ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
Р.А. АБРАмоВ, кандидат экономических наук, доцент Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
Особой компонентой составляющей национального богатства является качество социально-бытовых и климатических условий жизни людей. Россия — северная страна, почти 2/3 которой находится в области вечной мерзлоты.
Климат России отличается самыми низкими температурами среди всех стран мира. Практически вся территория Российской Федерации лежит в зоне морозных зим. Регионы, характеризующиеся по природно-климатическим особенностям и условиям хозяйственного развития как северные, составляют 79,5 % ее территории. Непосредственно к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям относится 65 % территории страны. Более 60 % территории лежит севернее 60-й параллели, причем 20 % ее территории — за полярным кругом. На долю России приходится 53 % планетарной зоны Севера и 80 % ее населения.
60-я северная широта — это параллель, которая проходит через юг Аляски, северный Лабрадор, южную Гренландию. На этой же широте лежит и Санкт-Петербург. Немало российских городов расположено к северу от 60-й параллели.
Зона Севера — территория, на которой жизнедеятельность населения резко ограничена. Особенно там, где крайне суровые природные условия (низкие температуры воздуха — большую часть года, многолетняя мерзлота, электромагнитные бури, высокие скорости ветра, чахлая древесная растительность или полное ее отсутствие, а также нерегулярный режим дня и ночи).
Холодная снежная зима ставит Россию в экономическое неравновесие с Западом.
Длительный холодный период требует огромных затрат на отопление, дополнительную зимнюю одежду, на строительство зданий с утепленными стенами и окнами, на содержание скота и т. д. Требуются особые техника и смазочные материалы, способные выдержать суровую зиму. Необходим немалый парк снегоуборочной техники. Все это экономическое бремя
ложится на бюджет страны. Большие энергозатраты снижают конкурентоспособность наших товаров.
Чтобы поддерживать тот же уровень жизни, что и в Западной Европе, нам нужно в 2—4 раза больше энергии. Чтобы перезимовать, каждый год требуется более 500 млн т топлива, на закупку которого уходит более чем 40 млрд долл.
Большая часть минеральных ресурсов России также расположена в зонах с суровыми природными условиями, что существенно увеличивает затраты на их освоение. Кроме того, Россия из-за своего северного положения находится в зоне рискованного земледелия.
При этом населению приходится адаптироваться к жизни на Севере. Нормальная жизнедеятельность пришлого абсолютно здорового населения в течение ограниченного времени возможна только благодаря созданию специализированной социально-бытовой инфраструктуры, стоимость которой существенно превышает затраты на создание соответствующих систем жизнеобеспечения в районах с умеренным климатом.
Север можно разделить по степени комфортности на несколько типов территорий. Напомним, что степень комфортности — это интегральный показатель, который основан на анализе примерно 30 параметров окружающей среды: продолжительность периодов с различными температурами воздуха; амплитуды годовых, месячных, суточных температур воздуха; обеспеченность населения водой для хозяйственно-питьевых целей, качество и доступность этой воды; наличие опасных природных явлений (сейсмичность, паводки и наводнения, лавины, сели); континентальность климата, наличие природных предпосылок болезней и условий для их проявления, ведущая патология у различных групп населения.
Уровень комфортности региона существенно влияет на характер его освоения и заселения. Он оценивается по пятибалльной шкале. Это единая для всей территории России шкала разработана таким образом, чтобы на основе ряда количественных
показателей иметь возможность сравнивать между собой любые регионы в нашей стране и даже за ее пределами. Это очень важно для объективной оценки условий жизни людей. Степень комфортности территории делится по следующей шкале: комфортные; прекомфортные; гипокомфортные; дискомфортные; экстремальные.
В современных условиях проблема комфортности условий для проживания населения в значительной степени экономическая. Для ее решения сегодня практически есть все: дома, приспособленные к суровым природным условиям, организовано снабжение высококачественной водой для хозяйственно-питьевых целей. Создаются современные средства связи, транспортные магистрали и специальные средства передвижения для районов, бывших ранее «зонами транспортной недоступности». Люди обеспечиваются специальной одеждой, налажено снабжение полноценным питанием, в лечебно-профилактических учреждениях устанавливается высококлассное медицинское оборудование и т. д. Очевидно то, что чем менее комфортны (менее пригодны для нормальной жизнедеятельности людей) природные условия, тем больших инвестиций в социально-бытовую инфраструктуру они требуют. По расчетам экономистов, стоимость обустройства человека в комфортном и экстремальном районе различается в 10 — 12 раз. Во многом поэтому комфортные и прекомфортные территории в зоне Севера отсутствуют. К тому же зона Севера огромна, занимает более 10 млн км2.
Самую обширную на российском Севере площадь занимают экстремальные территории, в пределах которых практически круглогодично природные условия очень сильно воздействуют на человека, резко усложняют его труд, быт и отдых, а параметры отдельных факторов среды достигают критических для здоровья и жизни людей значений. Адаптация пришлого населения протекает здесь с очень сильным напряжением адаптационных систем организма человека с тенденцией к декомпенсации*. Эти территории абсолютно непригодны для формирования постоянного населения из пришлых контингентов даже при создании специализированных систем жизнеобеспечения.
*Декомпенсация — нарушение деятельности организма, какой-либо его функциональной системы или органа вследствие срыва или истощения приспособительных механизмов; через некоторое время организм может приспособиться к новым условиям существования, и наступает компенсация. Уравновешивать, возмещать, в медицине выравнивать наступившие в организме болезненные расстройства путем развития соответствующих приспособлений.
К экстремальной подзоне примыкают дискомфортные территории, где 9—10 месяцев в году природные условия значительно осложняют труд, быт и отдых людей. Отдельные природные факторы оказывают сильное негативное воздействие на здоровье населения (особенно детей, стариков и больных-хроников) в течение всего года. Адаптация переселенцев сопровождается сильным напряжением адаптационных систем организма с затрудненной компенсацией. Здесь необходимо создание специальных (очень дорогостоящих) систем жизнеобеспечения населения.
Значительную территорию (более 2,1 млн км2) к северу от основной полосы расселения занимает гипокомфортная подзона, в пределах которой природные факторы в течение 8—9 месяцев осложняют работу, быт и отдых населения.
Гипокомфортные территории пригодны для постоянного проживания пришлого населения при условии ликвидации влияния негативных факторов среды на жизнедеятельность людей. Для этого необходимо проведение сложных и дорогостоящих технических, социально-экономических, медико-санитарных, коммунально-бытовых и архитектурно-градостроительных мероприятий. Адаптация пришлого населения протекает с сильным напряжением адаптационных систем организма переселенцев с постепенной компенсацией.
Внутрироссийские различия регионов по комфортности климата весьма существенны. Максимум комфортности отмечается в регионах, традиционно относимых к курортным зонам — Краснодарском и Ставропольском краях. Характерен резкий градиент комфортности климатических условий между европейской частью России и азиатской — даже в южной Сибири климат менее комфортный, нежели в большинстве регионов европейской России. А в северных округах и республиках (от Ямало-Ненецкого округа до Чукотки) климат наиболее суров.
На российском Севере проживают более 11 млн человек, среди которых самая многочисленная группа — пришлое население (первое поколение, живущее на новом месте); помимо приезжих можно выделить еще две группы — старожильческое население и коренные жители. Численность населения убывает по мере увеличения степени дискомфортности территории.
В гипокомфортной подзоне живут 6,2 млн чел., в дискомфортной 3,3 млн чел. и в экстремальной 2,1 млн чел. Наиболее населены экстремальные территории в Красноярском крае, Республике Коми, Магаданской области, Ямало-Ненецком автономном округе. Среди жителей этих регионов
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие уровень комфортности территории
Факторы/условия Экстремальные Дискомфортные Гипокомфортные Прекомфортные Комфортные
Повторяемость благоприятной погоды, % Менее 10 10-20 20-35 35-40 Более 40
Продолжительность безморозного периода за год, дни Менее 70 70-90 90-105 105-110 Более 110
Ультрафиолетовая недостаточность, дни Более 150 90-150 60-90 30-60 Отсутствует
Продолжительность полярного дня и полярной ночи, сутки 37-74 Менее 37 Отсутствует Отсутствует Отсутствует
Отопительный период, дни Более 300 275-300 250-275 225-250 Менее 225
Средняя температура отопительного периода, градусо-дни От -24,2 до -12,7 От -24,2 до -12,7 От -13,0 до -3,0 От -7,0 до -2,0 От -3,7 до +6,0
Сумма активных температур за период со среднесуточной + 10°, градусо-дни Менее 800 800-1400 1200-1600 1500-2000 2000-3500
Суммарная теплоизоляция одежды, кло-дни Свыше 1500 1200-1500 900-1200 600-900 Менее 600
Напряжение адаптационных систем организма пришлого населения Очень высокое, с тенденцией к декомпенсации Высокое, с тенденцией к декомпенсации Высокое, с тенденцией к компенсации Незначительное в обычных условиях Отсутствует в обычных условиях
Патология, характерная для пришлого населения в зоне Севера Снижение иммунитета, гиповитаминозы, расстройство ритмики физиологических функций, метеострессы, холодовая болезнь, нейроваску-литы, гипоксический синдром, сердечнососудистые заболевания у молодых людей, снежный конъюнктивит, обморожения То же То же Нет Нет
доминируют пришлые контингенты, занятые на разработке полезных ископаемых — цветные металлы, уголь, нефть и газ. Также пришлое население преобладает и в других подзонах Севера.
Население северных районов характеризуется рядом особенностей, среди которых в первую очередь необходимо назвать: более молодой средний возраст по сравнению с другими регионами России, а также преобладание мужского контингента в населении, более высокий по сравнению с остальной Россией естественный прирост населения, повышенная младенческая смертность. Средняя ожидаемая продолжительность жизни в арктических районах ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
Среди многих народов России в специфическую группу объединяются двадцать шесть так называемых «малочисленных народов Севера».
Несмотря на небольшую численность (около 185 тыс. чел.), эти народы на протяжении веков заселяли и обживали огромные районы Севера Евразии. В настоящее время они расселены от арктических тундр Таймыра на севере до предгорий Саян и широколиственных лесов Приморья на юге, и от Кольского полуострова на западе до Чукотки на востоке. Территория их обитания составляет больше половины всей России и административно входит в состав 17 северных краев, областей и республик, а также 6 автономных округов. В конце 1950-х гг. младенческая смертность у народов Севера даже по заниженным (вследствие недоучета) официальным данным превышала 80 на 1000 новорожденных (по некоторым оценкам, не менее 120), в конце 1980-х гг. она составляла менее 35 на 1000 новорожденных. Сокращение продолжалось весь последующий период.
Таблица 2
Численность населения в зоне Севера по административным территориям России на 2006 г. (тыс. чел.)
Территории РФ Экстремальные Дискомфортные Гипокомфортные Всего в зоне Севера
Мурманская обл. 158,0 702,8 нет 860,8
Республика Карелия 116,4 23,6 555,3 695,3
Архангельская обл. 197,5 31,6 1 056,7 1 285,8
Республика Коми 262,2 78,8 638,5 979,8
Пермский край Нет Нет 93,7 93,7
Тюменская область Нет Нет 188,6 188,6
Ямало-Ненецкий АО 236,1 298,5 нет 534,6
Ханты-Мансийский АО нет 635,8 847,4 1 483,2
Томская область 54,6 нет 193,9 248,5
Красноярский край 354,4 28,1 255,6 638,1
Иркутская область нет 62,9 802,9 865,8
Читинская область нет 38,3 35,0 73,3
Республика Бурятия нет нет 190,7 190,7
Республика Саха 293,2 777,6 нет 1 070,8
Амурская область нет 90,7 80,0 170,7
Хабаровский край 17,8 7,7 800,3 825,8
Приморский край нет нет 105,9 105,9
Камчатская область 18,6 385,4 нет 404,0
Корякский АО 35,4 нет нет 35,4
Магаданская обл. 258,2 нет нет 258,2
Чукотский АО 90,5 нет нет 90,5
Сахалинская обл. 4,6 130,1 379,5 514,2
Всего 2 097,5 3 291,9 6 224,3 1 1613,7
Таблица 3
Средняя ожидаемая продолжительность жизни и младенческая смертность на российском Севере (2006 г.)
Регионы Средняя ожидаемая продолжительность жизни Младенческая смертность
- Все население Мужчины Женщины -
Россия 66,9 60,37 73,23 10,2
Республика Коми 63,79 57,29 71,02 7,6
Саха-Якутия 65,55 59,75 71,94 10,6
Мурманская обл. 65,17 58,9 71,71 10,3
Архангельская обл. 64,84 58,35 72,18 10,2
Магаданская обл. 63,40 57,7 69,98 14,2
Чукотский АО 58,93 54,33 65,66 23,2
Говоря об экономике российского Севера, вспомним, что он занимает около 2/3 территории Российской Федерации. На Севере производится по разным оценкам до 20 % валового внутреннего продукта. Экспортный потенциал Севера обеспечивает около 60 % валютных поступлений. Около 4/5 объема продукта дают предприятия по добыче и переработке природного сырья, топлива и энергетики.
Располагая громадным по объему и уникальным по составу и качеству сырья природно-ресурсным потенциалом, Север занимает особое положение в экономике страны. В его недрах сосредоточено свыше 60 % потенциально разведанных запасов углеводородов и минерально-сырьевых ресурсов, более 50 % воспроизводимых ресурсов — леса, рыбы, пушнины, гидроэнергоресурсов, подавляющая часть никеля, олова, золота, платины, алмазов, сырья редких металлов и т. п. Многие месторождения полезных ископаемых
уникальны. Обширная зона шельфа северных морей России с богатыми природными ресурсами вместе с биоресурсами создает предпосылки для долгосрочных структурных преобразований, ориентированных на промышленное освоение морской акватории Севера и Арктики. Особое место на Севере занимают отрасли традиционного для коренного населения хозяйствования: оленеводство, охота, рыболовство.
Экономическое пространство Севера территориально неоднородно. Наиболее развита европейская его часть. В последнее время важность этого региона для экономики страны возрастает в связи с наличием здесь морских портов круглогодичного действия. Стратегическое значение для страны имеет продукция нефтегазового комплекса севера Западной Сибири. Важное ключевое значение в цветной металлургии, добыче алмазов, золота и редкоземельных металлов, лесной и рыбной про-
мышленности продолжают иметь предприятия севера Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Особенности социально-экономического положения субъектов Федерации предопределяют их различную роль в развитии экономики Севера и России. Выделяются районы, обеспечивающие потребности страны в базисных видах продукции (топливо и энергия, металл и металлопродукция, конструкционные материалы и т. п.), районы, способные обеспечить ускоренный рост наукоемких и высокотехнологичных производств, а также районы, активно влияющие на формирование потребительского рынка.
Из числа субъектов Федерации, входящих во все эти группы, Советом по изучению производительных сил выделяются опорные и депрессивные регионы. Опорные регионы не только в состоянии осуществить реструктуризацию за счет собственных ресурсов, но и должны активно участвовать в стимулировании подъема экономики других регионов. К этой категории из северных регионов России относятся: Мурманская, Тюменская, Иркутская области и Красноярский край. Депрессивные регионы имеют глубокий и устойчивый спад производства, плохую или неустойчивую финансовую обеспеченность, неблагополучное и ухудшающееся положение в социальной сфере. Поэтому осуществить необходимую реструктуризацию без активной государственной поддержки они не могут. В то же время именно здесь структурные преобразования должны осуществляться в первую очередь в связи с тем, что в этих районах сконцентрирован серьезный научно-технический потенциал, способный обеспечить прогрессивные преобразования в экономике России.
Многогранность стоящих перед экономикой северных территорий целей и задач, актуальность их скорейшего решения для обеспечения стабильности устойчивого развития региональных хозяйственных комплексов определяет необходимость проведения диагностики регионов Севера России и разработки научно обоснованной стратегии устойчивого экономического развития регионов во взаимосвязи со стратегией социально-экономического развития страны.
Стратегия регионального экономического развития является аспектом общей стратегии социально-экономического развития и определяет принципиальные положения региональной экономической политики, связанные с признанием государственными структурами неоднородности социально-экономического пространства; наличием регионов со специфическими особенностями их географического положения, ресурсной обеспечен-
ностью, социальным развитием; принципами отношений центра с регионами и формами их выражения (конфедерация, федерация и т. д.); роли государства в регулировании взаимоотношений с регионами.
Региональная экономическая стратегия определяется долговременными принципиальными установками, планами, намерениями правительства, администраций регионов, руководства предприятий, фирм по вопросам экономики производства, доходов, налогов, капвложений, цен, социальной защиты - общему плану ведения хозяйственной деятельности исходя из сложившейся действительности на данном этапе развития. Региональная стратегия входит составной частью в общую стратегию государственной деятельности и является основополагающим элементом региональной политики.
Социальная политика является частью общей государственной политики, связанной с воздействием на условия жизни населения, его основных слоев, групп и категорий. Цель социальной политики -поддержание и развитие человека как высшей ценности любого общества - и ее реализация зависят от политического устройства, уровня экономического развития, отношений собственности, структуры управлений, истории и традиций. В основе этой политики лежит распределение произведенного общественного продукта, принципы которого должны быть в нынешних условиях российской действительности направлены на повышение уровня жизни и социальной обеспеченности населения страны и прежде всего населения слаборазвитых «депрессивных» северных регионов, условия социальной обеспеченности в их большей половине значительно ниже среднероссийских показателей.
Экономическая политика в странах с переходной экономикой, в которых была разрушена административно-командная система управления экономикой, в современных условиях еще не сформировалась. В этих условиях назрела необходимость повышения уровня роли государства в восстановлении управляемости экономикой на всех уровнях, что может быть осуществлено в ходе экономических реформ, с учетом мирового опыта, оптимального сочетания цивилизованного механизма рыночного саморегулирования и государственного регулирования экономики. Иначе экономическая политика не сможет способствовать стабилизации кризисной экономики и ее интенсивному росту, решению назревших социальных задач развития общества.
Следует отметить еще одну российскую особенность регионов. Имеются в виду субъекты Федерации,
получившие особые права и льготы при разыгрывании «малых» национальных идей в начале десятилетия. При общем кризисе экономики отказаться от льгот будет крайне трудно, поскольку они обеспечивают повышенное благосостояние в отдельно взятом районе. Однако и в перспективном периоде региональная политика должна постоянно учитывать статус отдельных территориальных образований, поскольку известны многочисленные и незатихающие конфликты на этой почве даже в относительно благополучных странах (Канада, Англия, Испания).
Фундаментальные и прикладные исследования специфики экономического пространства севера России показали, что оно неоднородно в масштабах страны. Эту специфику необходимо учитывать при реформировании российской экономики. Дело в том, что регионы России расположены на огромном пространстве с различными геополитическими, экономическими, географическими и природно-климатическими условиями. Существенно различаются они и по инфраструктурной обустроенности, экономическому, трудовому и социальному потенциалу, а следовательно, и по перспективам своего развития. Неслучайно в экономическом пространстве бывшего Советского Союза для планирования, прогнозирования и оперативного руководства экономикой выделялись крупные экономические районы. Только на территории РСФСР их было 11. Именно потому, что в течение длительного периода региональная политика формировалась исходя из модели единого народнохозяйственного комплекса, она в период централизованной плановой экономики учитывала особенности территорий. Иначе единого хозяйства и не создать. Так, например, специфика центральных черноземных и нечерноземных районов, горных и пустынных районов, особенности северных территорий учитывались при формировании трудовых и социальных отношений, планировании развития производительных сил, установлении тарифов на электроэнергию и железнодорожный транспорт, в строительстве при завозе грузов на Севере, при развитии традиционных производств, в ценовой политике. Все это способствовало созданию общего равновесного экономического и социального пространства страны.
Ретроспективный анализ показывает, что в данной конкретной ситуации основные принципы формирования общего экономического пространства, используемые плановой экономикой, по своей цели были практически идентичны аналогичным принципам, используемым сегодня в развитых странах с социальной рыночной экономикой. Тер-
риториальная специфика учитывается и в странах Европейского Союза при вовлечении в его рамки северных стран, экономика которых отличается от экономики традиционных членов ЕЭС, расположенных в благоприятных географических и природно-климатических зонах.
В условиях становления рынка в России экономические районы не утратили своего ключевого значения при разработке стратегии и прогнозов социально-экономического развития страны и отдельных регионов, при формировании системы социальных и трудовых отношений, при создании рыночного хозяйственного порядка. Сегодня практически в границах названных экономических регионов функционируют восемь региональных ассоциаций делового сотрудничества, занимая нишу межрегионального интеграционного взаимодействия, на базе которых сформированы семь федеральных округов. В четырех из них: Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном расположены более 20 северных регионов - субъектов РФ.
Принципиальным является в настоящее время вывод, что единый подход к обеспечению деятельности для всех хозяйствующих субъектов, к обеспечению социальной справедливости, социальной защиты и социального мира, т. е. сочетание «принципа свободы на рынке с принципом социальной компенсации», без учета региональной специфики в реальной практике невозможен. Речь может идти об общих принципах создания общего экономического пространства страны с учетом его неоднородности. Но это непростая задача.
Формирование общего экономического и социального пространства требует учета специфики территорий. Именно на этой проблеме сталкиваются сегодня интересы Центра и регионов при создании новых налогового и бюджетного кодексов, механизма финансовых трансфертов, системы трудовых и социальных отношений, а также рынка труда на принципах единых и равных для всех условий.
В наиболее значительной степени это относится к северным регионам России. Мировая политика освоения северных территорий основана на многосторонней и активной поддержке государства, и в мировой практике они являются сугубо дотационными. Например, Дания выделяет Гренландии и Фарерским островам ежегодную субвенцию в сумме 300 млн долл. (при населении 100 тыс. человек), финансовые инъекции Аляске приблизились к 1 млрд долл.
Определяется необходимость особого внимания к разработке критериев и мер государственной подде-
ржки районов Севера, где происходит значительный спад производства, резко повышается социальная напряженность, и главное, нет достаточно реальных и обоснованных факторов повышения уровня промышленного и социального состояния.
Речь идет о том, чтобы были учтены особые условия экономики Севера, его повышенная налогооблагаемая база и экстремальные условия хозяйствования, о создании северным субъектам в рыночной экономике равных условий с другими регионами России для экономической деятельности.
Абсурдная ситуация когда, например, регионы Крайнего Севера перечислили в федеральный бюджет около 100 млрд руб., получив в виде обратных трансфертов, даже с учетом всего северного завоза, менее 33 млрд руб., т. е. российский Крайний Север в целом является донором федерального бюджета.
Федеральная власть и регионы должны выработать согласованную стратегию долговременной экономической политики: определить первоочередные, а также средне- и долгосрочные цели развития страны; разработать основные механизмы достижения поставленных целей и определить сроки и исполнителей с учетом использования наличных ресурсов.
Государство должно активно воздействовать на макроэкономические процессы. Оно должно взять на себя лидерство в таких процессах, как технологическая модернизация производства и развитие инновационного потенциала, перестройка отраслевой структуры экономики, формирование действенных институтов рыночной экономики и создание конкурентной среды, антимонопольное регулирование и т. д.
В этих условиях экономического и социального состояния России и значительной части регионов необходим переход характера экономического развития страны на индикативное (ориентирующее) планирование, что не противоречит условиям рыночного хозяйства.
Региональные органы управления все больше и больше теряют экономическую власть, теряя одновременно и политическую. Именно поэтому сегодня остро встает вопрос о передаче управления федеральной собственностью регионам через золотые акции, передачу (или продажу) регионам государственного пакета акций. Это особенно важно в условиях переходного периода, когда не создана система законодательных ограничений, не сформулирован рыночный экономический порядок.
Экономическая власть имеет определяющее влияние на формирование инвестиционной политики и механизм ее реализации. Инвестиционная
привлекательность, инвестиционные риски во многом сегодня являются прерогативой тех, кто обладает экономической властью.
Наиболее рациональным способом разрешения противоречий между регионами и центром является предоставление субъектам Федерации максимальной хозяйственной самостоятельности. Большое значение имеет рациональная схема размещения производства как условие для экономического роста. Например, для преодоления кризиса в проблемных регионах необходимо стимулирование инвестиционной деятельности, в том числе привлечение капитала извне. Администрация таких регионов должна получить право создавать льготные налоговые условия для инвесторов, что в сочетании с избытком рабочей силы, низкой заработной платой и относительно низкими темпами инфляции может стать достаточно сильным стимулом для привлечения инвестиций. Власти добывающих регионов, напротив, смогут за счет части налогов, собираемых со своих предприятий, развивать инфраструктуру, которая практически отсутствует на севере и востоке страны. Причем возможностей воздействия на инвестиционную привлекательность регионов у их руководителей будет намного больше за счет резкого смягчения федерального налогового бремени. Изменение системы управления позволит осуществить коренную перестройку системы отношений: установить деловые взаимоотношения между центром и регионами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Демографический ежегодник России. - М.: Росстат, 2007.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. - М.: Росстат, 2007.
3. Гранберг А. Г. Экономическое пространство России: проблемы целостности и эффективного функционирования /Цикл публичных лекций/ - М.: Академики РАН - студентам ГУУ/ ГУУ. 2006. - 24 с.
4. Заяц Д. В. Регионы России - Север, Северо-Запад. - М.: Чистые пруды, 2007.
5. Лаженцев В. Н. Энергетические и минерально-сырьевые ресурсы европейского Севера России как объект комплексных региональных исследований // Экономическая жизнь современной России, 2002.
6. Победоносцева Г. М. Создание условий для экономического роста в Северных регионах России. -Апатиты. Научно-информационный бюллетень «Север и рынок: формирование экономического порядка», 2004, № 1/2004 (12). С. 84-87.
7. Селин В. С., Истомин А. В. Хозяйственные системы Севера России в национальной экономике // Проблемы региональной экономики, № 4-6. - Ижевск: Изд. Удм. госуниверситета. 2002.