П
С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
УДК 159.9
А.А. Архипова
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматриваются вопросы профессиональной и личностной самооценки, также влияние самооценки на профессиональную деятельность и влияние профессиональной деятельности на самооценку. Описывается «реальное Я» и «идеальное Я». Дается характеристика составляющим профессионального самопознания специалиста.
Ключевые слова: самооценка, личность, профессиональная и личностная самооценка, частная самооценка, общая самооценка, «Я-реальное», «Я-идеальное».
В современное время экономика и рынок труда относятся к особым сферам деятельности, так как в них в наибольшей степени проявляются сложные механизмы взаимосвязи человеческих взаимоотношений и финансовых интересов, что обуславливает высокий уровень требований умениям, знаниям, навыкам, профессиональным и личностным специалистов в сфере социологии, психологии, педагогики, маркетинга, менеджмента.
Важная социальная роль и высокая значимость результатов деятельности специалиста, занятого в любой сфере профессиональной деятельности, определяет необходимость постоянного поиска способов и путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов и условий, обеспечивающих постоянное повышение их квалификации, т.к. в современных условиях реформирования экономики особую важность приобретают вопросы социально-профессиональной компетентности кадров, подразумевающей соответствие не только профессиональным требованиям, но и наличие навыков социальной ориентации.
© Архипова А.А., 2016.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2016. № 1(52). Т.1.
По мнению Е.Б.Петрушихиной, современный специалист должен уметь отвечать за принятые решения, иметь сформированные личностные и организаторские способности, оценивать происходящие социальные процессы, обладать стремлением к совершенствованию своих профессиональных знаний, практических навыков и коммуникативных качеств. [5, с. 192]
В этой связи А.В. Батаршев указывает, все эти умения, навыки, знания, личностные и профессиональные качества не могут быть развиты в достаточной степени, если квалифицированный специалист не может себя оценить и у него не развито адекватное самоотношение. Автор пишет: «Личностная и профессиональная самооценка, предполагающая познание себя, а так же систему оценочных отношений к себе как к личности, так и специалисту, становится актуальной проблемой формирования социально-профессиональной компетентности специалистов экономического профиля в процессе непрерывного профессионального образования». [1, с. 21]
В процессе осуществления рефлексии специалист оценивает себя, свою профессиональную деятельность.
Большое значение влияния самооценки на становление личности, ее деятельность и поведение отмечали А. Адлер, Д. Джеймс, А. Маслоу, 3. Фрейд и другие. Самооценка трактуется исследователями как стержень процесса самосознания личности, его интегрирующее начало, показатель индивидуального уровня его развития. Как указывают авторы, самооценка на каждом возрастном этапе становления личности, с одной стороны отражает уровень самосознания и эмоционально-ценностного отношения к себе, с другой стороны, является важнейшим внутренним условием их развития.
В психологическом словаре под самооценкой понимается оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Таким образом, исследователи рассматривают понятие «самооценка» с различных точек зрения. Интересной, по нашему мнению, является точка зрения, которую предложил Л.Г. Пузеп, автор предлагает рассматривать самооценку в качестве специфической функции самосознания, не сводимой ни к образу «Я», ни к самоотношению. По его мнению, самооценка - это наличие критичной позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает; оценка имеющегося потенциала с точки зрения определенной системы ценностей. [6, с.102]
В современной науке широко применяется и такой термин, как "профессиональная самооценка", который понимается как интегративный процесс, включающий понимание и осознание своих субъектных свойств, себя как субъекта деятельности и общения, себя как субъекта профессионально-личностного самовоспитания, саморегуляции и самореализации; во- вторых, это рефлексивное отношение к себе; в-третьих, оценивание специалистом самого себя.
Самоотношение формирует представления о себе самом и о мире, определяет оценку окружающей действительности, оказывает влияние на процессы самоактуализации и самореализации. В процессе своего развития индивид каждый раз оценивает свои действия, этот процесс происходит и в процессе профессиональной деятельности специалиста.
Ряд ученых выделяют следующие отличительные черты механизма самооценки индивида: во-первых, самооценка выступает структурным компонентом самосознания личности, а с другой - является побудителем деятельности; во-вторых, в ряде исследователей самооценка характеризуется в двух основных формах - в общей и в частной. Частная самооценка - это умение субъектом оценивать конкретные свои качества и проявления: способности, поступки, отношения, действия, физические данные и личностные особенности. Общая самооценка связана с развитием у индивида принятия себя, самоуважения, это определенная мера удовлетворения собой.
В том и в другом случаях механизм самооценки оказывает, с нашей точки зрения, положительное влияние на развитие профессиональное, развития специалиста, поскольку оценивая свои способности, качества, профессиональную деятельность, отношение к ней, индивид вносит определенные коррективы, акцентируя внимания на происходящие изменения в своих действиях, - все это способствует его развитию как специалиста, кроме того, основными чертами самооценки человека являются адекватность, эмоциональность, устойчивость.
Успешная профессиональная деятельность специалиста любой сферы зависит от умения конкретизировать и дифференцировать мотивы и цели деятельности, которые наиболее полно выражаются в самооценке специалиста - «Я-образе», состоящего из ряда элементов и компонентов, которые составляют называемое современными исследователями профессиональное самосознание. В подтверждении этих слов можно привести утверждение А.И.Бондаревской, автор отмечает: «Центральное место среди соответствующих представлений профессионала о себе и своей ценности занимает знание об объективном вкладе его и его коллег по работе в общее дело». [2, с. 14]
Проделанный теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволяет нам сделать вывод, что структура профессионального самосознания специалиста может быть охарактеризована сле-
дующими составляющими: оценка специалистом степени своего соответствия существующим профессиональным эталонам; сознание своей принадлежности к той или иной профессиональной общности; понимание слабых и сильных сторон своей личности; определение путей дальнейшего самосовершенствования; наличие сформированного представления о своем месте в системе профессиональных ролей; способность критического самовосприятия; наличие предположений о своих вероятных зонах успехов и неудач; прогнозирование своего дальнейшего развития, своих успехов.
Восприятие и интерпретация человеком самого себя, или его «Я», отражают те свойства и характеристики, которые человек воспринимает как некоторую часть себя, какое у него отношение к себе, и как он видит себя в связи с выполнением определенных ролей, которые играет в жизни. «Идеальное - Я» отражает те характеристики и свойства, которые индивид хотел бы иметь, но пока не имеет, это «Я», которое субъект в наибольшей степени ценит его, стремится достичь «реальное Я». Но в некоторых случаях «реальное Я» так и не может соответствовать «идеальному Я» в силу некоторых причин, это может быть вызвано давлением внешних обстоятельств, при которых индивид отказывает себе в определенном жизненном опыте, или это связано с тем, что субъект навязывает себе такие установки, ценности, чувства, которые отделяют его от достижения «идеального Я».
К сожалению, в современное время часто происходит такая ситуация, при которой «идеальный образ профессионала» заменяется на достижение «идеального образа жизни» («европейского», «американского» и др.).
Кроме того, у молодых специалистов возникает целый ряд различных сложностей в процессе профессиональной деятельности, а особенности его самооценки влияют на дальнейшее профессиональное развитие молодого специалиста, во многом определяют возможности преодоления возникающих проблем и сложностей.
Часто у молодых сотрудников, недавно начавших профессиональную деятельность, происходит несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности, с которой они сталкиваются в процессе выполнения своих функциональных обязанностей. В связи с этим у молодых специалистов могут возникать трудности адаптации к социально-профессиональной ситуации, которые вызывают сильное эмоциональное напряжение, возникают межличностные конфликты, в конечно итоге, у молодых сотрудников возникают мысли о смене места работы.
Поэтому руководители организаций должны проводить целенаправленную работу по формированию у специалистов адекватной самооценки, особенно у молодых специалистов. Это может быть реализация программ психологического сопровождения профессионального развития молодых специалистов. Кроме того, формирование самооценки как устойчивого интегративного качества личности специалиста требует непрерывного самосовершенствования не только в процессе его практической деятельности, но и в процессе научно организованного непрерывного обучения в системе повышения квалификации.
Библиографический список
1.Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. - СПб.: Питер, 2012. - 392 с.
2.Бондаревская А.И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов: Монография. - Ростов н/Д: Булат, 2012. - 260 с.
3.Илькевич Б.В. Цели профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 1. - С. 8-18.
4.Кузнецова Э.В. Профессиональная и личностная самооценка специалистов экономического профиля как необходимое условие их социально-профессиональной компетенции // В сборнике: Новые технологии в науке, образовании, производстве по материалам международной научно-практической конференции. - Рязань, 2015. - С. 111118.
5.Петрушихина Е.Б. Карьерный рост и изменения личности // Тренды и управление. - 2014. - № 4. - С. 392399.
6.Пузеп Л.Г. Самооценка как механизм развития креативности личности // Инновационная экономика и общество. - 2014. - № 1 (3). - С. 102-108.
7.Рыкман Л.В. Характеристики профессионального развития в связи с самоотношением молодых специалистов // В сборнике: Инновационные технологии в науке и образовании: Международная научно-практическая конференция. - Чебоксары, 2015. - С. 230-232.
АРХИПОВА АНЖЕЛИКА АРТУРОВНА - студент, Нижневартовский государственный университет, Россия.