Научная статья на тему 'Особенности развития систем управления проектами в переходной экономике'

Особенности развития систем управления проектами в переходной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О. В. Бондарчук

Изложены этапы перехода к рыночной системе управления проектами на примере Украины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития систем управления проектами в переходной экономике»

собственности и их ориентацию на выпуск определенной продукции.

ЛИТЕРАТУРА

1.ISO 10006 Guidelines to quality in project management (Draft International Standart 1996) - ISO/TC 176, 1996

2.ДСТУ ISO 8402 Управлшня якютю та забезпечення якост — Словник - К: Держстандарт УкраТни, 1996, -40с.

3.ДСТУ ISO 9000 - 1 - 95: Стандарти з управлЫня якютю та забезпечення якостк Частина 1 Настанови щодо вибору та застосування - K: Держстандарт УкраТни, 1996, - 32с.

4.Мир управления проектами, под редакцией X. Решке, Х.Шелле - М: Алане, 1994, 303 с.

УДК 65.012.32

О.В. Бондарчук

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Изложены этапы перехода к рыночной системе управления проектами на примере Украины. Ист. 2.

Особенности системы управления проектами в Украине во многом определяются социально-экономическими условиями, связанными с переходом от централизованного управления экономикой к преимущественно рыночному управлению. В условиях централизованной экономики в Украине была сформирована система управления проектами на основе административно-командного стиля руководства, директивных планов, типовых норм и инструкций. При такой системе инвесторами выступали государственные структуры и отрасли, заказчиками - различные министерства и ведомства; существовала монополия производителей и подрядчиков и о наличии конкуренции не могло быть и речи. Таким образом, государство управляло всеми проектами, которые осуществлялись в экономической, социальной и других сферах и система управления имела иерархическую структуру. Глубокие преобразования в период перестройки и последующие реформы привели нашу страну к всестороннему кризису и разрушению государственного централизованного управления. Сейчас в Украине существует множество проблем, а именно: неустойчивость

экономической ситуации, высокие темпы инфляции, изменчивость законодательства и политики в области экономической деятельности. В результате оказывается высоким риск инвестиционных проектов, затруднено привлечение финансовых средств на длительный период, в том числе иностранных, усложняются процессы ценообразования и прогнозирования стоимости проектов. Это допжно учитываться при создании новой системы ■Ураепенип проектами.

Одним из определяющих процессов переходного периода является разгосударствление и приватизация основной массы государственной собственности, что приводит к созданию независимых владельцев и инвесторов. В то же время в качестве инвесторов остается много государственных организаций и предприятий. Созданные на базе бывших отраслевых министерств и ведомств различные государственные и смешанные корпорации,

концерны и т.д. на практике остаются монополистами, и их трансформация в эффективные рыночные структуры займет определенное время, т.к. централизованные структуры планирования, управления, материально-технического снабжения упразднены, а рынок и его структуры только формируются.

В процессе становления находятся такие важнейшие элементы рыночной системы, как коммерческие банки, биржи, налоговая система, правовое обеспечение предпринимательства, регулирование деятельности иностранного капитала внутри страны и внешнеэкономической деятельности отечественных юридических и частных лиц.

Трудности, особенно на начальных этапах проектов, вызываются нестабильностью организационных структур государственных органов управления экономикой и функций этих органов. Это приводит к неопределенностям и задержкам при организации многих крупных отраслевых и территориальных проектов. Важный сам по себе процесс приватизации делает положение многих государственных предприятий неопределенным и вызывает их пассивность.

Для большинства предприятий и их руководителей является проблемой отсутствие опыта в организации больших проектов в рыночных условиях, когда самим нужно изучать конъюнктуру рынка, определять реальные цели проектов, находить необходимые финансовые и другие средства, нужных партнеров и т.д. Недостаток опыта особенно сказывается на начальных этапах проекта. В то же время в стране очень мало консультационных фирм и компаний, оказывающих услуги в организации проектов на современном уровне.

Вместе с тем, очевидно, что в сложившейся социально-экономической ситуации велика потребность в самых разнообразных проектах, связанных с выходом из нынешнего кризисного положения, а следовательно, возникает необходимость в изменении системы управления проектами, т.е. перехода к рыночной системе управления проектами.

Рыночная система управления проектами коренным образом отличается от централизованной системы, т.к. при рыночной системе управления всегда есть владелец проекта, вкладывающий средства, принимающий решения по жизненно важным вопросам (начало работ; контроль расхода средств, хода работ и т.д.) и непосредственно заинтересованный в результатах проекта. Работы на каждом этапе выполняются с учетом интересов владельца проекта, т.к. в его интересах получить прибыль от проекта. Поэтому выполнение проекта на каждом этапе должно тщательно контролироваться, работы выполняться своевременно с привлечением необходимых специалистов, организаций, средств и при заинтересованном участии владельца. На основании результатов уже законченных работ владелец принимает решение о переходе к следующим этапам и выделении соответствующих средств.

Начальные этапы в рыночном управлении (анализ проблемы, определение целей, создание концепции) считаются важнейшими и определяющими для успеха проекта. Им посвящены многочисленные исследования, которые помогают решению возникающих на этой стадии проблем. На этапе проектирования или детального представления проекта при рыночной системе управления обычно используются конкурсные проведения проектных работ. В рыночной экономике определение стоимости проекта также является важнейшей задачей. Расчеты здесь более реалистичные,

Особенности развития систем управления проектами в переходной экономике

87

основываются на действующих ценах и складывающихся затратах труда, также учитывается возможная инфляция. Цена проекта назначается на контрактной основе, оговариваются условия ее изменения. После проектирования следует этап реализации, который, например, для производственных проектов можно разбить на этапы изготовления и поставки материалов и оборудования, строительство, ввод в действие оборудования и т.д.

При рыночной системе управления проектами существуют различные организационные формы, экономические и хозяйственные условия выполнения этого этапа. В то же время общим является то, что все участники независимы, и для привлечения их к работе владельцы проекта используют конкурсы, торги, тендеры. После заключения контрактов обе стороны несут полную ответственность за их выполнение. Конкуренция, особенно в области строительства, весьма высока, что является одним из стимулов качественного и своевременного выполнения работ. Деятельность на данном этапе осуществляется и организуется, например, генеральным подрядчиком (контрактором), который привлекает субподрядчиков, поставщиков и нужные организации, планирует и контролирует выполнение работ.

Изменение системы управления проектами приводит к переориентации дальнего и ближнего окружения проектов, к высокому уровню финансовых и других видов рисков в проектах при большой потребности в инвестициях. В Украине, на данном этапе осуществляется структурная перестройка, которая резко меняет приоритеты, направление инвестиций, состав и назначение, и сферы реализации программ и проектов. Рассмотрим качественные изменения, которые происходят в инвестиционной сфере и проектно-ориентированной деятельности:

• изменение структуры осуществляемых проектов с увеличением их числа в

нетрадиционных областях, организационных, социально-экономических и смешанных;

• резкое сокращение числа долгосрочных программ и мегапроектов, многократное увеличение доли краткосрочных проектов в связи с увеличением риска и сокращением доли централизованных инвестиций;

• изменение традиционных сфер приложения проектов и их ориентация на быстро окупаемые отрасли и сферы, а также на владельцев (заказчиков) и потребителей;

• изменение инвестиционной политики, структуры и источников инвестиций, в том числе снижение капитальных вложений в производственную сферу от 70 до 50 %% и соответственное увеличение инвестиций в непроизводственные объекты (до 50 %).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что по мере развития рыночных отношений в Украине, будет увеличиваться внедрение рыночной системы управления проектами, которая создана и успешно работает в промышленно-развитых странах.

ЛИТЕРАТУРА

1.Воропаев В.И. : Управление проектами в переходной экономике,- СОВНЕТ, Россия,1997

2.Решке X., Шелле X. Пер. с английского.-М.: "Алане", 1993.- 304с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.