Научная статья на тему 'Особенности развития современного рынка бытовых услуг'

Особенности развития современного рынка бытовых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2769
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ANALYSIS / БЫТОВЫЕ УСЛУГИ / SERVICES / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / СПРОС / DEMAND / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENT SUPPORT / ДИНАМИКА / DYNAMICS / ЗАВИСИМОСТЬ / DEPENDENCE / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / КРЕДИТОВАНИЕ / CREDIT / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / ОБЪЕМ ОКАЗЫВАЕМЫХ БЫТОВЫХ УСЛУГ / PROVISION OF PUBLIC SERVICES / ПРОБЛЕМА / ISSUE / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / OFFER / РЫНОК / MARKET / РАСХОДЫ / COST / ТЕНДЕНЦИЯ / TREND / УРОВЕНЬ ДОХОДНОСТИ / LEVEL OF PROFITABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорихина Маргарита Сергеевна, Шамин Евгений Анатольевич

Введение. В современных условиях бытовое обслуживание, располагавшее в прошлом кустарными мастерскими, стало отраслью народного хозяйства с соответствующей индустриальной материально-технической базой. Оно приобретает всё более универсальный характер при специализации отдельных видов и типов обслуживания. Статья посвящена исследованию рынка бытовых услуг, а так же актуальным проблемам, присутствующим в нём. Материалы и методы. В представленном материале обосновывается актуальность исследования рынка бытовых услуг. Рассматривается современное состояние рынка бытового обслуживания. Доказана востребованность сферы бытовых услуг, а также проанализирована зависимость между спросом на бытовые услуги и уровнем доходности населения страны. Рассмотрена доля расходов населения на бытовые услуги. Отражена взаимосвязь востребованности бытовых услуг и уровня располагаемых ресурсов у населения страны по категориям. В статье представлена тенденция развития рынка бытовых услуг. Проанализирована динамика объема оказываемых бытовых услуг. Исследованы количественные показатели обеспеченности рынка организациями бытового обслуживания. В статье представлены расчеты индекса физического объема бытовых услуг населению по видам услуг. Выявлены особенности, характерные для рынка бытового обслуживания, на основании которых, обозначены проблемные зоны. Данные проблемы также обнаружены, в результате анализа состояния рынка бытовых услуг. Для проведения анализа использовались статистические данные, опубликованные в официальных источниках Федеральной службы государственной статистики. Результаты. На основании проведенных исследований определены наиболее важные проблемы и предложены пути их решения. Аргументируется необходимость государственного регулирования рынка бытовых услуг. Определены направления государственного регулирования рынка бытовых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR GOVERNMENT REGULATION OF THE MARKET OF HOUSEHOLD SERVICES

Introduction. In modern conditions of domestic service, which had in the past, artisanal workshops, was a sector of the economy with appropriate industrial material and technical base. It becomes all the more versatile in terms of specialization of individual species and types of care. The article is devoted to investigation of market of household services, as well as topical issues that are present in it. Materials and methods. In the present article substantiates the topicality of studying of the market of household services. Discusses the current state of the market of consumer services. Proven demand for consumer services, as well as the dependence between demand for services and the level of profitability of the population. Considers the share of expenditure on domestic services. Reflects the relationship of demand for household services and the level of available resources among the population categories. The article presents the development trend of the market of domestic services. Analyzes the dynamics of the provision of public services. The quantitative indicators of security market organizations and consumer services. The article presents calculations of the index of physical volume of household services to the population by types of services. The features typical for the market of consumer services, on the basis of which the identified problem areas. These problems are also discovered, as a result of analysis of the market of household services. For analysis were used the statistical data published in official sources of the Federal service of state statistics. Results. On the basis of these studies identified the most important problems and the proposed solutions. The author substantiates the necessity of state regulation of the market of household services. The directions of state regulation of the market of household services.

Текст научной работы на тему «Особенности развития современного рынка бытовых услуг»

экономические науки

Егорихина Маргарита Сергеевна, Шамин Евгений Анатольевич ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ...

УДК 338.46

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА БЫТОВЫХ УСЛУГ

© 2018

Егорихина Маргарита Сергеевна, аспирант Шамин Евгений Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры сервиса и экономики сферы услуг Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, улица Октябрьская,22»а»,e-mail: [email protected])

Аннотация. Введение. В современных условиях бытовое обслуживание, располагавшее в прошлом кустарными мастерскими, стало отраслью народного хозяйства с соответствующей индустриальной материально-технической базой. Оно приобретает всё более универсальный характер при специализации отдельных видов и типов обслуживания. Статья посвящена исследованию рынка бытовых услуг, а так же актуальным проблемам, присутствующим в нём. Материалы и методы. В представленном материале обосновывается актуальность исследования рынка бытовых услуг. Рассматривается современное состояние рынка бытового обслуживания. Доказана востребованность сферы бытовых услуг, а также проанализирована зависимость между спросом на бытовые услуги и уровнем доходности населения страны. Рассмотрена доля расходов населения на бытовые услуги. Отражена взаимосвязь востребованности бытовых услуг и уровня располагаемых ресурсов у населения страны по категориям. В статье представлена тенденция развития рынка бытовых услуг. Проанализирована динамика объема оказываемых бытовых услуг. Исследованы количественные показатели обеспеченности рынка организациями бытового обслуживания. В статье представлены расчеты индекса физического объема бытовых услуг населению по видам услуг. Выявлены особенности, характерные для рынка бытового обслуживания, на основании которых, обозначены проблемные зоны. Данные проблемы также обнаружены, в результате анализа состояния рынка бытовых услуг. Для проведения анализа использовались статистические данные, опубликованные в официальных источниках Федеральной службы государственной статистики. Результаты. На основании проведенных исследований определены наиболее важные проблемы и предложены пути их решения. Аргументируется необходимость государственного регулирования рынка бытовых услуг. Определены направления государственного регулирования рынка бытовых услуг.

Ключевые слова: анализ, бытовые услуги, востребованность, государственное регулирование, государственная поддержка, динамика, зависимость, исследование, кредитование, налогообложение, объем оказываемых бытовых услуг, проблема, предложение, рынок, расходы, спрос, тенденция, уровень доходности.

THE NEED FOR GOVERNMENT REGULATION OF THE MARKET OF HOUSEHOLD SERVICES

© 2018

Yegorikhina Margarita Sergeevna, post-graduate student of 2 course Shamin Evgeny Anatolyevich, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of service and service economy Nizhny Novgorod state engineering-economic University (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya street, 22 "a", e-mail: [email protected])

Abstract. Introduction. In modern conditions of domestic service, which had in the past, artisanal workshops, was a sector of the economy with appropriate industrial material and technical base. It becomes all the more versatile in terms of specialization of individual species and types of care. The article is devoted to investigation of market of household services, as well as topical issues that are present in it. Materials and methods. In the present article substantiates the topicality of studying of the market of household services. Discusses the current state of the market of consumer services. Proven demand for consumer services, as well as the dependence between demand for services and the level of profitability of the population. Considers the share of expenditure on domestic services. Reflects the relationship of demand for household services and the level of available resources among the population categories. The article presents the development trend of the market of domestic services. Analyzes the dynamics of the provision of public services. The quantitative indicators of security market organizations and consumer services. The article presents calculations of the index of physical volume of household services to the population by types of services. The features typical for the market of consumer services, on the basis of which the identified problem areas. These problems are also discovered, as a result of analysis of the market of household services. For analysis were used the statistical data published in official sources of the Federal service of state statistics. Results. On the basis of these studies identified the most important problems and the proposed solutions. The author substantiates the necessity of state regulation of the market of household services. The directions of state regulation of the market of household services.

Keywords: analysis, services, demand, government regulation, government support, dynamics, dependence, research, credit, taxation, provision of public services, issue, offer, market, cost, demand, trend, the level of profitability.

На протяжении последних десятилетий сфера бытовых услуг прочно закрепила свои позиции в процессе воспроизводства ВВП в стране. Ученые-аналитики подсчитывают, что спрос за последние годы на бытовые услуги возрос порядком на 30%. Рынок бытовых услуг ежегодно расширяется, что обусловлено постоянным ростом потребности в новых услугах у населения, это подтверждают следующие научные исследования [1-6].

Сфера бытовых услуг, не только создает надежный пласт для трудоустройства населения, обеспечивает бюджет постоянным доходом, но и выступает одним из перспективных направлений бизнеса. Возросшая роль сферы бытовых услуг в обеспечении качества жизни населения, заставляет обратить большое внимание на данную сферу нематериального воспроизводства.

Проблема, которая существует на рынке бытовых услуг и требует решения - это ограниченность предло-

жения бытовых услуг в регионах страны. Недостаток необходимого обеспечения населения бытовыми услугами выражается в том, что ввиду высокой конкуренции на рынке сферы бытовых услуг, низкой конкурентоспособности организаций, оказывающих бытовые услуги, население не получает полного удовлетворения в бытовом обслуживании, из-за нехватки мест, где бы они могли получить востребованную услугу. Организации не способные участвовать в конкурентной борьбе покидают рынок, формируя тем, самым проблему обеспечения спроса на бытовые услуги, необходимым предложением, которая является актуальной.

Изучению проблемных аспектов сферы бытовых услуг посвящено значительное количество работ отечественных ученых, в числе которых, труды Амаряна Э.Р., Баклаковой В.В., Журавлевой Н.В., Воронцовой Т.В. и других. Авторы исследовали состояние и тенденции раз-

Yegorikhina Margarita Sergeevna, Shamin Evgeny Anatolyevich

THE NEED FOR GOVERNMENT REGULATION OF THE MARKET ..

economic sceinces

вития рынка сферы бытовых услуг, анализировали проблемы высокой конкуренции и низкой конкурентоспособности организаций, оказывающих услуги бытового обслуживания населению. Исследование современных публикаций, связанных с проблемами в сфере бытовых услуг показало, что необходимо учитывать не только состояние рынка при анализе проблемы, но и особенности его развития в современных условиях.

Цель написания данной статьи - выявление особенностей развития современного рынка бытовых услуг в регионах, с учетом анализа его состояния и существующих проблем.

В сфере услуг бытовое обслуживание по категории востребованности у населения входит в пятерку наиболее популярных платных услуг. Доля расходов населения на бытовые услуги в общей структуре расходов населения на оплату услуг представлены в таблице 1.

Таблица 1- Структура расходов населения на оплату услуг, %

2007 200S 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Удельный вес потребительских р а сходов домашних хозяйств на оплатувсехвидов услуг, % 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

бытовые: 9,7 9,9 9=9 9=7 9=6 9,9 9,9 10=8 10=7 10=8

транспортные 20,9 21,6 20,3 20=0 19=3 19=6 18,7 13=6 19.0 19=7

связи 19,9 19,7 19,5 19,2 18.8 18,7 18,6 Г. О 14.8 14,9

жилищные 5,4 52 5=5 5=5 5=9 5,9 5,9 5.9 6.7 6=7

коммунальные 17.6 17,6 19,3 21,2 21,8 21,1 21,0 21.0 20.8 20,9

гостиниц и аналогичных средств размещения 2,7 2,6 2=4 2,3 2Д 23 23 2,4 23 2,5

культуры 1,7 1,6 1,7 1.7 1,6 1,6 1.7 1,7 1,8 1,8

туристские 1.6 1,8 1,7 1.7 2,0 2,0 2,0 2,0 1,9 1.9

физической культуры н спорта 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,7 0,7 0,7 0,8

медицинские 4,7 4,8 4=9 5=0 5,2 5,5 6=4 6,4 6.5 6=6

с анаторно-оздоровнтельные 1,4 1,4 1,4 1Д 1Д 13 1Д 1Д 13 1,4

Бетерннарные 0,2 0.2 0,2 ОД 0,2 од од 0.2 0.2 ОД

правового характера 2,6 2,5 1=9 1=8 1.6 1,4 1Д 1.2 1,1 1=1

системы образования 7.1 7,0 6,9 6,7 6,3 63 63 6,5 6.6 6.6

с оцнальные услуги, предоставляемые гражданам _ 0,1 0,1 од од од од

возраста иинвалидам

другие услуги 3,9 3,5 3,8 3,2 3,5 3,5 4Д 4Д 4,0 3,9

Все домашние хозяйства 2005 2010 2014 2015 2016

Домохозяйства по 20-процентным группам обследуемого на

Первая (с наименьшими 1,1 1,8

располагаемыми ресурсами)

1,5 1,9 2,1 2,1 2Д

третья 2,1 2,5 2,7 2,6 2,7

четвертая 2,7 3,4 3,4 3,5 4,0

Пятая (с наибольшими 30 36

располагаемыми ресурсами) 3 1

шим процентом затрат на потребление бытовых услуг. Зависимость потребления бытовых услуг и уровня доходности в категории наиболее обеспеченных граждан не выявлена. Данные представители потребляют бытовые услуги всегда, уровень расходов на них в этой группе выше по сравнению с другими анализируемыми категориями, но он не зависит от уровня доходности граждан с наибольшим финансовым достатком.

Анализируя структуру расходов населения на оплату услуг, можно сказать, что наблюдается тенденция роста потребности в бытовом обслуживании у населения, что подтверждает их востребованность на рынке услуг. Увеличение данного показателя за десять лет составило 1,1%. Конечно же, нужно отметить, что состояние структуры расходов напрямую зависит от уровня среднедушевых располагаемых ресурсов у населения. С ростом доходов населения, растет и востребованность населения в бытовых услугах, что подтверждают авторы работ [7; 8; 9; 10]. Динамика расходов на оплату бытовых услуг населения представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Удельный вес расходов на оплату бытовых услуг в потребительских расходах домашних хозяйств в зависимости от уровня среднедушевых располагаемых ресурсов, %

На основании представленных данных выявлена положительная динамика расходов населения на оплату бытового обслуживания по нескольким категориям доходности граждан. Заметное увеличение расходов на разных уровнях заработка жителей, говорит о том, что бытовые услуги являются востребованными, и потребители готовы платить за них на любом уровне располагаемых ресурсов.

Зависимость расходов на бытовые услуги от доходов населения представлена графически в рисунке 1.

Наибольшая зависимость между расходами на бытовые услуги и доходами населения прослеживается у потребителей со средним и низким уровнем располагаемых ресурсов. Это обусловлено не высоким процентом заработка представителей данных категорий, но возрос-

Рисунок 1- Распределение расходов на оплату услуг населения с различным уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов

Таким образом, можно еще раз подтвердить, что данная сфера услуг популярна и востребована у населения.

Оказание бытовых услуг является наиболее сложным видом бизнеса среди иных видов услуг. Проблемами ведения такого рода бизнеса, можно назвать низкую рентабельность подобного рода малых форм организаций, не высокую квалификацию специалистов, отсутствие, по большей части надежного и современного оборудования, высокую конкурентоспособность и т. д. [11-14].

И хотя рынок бытовых услуг растет, его формирование имеет множество трудностей и проблем. Чаще всего они обусловлены спецификой функционирования подобного рынка услуг.

Особенностями, отражающими неоднородность рынка сферы бытовых услуг можно назвать:

Довольно высокую изменчивость спроса на услуги. Такая динамичность рыночных процессов обозначена тем, что услуга, по своей сути, не имеет способности храниться длительный период времени, по сравнению с теми же товарами производителей, которые обладают такой способностью и которые потребитель может еще длительный период времени наблюдать и осязать уже после его производства. Услуга же, не обладая таким свойством, нуждается в быстрой реакции на изменчивость спроса со стороны потребителя и требует постоянного совершенствования сервисной деятельности.

2)Рынку услуг свойственна четкая сегментация. Практика показывает, что каждая услуга, чаще всего «заточена» под конкретного потребителя. Разнообразие новых форм представляемых услуг так же определенно конкретным сегментом, чем больше потребителя той, или иной услуги, тем больше появляются новые формы сервиса в данной отрасли. Сегментация выражена не только на уровне гендерной, возрастной принадлежности покупателя, но и его уровня жизни, ежемесячного дохода, цены, которую готов заплатить покупатель за ту, или иную услугу, популярности представляемых услуг и т. д.

3)Рынку услуг характерна высокая степень дифференциации услуг по различным категориям, а также свойственна высокая скорость оборота капитала, а, следовательно, и меньшая продолжительность производственного цикла;_

148

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)

экономические науки

Егорихина Маргарита Сергеевна, Шамин Евгений Анатольевич ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ...

4) Рынок услуг, а в частности бытового обслуживания подвергается воздействию различных факторов, оказывающих влияние в первую очередь на его емкость. Говоря о факторах, необходимо уточнить, что речь идет не только о цене услуги. Весомое значение на выбор услуги потребителем оказывают неценовые факторы, такие как качество предоставляемой услуги, быстрота выполнения, срочность заказа, график работы, оригинальность выполнения и т. д. По большей части именно данные критерии влияют на конкурентоспособность услуги.

5) Еще одной особенностью является то, что на рынке бытовых услуг чаще всего преобладают малые и средние формы организации, наиболее ярко выражена форма индивидуального предпринимательства. Данные формы организаций наиболее сильно подвержены изменениям внешней среды, но и в свою очередь, более гибки к изменяющимся условиям, способны оперативно реагировать на колебания спроса на рынке [15; 16; 17].

Рынок бытовых услуг, обладая такими характеристиками, по сравнению с иными видами рынков услуг, динамично развивается, увеличивая масштабы и емкость.

Но при этом все эти достоинства играют и негативную роль в общей системе функционирования рынка услуг. С одной стороны, точная сегментация - обеспечивает постоянной клиентурой, с другой обратный процесс, в любой момент потеря сегмента, ведет к полному, или частичному исчезновению услуги. Практика показывает, что не всегда индивидуальный предприниматель способен быстро перепрофилировать свою деятельность под новый сегмент потребителя.

Влияние неценовых факторов на рынок услуг, так же может оказывать негативное влияние. Постоянно возрастает конкурентная борьба между частными предпринимателями за оказание услуг и качество их выполнения.

Множество индивидуальных предпринимателей не выдерживают конкуренции и уходят с рынка, лишь потому, что не могут обеспечить свою конкурентоспособность.

Ну и основная проблема, которая возникает на рынке бытовых услуг - отсутствие предложения на рынке при высоком уровне спроса на услуги. Потребности населения в бытовом обслуживании не удовлетворяются в полной мере. Если говорить о том, что спрос является главным рыночным регулятором, то можно утверждать, что данный регулятор нуждается в дополнительной поддержке в регулировании со стороны государства. С одной стороны, спрос обеспечивает потребность в услуге, с другой, организаций, которые оказывали бы бытовые услуги не так много, поэтому обеспечить данный спрос довольно проблематично.

Динамика числа приемных пунктов бытового обслуживания населения представлена в таблице 3 [18; 19].

Таблица 3 - Число приемных пунктов бытового обслуживания по стране в динамике, ед.

Показатель Годы роста, %

2014 2015 2016

Число объектов всего 39962 40516 40645 101,7

в том числе

Ремонт, окраска и пошив обуви 1 931 1854 1752 90,73

Ремонт н пошив швейных изделий 3314 3297 3274 98,7

Ремонт и техническое обслуживание бытовойрадио-электр. аппаратуры 2 393 2364 2420 101,12

Техническое обслуживание и р емонт трансп. средств, машин иоборудования 8 872 9256 9432 10631

Изготовление и ремонт мебели 1 682 1663 1595 95,00

Химическая чистка и крашение 133 139 138 103,75

Услути прачечных 148 146 143 96,62

Услуги бань, душевых и саун 2 475 2400 2290 92,52

Парикмахерские и косметические услуги 10 550 10858 10962 103,90

Услути фотоателье, фото- и кинолабораторий 1 763 1746 1727 97,95

Ритуальные услуги 2 366 2349 2366 100

Прочие виды бытовых услуг 4 335 4444 4543 104,79

монт, окраска, пошив обуви и швейных изделий. Регресс составляет 1,3%. Отрицательная динамика отмечается и в таких видах бытовых услуг как: изготовление и ремонт мебели упадок составил 5%, услуги прачечных - 3,38%, услуги бань, душевых и саун - сокращение числа приемных пунктов составило 7,48%, услуги фотоателье, фото и кинолабораторий -2,05%.

Говоря о тенденциях развития рынка бытовых услуг, проанализируем динамику объема бытовых услуг населению за десять лет.

Графически динамика объема бытовых услуг представлена на рисунке 2.

Рисунок 2- Динамика объема бытовых услуг населению в сопоставимых ценах

График наглядно отражает изменение объема бытовых услуг населению в млн.руб.За период 2005-2016 года объем бытовых услуг населению увеличился на 50687 млн.руб. За десять лет данный показатель увеличился на 122583 млн.руб. Это говорит о положительной тенденции развития бытовых услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проанализировать объем платных бытовых услуг населению можно и по данным таблицы 4.

Таблица 4 - Индексы физического объема бытовых услуг населению по видам, в % к предыдущему году

2014 2015 2016 Тем роста, %

Все оказанные услуги 101,6 101,1 100,8 99,21

из них:

ремонт, окраска и пошив обуви 98,7 96,9 983 99,59

кожаных изделий, головных уборови изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий 98,8 98,5 98,7 99,89

ремонт и техническое оо служнванне бытовойр адноэлектронной аппаратуры, бытовых машини прибор об, ремонт и изготовление мет алло изделий 104,0 99,6 101,7 97,78

техническое обслуживание и ремонт транспортных средств,машин и оборудования 104,5 100,7 101,7 9732

изготовление и ремонт мебели

химнческаячистка и крашение 103,1 98,8 100,4 9738

услуги пр ачечных 95,4 972 101,0 105,87

ремонт и строительство жилья и других построек 98,7 103,2 101,5 102,83

услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий 97,6 92,3 93,8 96,10

услугибань,душевых и саун 97,4 93,7 99,8 102,46

парикмахерские икосметические услуги 103,5 1013 103,1 99,61

у слуги по прокату

ритуальные услуги 100,0 99,5 94,0 94,00

другие услуги

Данные представленной таблицы отражают положительную тенденцию развития сферы бытовых услуг. Но при этом число приемных пунктов, оказывающих ряд представляемых услуг бытового обслуживания в 2016 году, сократилось. К числу таких услуг относятся ре-

Рассматривая объем оказываемых бытовых услуг населению по видам в % за три года, представленные в таблице можно сказать, что индекс физического объёма бытовых услуг населению сократился. Данный показатель в сопоставимых ценах по сравнению с базисным периодом показывает, что уменьшился объём платных услуг населению в результате изменения только его физического объема при исключении влияния ценового фактора. Хотя изменения физического объема бытовых услуг незначительно, наибольший упадок наблюдается в таких видах бытовых услуг как: ритуальные услуги - 6%, услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий -3,9%.

Таким образом, подводя итог о состоянии рынка бы-

Yegorikhina Margarita Sergeevna, Shamin Evgeny Anatolyevich economic

THE NEED FOR GOVERNMENT REGULATION OF THE MARKET ... sceinces

товых услуг на период с 2007-2016 года, можно сказать, что в целом наблюдается положительная тенденция развития данного рынка, но есть и ряд отрицательных моментов, которые отражены в сокращении показателей роста объема оказываемых бытовых услуг и сокращении числа пунктов бытового обслуживания.

Именно сокращение числа пунктов оказания бытовых услуг населению и является главной проблемой обеспечения спроса на рынке. Нехватка на рынке организаций, по оказанию бытовых услуг затрудняет процесс удовлетворения потребностей в услугах у населения. Причин сокращения приемных пунктов данных видов бытовых услуг довольно много. На наш взгляд, одной из причин является высокая конкуренция на рынке и низкая конкурентоспособность организаций, оказывающих подобные виды услуг.

Существующие проблемы на рынке услуг без вмешательства государства решить не возможно. Необходимо обеспечить условия нормального существования на рынке для малых и средних форм организаций, оказывающих подобные виды услуг. Следует продолжить политику льготного налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Было бы целесообразно вернуться к возможности создания организаций, подобных «домам быта», существовавших до кризиса 90-х гг., не только в крупных городах, но и в сельских территориях [20]. Существует потребность возобновить государственные программы развития и поддержки организациям, оказывающим услуги бытового обслуживания. Данная практика применялась в ряде регионов в 2005-2008 гг. Но этого явно недостаточно. Необходимо обеспечить льготными условиями кредитования организаций, оказывающих бытовые услуги населению. Существует потребность и ее нужно удовлетворить. Именно сейчас рынок услуг нуждается в поддержке и регулировании со стороны государства. Государство способно взять под контроль развитие данной отрасли хозяйства и регулировать рынок бытовых услуг. Почему бы этого не сделать?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Амарян Э. Р. Рынок бытовых услуг. Организационно-механические рынки услуг в национальном хозяйстве // Молодой ученый. 2015. №1. С. 174-176.

2. Ишкинина Г.Ш. Роль бизнес-плана для расширения производства продукции (на примере ТОО «Аракс») // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №1 (30). URL: http://www.innov.ru/stience/economy/rol-biznes-pla-na-dlya-rasshireniya-/

3. Корнилов Д.А., Зайцев Д.А. Анализ проектов ICO в категории Infrastructure для выявления ключевых факторов успеха // ИТпортал, 2017. №4 (16). URL: http:// itportal.ru/science/economy/analiz-proektov-ico-v-katego-rii-inf/

4. Маирова А. Ю. Приоритетные направления развития рынка бытовых услуг // Пространство экономики. 2008. №4-4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ prioritetnye-napravleniya-razvitiya-rynka-bytovyh-uslug (дата обращения: 02.12.2017).

5. Сафронов А.Е., Павленко Т.С. Рациональное использование природно-экономического потенциала региона // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. 2012. № 13. С. 463-469.

6. Шереметьева Е.Н. Организационные аспекты применения прямого маркетинга в розничной торговле // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2008. № 1. С. 156-161.

7. Баклакова В.В., Ступин А.О. Структура и особенности рынка услуг. Формирование благоприятного инвестиционного климата в сфере сервиса // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 1. 30.11.2017).

8. Костылев А.Р. Планирование и стратегии развития инноваций в организации // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77). С. 107-117.

9. Старкова Н.О. Особенности налогового регулирования электронной коммерции в РФ // Вестник НГИЭИ. 150

2017. № 9 (76). С. 118-125.

10. Бардасова Э.В., Фадейчева И.Н. Место и роль малых предприятий в сфере бытовых услуг // ТДР. 2013. №6-2. URL: httpy/cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-malyh-predpriyatiy-v-sfere-bytovyh-uslug (дата обращения: 02.12.2017).

11. Шадская И. Г. Развитие бытового обслуживания населения в сельской местности Московской области 1 часть // Сервис +. 2010. №1. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/razvitie-bytovogo-obsluzhivaniya-naseleniya-v-selskoy-mestnosti-moskovskoy-oblasti-i-chast (дата обращения: 02.12.2017)

12. Воронцова Т.В. Бытовое обслуживание в городе: состояние и перспективы развития // Проблемы развития территории. 2012. №6. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/bytovoe-obsluzhivanie-v-gorode-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 02.12.2017).

13. Мартышенко Н.С. Формирование Ивент-стратегии развития въездного туризма в Приморском крае // Event-маркетинг. 2012. №3.С. 178-197

14. Ноженко Д. Ю. Совершенствание управления сферой бытового обслуживания на муниципальном уровне // Вестник ЧелГУ. 2007. №14. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvanie-upravleniya-sferoy-bytovogo-obsluzhivaniya-na-munitsipalnom-urovne (дата обращения: 02.12.2017).

15. Гайдерова Е. А. Формирование сферы услуг в условиях новой экономики России // ПСЭ. 2010. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-sfery-uslug-v-usloviyah-novoy-ekonomiki-rossii (дата обращения: 02.12.2017).

16. Журавлева Н. В., Филиппова М. Н. Конкуренция как фактор роста предприятий сферы сервиса // Сервис в России и за рубежом. 2009. №1. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/konkurentsiya-kak-faktor-rosta-predpriyatiy-sfery-servisa (дата обращения: 02.12.2017).

17. Погребова Е. С. Методические рекомендации по предварительной оценке и анализу состояния сферы бытового обслуживания населения в субъектах Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. 2014. №5 (52). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-po-predvaritelnoy-otsenke-i-analizu-sostoyaniya-sfery-bytovogo-obsluzhivaniya-naseleniya-v-subektah (дата обращения: 02.12.2017).

18. Абрамов С. С., Россинская М. В. Тенденции формирования и развития сферы услуг Ростовской области // ИВД. 2010. №3. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/tendentsii-formirovaniya-i-razvitiya-sfery-uslug-rostovskoy-oblasti (дата обращения: 02.12.2017).

19. Воронцова Т. В. Бытовое обслуживание в городе: состояние и перспективы развития // Проблемы развития территории. 2012. №6. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/bytovoe-obsluzhivanie-v-gorode-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 02.12.2017).

20. Зайнашева З. Г. О территориальной политике развития сферы бытового обслуживания // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика . 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/o-territorialnoy-politike-razvitiya-sfery-bytovogo-obsluzhivaniya (дата обращения: 02.12.2017).

Статья поступила в редакцию 16.03.2018

Статья принята к публикации 25.06.2018

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.