Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СЕРВИСА И ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕ СНЯТИЯ КАРАНТИННЫХ МЕР'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СЕРВИСА И ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕ СНЯТИЯ КАРАНТИННЫХ МЕР Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
431
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ И СЕРВИС / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / ПОСТКАРАНТИННЫЕ МЕРЫ / TOURISM AND SERVICE / PANDEMIC / CORONAVIRUS INFECTION / POST-QUARANTINE MEASURES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Аленуров Эльдар Асафович, Сергеева Людмила Александровна, Федорова Татьяна Юрьевна, Федорова Юлия Романовна

Актуальность исследования обусловлена сложившейся эпидемиологической ситуацией, возникшей на фоне вирусной инфекции COVID-2019 в конце 2019 г., которая оказала колоссальное воздействие на сферу туризма и сервиса Российской Федерации. Карантинные меры с четвёртого квартала 2020 г. вновь стали ужесточаться после резкого увеличения количества заболевших коронавирусной инфекцией, усугубляя и без того тяжелое положение туристского рынка. Однако, несмотря на все негативные последствия, COVID-2019 способствует не только развитию технологий в туризме, но и реализации новых направлений и возможностей в туристской отрасли. Цель исследования - разработать меры развития сферы сервиса и туризма в условиях после снятия карантинных мер. Методы и организация исследования: теоретический анализ и обобщение литературных данных; эмпирический (сравнение, схемное моделирование), статистический и аналитический анализ заболеваний COVID-2019, развития внутреннего и внешнего туризма в 2020 г., нормативноправовой анализ. Результаты исследования. В статье рассматриваются инновационные подходы в области туризма, в качестве направлений по развитию сферы сервиса и туризма в условиях после снятия карантинных мер, предлагается ускорение процессов информатизации туристских сервисов, стабильное и активное продвижение современных технологий использование инновационных идей «экономики впечатлений», дифференцированный подход в системе индивидуализации обслуживания клиентов, а также расширение линейки внутреннего туристского продукта: отдельных направлений экологического туризма, распространение географии туристских маршрутов и др. В статье также вносятся предложения на основе анализа Стратегии развития туризма в России на период до 2035 г. Выводы. Пандемия коронавируса в значительной мере изменила не только психологию потребления туристских услуг, но и туристский сервис в целом. В пандемийных и постпандемийных условиях предприятия туризма и сервиса будут вынуждены перейти на иной, совершенно новый уровень обслуживания клиентов, с учетом таких факторов, как цифровизация, информатизация и санитарно--эпидемиологическая безопасность путешествий, отдавая предпочтение приватным турам в малых группах на внутренних курортах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICE AND TOURISM SECTOR’S DEVELOPMENT FEATURES AFTER REMOVAL OF QUARANTINE MEASURES CONDITIONS

The actuality of the study is due to the current epidemiological situation, which arose against the background of the viral infection COVID-2019 at the end of 2019, which had a huge impact on the tourism and service of the Russian Federation. The quarantine measures from the fourth quarter of 2020 have been tightened again after a sharp increase in the number of cases of coronavirus infection, exacerbating the already difficult situation of the tourist market. However, despite all the negative consequences, COVID-2019 contributes not only to the development of technologies in tourism, but also to the realization of new destinations and opportunities in the tourism industry. The aim of the study is to develop measures to develop the service and tourism sector in the conditions after the removal of quarantine measures. Methods and organization of research: theoretical analysis and generalization of literary data; empirical (comparison, schematic modeling), statistical and analytical analysis of COVID-2019 diseases, development of domestic and external tourism in 2020, regulatory and legal analysis. The results of the study. The article discusses innovative approaches to tourism, as directions for the development of the service and tourism sector in the conditions following the removal of quarantine measures, it is proposed to accelerate the processes of informatization of tourist services, stable and active promotion of modern technologies using innovative ideas of "experience economy", differentiated approach in the system of individualization of customer service, as well as the expansion of the line of domestic tourism product: separate areas of ecological tourism, distribution of geography of tourist routes, etc. 2035. Conclusions. The pandemic of coronavirus has significantly changed not only the psychology of consumption of tourist services, but also the tourist service in general. In pandemic and post-pandemic environments, tourism and service companies will be forced to move to a different, completely new level of customer service, taking into account factors such as digitalization, information and sanitary and epidemiological safety of travel, preferring private tours in small groups in domestic resorts.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СЕРВИСА И ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕ СНЯТИЯ КАРАНТИННЫХ МЕР»

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.10.2020

УДК 379.85

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СЕРВИСА И ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕ СНЯТИЯ КАРАНТИННЫХ МЕР

Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологических наук, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Людмила Александровна Сергеева, доцент, Московский архитектурный институт, г. Москва; Татьяна Юрьевна Федорова, кандидат социологических наук, доцент, Юлия Романовна Федорова, студентка, Российский

университет транспорта, Москва

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена сложившейся эпидемиологической ситуацией, возникшей на фоне вирусной инфекции COVID-2019 в конце 2019 г., которая оказала колоссальное воздействие на сферу туризма и сервиса Российской Федерации. Карантинные меры с четвёртого квартала 2020 г. вновь стали ужесточаться после резкого увеличения количества заболевших коро-навирусной инфекцией, усугубляя и без того тяжелое положение туристского рынка. Однако, несмотря на все негативные последствия, C0VID-2019 способствует не только развитию технологий в туризме, но и реализации новых направлений и возможностей в туристской отрасли. Цель исследования - разработать меры развития сферы сервиса и туризма в условиях после снятия карантинных мер. Методы и организация исследования: теоретический анализ и обобщение литературных данных; эмпирический (сравнение, схемное моделирование), статистический и аналитический анализ заболеваний C0VID-2019, развития внутреннего и внешнего туризма в 2020 г., нормативно-правовой анализ. Результаты исследования. В статье рассматриваются инновационные подходы в области туризма, в качестве направлений по развитию сферы сервиса и туризма в условиях после снятия карантинных мер, предлагается ускорение процессов информатизации туристских сервисов, стабильное и активное продвижение современных технологий использование инновационных идей «экономики впечатлений», дифференцированный подход в системе индивидуализации обслуживания клиентов, а также расширение линейки внутреннего туристского продукта: отдельных направлений экологического туризма, распространение географии туристских маршрутов и др. В статье также вносятся предложения на основе анализа Стратегии развития туризма в России на период до 2035 г. Выводы. Пандемия коронавируса в значительной мере изменила не только психологию потребления туристских услуг, но и туристский сервис в целом. В пандемийных и постпандемийных условиях предприятия туризма и сервиса будут вынуждены перейти на иной, совершенно новый уровень обслуживания клиентов, с учетом таких факторов, как цифровизация, информатизация и санитарно--эпидемиологическая безопасность путешествий, отдавая предпочтение приватным турам в малых группах на внутренних курортах.

Ключевые слова: туризм и сервис, пандемия, COVID-19, коронавирусная инфекция, посткарантинные меры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p16-21

SERVICE AND TOURISM SECTOR'S DEVELOPMENT FEATURES AFTER REMOVAL OF QUARANTINE MEASURES CONDITIONS

Eldar Asafovich Alenurov, the candidate of sociological sciences, Russian State Social University, Moscow; Lyudmila Alexandrovna Sergeeva, the senior lecturer, Moscow Architectural Institute, Moscow; Tatiana Yurievna Fedorova, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Russian University of Transport, Moscow; Yulia Romanovna Fedorova, the student, Russian University of Transport, Moscow

Abstract

The actuality of the study is due to the current epidemiological situation, which arose against the background of the viral infection C0VID-2019 at the end of 2019, which had a huge impact on the tour-

ism and service of the Russian Federation. The quarantine measures from the fourth quarter of 2020 have been tightened again after a sharp increase in the number of cases of coronavirus infection, exacerbating the already difficult situation of the tourist market. However, despite all the negative consequences, COVID-2019 contributes not only to the development of technologies in tourism, but also to the realization of new destinations and opportunities in the tourism industry. The aim of the study is to develop measures to develop the service and tourism sector in the conditions after the removal of quarantine measures. Methods and organization of research: theoretical analysis and generalization of literary data; empirical (comparison, schematic modeling), statistical and analytical analysis of COVID-2019 diseases, development of domestic and external tourism in 2020, regulatory and legal analysis. The results of the study. The article discusses innovative approaches to tourism, as directions for the development of the service and tourism sector in the conditions following the removal of quarantine measures, it is proposed to accelerate the processes of informatization of tourist services, stable and active promotion of modern technologies using innovative ideas of "experience economy", differentiated approach in the system of indi-vidualization of customer service, as well as the expansion of the line of domestic tourism product: separate areas of ecological tourism, distribution of geography of tourist routes, etc. 2035. Conclusions. The pandemic of coronavirus has significantly changed not only the psychology of consumption of tourist services, but also the tourist service in general. In pandemic and post-pandemic environments, tourism and service companies will be forced to move to a different, completely new level of customer service, taking into account factors such as digitalization, information and sanitary and epidemiological safety of travel, preferring private tours in small groups in domestic resorts.

Keywords: tourism and service, pandemic, COVID-19, coronavirus infection, post-quarantine measures.

ВВЕДЕНИЕ

Туристская отрасль экономики относится к тем отраслям, которые пострадали от коронавирусной инфекции не только в России, но и во всем мире. Внезапное начало пандемии и закрытие границ между государствами привело к экстренному возвращению туристов из зарубежных путешествий, а туры, проданные заблаговременно, были отменены или перенесены на более поздний срок. Безусловно, вся эта ситуация нанесла серьезный финансовый урон всем представителям туристского бизнеса.

На сегодняшний день мнение аналитиков и экспертов разделились в вопросе оценки ущерба, нанесенного коронавирусной инфекцией в области туризма и сервиса. С одной стороны специалисты указывают на тот факт, что в течение первых месяцев пандемии масштаб выездных туров уменьшился практически на четверть процентов (20-25%) [7], а в период изоляции и прекращения транспортных межгосударственных сообщений вовсе упал до нуля, что само по себе является значимой угрозой туристской сфере в условиях пандемии [6]. С другой стороны, оценивая уже по прошествии лета 2020 года сезон отпусков и курортного отдыха, большинство экспертов сходятся во мнении, что, несмотря на то, что туристский поток в прошедшем летнем сезоне 2020 г. сократился на 10% по сравнению с летом 2019 года, тем не менее, данный показатель все-таки можно считать неплохим, учитывая тот факт, что в 2020 году сезон полноценно стартовал только с начала июля [4]. Основной объем путешествий в 2020 г. пришелся на долю внутреннего туризма, причем ситуация в разных регионах отличается. Так, в 2020 г. в Крыму отдохнуло в 1,6 раза больше туристов чем в 2019 г.; Краснодарский край посетило на 15% туристов больше, чем летом 2019 г.; Кавказские минеральные воды, несмотря на кризис, остались по количеству гостей на уровне 2019 г., что само по себе хороший показатель, учитывая неблагоприятную эпидемиологическую обстановку в целом [6]. Особо популярными направлениями внутреннего туризма в 2020 г. стали курорты Калининградской области и Карелии - рост туристов в этих регионах составил более 30%, чем летом 2019 г. В Казани без массовых мероприятий поток туристов сократился более чем в 2 раза. Количество туристских туров в Москву и Санкт-Петербург в 2020 г. сократилось по сравнению с 2019 г. в 2,1 и в 0,6 раза соответственно [6]. С очередным ростом случаев заболевания COVID-19 в октябре 2020 г. небольшие туристические компании стали

самоликвидироваться с рынка туристских услуг [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Ситуация с коронавирусом наложила свой отпечаток на предоставление услуг в сфере туризма, навсегда изменив его. В условиях повышенной эпидемиологической напряженности основной заботой операторов и представителей туристской отрасли является санитарная защита конечного потребителя. Именно на безопасность, соблюдение всех санитарных требований Роспотребнадзора, теперь и в дальнейшем будут опираться представители туриндустрии, создавая рекламные кампании в России. Так, помимо стандартной процедуры измерения температуры тела в аэропортах и проверки «паспорта здоровья» для туристов, в котором ставится отметка о том, что въезжающий не заражен ко-ронавирусом, в сфере туризма и сервиса происходит ускоренное развитие инновационных технологий и перевод бизнеса в онлайн. Сервисы стали все более автоматизированными и удобными для потребителя. Эксперты прогнозируют, что потребители будут отдавать предпочтение индивидуальному обслуживанию при выборе тура, авиаперевозчика и места проживания [5].

Во многих отелях Европы для заказа дополнительных услуг и сервиса внедрены киоски саморегистрации. С их помощью можно заказать завтрак или СПА, либо воспользоваться услугой по замене номера. На наш взгляд, гостиничной сфере необходимо отказаться от стандартных стоек для приема гостей, ориентируясь на приватное заселение. Особенностью приватного заселения является регистрация гостей через планшет, управлять функциями которого можно либо с помощью сенсорной панели, либо посредством голоса. В аэропортах необходимо внедрять технологии отслеживания и распознавания лиц, чтобы сотрудникам и пассажирам не приходилось касаться посадочных талонов. В долгосрочной перспективе для авиапассажиров можно предложить внедрение санитарных технологий безопасности - например, кресла с дистанционным управлением посредством мобильного телефона, используя который клиент сможет бесконтактно регулировать угол наклона и положение кресла или убрать столик.

На рисунке 1 представлен ряд рекомендаций, предложенных российским союзом туриндустрии (РСТ) и направленных на максимально быстрое восстановление индустрии туризма после снятия карантинных мер [4].

Посткризисные меры для максимально быстрого восстановления индустрии туризма после снятия карантинных мер

Субсидирование социального туризма: организованных поездок социально незащищенных групп населения

Частичное субсидирование Поддержка предпринимательских

авиаперелетов для групп в туристские инициатив по созданию туристских

регионы, которые малодоступны из-за ^ продуктов, объектов туристской высокой стоимости перелета (Сахалин, инфраструктуры для создания

Алтай, Байкал и др.) дополнительных рабочих мест и

увеличения турпотока

Рисунок 1 - Посткризисные меры для максимально быстрого восстановления индустрии туризма после пандемии

К перечисленным мерам можно добавить следующие направления по координированию сервиса в сфере туризма в условиях пандемии:

1) Ускорение темпа цифровизации и информатизации туризма Предприятиям туризма и сервиса необходимо инициировать внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности, а также преподносить потребителю свои товары

Субсидирование акций для снижения стоимости туристского продукта после снятия карантинных мер

Частичное субсидирование авиаперелетов для групп в туристские регионы, которые малодоступны из-за высокой стоимости перелета (Сахалин, Алтай, Байкал и др.)

и услуги с позиции «экономики впечатлений» [3]. Необходимо в полной мере стремиться к удовлетворению потребительских предпочтений с учетом новой реальности: соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и социальной дистанции, создания эргономич-ности и комфортности. При этом важно понимать, что сами потребности клиентов останутся неизменными (потребности в передвижении, общении, новых эмоциях пр.).

Не исключено, что туристский рынок возможно достаточно быстро будет реанимирован в постпандемийный период, т.к. люди после карантинных ограничений будут стремиться получить положительные эмоции и отправиться в долгожданные путешествия. Точный прогноз дать невозможно, особенно в условиях хаотичного варьирования валютного курса. Помимо прочего, может измениться подход к жизни в целом, цифрови-зация и методы дистанционной коммуникации посредством Интернет-технологий станут обычным делом. В настоящее время необходимо развивать нишу туристских цифровых проектов, что создаст благоприятные условия для формирования отложенного спроса и сработает тогда, когда будут сняты все ограничения с туристских поездок.

С позиции цифровизации в туризме необходимо развивать нишу виртуальных путешествий и экскурсий. Посредством виртуальной реальности появится возможность изучения достопримечательностей и музеев без их посещения. Используя 9D- и XD-технологий, включающих любителей путешествий непосредственно в среду движущихся панорам (памятников культуры, зданий, улиц, парковых зон, помещений гостиниц, экспонатов музеев, пляжей и пр.), потребители получат незабываемые эмоции и впечатления с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических требований. Из уже действующих проектов данного направления можно отметить запущенный весной 2020 г. проект Эрмитажа и компании Apple - «Искусство рядом» - это дистанционная онлайн экскурсия продолжительностью в пять часов [2].

В данной связи можно отметить, что согласно Стратегии развития туризма в России на период до 2035 года предполагается формирование федерального центра маркетинговых компетенций, который в свою очередь будет играть роль инициирующего звена при переходе национальной туристской системы на единую онлайн-площадку [7].

В стратегическом развитии российского туризма необходимо заложить ряд направлений, нацеленных на развитие цифровых технологий, таких как: создание и внедрение в информационную платформу мультиязычных сервисов для пользования ими зарубежными гостями; разработка и реализация мобильных приложений для туристов картографических проекций различных регионов и субъектов с памятными местами, достопримечательностями и музеями, а также возможность внедрения в данные сервисы опций дополненной реальности для навигации по городам и объектам показа; создание электронной системы для оценки качества туристских услуг и внесения рекомендаций для взаимодействия представителей туристской отрасли; создание возможности обработки ёмких аналитических данных при помощи искусственного интеллекта и нейросетевых технологий; применение нейроагентов в экономике туризма и сервиса, в электронном построении и разработке туристского маршрута с учетом заранее выставленных требований: соблюдении санитарно-эпидемиологических норм (малочисленные туры), возможности покупки билетов и бронирования отеля; разработка мультимедийных приложений с целью демонстрации туристских объектов, видео и аудиогидов с возможностью синхронизации с GPS-навигацией, использованием QR-кодов для быстрого и оперативного получения информации по запросам.

2) Развитие экологического туризма

Вероятным следствием пандемии после снятия карантинных мер может стать боязнь туристов заразиться от других людей, так называемая вирусофобия. Не исключено, что туристы начнут избегать массовых туров, стремиться к отдыху на природе и придерживаться социальной дистанции. В таких условиях приоритетное распространение может получить экологический туризм. В частности, такие его формы как глэмпинг, рекреаци-

онный туризм, палаточный отдых и пр. По сравнению с иными разновидностями туризма экотуризм минималистичен, предполагая минимум инфраструктурных объектов, что с позиции экономики является выгодным аспектом.

По мнению аналитиков и экспертов, перспективы развития туристской отрасли после пандемии пока неоднозначны. Не исключено, что после снятия карантинных мер, но с сохранением угроз заражения коронавирусом, приоритетным у любителей путешествий будет автомобильный транспорт, нежели самолет. Вследствие чего, в краткосрочной перспективе актуальными станут направления внутреннего туризма, т.е. те туристские маршруты, куда можно доехать на автомобиле и которые давно хотелось посетить, но поездка все время по той или иной причине откладывалась, например, это могут быть города-герои или центры золотого кольца России. Вместо гостиниц и отелей туристы будут предпочитать более экономичные и безопасные варианты - апарт-отели или квартиры, где можно приготовить еду, не посещая кафе или рестораны, либо дом на колесах.

В случае продолжительных отпусков, на наш взгляд, особое распространение могут получить виды отдыха, не требующие перелета, такие как глэмпинг, палаточных отдых и другие типы жилья для отдыха на природе, которые позволят минимизировать общение с другими отдыхающими, сохранить социальную дистанцию [1]. Для российских туристов данные виды внутреннего экотуризма могут стать отличной альтернативой пляжному отдыху на Сочинском и Крымском побережье, с учетом случаев массового заражения отдыхающих летом 2020 года на пляжах Краснодарского края и Крымском полуострове.

Таким образом, можно сформулировать следующие направления в связи с предстоящими существенными изменениями потребительских предпочтений, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 - Направления развития сферы туризма и сервиса в кризисных и посткризисных условиях

ВЫВОДЫ

Нынешний кризис, вызванный пандемией СОУГО-2019, оказал масштабное негативное воздействие на сферу туризма и сервиса во всем мире. Туристским предприятиям необходимо адаптироваться к новой действительности с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм.

Предполагается, что массовый туризм будет приобретать форму более обособленного и индивидуального, наиболее популярными станут внутренний туризм, экотуризм, обладающие колоссальным потенциалом в России. В постпандемийный период покупательская способность населения ожидаемо снизится, в связи с этим возрастет спрос на бюджетные внутренние туры. Нишу экотуризма предлагается заполнить предложениями глэмпинга, палаточного отдыха и разновидностями рекреационного туризма. Важным следствием нынешнего кризиса станет усиление информатизации, цифровизации,

нейросетевого моделирования и прогнозирования сферы туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губа В.П. Лечебно-оздоровительный туризм : учебник / В.П. Губа, Ю.С. Воронов, В.Ю. Карпов. - Москва : Физическая культура, 2010. - 117 с.

2. В музей - онлайн // Культура .РФ : [портал]. - URL: https://wwwxulture.ru/news/255578/v-muzei-onlain (дата обращения: 11.10.2020).

3. Губа В.П. Методы научного исследования туризма / В.П. Губа, Ю.С. Воронов, В.Ю. Карпов. - Москва : Физическая культура, 2010. - 176 с.

4. Российский союз туриндустрии : [сайт]. - URL: https://www.rostourunion.ru/ (дата обращения: 11.10.2020).

5. Федеральное агентство по туризму: [сайт]. - URL: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 11.10.2020).

6. Путешествия по России и не только: туризм после самоизоляции // WelcomeTimes : [сайт]. - 2 октября 2020. - URL: https://welcometimes.ru/opinions/puteshestviya-po-rossii-i-ne-tolko-turizm-posle-samoizolyacii (дата обращения: 11.10.2020).

7. О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г : распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г № 2129-р // ГАРАНТ.РУ : [информационно-правовой портал]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/ (дата обращения: 11.10.2020).

REFERENCES

1. Guba, V.P., Voronov, Yu.S. and Karpov, V.Yu. (2010), Health and medical tourism, textbook, Physical culture, Moscow.

2. The project of website "culture.ru", "To the museum-online", available at: https://www.culture.ru/news/255578/v-muzei-onlain (accessed 11 October 2020)

3. Karpov, V.Yu., Guba, V.P. and Voronov, Yu.S. (2010), Methods of scientific research of tourism: tutorial, Physical Culture, Moscow.

4. The official website of the Russian Union of Tourist Industry (RUTI), available at: https://www.rostourunion.ru/ (accessed 11 October 2020).

5. The official website of the Federal Agency for Tourism of the Russian Federation, available at: https://www.russiatourism.ru/ (accessed 11 October 2020).

6. The WT website editorial "Travelling in Russia and beyond: tourism after self-isolation", The analytical research, available at: https://welcometimes.ru/opinions/puteshestviya-po-rossii-i-ne-tolko-turizm-posle-samoizolyacii (accessed 11 October 2020).

7. The Government of Russian Federation (2019), "About Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035", Order of September 20, 2019 No. 2129-p, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/ (accessed 11 October 2020).

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2020

УДК 376.58

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Андрей Михайлович Андреев, преподаватель, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань

Аннотация

В статье раскрываются сущность и содержание педагогических проблем исправления и ре-социализации несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказания без изоляции от общества. Целью исследования является выявление педагогических проблем несовершеннолетних осужденных к наказаниям без лишения свободы и условий повышения эффективности их исправления посредством организации научно обоснованной и практически апробированной модели их педагогического сопровождения. Предложена научно обоснованная педагогическая модель сопро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.