Научная статья на тему 'Особенности развития социального партнерства в условиях становления инновационной экономики'

Особенности развития социального партнерства в условиях становления инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ТРЕХСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ / INNOVATIVE ECONOMY / SOCIAL AND LABOR RELATIONS / THE GENERAL AGREEMENT / REGIONAL AND TERRITORIAL TRIPARTITE AGREEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колмакова Ирина Дмитриевна, Алабугин Анатолий Алексеевич, Колмакова Екатерина Микаеловна, Микрюкова Анастасия Сергеевна

Анализируются обязательства сторон по внедрению инноваций, содержащиеся в Генеральном соглашении, заключаемом на федеральном уровне, а также в региональных и территориальных трехсторонних соглашениях. Обосновывается вывод о необходимости создания системы социально-трудовых отношений, которая бы соответствовала требованиям инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колмакова Ирина Дмитриевна, Алабугин Анатолий Алексеевич, Колмакова Екатерина Микаеловна, Микрюкова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THEMAKING OF INNOVATION ECONOMY

The paper analyzes the obligations of the parties to innovation contained in the General Agreement to be concluded at the federal level as well as in regional and territorial tripartite agreements, the conclusion about the need for such a system of social and labor relations, which would contribute to the creation of the innovation system.

Текст научной работы на тему «Особенности развития социального партнерства в условиях становления инновационной экономики»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 5 (334).

Экономика. Вып. 43. С. 10-14.

И. Д. Колмакова, А. А. Алабугин, Е. М. Колмакова, А. С. Микрюкова

ОСОБЕННОСТИ РАзВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО пАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ

инновационной экономики

Анализируются обязательства сторон по внедрению инноваций, содержащиеся в Генеральном соглашении, заключаемом на федеральном уровне, а также в региональных и территориальных трехсторонних соглашениях. Обосновывается вывод о необходимости создания системы социально-трудовых отношений, которая бы соответствовала требованиям инновационного развития.

Ключевые слова: инновационная экономика, социально-трудовые отношения, Генеральное соглашение, региональные, территориальные трехсторонние соглашения.

Инновационный тип развития экономики предполагает переход к обществу, которое способно динамично изменяться, создавать стимулы для разработки, освоения и внедрения инноваций, используя соответствующие формы организации трудовых и социально-трудовых отношений.

В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. поставлена цель — перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими значениями основных показателей:

- увеличение доли предприятий промышленного производства, использующих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40-50 % (сейчас инновации внедряются только на одной из пяти отечественных компаний);

- увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25-35 % (в 2010 г. она составляла 4,9 %);

- увеличение количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, США и Японии, до 2,5-3 тыс. (в 2009 г. было зарегистрировано 63 патента);

- увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 % (в 2008 г. она составляла 0,25 %) и др. [1].

Очевидно, что достижение поставленной цели невозможно без изменений в социально-трудовой сфере. Одной из ключевых задач стратегии перехода к инновационной экономике является развитие среды, благоприятной для инноваций. Социально-трудовая сфера — это сфера, непосредственно обеспечивающая процессы инновационных преобразований. От ее развития в условиях перехода к инновационной экономике зависит создание совокупности компонентов

и механизмов, обеспечивающих динамику развития экономики.

Социально-трудовая сфера включает в себя систему трудовых и социально-трудовых отношений. Трудовые отношения существуют только на локальном уровне, то есть на уровне организации. Социально-трудовые отношения — это отношения в рамках всего государства, региона, муниципалитета и организации, в которые вступают работодатели, наемные работники, профсоюзные организации, государственные и муниципальные органы власти и управления, объединения профсоюзов, объединения работодателей, различные партии и движения по поводу разработки законодательных, нормативных и иных актов в целях согласования интересов и трудовых прав субъектов трудовых отношений в организациях [2. С. 22]. Регулирование социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном, локальном уровнях на основе разработки и реализации региональных, отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров, заключение которых способствует повышению эффективности защиты трудовых прав и достижению баланса интересов работников и работодателей.

Важнейшими показателями регулирования социально-трудовых отношений являются количество и качество заключаемых соглашений, уровень охвата ими работников, объемы социальных гарантий. По состоянию на 1 января 2013 г. в РФ действовало 55 отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства. Действие соглашений распространялось на 75 % организаций электроэнергетики, нефтедобычи и нефтепереработки, горно-металлургического комплекса, машиностроения, строительства, транспорта и связи, лесного хозяйства и т. д., где трудится более 46 млн человек, что

составляет около 62 % от числа занятых в РФ. В настоящее время в России заключено более 233,3 тыс. коллективных договоров, в том числе в субъектах малого предпринимательства — 36,9 тыс. Количество коллективных договоров, прошедших уведомительную регистрацию, в целом по РФ — 206 тыс. Коллективными договорами охвачено 27,9 млн человек, что составляет 63 % общей численности работников, занятых в реальном секторе экономики [3]. Соблюдение социальными партнерами взятых на себя обязательств также является важным показателем эффективности социального партнерства.

Для достижения целей и задач инновационного развития требуется смещение акцентов проводимой экономической политики в сторону мер, ориентированных на стимулирование внедрения инноваций, развитие трудовых ресурсов и повышение качества рабочей силы, развитие институтов рынка труда и повышение эффективности его функционирования. Важнейшей задачей становится совершенствование социально-трудовых отношений, предусматривающее создание условий и стимулов усиления гибкости рынка труда, увеличения заработной платы как главного регулятора рыночного инструмента государства в содействии эффективной занятости, повышение квалификации работников, увеличение способности рабочих гибко реагировать на непрерывные изменения требований, предъявляемых к уровню их квалификации.

Исследования отечественных ученых-эконо-мистов показывают: в России не будет инновационной экономики до тех пор, пока существенно не изменится внешняя и внутренняя среда организаций. Если большинство организаций может сравнительно благополучно существовать, не утруждая себя инновационной деятельностью, если персонал организаций не заинтересован в инновациях, в более полном использовании человеческого капитала, творческих и профессиональных резервов, следовательно, отсутствуют условия для перехода на инновационный путь развития.

Анализ складывающихся социально-трудовых отношений имеет принципиальное значение, так как именно в его рамках закладываются существенные основы социальной стабилизации. В силу этого обстоятельства необходимо изучение соответствующих процессов, учитывающих кардинальные изменения в сфере социально-трудовых отношений.

Анализ системы регулирования социально-трудовых отношений показывает, что

на федеральном, региональном, муниципальном уровнях пока не сложилась система управления инновационной активностью субъектов социально-трудовых отношений. Существующая в настоящее время система трудовых и социально-трудовых отношений не стимулирует инновационную активность работников и ведет к недооценке роли инноваций в конкурентной борьбе со стороны предпринимателей и органов власти.

С целью оценки инновационного потенциала социально-трудовых отношений нами были проанализированы действующие соглашения между субъектами социального партнерства на федеральном и региональном уровнях для выявления наличия в них обязательств субъектов социального партнерства по внедрению инноваций. Это имеет особую важность в связи с тем, что содержание генерального, отраслевого, регионального и других видов соглашений, распространяющихся на организацию и договоренности, достигнутые на более высоких уровнях социального партнерства,— это основа для разработки содержания коллективного договора на локальном уровне. Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения между работниками, работодателями, органами власти, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.

В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 гг. (далее — Генеральное соглашение) содержатся обязательства сторон — субъектов социального партнерства: «...содействовать возвращению на траекторию устойчивого экономического роста и повышению конкурентоспособности экономики, в том числе путем. содействия модернизации отраслей экономики; перехода от модели сырьевой экономики к инновационной модели развития; внедрения эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций; развития высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики» [3].

В плане мероприятий Правительства РФ по реализации Генерального соглашения содержатся мероприятия по содействию модернизации отраслей экономики, переходу от модели сырьевой экономики к инновационной модели развития, внедрению эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций, развития высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики.

Анализ региональных трехсторонних соглашений между региональными органами власти, региональными объединениями профсоюзов и региональными объединениями работодателей субъектов Уральского федерального округа показал, что в региональных соглашениях четырех субъектов из шести в той или иной мере содержатся обязательства сторон по внедрению инноваций и отсутствуют положения о внедрении инноваций в региональных трехсторонних соглашениях Курганской и Тюменской областей.

Обязательства сторон социального партнерства по «переходу на инновационный путь развития, поддержке инновационных проектов (в том числе реализуемых в технопарках), реализации мер модернизации экономики области» содержатся в региональном соглашении между объединением организаций профессиональных союзов «Федерация профсоюзов Челябинской области», челябинскими региональными объединениями работодателей «ПромАсс», «Союз промышленников и предпринимателей» и Правительством Челябинской области на 2011-2013 гг. [5]. В региональном трехстороннем соглашении ЯмалоНенецкого автономного округа стороны обязуются совместно создавать условия для инновационного обновления структуры экономики автономного округа, обеспечивающие ее динамичное развитие и повышение конкурентоспособности. В региональных трехсторонних соглашениях Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры содержатся обязательства сторон содействовать экономическому росту и повышению конкурентоспособности продукции, в том числе путем внедрения эффективных механизмов привлечения инвестиций и стимулирования инноваций.

Органы государственной власти, как субъект системы социального партнерства, обязуются оказывать государственную поддержку при реализации инвестиционных и инновационных проектов организациям Свердловской области. Более широкие обязательства по поддержке инноваций у органов государственной власти Челябинской области: реализация мер по сохранению и развитию высокотехнологичных и наукоемких производств, конкурентоспособной продукции; разработка и реализация областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области на 2013-2015 годы». Хотя региональное соглашение Тюменской области не содержит обязательств органов власти

поддерживать инновационные проекты, тем не менее, в области заключено и реализуется трехстороннее соглашение о содействии развитию инвестиционной и инновационной деятельности между правительством Тюменской области, Торгово-промышленной палатой РФ и Торгово-промышленной палатой Тюменской области. Обязательства сторон по внедрению инноваций, содержащиеся в региональных соглашениях Свердловской и Челябинской областей, представлены в таблице.

Только в двух региональных соглашениях субъектов Уральского федерального округа из шести содержатся обязательства сторон по адаптации системы профессионального образования к потребностям инновационного развития экономики. В региональном соглашении в Свердловской области предусмотрены меры социальной защиты работников, высвобождающихся или находящихся в сфере потенциального высвобождения, в связи с модернизацией производства, в том числе за счет упреждающих мероприятий для повышения профессиональной, территориальной мобильности данной категории работников.

В Соглашении о регулировании социальнотрудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства Свердловской области на 2013-2015 гг., заключенном между Федерацией профсоюзов Свердловской области, региональным объединением работодателей малого и среднего предпринимательства и Правительством Свердловской области стороны совместно:

- определяют в условиях дефицита трудовых ресурсов приоритеты в создании рабочих мест с акцентом на их качественные показатели более высокой квалификации и оплаты труда за счет опережающего развития высокотехнологичного бизнеса во всех видах экономической деятельности, предъявляющего спрос на трудовые ресурсы высокой квалификации;

- развивают в субъектах малого и среднего предпринимательства внутрипроизводственное обучение персонала, внедряют систему оценки персонала, основанную на определении компетентности работников и их способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований, предъявляемых к уровню их квалификации;

- создают работникам, проходящим профессиональное обучение на производстве или обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, необходимые условия для совмещения работы с обучением [7].

Обязательства сторон по внедрению инноваций в региональных соглашениях Свердловской и Челябинской областей

Региональное соглашение Обязательства сторон по внедрению инноваций Некоторые нормативные акты и областные целевые программы субъекта РФ

Между Федерацией профсоюзов Свердловской области, региональным объединением работодателей «Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей» и Правительством Свердловской области (на 2013-2014 гг.) Стороны соглашения совместно содействуют экономическому росту и повышению конкурентоспособности продукции, в том числе путем внедрения эффективных механизмов привлечения инвестиций и стимулирования новаций; проведения структурных реформ и содействия модернизации отраслей экономики [6]. Работодатели и профсоюзы предусматривают в коллективных договорах мероприятия, направленные на обновление основных производственных фондов, обеспечивают разработку и реализацию планов по освоению новой техники и технологий. Продолжают реализацию инновационных образовательных программ в областных учреждениях профессионального образования, направленных на подготовку специалистов для предприятий, осуществляющих модернизацию производства [Там же] Закон Свердловской области «О Свердловской областной трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений» Соглашение о сотрудничестве между Правительством Свердловской области, Советом ректоров высших учебных заведений Свердловской области и Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей

Между объединением организаций профессиональных союзов «Федерация профсоюзов Челябинской области», челябинскими региональными объединениями работодателей «ПромАсс», «Союз промышленников и предпринимателей» и Правительством Челябинской области (на 2011-2013 гг.) В области экономической и финансовой политики стороны определяют приоритетными следующие направления: .переход на инновационный путь развития, поддержку инновационных проектов, в том числе реализуемых в технопарках. Стороны совместно: способствуют росту производства, разрабатывают и внедряют рекомендации по повышению мотивации труда, возрождают системы трудового соперничества. Ежегодно организуют конкурсы профессионального мастерства по ведущим профессиям отраслей экономики. Осуществляют взаимодействие и стимулирование развития изобретательского и рационализаторского творчества. С целью обеспечения непрерывного профессионального развития кадров разрабатывают предложения по адаптации системы профессионального образования к потребностям инновационного развития экономики Областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2011 и последующие годы Областная целевая программа «Развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области» на 2012-2014 гг.

Таким образом, важнейшей задачей развития социального партнерства на региональном уровне сегодня, по нашему мнению, становится создание такой системы социально-трудовых отношений, которая способствовала бы выработке региональной инновационной системы и обеспечивала комплексную поддержку инновационных проектов и инновационных

предприятий. Для этого необходимо включение в региональные трехсторонние соглашения обязательств сторон по поддержке инноваций, стимулированию развития изобретательского и рационализаторского творчества, разработке мероприятий по адаптации системы профессионального образования к потребностям инновационного развития экономики.

Анализ заключаемых отраслевых, территориальных соглашений на муниципальном уровне показал, что примерно в половине таких соглашений сторон социального партнерства содержатся обязательства по переходу на инновационный путь развития. Например, в территориальном соглашении между объединением профсоюзов, территориальным объединением работодателей Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области «ПромАсс — Катав-Ивановск» и Администрацией Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области на 2011-2013 гг. стороны определяют приоритетными следующие направления: переход на инновационный путь развития; поддержку инновационных проектов; привлечение капитала в экономику Катав-Ивановского муниципального района; реализацию мер по модернизации экономики Катав-Ивановского муниципального района [8].

Эффективность развития экономики региона, основанного на внедрении инновационных проектов, зависит от уровня инновационного потенциала социально-трудовой сферы местных организаций. Поэтому для регионов, выбирающих инновационный путь развития, особое значение приобретает комплексный анализ существующих и прогнозируемых проблем в области локальных, муниципальных и региональных социально-трудовых отношений в условиях перехода к инновационной экономике.

Список литературы

1. Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 дек. 2011 г. № 2227-р) [Электронный ресурс] // Гарант : информ.-право-вой портал. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70006124/

2. Колмакова, И. Д. Регулирование социально-трудовых отношений в экономике России :

монография / И. Д. Колмакова. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2005.

3. Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило законопроект, направленный на совершенствование коллективно-переговорного процесса [Электронный ресурс] // Охрана труда в России : сайт. иЯЬ: http://ohranatruda.ru/news/896/146776/

4. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 20112013 годы [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_L AW_156312/

5. Региональное соглашение между Объединением организаций профессиональных союзов «Федерация профсоюзов Челябинской области», Челябинскими региональными объединениями работодателей «ПРОМАСС», «Союз промышленников и предпринимателей» и Правительством Челябинской области на 2011-2013 годы [Электронный ресурс] // Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области : сайт. иЯЪ: http://sppchel.ru/trehstoronnyaya/

6. Соглашение между Федерацией профсоюзов Свердловской области, Региональным объединением работодателей «Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей» и Правительством Свердловской области на 2013—

2014 годы [Электронный ресурс] // Региональное законодательство : сайт. иКЪ: http://www.regionz.ru/ index.php?ds=2085100

7. Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства Свердловской области на 2013—

2015 годы [Электронный ресурс]. иЯЪ: http://www. fnpr.org/docs/Soglashenie_biznes.pdf

8. Территориальное соглашение между объединением профсоюзов, территориальным объединением работодателей Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области «ПРОМАСС — Катав-Ивановск» и Администрацией Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области на 2011-2013 годы [Электронный ресурс]. иКЪ: http://yandex.ru/yandsearch/text

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.