Научная статья на тему 'Особенности развития российской системы противодействия коррупции, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма'

Особенности развития российской системы противодействия коррупции, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1977
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ОТМЫВАНИЮ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА / FINANCIAL SAFETY / SYSTEM OF CORRUPTION COUNTERACTION / WASHING UP CRIMINAL INCOMES AND TERRORISM FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева И. Г.

Актуальность поставленной проблемы обусловлена особой общественной опасностью указанных преступлений, подрывающих устойчивость экономического роста. В настоящее время разработан и постоянно совершенствуется комплекс мер противодействия коррупции, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) на международном и национальном уровне, однако активное использование новых телекоммуникационных и финансовых инструментов значительно расширяет возможности организованной преступности по легализации незаконно полученных доходов. Формирование и развитие российской системы ПОД/ФТ стало реакцией на формирование глобальной системы обеспечения прозрачности финансовых потоков. Однако, несмотря на очевидный прогресс, российская система ПОД/ФТ в настоящее время сталкивается с вызовами, обусловленными расширением финансовой глобализации, что определяет направления ее дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьева И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The urgency of the put problem is caused by special public danger of the specified crimes undermining stability of economic growth. Now the complex of measures of counteraction of corruption, legalisation of the incomes received criminal by, and to terrorism financing (UNDER/FT) at the international and national level is developed and constantly improved, however active use of new telecommunication and financial tools considerably expands organised crimes possibilities on legalisation of illegally received incomes. Formation and development of the Russian system POD/FT became reaction to formation of global system of maintenance of a transparency of financial streams. However, despite obvious progress, the Russian system POD/FT now faces the calls caused by expansion of financial globalisation that defines directions of its further perfection.

Текст научной работы на тему «Особенности развития российской системы противодействия коррупции, легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

© Воробьева И.Г.,

к.э.н., ст. преп. кафедры «Международные финансово-кредитные отношения» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Проблема коррупции, а также легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма является в настоящее время в российском обществе приоритетной и чрезвычайно актуальной с точки зрения обсуждения и исследования. Это связано с особой общественной опасностью данных преступлений, подрывающих устойчивость экономического роста. В условиях глобализации набирает силу организованная преступность и расширяются масштабы террористической деятельности. На их существование и развитие требуются большие объемы денежных ресурсов. Как отмечают эксперты ФАТФ, легализация преступных доходов наиболее активно в настоящее время осуще ствляется:1

1 Согласно документам Пленарного заседания ФАТФ, прошедшего 22-26 июня 2009 г. в г. Лионе (Франция).

- в футбольном секторе, постоянно аккумулирующем значительные инвестиции;

- в секторе ценных бумаг;

- в организациях, осуществляющих денежные переводы;

- в зонах свободной торговли;

- при помощи новых методов платежей (включая предоплаченные дебетовые карты, платежные терминалы, интернет-системы платежей, платежные услуги с использованием мобильного телефона и др.).

Коррупция тесно связана с проблемой отмывания денег. С одной стороны, она является одним из важных источников «грязных» денег и заказчиков их отмывания, а с другой стороны — необходимым элементом для многих схем отмывания. Тесная связь этих явлений прослеживается и с финансированием терроризма, особенно ввиду повышения криминализации общества и увеличения числа финансовых нарушений как последствия современного мирового финансово-экономического кризиса.

Эксперты ФАТФ отмечают, что в период финансово-экономического кризиса в мире резко возросло проведение операций клиентов по снятию наличных денежных средств со счетов и приобретению драгоценных металлов. На первый взгляд, это можно рассматривать как реакцию большинства инвесторов по обеспечению сохранности их капиталов. Однако под влиянием мирового финансовоэкономического кризиса выявилась негативная тенденция перемещения финансовых операций с организованных биржевых площадок на внебиржевые; увеличился объем инвестиций в компании, стоимость которых с начала финансового кризиса значительно снизилась [1]; образовались фиктивные ломбарды, через которые гражданам и юридическим лицам предоставляются финансовые услуги — от обналичивания до кредитов. Следовательно, в связи с ростом наличности в обороте происходит масштабное расширение теневого сектора. Это актуально и для России. В фокусе внимания Росфин-

мониторинга в 2009 г. оказался также активизировавшийся оффшорный транзит средств российских компаний через страны Балтии, США, Кипра, Швейцарии [2]. К примеру, по оценке Росфинмониторин-га, в первом полугодии 2009 г. через банки прибалтийских государств в оффшоры было переведено 295 млрд руб. [3]

В России бизнес по-прежнему широко использует давно известные таможенные схемы, когда происходит движение денежных средств по фальшивым грузовым декларациям и подложным договорам (например, платежи за импортные товары за границу направляются по заведомо заниженной цене, и товары в Россию реально не ввозятся). Кроме того, все больше криминальных нарушений происходит в сфере торговых операций и операций на рынке недвижимости, что согласуется и с общемировой тенденцией. Стремительно стали развиваться «альтернативные» (небанковские) системы кредитования.

В связи с этим можно констатировать, что рассматриваемые проблемы напрямую создают угрозы для финансовой безопасности России.

Системный характер исследуемых явлений обусловил необходимость комплексного подхода к решению возникающих трудностей. Необходимо подчеркнуть, что борьба с коррупцией, легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма происходит в России в русле тех подходов и тенденций, которые сложились к началу нового века в мировом сообществе. Международные организации и ведущие страны предпринимают значительные усилия, направленные на противодействие коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В последние несколько лет ведущие международные организации (такие как ФАТФ, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, Transparency International и др.) существенное внимание уделяют именно вопро-

су формирования и развития эффективных национальных систем противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ). Такая политика определяется необходимостью своевременного и адекватного реагирования на вызовы глобализации, ведь возросшее число международных финансово-банковских операций и появление новых методов и схем расчетов (в частности с использованием электронных и интернет-средств связи), а также расширение спектра финансовых инструментов в значительной степени облегчили криминальным структурам проведение комплекса мероприятий по отмыванию капиталов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. Данный процесс протекает в рамках глобальной тенденции создания единой международной системы ПОД/ФТ и получил развитие в форме комплекса инициатив и мер отдельных стран и региональных объединений.

Совершенствование этой системы происходит на постоянной основе. Развивается нормативно-правовая база, происходит дальнейшее совершенствование институциональной основы. Ведущая роль в этом отношении играет такая международная организация, как Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Кроме того, значительные усилия в развитии стратегии противодействия коррупции и отмыванию денег прилагают Международный валютный фонд, Всемирный банк и Transparency International.

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) — это организация, в рамках которой ведется основная борьба с отмыванием денег на международном уровне. Известно, что она была учреждена в 1989 г. на встрече стран G-7 в Париже и изначально ее участниками были 15 стран (страны G-7, 8 государств-членов ОЭСР), а также Европейская комиссия. В 1991 г. членами ФАТФ стали еще 11 стран-членов ОЭСР,

а также Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.

Организационно ФАТФ в настоящее время — это межправительственный орган, членами которого являются 33 страны и 2 международные организации. Южная Корея участником организации стала совсем недавно: она была включена в список стран-членов решением пленарного заседания ФАТФ, прошедшего в г. Париже (Франция) в период с 12 по 16 октября 2009 г. [4]. Россия является членом ФАТФ с 2003 г.

Основная цель ФАТФ — разработка и оказание содействия странам в стратегии борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Среди важнейших задач ФАТФ:

1) разработка и совершенствование международных стандартов в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма;

2) изучение тенденций и методов (типологий) отмывания денег и финансирования терроризма и подготовка предложений по необходимым контрмерам;

3) содействие распространению предложенных ФАТФ мер в глобальном масштабе.

ФАТФ как важнейший институт международной системы ПОД/ФТ, помимо направлений деятельности, оговоренных Уставом, на регулярной основе организует встречи и совещания, на которых обсуждаются, конкретизируются и вырабатываются новые меры. Так, в частности, согласно итоговым документам заседаний рабочих групп и пленарного заседания ФАТФ, прошедших 12-16 октября 2009 г. в г. Париже (Франция), приоритетами деятельности ФАТФ в области распространения международных стандартов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) на ближайшую перспективу определены следующие направления:

- процедуры надлежащей проверки клиентов;

- процедуры идентификации бенефициарных собственников;

- процедуры обеспечения прозрачности деятельности сообщающих организаций;

- выявление и перекрытие доходов от коррупционных преступлений.

Действительно, процедуры идентификации клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, имеют первостепенное значение с точки зрения минимизации риска вовлечения финансового учреждения или иной организации в криминальные схемы. Остальные проблемные аспекты чрезвычайно актуальны в современных условиях даже для стран, чьи национальные режимы ПОД/ФТ не вызывают нареканий со стороны ФАТФ.

Важным аспектом деятельности ФАТФ является наблюдение за отдельными национальными финансовыми системами на предмет их уязвимости к рискам отмывания денег и финансирования терроризма. В этом ключе работа ФАТФ основывается на двух процедурах.

Во-первых, эксперты ФАТФ оценивают степень соответствия международным стандартам системы национального законодательства в сфере ПОД/ФТ государств, входящих в состав ФАТФ, или аналогичные региональные структуры. В отношении стран, не выполняющих рекомендации ФАТФ, организация инициирует публичные заявления, которые призывают мировое сообщество ограничить финансовые взаимоотношения с официальными представителями этих стран, их коммерческими организациями и гражданами. Последнее подобное заявление было сделано в отношении Ирана и Пакистана в феврале 2009 г. Тогда же внимание мирового сообщества было обращено на низкое качество национальных систем ПОД/ФТ в Узбекистане и Туркменистане. Подобные меры в большинстве случаев имеют результатом концентрацию усилий стран на преодолении указанных недостатков и существенное улучшение ситуации в ближайшей перспективе. Так, уже в июне 2009 г. эксперты ФАТФ отметили очевидный прогресс в Узбекистане и

Туркменистане в восстановлении и построении национальных систем ПОД/ФТ. В настоящее время Узбекистан при поддержке, консультациях и техническом содействии России активно разрабатывает нормативно-правовую базу в сфере ПОД/ФТ.

Во-вторых, ФАТФ традиционно отслеживает и формирует так называемый «черный список» — санкционный список стран и территорий, не уделяющих должного внимания борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Страны и территории по различным категориям соответствия ранжируются ФАТФ в различные группы, и те из них, которые классифицируются как не соблюдающие международные стандарты в сфере ПОД/ФТ, заносятся именно в «черный список». По отношению к этим государствам применяются значительные контрмеры, направленные на ограничение их интеграции в мировую экономику и финансовую систему.

Первый Отчет о странах, не сотрудничающих с ФАТФ по вопросам легализации преступных доходов (NCCTs — non-cooperative countries and territories), был опубликован 14 февраля 2000 г. Отчет устанавливал 25 критериев выявления государств и юрисдикций, применявших законы и практику, не соответствующие 40 Рекомендациям ФАТФ. Следующим шагом стало опубликование первого обзора некоторых стран, не сотрудничающих с ФАТФ (NCCTs) в июне 2000 г. В отчете были названы 15 юрисдикций (Багамские острова, Каймановы острова, острова Кука, Доминика, Израиль, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру, остров Ниуэ, Панама, Филиппины, Россия, Сент-Киттс-Невис, Сент-Винсент и острова Гренадины), которые критически не соответствовали системе или проявили нежелание сотрудничать с ФАТФ.

Таким образом, изначально в 2000 г., список состоял в основном из оффшорных зон. Однако все оффшорные зоны проделали серьезную «работу над ошибками» в отношении своего финансо-

вого законодательства, обеспечив прозрачность финансовой системы, соответствующую требованиям ФАТФ. Под давлением США, Германии, Великобритании и Франции крупнейшие оффшорные центры и территории обязались раскрывать информацию об операциях своих клиентов перед органами финансовой разведки, а отдельные даже отменили гарантию банковской тайны для нерезидентов (например, Андорра). По инициативе ОЭСР, в три ближайших года должна быть проделана серьезная работа по обретению абсолютной прозрачности движения любых денежных средств в оффшорах, и в этот срок все оффшоры должны заключить с членами ОЭСР соглашения о беспрепятственном обмене информацией.

Формирование и развитие российской системы ПОД/ФТ также стало реакцией на происходящие процессы в мировой финансовой системе, а кроме того, важным шагом на пути к созданию нового образа нашей страны перед мировым сообществом как государства, эффективно контролирующего и обеспечивающего прозрачность финансовых потоков (официальных государственных и широкого круга экономических агентов).

Переломным моментом в развитии национальной системы ПОД/ФТ является февраль 2002 г., когда вступил в действие Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 07.08.2001 г. №115-ФЗ. Кроме того, в октябре 2002 г. Россия была исключена из «черного списка» ФАТФ и с этого момента еще более активизировала усилия в борьбе с отмыванием денег. С 2003 г. в сферу действия закона была включена проблема финансирования терроризма, а после принятия соответствующих поправок к Федеральному закону от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» был существенно расширен круг субъектов, обязанных предоставлять информацию в уполномоченный орган (организа-

ции, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или финансовых услуг).

Одновременно указанный закон был дополнен рядом норм, направленных на усиление (в соответствии с требованиями ФАТФ) внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, с особым акцентом на всеобъемлющие процедуры реализации принципа «знай своего клиента» для того, чтобы своевременно предотвращать попытки отмывания «грязных» денег, не допустить в финансовый оборот средства, принадлежащие либо предназначенные для финансирования терроризма.

Учитывая, что из-за несовершенства системы финансового регулирования и надзора в 1990-е г. к российским кредитным организациям и иным финансовым посредникам практически не предъявлялись требования по обеспечению комплекса мероприятий, направленных на противодействие отмыванию денег, рассматриваемая проблема в последние годы решалась российской финансовой системой экстренно, но с опорой на передовой международный опыт. Интеграция российской финансово-кредитной системы в международное финансовое сообщество, активизация внешнеэкономической деятельности российских товаропроизводителей, функционирование на территории нашей страны большого количества иностранных участников и связанные с этим дополнительные риски обусловили необходимость приведения требований системы национального финансового регулирования и надзора к мировым стандартам, прежде всего к соответствию Рекомендациям ФАТФ.

При формировании современной институциональной структуры российской системы ПОД/ФТ учитывался ведущий мировой опыт и международные

стандарты, о чем свидетельствует ее настоящая конфигурация. Как показывает опыт организации отдельных национальных систем ПОД/ФТ, важным условием эффективного контроля за процессами, связанными с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма, в рамках национальных финансовых систем является активная позиция двух групп участников этого процесса:

- организации, которые в своей ежедневной практической деятельности наблюдают, участвуют или непосредственно содействуют совершению операций с денежными средствами физических или юридических лиц в наличной или безналичной форме. Такие организации, согласно устоявшейся терминологии, и в связи с выполняемой ими в этом аспекте функцией, принято называть субъектами первичного финансового мониторинга. Важной возложенной на них задачей является фиксирование и передача информации в уполномоченный орган относительно тех операций их клиентов, в отношении которых возникают обоснованные подозрения в их причастности к отмыванию денег или финансированию терроризма, и об операциях, подлежащих обязательному контролю;

- непосредственно уполномоченная организация, где концентрируются все сообщения об операциях, которые потенциально могут быть связаны с процессами отмывания преступных денег или финансированием терроризма. Такая организация, как участник системы контроля за финансовыми потоками, решает функцию государственного финансового мониторинга. Впоследствии, проанализировав сообщения об операциях и в зависимости от степени риска их причастности к отмыванию денег или финансированию терроризма, данная организация направляет информацию в правоохранительные органы для дальнейшего расследования.

Современная институциональная структура российской системы ПОД/ФТ включает в себя эти два важнейших компонента.

Механизм первичного финансового мониторинга представлен группой организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, причем перечень этих организаций не является закрытым и постепенно расширяется. В ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» дан перечень этих организаций; при этом важно подчеркнуть, что преобладающую их часть составляют финансовые организации (по методологии ФАТФ). В этом плане российская практика полностью согласуется с мировыми тенденциями. Мировой опыт свидетельствует, что финансовые посредники — банки и другие кредитные организации, участники рынка ценных бумаг, страховые организации, ПИФы — наиболее вероятные узловые точки отмывания преступных капиталов и финансирования терроризма (хотя необходимо помнить, что круг субъектов отмывания чрезвычайно широк: предприниматели, связанные с металлами, брокеры по предметам торговли, казино, телеграфные и почтовые службы, автомобильные распродажи, сельскохозяйственные рынки, рынок ювелирных изделий, художественные аукционы, мелкий бизнес и недвижимость и пр.).

Действия субъектов первичного финансового мониторинга в России строго и порой чрезмерно детально регламентированы законодательно. Речь идет, прежде всего, о том, что Федеральным законом №115 прописаны мероприятия, процедуры и действия, которые обязаны совершать организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. При этом участие широкого круга организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в первичном финансовом мониторинге стимулирует комплекс же-

стких санкций и иных наказаний за неэффективное выполнение возложенных на них функций и иные нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ. Эти меры реализует Росфинмониторинг и иные надзорные органы. Они включают в себя штрафы, приостановление деятельности организации на определенный срок и даже отзыв лицензии (для кредитных организаций). Высокая цена нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ определяет выгоду его соблюдения, даже несмотря на определенный объем затрат, связанных с этим. Однако, с другой стороны, конеч-ным эффектом добропорядочного исполнения организациями возложенных на них функций является соблюдение общественных интересов и, в конечном итоге, обеспечение финансовой безопасности государства.

Вплоть до недавнего времени в российской системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма особая роль отводилась коммерческим банкам, ведь именно они проводят широкий спектр операций с денежными средствами: обеспечивают международные расчеты через трансграничные платежи; обеспечивают наличными деньгами экономический оборот и аккумулируют наличные деньги; предоставляют финансовые услуги, в том числе на основе современных технологий.

Однако современное положение дел таково, что роль и значение иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, существенно повысились. Прежде всего, это связано с развитием нормативно-правовой базы и, в связи с этим, активизацией деятельности надзорных органов. Кроме того, происходит очевидное повышение уровня подготовки сотрудников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом в связи с вступлением в действие приказа Росфинмониторинга №256 от 01.11.2008 г. «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обу-

чению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Последние оценки, присваиваемые международными экспертами российской системе ПОД/ФТ, свидетельствуют об очевидных устойчивых успехах, однако по-прежнему указывают на существование так называемых «узких мест». Так, в сентябре 2009 г. Россия представила отчет о прогрессе в национальной системе ПОД/ФТ на Комитете экспертов Совета Европы МАНИВЭЛ. Общая высокая оценка ее работы дополнилась несколькими рекомендациями ФАТФ по совершенствованию действующей нормативно-правовой базы в сфере ПОД/ФТ и правоприменительной практики. В рамках этих рекомендаций разработаны и направлены на рассмотрение законодателям перспективные законопроекты, предполагающие, в частности, ужесточение ответственности за торговлю инсайдерской информацией, повышение требований к надлежащей проверке кли-

ентов организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Также согласно рекомендациям ФАТФ и учитывая серьезные пробелы в законодательстве должны быть подготовлены и рассмотрены нормы по выявлению конечных бенефициаров банков и других финансовых и нефинансовых организаций.

Таким образом, несмотря на очевидный прогресс, российская система ПОД/ФТ в настоящее время сталкивается с вызовами, обусловленными расширением финансовой глобализации, что определяет направления ее дальнейшего совершенствования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Российская газета. — 2009. — №195 (5019) от 15 октября.

2. Российская газета. — 2009. — №75 (4899) от 29 апреля.

3. Итоги работы Росфинмониторин-га в I полугодии 2009 г. // www.kfm.ru

4. Информационное сообщение

ФСФМ от 19.10.2009 г. //

http://www.kfm.ru/news_19102009_445.ht т1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.