Sciences), что позволяет комплексно решать все вопросы, связанные с организацией тренировочного процесса и научно-методическим и медицинским сопровождением высококвалифицированных спортсменов [10]. Национальный тренировочный центр был открыт в 2008 г. и является основным центром подготовки для большинства сборных команд страны, за исключением тех, которым нужна специфическая спортивная инфраструктура. Центр располагает современными спортивными сооружениями для проведения тренировочного процесса в 19 видах спорта, среди которых: художественная гимнастика, плавание, синхронное плавание, прыжки на батуте, спортивная гимнастика, волейбол, бадминтон, гандбол, баскетбол, дзюдо, бокс, борьба, тяжелая атлетика, теннис, легкая атлетика, настольный теннис, стрельба, фехтование, стрельба из лука. Сборные команды по зимним видам спорта, водным видам спорта, видам спорта на открытом воздухе и паралимпийским видам спорта, которые не могут проводить подготовку в Национальном тренировочном центре, тренируются в национальных тренировочных центрах по отдельным видам спорта, расположенных в подходящих для этих спортивных дисциплин местах. По состоянию на 1 апреля 2021 г. статус национальных тренировочных центров имели 28 спортивных объектов [8].
Научно-методическая, медицинская
и информационная поддержка спортсменов
Деятельность Японского института спортивных наук, основанного в 2001 г., ориентирована преимущественно на совершенствование подготовки высококвалифицированных спортсменов. Специалисты Института обеспечивают всестороннюю медицинскую, научно-методическую, психологическую и информационную поддержку членам сборных команд страны. Содержание программ НМО для отдельных видов спорта разрабатывается совместно сотрудниками Института и представителями национальных спортивных федераций [14]. Медицинское обеспечение спортсменов высшей квалификации осуществляется в Спортивном медицинском центре, входящем в структуру Института. Медицинский центр имеет в своем со-
ставе: спортивную клинику ("Sports Clinic"), в которой спортсмены получают медицинскую помощь в случае получения спортивных травм и развития заболеваний; реабилитационный отдел ("Conditioning Section"), где проводится реабилитация и необходимые процедуры для восстановления спортивной формы и возобновления спортивной деятельности [3].
Проект
поддержки спорта высших достижений (High Performance Support Project)
По поручению Агентства по спорту Японии на базе Центра спорта высших достижений Совета по спорту реализуется «Проект поддержки спорта высших достижений» (High Performance Support Project), который заключается в предоставлении всесторонних медицинских, научно-методических и информационных услуг представителям «потенциально медальных» видов спорта. Объем поддержки, которую оказывают спортсменам, зависит от вероятности их успешного выступления на Играх. В ходе подготовки к Играм Олимпиады и Пара-лимпиады 2020 г., а также Олимпийским и Паралим-пийским зимним играм 2022 г. Проект включал два основных направления: непосредственно поддержки спортсменов на базе Центра спорта высших достижений и организации региональных центров поддержки в местах проведения тренировок. Поддержка спортсменов включала деятельность в следующих семи областях: методика тренировочного процесса и профилактики травм; анализ тренировочного и соревновательного процессов с использованием видеозаписей; восстановление после травм; биомеханический анализ движений; физиологическое тестирование и анализ биохимических показателей; помощь диетолога; психологическая подготовка. Проект осуществлялся в тесном сотрудничестве с национальными спортивными федерациями.
Проект поддержки перспективных спортсменов
В Проект поддержки перспективных спортсменов, реализуемый Центром спорта высших достижений, включены спортсмены, имеющие реальные шансы завоевать медаль на ближайших Олимпийских или Пара-лимпийских играх [16]. Проект предусматривает для них возможность зарубежных стажировок в группах специалистов мирового класса, лучших спортивных лигах и спортивных академиях. Зарубежные стажировки преследуют три цели: тренировки под руководством специалистов, которых невозможно найти в Японии; тренировки со спарринг-партнерами, которых нет в Японии; тренировки на спортивных сооружениях и в условиях, которых нет в Японии. Согласно отчету за 2021 г., специалисты Центра спорта высших достижений включили в число наиболее перспективных 10 спортсменов (target athletes) из разных видов спорта, которые были направлены на прохождение зарубежных стажировок. Среди них представители легкой атлетики (1 чел.), настольного тенниса (4 чел.), дзюдо (2 чел.), тенниса (1 чел.), лыжного спорта (1 чел.), сноуборда
(1 чел.). Эти спортсмены считаются претендентами на золотые медали Игр Олимпиады 2024 г. и Олимпийских зимних игр 2026 г. [14].
«Группа по сотрудничеству
со спортивными федерациями»
С 2016 г. в структуре Центра спорта высших достижений действует «Группа по сотрудничеству со спортивными федерациями» ("Collaborative Team"), учрежденная совместно Советом по спорту, Олимпийским комитетом и Паралимпийским комитетом Японии и оказывающая поддержку национальным спортивным федерациям в разработке и реализации стратегических планов подготовки спортсменов, рассчитанных на два предстоящих олимпийских цикла. Работа «Группы по сотрудничеству со спортивными федерациями» построена на основе цикла Деминга (PDCA cycle) «планирование - выполнение -проверка - корректировка», причем специалисты, входящие в Группу, оказывают всестороннюю помощь национальным федерациям на каждом из этапов этого цикла [12]. Оценка соответствия стратегических тренировочных планов запланированным задачам (этап «проверки» в цикле Деминга) производится раз в год [20]. При этом оцениваются и, если необходимо, корректируются основные цели, промежуточные результаты, необходимые ресурсы, критерии успешности выполнения плана. Для эффективного взаимодействия со специалистами Группы каждая национальная федерация должна назначить из числа своих сотрудников ответственное лицо («координатора») [13].
В Японии действуют две зонтичные спортивные организации: Спортивная ассоциация Японии и Олимпийский комитет Японии, который отделился от Спортивной ассоциации в 1989 г. Ответственность за подготовку японских спортсменов к Олимпийским играм возложена на Олимпийский комитет.
Олимпийский комитет Японии
Олимпийский комитет Японии (далее - НОК Японии) объединяет национальные спортивные федерации/ ассоциации и отвечает за формирование сборной команды страны для участия в Олимпийских играх и других крупных международных соревнованиях [4]. Одной из основных задач Олимпийского комитета Японии является обеспечение спортивной подготовки ведущих атлетов, что осуществляется, в том числе, посредством поддержки и выделения субсидий на реализацию национальными спортивными федерациями программ подготовки членов национальных сборных команд и ближайшего резерва [4].
Олимпийский комитет Японии на базе Национального центра спорта Аджиномото в тесном сотрудничестве с национальными спортивными федерациями реализует программу под названием «Академия спорта высших достижений» (JOC Elite Academy), направленную на отбор и подготовку спортсменов высокой квалификации [6].
Олимпийский комитет также играет важнейшую роль в подготовке кадров для работы со спортсменами высокой квалификации. С этой целью на базе Нацио-
нального тренировочного центра Аджиномото успешно функционирует Национальная академия тренеров (JOC National Coach Academy), представляющая собой программу для повышения квалификации национальных тренеров [7].
Играя ключевую роль в развитии спорта высших достижений в стране, НОК Японии получает финансовые средства в форме инвестиций от государства (около 40%), пожертвований от частного сектора и поступлений от спортивной лотереи, а также коммерческой деятельности. При этом 80% расходов Олимпийского комитета Японии приходится на поддержку программ подготовки ведущих спортсменов страны.
Спортивная ассоциация Японии
Второй зонтичной спортивной организацией является Спортивная ассоциация Японии (Japan Sport Association, JSPO) [2]. После выхода из ее состава Олимпийского комитета Японии в 1989 г., ее деятельность продолжает охватывать широкий круг вопросов, начиная от развития массового спорта и подготовки кадров для всей спортивной сферы и заканчивая подготовкой спортивного резерва для спорта высших достижений. Имея широкую сеть партнеров и тесно сотрудничая с национальными спортивными федерациями, Ассоциация во многом обеспечивает эффективность развития всей системы спорта в стране. Отдельно следует отметить деятельность Ассоциации по подготовке тренерских кадров как для массового спорта, так и спорта высших достижений, которая ведется в тесном сотрудничестве с национальными спортивными федерациями.
Программы отбора спортивного резерва
Важнейшим условием будущих спортивных успехов страны на международной арене является наличие стройной системы выявления, отбора и последующей поддержки молодых талантливых спортсменов [24]. Их отбор осуществляется преимущественно на префектур-ном уровне. Так как в Японии, в отличие от большинства стран, детско-юношеский спорт традиционно развивался в значительной степени на базе средних общеобразовательных школ, а не в спортивных клубах, программы спортивного отбора, проводимые Советом по спорту Японии на региональном уровне, часто по-прежнему проводятся на базах школ. На 2018 г. в разных префектурах страны работали 34 различные программы отбора [18].
В настоящее время Совет по спорту реализует три типа программ спортивного отбора, проводимых на региональном уровне: мультиспортивные программы (оценка способностей ребенка для определения вида спорта, в котором он/она мог бы достичь высоких результатов), программы отбора в отдельных видах спорта и программы по переходу юных спортсменов из одного вида спорта в другой, требующий проявления схожих качеств [17].
С целью систематизации и повышения эффективности отбора и подготовки высококвалифицированных спортсменов в 2015 г. Советом по спорту была образована Сеть организаций под названием "World Class Pathway Network", которая объединяет 47 организа-
ций, представляющих 39 префектур, 7 муниципалитетов и 1 крупный регион [11]. В сеть, во главе которой находится Центр спорта высших достижений, могут входить разные структуры и организации, реализующие проект спортивного отбора.
С 2017 г. в Японии действует еще один проект спортивного отбора под названием «Проект поддержки восходящих звезд» ("J-STAR Project"), реализуемый совместно Агентством по спорту Японии, Спортивной ассоциацией Японии, Советом по спорту, Олимпийским комитетом Японии, Японской ассоциацией паралимпийского спорта, Паралимпийским комитетом Японии, национальными спортивными федерациями и местными органами власти [9]. Непосредственное руководство проектом осуществляет подразделение Совета по спорту - Центр спорта высших достижений.
Финансирование спорта высших достижений
Правительство Японии осуществляет финансирование и контроль деятельности общественных спортивных организаций, Олимпийского комитета и национальных спортивных федераций, выделяя субсидии и гранты на развитие спорта высших достижений и реализуя различные программы и проекты по оказанию всесторонней поддержки ведущим спортсменам страны.
В «Стратегии по формированию спортивной нации», принятой в 2010 г., было четко определено, что финансирование спорта высших достижений, в том числе обеспечение подготовки спортивных сборных команд страны и необходимой инфраструктуры, должно осуществляться из средств, выделяемых государством [22]. В Третьем разделе Основного закона о спорте 2011 года, являющегося основополагающим документом в спортивной сфере, сказано, что ответственность за деятельность по повышению конкурентоспособности японских спортсменов, в том числе финансирование данной деятельности, несет правительство страны [19].
Финансовые средства на развитие спорта высших достижений поступают преимущественно из государственной казны и из «Фонда содействия развитию спорта» (Sport Promotion Fund), образованного в 1990 г. за счет первоначального взноса в размере 25 млрд иен, сделанного правительством страны, и 4,4 млрд иен, внесенных представителями частного сектора [27]. Объем средств, выделяемых правительством страны на развитие спорта в целом и спорта высших достижений в частности,
неуклонно возрастает с 2002 г. Наиболее резкий рост финансирования спорта высших достижений произошел в 2013 г. после получения Токио права на проведение Олимпийских и Паралимпийских игр 2020 г. [21]. По данным, приведенным в Белой книге по вопросам развития спорта 2020 г., с 2010 г. доля средств, выделяемых на развитие спорта высших достижений, составляла стабильно около 70% общего объема средств, направляемых на развитие спорта в целом [28]. Распределение финансовых средств, поступающих в форме государственных грантов и субсидий на развитие спорта высших достижений, между национальными спортивными федерациями осуществляется Советом по спорту.
Заключение
В целом обобщая анализ деятельности японских спортивных федераций, следует отметить, что успешный процесс спортивной подготовки высококвалифицированных японских спортсменов обеспечивается за счет тесного взаимодействия между различными акторами -государственными, квазигосударственными и негосударственными организациями, составляющими общую структуру управления спортивной отраслью. Центральное место в подготовке ведущих спортсменов Японии занимает Центр спорта высших достижений, входящий в структуру Совета по спорту, квазигосударственной организации, учрежденной и частично субсидируемой правительством страны.
Финансирование спорта высших достижений осуществляется преимущественно из государственных средств, что закреплено законодательно в Основном законе о спорте 2011 года.
Отдельно следует отметить следующее. Важнейшее место в развитии спорта высших достижений, подготовке спортсменов, тренерских и управленческих кадров в Японии отведено изучению и применению передового опыта зарубежных стран посредством организации стажировок тренеров в зарубежных странах, проведения совместных тренировочных сборов с ведущими зарубежными спортсменами, приглашения зарубежных тренеров для работы с национальными сборными командами.
Все особенности, указанные выше, во многом формируют слаженную многоуровневую систему развития японского спорта и обеспечивают высокую конкурентоспособность японских спортсменов на международной спортивной арене.
Публикация подготовлена на основе материалов научной работы, выполненной в рамках государственного задания ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
1. Bubka, S.N., Bulatova, M.M. and Essentaev, T.K., edited by S.N. Bubka and V.N. Platonov (2019), Management of athletes development towards Olympics, M., Sport, 480 p.
2. About JSPO, URL: https://www.japan-sports.or.jp/ english/tabid637.html
3. Japan Sports Council, HPSC, Sports Medical Center, URL: https://www.jpnsport.go.jp/hpsc/about/organization/ tabid/1104/Default.aspx
4. Japanese Olympic Committee, Athlete Enhancement, URL: https://www.joc.or.jp/english/aboutjoc/data/joc_ac-tivities_2019.pdf
5. Japanese Olympic Committee, Athletes' Participation to Competitions, URL: https://www.joc.or.jp/english/ aboutjoc/data/joc_activities_2021.pdf
6. Japanese Olympic Committee, JOC Elite Academy, URL: https://www.joc.or.jp/english/aboutjoc/data/joc_ac-tivities_2021.pdf
7. Japanese Olympic Committee, JOC National Coach Academy, URL: https://www.joc.or.jp/english/aboutjoc/ data/joc_activities_2021.pdf
8. Japanese Olympic Committee, NTC Networking Programmes, URL: https://www.joc.or.jp/english/aboutjoc/ data/joc_activities_2021.pdf
9. Jpnsport, Japan Star Project, URL: https://pathway. jpnsport.go.jp/j-star/
10. JSC, High Performance Sport Center, URL: https:// www.jpnsport.go.jp/corp/english/activities/tabid/393/ Default.aspx
11. JSC, High Performance Sport Center, World Class Pathway Network. News, URL: https://www.jpnsport.go.jp/ corp/LinkClick.aspx?fileticket=toJc05W6ujY%3D&tabid= 837&mid=2091
12. JSC, HPSC, Collaborative team, URL: https://www. jpnsport.go.jp/hpsc/business/ourwork/tabid/1758/Default. aspx
13. JSC, HPSC, Collaborative team. Implementation, URL: https://www.jpnsport.go.jp/hpsc/business/ourwork/ tabid/1804/Default.aspx
14. JSC, HPSC report 2021, URL: https://www.jpns-port.go.jp/hpsc/Portals/0/resources/hpsc/publications/ nenpou2021.pdf
15. JSC, Pamphlet, URL: https://www.jpnsport. go.jp/corp/Portals/0/corp/2022_JSC_Pamphlet_ENG_ Web_0804.pdf
16. JSC, Publications, HPSC, 2022, URL: https://www. jpnsport.go.jp/hpsc/Portals/0/resources/hpsc/publica-tions/2022_HPSC_Web_new.pdf
17. J-Stage, Historical development of talent identification and development initiatives in Japan, URL: https://www. jstage.jst.go.jp/article/jiss/3/0/3_15/_article/-char/en
18. Kinugasa, T. (2021), Pathway Development Experiences of Talented Japanese Athletes, URL: https://www. researchgate.net/publication/355860277_Pathway_Devel-opment_Experiences_of_Talented_Japanese_Athletes
19. MEXT, Basic Act on Sport. Unofficial translation, URL: https://www.mext.go.jp/a_menu/sports/kihonhou/ attach/1336024.htm
20. MEXT, JSA, Competitiveness, Режим доступа: https://www.mext.go.jp/sports/en/b_menu/policy/compss/ index.htm
21. MEXT, Sports. Priority Support final spurt period Tokyo 2020, URL: https://www.mext.go.jp/sports/ content/20210330-spt-kyosport-300000865_1.pdf
22. MEXT, Sports. Strategy for Sports Nation, URL: https://www.mext.go.jp/en/policy/sports/lawandplan/ title02/detail02/sdetail02/1374143.htm
23. MEXT, Sports. Sustainable international competitiveness improvement plan, URL: https://www.mext.go.jp/ sports/content/20211227_spt_kyosport_300000861_1.pdf
24. MEXT, Sports. Suzuki Plan, URL: https://www. mext.go.jp/sports/b_menu/sports/mcatetop07/list/de-tail/_icsFiles/afieldfile/2016/10/07/1377938_001.pdf
25. MEXT, Sports. Target Sports Selection Guidelines, URL: https://www.mext.go.jp/sports/content/20220330-spt_kyosport-300000863_01.pdf
26. Olympics, Rio 2016 Medal Table, URL: https:// olympics.com/en/olympic-games/rio-2016/medals
27. Sport Participation and Olympic Legacies: A Comparative Study. Ed. H. Spencer, M. Dowling. Routledge, 10.08.2021, 218 p., URL: https://books.google.ru/ books?id=IYM0EAAAQBAJ&pg=PA2019-IA3&lpg = PA2019-IA3&dq=Japan + Sport+Agency+NAASH: +National+Agency+for+the+Advancement+of+Sports+ and+Health&source=bl&ots=VcRgfm547A&sig=ACfU3U 2uGNgnRNV-nxlRhna5gAhUz3EE_g&hl=ru&sa=X&ved =2ahUKEwiXkfSj1eT7AhUpiYsKHfy0AE8Q6AF6BAgm EAM#v=onepage&q&f=false
28. SSF. White Paper on Sport in Japan 2020, URL: https://www.ssf.or.jp/en/files/swp2020_eng.pdf