Научная статья на тему 'Особенности развития рынка услуг'

Особенности развития рынка услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
902
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГА / SERVICE / ТИПОВЫЕ СВОЙСТВА УСЛУГ / TYPICAL FEATURES OF SERVICES / КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ / CLASSIFICATION OF SERVICES / КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ УСЛУГИ / COMPLEMENTARY SERVICES / РЫНОК УСЛУГ / MARKET SERVICES / СВОЙСТВА РЫНКА УСЛУГ / PROPERTIES / МОДЕЛЬ РЫНКА УСЛУГ / MODEL SERVICES MARKET / ОБЪЕМ РЫНКА УСЛУГ / ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА УСЛУГ / THE MARKET VOLUME OF SERVICES CHARACTERISTICS OF SERVICES MARKET / ОБЪЕМ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ / THE VOLUME OF PAID SERVICES TO THE CUSTOMER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хазанова Диана Леонидовна

Рынок услуг на сегодняшний день является наиболее динамичной экономической системой. Несмотря на общий экономический спад 2014-2015 гг объем рынка услуг сохраняет устойчивую тенденцию к росту. Являясь многомерной моделью со сложной структурой рынок услуг выступает не только как самостоятельная система, но и как обеспечивающая система для рынка материальных продуктов. Идентификация комплементарных услуг как составляющих рынка услуг показала, что прирост объема рынка услуг напрямую связано с изменением его конъектуры, а также с качественными изменениями спроса на услуги. В статье проанализирован объем рынка услуг в РФ; приведены различные подходы к определению термина «услуга»; обозначены некоторые специфические характеристики услуг такие как нацеленность на удовлетворение потребностей, неосязаемый полезный результат, взаимодействие потребителя и исполнителя услуг, преобладание действий над материальными предметами; сопоставлены подходы к классификации услуг в Российской и мировой практике. В статье также представлена схема структуры рынка услуг с учетом комплементарного блока, а также соответствующая его основным свойствам (неравномерность в развитии различных видов услуг; преобладание информационных потоков над материальными; высокая чувствительность к изменениям внешней среды; динамичность рыночной конъюнктуры; дифференциация рыночных предложений для различных потребительских групп).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SERVICE MARKET DEVELOPMENT

The services Market is today the most dynamic economic system. Despite the General economic downturn 2014-2015 the volume of the market of services maintained a strong growth trend. As a multi-dimensional model with a complex structure, the services market is not only as a standalone system, but also as a supporting system for the market of tangible products. Identification of complementary services constituting market services showed that the increase of the volume of services provided is directly related to the change in his conjectures, as well as with qualitative changes in the demand for services. The article analyzes the volume of the market of services in Russia; describes the various approaches to the definition of "service"; identify some specific characteristics of services such as focus on the needs, intangible useful result, the interaction between the consumer and the service provider, the predominance of actions over material objects; the associated approaches to the classification of services in the Russian and international practice. The article also shows a diagram of the structure of market of services taking into account the complementary block and the corresponding basic properties in the uneven development of different types of services; the prevalence of information flows over the material; high sensitivity to changes in the external environment; dynamic market conditions; differentiation of market offerings for different consumer groups.

Текст научной работы на тему «Особенности развития рынка услуг»

УДК 339.138, 658.64

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ

© 2016

Хазанова Диана Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Коммерция и бизнес-информатика» Тамбовский государственный технический университет, Тамбов (Россия)

Аннотация. Рынок услуг на сегодняшний день является наиболее динамичной экономической системой. Несмотря на общий экономический спад 2014-2015 гг объем рынка услуг сохраняет устойчивую тенденцию к росту. Являясь многомерной моделью со сложной структурой рынок услуг выступает не только как самостоятельная система, но и как обеспечивающая система для рынка материальных продуктов. Идентификация комплементарных услуг как составляющих рынка услуг показала, что прирост объема рынка услуг напрямую связано с изменением его конъектуры, а также с качественными изменениями спроса на услуги. В статье проанализирован объем рынка услуг в РФ; приведены различные подходы к определению термина «услуга»; обозначены некоторые специфические характеристики услуг такие как нацеленность на удовлетворение потребностей, неосязаемый полезный результат, взаимодействие потребителя и исполнителя услуг, преобладание действий над материальными предметами; сопоставлены подходы к классификации услуг в Российской и мировой практике. В статье также представлена схема структуры рынка услуг с учетом комплементарного блока, а также соответствующая его основным свойствам (неравномерность в развитии различных видов услуг; преобладание информационных потоков над материальными; высокая чувствительность к изменениям внешней среды; динамичность рыночной конъюнктуры; дифференциация рыночных предложений для различных потребительских групп).

Ключевые слова: услуга, типовые свойства услуг, классификация услуг, комплементарные услуги, рынок услуг, свойства рынка услуг, модель рынка услуг, объем рынка услуг, характеристики рынка услуг, объем платных услуг населению

PECULIARITIES OF SERVICE MARKET DEVELOPMENT

© 2016

Khazanova Diana Leonidovna, candidate of economical science, associate Professor of Department

"Commerce and business Informatics", Tambov state technical University, Tambov (Russia)

Abstract. the services Market is today the most dynamic economic system. Despite the General economic downturn 2014-2015 the volume of the market of services maintained a strong growth trend. As a multi-dimensional model with a complex structure, the services market is not only as a standalone system, but also as a supporting system for the market of tangible products. Identification of complementary services constituting market services showed that the increase of the volume of services provided is directly related to the change in his conjectures, as well as with qualitative changes in the demand for services. The article analyzes the volume of the market of services in Russia; describes the various approaches to the definition of "service"; identify some specific characteristics of services such as focus on the needs, intangible useful result, the interaction between the consumer and the service provider, the predominance of actions over material objects; the associated approaches to the classification of services in the Russian and international practice. The article also shows a diagram of the structure of market of services taking into account the complementary block and the corresponding basic properties in the uneven development of different types of services; the prevalence of information flows over the material; high sensitivity to changes in the external environment; dynamic market conditions; differentiation of market offerings for different consumer groups.

Key words: service, typical features of services, classification of services, complementary services, market services, properties, market services, model services market, the market volume of services characteristics of services market, the volume of paid services to the customer

В современных условиях особую роль приобретает рынок услуг. Его объем, структура, тенденции развития являются важнейшими показателями конкурентоспособности как отдельной территории, так и государства в целом.

Реализация государственной задачи по максимальной реализации экономического потенциала обуславливает повышенное внимание к экономическим кластерам с наибольшими резервами. Мировой опыт показывает, что высокие темпы развития характерны для секторов экономики, связанных с передачей, обработкой и хранением информационных потоков, которые составляют основу рынка информационных услуг в частности и рынка услуг в целом.

Объем платных услуг в Российской Федерации, направленных на повседневные потребности конечных пользователей, носит массовый характер и, согласно данным государственной статистики за 2010-2015 гг [1], имеет стойкую тенденцию к росту несмотря на общее замедление экономического роста (рис.1).

Активное внимание потребителей на предложения рынка услуг связано с изменениями потребительских предпочтений в разрезе качества товара (услуги), пересмотру взглядов на распределение собственных ресурсов, в том числе временных, что, в первую очередь, повлияло на решение задачи Make-or-Buy Problem как среди потребителей-предприятий, так и потребителей-домохозяйств.

Рисунок 1. Объем платных услуг населению в РФ, млрд. руб

Стремление к повышению эффективности результатов деятельности предприятий и к повышению качества жизни домохозяйств в условиях возникновения потребности обуславливает обращение к сервис-провайдерам, обладающим достаточной базой ресурсов и компетенций, а не выполнение работ/действий с использованием собственных ресурсов.

Рассматривая рынок услуг как самостоятельную экономическую категорию необходимо подчеркнуть многогранность понятия «услуга», а также обозначить рабочие понятия в целях снижения неопределенности (табл.1).

Таблица 1. Некоторые подходы к определению тер-

мина «услуга»[2'

Автор Подход

К. Маркс Услугу необходимо понимать, как особую потребительскую стоимость, полученную определенной трудом, так, как и любой другой товар; но особенность потребительной стоимости услуги заключается в том, что труд определяет услуги и не как вещь, а как деятельность[2]

К. Гренроос (С. Gronroos) Услуга - процесс, состоящий из серии неосязаемых действий, которые при необходимости возникающие между потребителем и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системой предприятия - поставщика услуг[3]

Ф. Котлер Услуга - это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо [4]

А. П. Челенков Услуга — это согласованный процесс взаимодействия двух или более субъектов рынка, когда одни субъекты воздействуют на других в целях создания, расширения или воспроизводства возможностей последних в получении фундаментальной пользы (благ)[5]

С. 3. Джабраилов В общем плане услугой является действие, приносящее помощь, пользу другому[6]

ГОСТ Р 5064694 и М С ИСО 9004-2 Услуга — это прежде всего результат взаимодействия исполнителя и потребителя услуги [7],[8]

30% стоимости конечного продукта, а это означает, что при сохранении основной роли рынка услуг, экстра-роль состоит развитии рынка товарно-материального.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ АССОЦИАЦИИ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР УСЛУГ ОК-002 МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ (ШС) КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР)

Распределение Транспортные услуги

Услуги связи Посредничество

Услуги торговли и общественного питания, услуги рынков Склады, торговля, рестораны, гостиницы Поставка, планирования

Образование Общественные, индивидуальные, социальные

Туризм и путешествия

Отдых, культура, спорт Услуги физической культуры и спорта Банки, недвижимость, страхование,

Услуги учреждений культуры

Финансовые Услуги банков

Здравоохранение и социальные Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги

Строительство инжиниринг Жилищно-коммунальные услуги

Экология Бытовые услуги

Другие Услуги правового характера

Прочие услуги населению

Обозначенные выше подходы к детерминированию понятия «услуга» позволяют нам сделать вывод о том, что для услуг характерны:

- нацеленность на удовлетворение потребностей;

- неосязаемый полезный результат;

- взаимодействие потребителя и исполнителя услуг;

- преобладание действий над материальными предметами.

Дополним данные особенности традиционным набором свойств услуг. А именно, отметим, что для услуг присущи:

- адресность;

- неосязаемость;

- непостоянство качества услуг;

- моментная определенность;

- неспособность накапливаться;

- невозможность хранения услуги покупателем и/ или особенно продавцом;

- неотделимость от ее производства;

- прямой канал;

- невозможность транспортировки.

Таким образом, услугу можно определить как процесс взаимодействия двух или более субъектов рынка, результатом которого является неосязаемый положительный эффект, направленный на удовлетворение потребности потребителя.

Единого подхода в классификации услуг на данном этапе в теории и практике не существует; соотношение некоторых из них представлено на рисунке 2 [9, 10].

При всем многообразии к типологии услуг, не предусмотрено их различия по отношению к конечной главенствующей потребности клиента. По своей сути услуга может быть как основным товаром, так и комплементарным. В первом случае услуга выступает как основной продукт, удовлетворяющий самостоятельную потребность клиента. Во втором случае, услуга выступает как комплементарный продукт к основному, повышая уровень комфорта при пользовании основным продуктом. В практике такие услуги относят к дополнительным сервисам и не уделяют их оценке должного внимания. Экспертные оценки указывают на то, что затраты на комплементарные услуги могут составлять до

Рисунок 2. Классификация услуг

При этом рынок услуг является многогранной самостоятельной системой, направленной на удовлетворение потребностей конечных потребителей и создание дополнительной полезности на рынке материальных благ. Структура рынка услуг представлена на рис. 3.

ПОТРЕБНОСТЬ

Рисунок 3. Структура рынка услуг

Структура рынка услуг является многоуровневой и открытой, при этом ориентирована на конечного потребителя вне зависимости от того, является ли услуга самостоятельной или комплементарной. И при этом комплементарные услуги значительно расширяют границы традиционного рынка услуг. Исходя из этого обозначим следующие его особенности?

1. Неравномерность в развитии различных видов услуг

2. Преобладание информационных потоков над материальными

3. Высокая чувствительность к изменениям внешней среды

4. Динамичность рыночной конъюнктуры

5. Дифференциация рыночных предложений для различных потребительских групп

6. Вариативность цен

7. Смещение акцента качества на процесс оказания услуги

8. Активное изменение потребительский предпочтений.

Таким образом, следует констатировать, что с одной стороны, рынок услуг является сложнейшим механизмом для управления, обусловленным высокой степенью неопределенности, но с другой стороны, именно это условие является базисным фактором реализации его экономического потенциала, что подтверждается устойчивым вектором развития общемировых экономических процессов на рынке услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Виртуальная витрина ФСГС URL:http://cbsd.gks. ги/(дата обращения: 26.07.2016)

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.26. Ч. 1. С. 139.

3. Д. И. Долгов,Определение понятий «услуга», «обслуживание потребителей» и «управление послепродажным обслуживанием» // Научный электронный ар-хив.иКЬ±йр://есоп£гае.ги/ш11с1е/7778 (дата обращения: 27.07.2016)

4. Мхитарян С.В.. Отраслевой маркетинг / Мхитарян С.В. — М. Эксмо. — 368 с. — (Высшее экономическое образование), 2006

5. Челенков А.П. Маркетинг услуг: продукт // Марке! тинг. 1998. №1. С. 116-120

6. Фадеева Н. В. Анализ основных дефиниций сферы услуг с позиций процессного подхода к менеджменту качества//Вестник ТГТУ. -2011. -Т. 17. -№ 4. -С. 11311147.

7. «Услуги населению. Термины и определения. ГОСТ Р 50646-94» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.94 N 34)

8. ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности

9. ОК 002-93. Общероссийский классификатор услуг населению» (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163) (ред. от 17.10.2013)

10. Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности, третий пересмотренный вариант, Статистические документы, Серия М, № 4, Rev.3 (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.90.XVII.11)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.