Научная статья на тему 'Особенности развития современной системы управления качеством в экономике Китая'

Особенности развития современной системы управления качеством в экономике Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1417
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данильчук М. А.

В статье рассматривается историческая эволюция категории «качество» в истории Китая. Дана характеристика современного состояния системы управления качеством Китая, рассмотрены основные вопросы регулирования национальной системы качества Китая. Приведена сравнительная характеристика понятия «недостаток товара» в России и Китае, определены основные направления регулирования качества в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития современной системы управления качеством в экономике Китая»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ЭКОНОМИКЕ КИТАЯ

© Данильчук М.А.*

Дальневосточный государственный университет путей сообщения,

г. Хабаровск

В статье рассматривается историческая эволюция категории «качество» в истории Китая. Дана характеристика современного состояния системы управления качеством Китая, рассмотрены основные вопросы регулирования национальной системы качества Китая. Приведена сравнительная характеристика понятия «недостаток товара» в России и Китае, определены основные направления регулирования качества в Китае.

В современных условиях достижение определенного уровня качества остается одной из приоритетных целей человеческого сообщества. В настоящее время компании, занимающиеся поставками перевозками товаров из Китая в Россию, все чаще сталкиваются с проблемами качества китайских товаров. Качество продукции оказалось в центре напряженной международной конкуренции, а управление качеством стало важнейшей задачей, которую приходится решать компаниям.

Китая является нашим главным партнером, как в экономическом отношении, так и в области внешнеторговых перевозок. В данной статье предлагается анализ сложившейся ситуации в области управления качеством в Китае, приводится обзор основных проблем, стоящих перед китайским правительством в части повышения качества продукции для обеспечения качественного сотрудничества между Россией и Китаем.

Качество - понятие собирательное и субъективное. Положительное или отрицательное отношение к качеству продукции проявляется только у потребителя в зависимости от того, какие свойства и характеристики имеет продукция, и насколько они удовлетворяют потребности потребителя.

Рассмотрим основные положения категории «качество» и контроля качества продукции в Китае.

На протяжении всей своей многовековой истории система контроля качества в Китае формировалась на базе государственных институтов. Основным действующим лицом в системе контроля качества были государственные административные образования. При определении стандартов качества, контроле производственного процесса, также экспертизе и оценке готовых изделий основным фактором была доминирующая роль государственной власти. Глубина и степень такого воздействия не часто наблюдались в мировой истории. Далее формулируются характерные черты системы контроля качества в Китае [3].

* Преподаватель кафедры «Экономика строительства и технология строительных материалов».

Во-первых, непрерывность развития китайской цивилизации прослеживается с древнейших времен - и это одна из характерных особенностей ее эволюции. В противоположность другим древним цивилизациям эволюция китайского общества была практически непрерывной. Соответственно, эволюция системы контроля качества в Китае отражала эту особенность китайской истории. С момента своего формирования система принципиально не менялась, однако совершенствовалась и становилась более стройной с течением времени.

Во-вторых, уровень контроля качества в Древнем Китае был чрезвычайно высоким и был достигнут в результате накопления и использования разнообразного опыта. Отчасти этот опыт выходил за рамки качественного контроля и переходил в разряд количественных оценок. В отдельных случаях оговаривались длина, объем и вес изделия, а также определенные параметры, касающиеся качества и объема использованного сырья. Это является лишним свидетельством достижений Древнего Китая в сфере контроля качества, - достижений, которые признаны всем миром и которые сохраняют свое значение и в наши дни.

В-третьих, непрерывность исторического развития привела к известному историческому консерватизму. Система контроля качества в Китае зародилась во времена династий Шан и Джоу (ХХУП-УШ века до н.э.).

Основы менеджмента, заложенные во время периода «Весна-Осень», или как его еще называют периода «Разделенных царств» эпохи «Воюющих царств» (770-221 годы до н.э.), были модифицированы и усовершенствованы в период династий Цинь и Хан (III век до н.э. - II век н.э.), когда система приобрела относительно стройный и целостный вид [3].

Почитание традиции и древности, культивируемое в Китае, способствовало тому, что система пустила глубокие корни и практически оставалась неизменной, передаваясь от поколения к поколению. Определенные и незначительные изменения затронули систему законов, указов, а также способы измерения.

Этот принцип исторического наследования, а также связанный с ним общественный консерватизм, придавали специфические черты китайским промышленным изделиям и оставили свой след даже в современной системе контроля качества, несмотря на кардинальные изменения в промышленности и коммерции. Иначе говоря, современная система контроля качества сохранила фундаментальный китайский принцип следования и культивирования традиции.

В-четвертых, приоритетная роль, которую играл контроль качества в древнекитайском обществе, была тесно связана с системой монархической власти и удовлетворением интересов государственного аппарата и монархической автократии.

В иерархии потребностей императорской семьи и правительственных чиновников важное место занимали предметы роскоши, которые украшали

повседневный быт и придавали вкус жизни, соответственно, производство таких предметов и строгий контроль за их качеством становились одной из основных задач и функций политической власти. Эта ситуация стимулировала развитие системы контроля качества, но она же порождала серьезный дисбаланс в общественном устройстве: мало что делалось, чтобы удовлетворить интересы и потребности рядовых граждан.

Потребность в роскошных и высококачественных вещах приводила к игнорированию производственных затрат, в результате материалы и рабочая сила расходовались нерационально. Следует добавить также, что централизованная система управления, осуществлявшая жесткий и всесторонний контроль, отнюдь не стимулировала творческий энтузиазм мастеров и серьезно тормозила развитие производства.

Эволюция системы контроля качества в Китае тесно связана с эволюцией самого китайского общества. Традиционная система контроля качества замедлила развитие Китая и стала одной из причин экономической отсталости страны в эпоху новейшей истории [3].

В настоящее время качество товарной продукции в Китае можно классифицировать по уровню общественной оценки [1], которая определяется термином «уровень качества» (рис. 1):

1. уровень естественного качества, который характеризует прикладную полезность продукции (внешний вид изделия, наличие функций, срок службы, упаковка и др.).

2. уровень познаваемого качества - представление о качестве достигается опытным путем. Потребитель, купив продукцию, создает соответствующее представление о ее качестве. Например, потребитель удостоверяется, что изделие безопасно, высокоэффективно, удобно. Или же наоборот - приходит к выводу, что дизайн нерациональный, неэстетичный и т.д.

3. уровень качества массовых закупок, который означает, что продукция покупается и используется потребителями в больших количествах, так как она сформировала у потребителя определенный положительный имидж; этот уровень способствует росту популярности товарного знака, формирует доверие к продукции фирмы, к изготовителю и продавцу.

4. уровень социального качества, отражающий тот факт, что данная продукция уже является не просто эталоном для потребителя, но является символом качества продукции вообще, символизирует культуру предприятия.

Анализ понятия «качество» в России и Китае показывает, что законодательство этих стран по-разному трактуют данное определение.

Например, в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000:2008 качество продукции представляет собой степень соответствия присущих характеристик тре-

бованиям [4]. В понимании китайцев качество - это «равновесие и деньги», так как китайский иероглиф (®й), обозначающий «качество», состоит из двух элементов:

1. равновесие

2. деньги, количество й.

Таким образом, китайское качество = равновесие + деньги, то есть качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой».

Понятие «качество» неразрывно связано с понятием «недостаток товара». В законодательстве Китая [5] «недостаток товара» - это когда продукция не соответствует государственным стандартам безопасности.

В законодательстве России [2] «недостаток товара» - это несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом (рис. 2).

Законодательство разных стран по-разному регулирует вопросы, связанные с ответственностью за недостатки качества. В законодательстве США, к примеру, недостатки подразделяются на недостатки производства, недостатки разработки (дизайна), недостатки предупреждающих обозначений и недостатки инструкции по эксплуатации [1].

В последнее время наиболее актуальными остаются вопросы регулирования национальной системы качества Китая, в частности требует пересмотра реализация законодательных инициатив, включая пересмотр действующего законодательства и введение нового законодательства. Соглашение WTO-TBT устанавливает требования относительно того, как рынки должны регулироваться посредством технических положений и использования международных стандартов в целях обеспечения косвенной гармонизации технических положений.

В связи с этим, необходимо скорейшее документирование китайской правовой системы с тем, чтобы международные требования соблюдались в рамках национальных принципов и традиций.

Рис. 2. Анализ понятий «недостаток товара» в законодательстве РФ и КНР

Китайская стандартизация представляет собой определенного рода централизованную административную систему, которая объединена с соответствующими обязанностями официальных отделов и гражданской ассоциации.

Китайские стандарты подразделяются на Национальные стандарты, Профессиональные (отраслевые) стандарты, Местные стандарты и Стандарты предприятий [6].

Национальные стандарты разрабатываются в связи с необходимостью унификации технических требований во всем мире.

Профессиональные стандарты могут разрабатываться, в отношении которых отсутствуют Национальные стандарты, но требуются технические требования в определенной профессиональной области на территории страны.

Местные стандарты могут разрабатываться для областей, в отношении которых отсутствуют Национальные стандарты и Профессиональные стандарты, но требуются унифицированные требования в отношении безопасности и гигиены промышленной продукции в рамках местной области.

Стандарты предприятий могут разрабатываться в рамках предприятий, когда отсутствуют Национальные стандарты, Профессиональные стандарты и Местные стандарты. Тем не менее, предприятие должно применять Национальные стандарты, Профессиональные стандарты и Местные стандарты, если они действуют.

Более того, национальные консультационные технические документы могут быть разработаны для некоторых разрабатывающих проектов, кото-

рые требуют соответствующих руководящих стандартных документов или имеют стандартизационную ценность, но не могут разработать официальных стандартов или принять ISO/IEC и иные международные стандарты, действующие в настоящее время [6].

Вступление в ВТО является важным стратегическим шагом для участия Китая в экономической глобализации, демонстрируя его открытие новой эре.

Таким образом, присоединение Китая ВТО ставит следующие задачи в области управления качеством:

1. редактирование законов и нормативно-правовых актов в целях соблюдения положений ВТО;

2. изменение стандартов, процедуры оценки соответствия, регулирование организаций оценки соответствия с зарубежными инвестициями, технических положений.

В заключение следует отметить, что в современных рыночных условиях качество - основа устойчивости предприятия, его конкурентоспособности и залог экономического процветания. Китай активно предпринимает шаги, направленные на совершенствование своей системы качества, посредством внедрения опыта развитых стран и принимая во внимание свою собственную ситуацию.

В результате данного исследования в качестве приоритетных направлений совершенствования китайской системы управления качеством следует отметить:

1. реформирование системы стандартов и технического регулирования в соответствии с практиками Евросоюза;

2. совершенствование внутренних технических стандартов; обращение достаточного внимания техническим положениям;

3. активное участие в международной деятельности по стандартизации;

4. установление системы предупреждения и быстрого реагирования в отношении зарубежных технических барьеров торговли;

5. применением качественно новых технологических процессов и качественно новых подходов к сервису предоставляемых услуг.

Список литературы:

1. Нырова Н.Н. Качество китайских товаров: проблемы и решения // Российский внешнеэкономический вестник. - 2007. - № 5. - С. 25-36.

2. Федеральный закон «О техническом регулировании» // C3 РФ. -2002. - № 52. - Ст. 5140.

3. История качества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://qua-lity. eup. ru/MATERIALY12/history_quality. htm.

4. ГОСТ Р ИСО 9000:2008. Система менеджмента качества. Требования. - М.: Стандартинформ, 2008. - 17 с.

5. Чжан Цин, Лю Нин, Цяо Чэнь. Ответственность за качество продукции: юридические риски и решения // Фалюй чубаньшэя. - Пекин: 2005. -С. 3-14. - на кит.яз.

6. Система национального регулирования качества в Китае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rgtr.ru/nav/11/china.

7. Федеральный закон «О защите прав потребителя» // CЗ РФ. - 1992. -№ 2300-1.

8. Закон КНР «О качестве продукции».

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЗАТРАТ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

© Чукавина Ю.Г.*

ОАО «ЦНИИ «Электрон», г. Санкт-Петербург

В работе, исходя из назначения системы управления качеством, уточняются аспекты управленческой рыночной идеология в области качества, рассматривается концепция структуры затрат в рамках системы управления качеством, исследуются подходы к формированию комплекса затрат на развитие системы управления качеством, излагаются основные положения методического подхода к развитию системы управления качеством в компании.

Как отмечают специалисты, «цепочка успеха в рамках управления качеством» выражается в удовлетворенности клиентов в продукции компании и соответственно увеличением выручки [1]. Первая задача создания цепочки ценностей успеха при развитии системы управления качеством - это раскрытие понятия «успех». Портер М. [2, 3] ввел новую категорию - понятие «потребительской ценности», то есть ценности товара для потребителя. Для потребителя, особенно фирмы-потребителя, являющейся коммерческой организацией, действующей ради получения прибыли, ценность любого приобретаемого товара или услуги прямо зависит от той прибыли, которую принесет продукт при его использовании. Эта величина конкретна и может быть легко и точно подсчитана. Есть критически важная граница, которая предопределяет возможность или невозможность совершения сделки. У каждого конкурентоспособного товара цена реализации ниже потребительской ценности. Для потребителя неоплаченная часть потребительской ценности равна полученной им от использования товара дополнительной прибыли. Для поставщика она соответствует «запасу конкурентоспособности» его продукции (рис. 1).

* Начальник управления Реализации федеральных целевых программ, договорной деятельности и маркетинговых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.