Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №5 2013
Руденков Иван Николаевич
Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Кафедра «Финансовый рынок и валютные отношения»
Rudenkov Ivan Nikolaevich Moscow financial industrial university “Synergy "
E-Mail: [email protected]
Особенности развития региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве
Specification of development of Post-soviet regional economic integration
Аннотация: После развала Советского Союза в 1991г. была создана региональная международная организация Содружество Независимых Государств - с целью регулирования отношений сотрудничества стран бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Дальнейшее развитие экономических отношений на постсоветском пространстве нашло свое отражение в создании других интеграционных объединений, одним из которых является Евразийское экономическое сообщество. Интеграционный вектор России является инновационным путем развития. Экономические предпосылки для дальнейшей интеграции стран Евразийского экономического сообщества и образования успешного функционирующего валютного союза несомненно есть. При дальнейшем развитии валютнофинансовых отношений и экономической интеграции необходимо учитывать региональную специфику. Следует отметить, что опыт по созданию единого экономического пространства и валютного союза зарубежных стран напрямую проецировать на страны Содружества независимых государств нельзя. Необходимо учитывать тот факт, что рассматриваемые страны отличаются значительной дифференциацией социально-экономического развития. Учитывая опыт Европейского Союза, можно утверждать, что экономическая интеграция основывается на взаимодействии в валютно-финансовой сфере. Однако страны рассматриваемого региона не проводили разработки специальных систем платежей и расчетов, которые бы поспособствовали переходу стран на единую валюту. Объединение в рамках валютного союза является одной из форм валютно-финансового сотрудничества, которая присуща странам с определенным уровнем экономической и политической интеграции, когда они готовы ограничить свои суверенитет в денежно-кредитной и финансовой сферах.
Abstract: The Commonwealth of Independent States have been created after the collapse of Soviet Union in 1991. That supposed to regulate the relationship between the former Union of Soviet Socialist Republics. The further development of economic post soviet relationship have been embodied in creation of other integration associations. One of them is Eurasian Economic Community. Integration vector of Russia is innovative way of development. It is definitely that there are Economic prerequisites of further integration. The specifications of our region should be taken into account in further integration. It is necessary to mention that experience of foreign countries in creation of common free market zone and currency union can not be totally applied for the Commonwealth of Independent States. It should be considered that concerned states are different in social-economic aspects. Taking into account the experience of European Union it is arguable that economic integration is based on monetary and financial cooperation. However, the states of our region were not working out special system of payment and settlements which would help along with switch over to the single currency. Monetary Unions are the form of monetary and financial cooperation which is appropriate for the countries of definite level of economic and political integration including readiness to limit the sovereignty of monetary and credit sphere.
Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №5 2013 Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
Ключевые слова: Евразийское экономическое сообщество; интеграция; Европейский Союз; валютный союз; денежно-кредитная политика; валютно-финансовая интеграция; институционализация; таможенный союз; зона свободной торговли; интеграционный вектор.
Keywords: Eurasian Economic Community; integration; European Union; Currency Union; monetary and credit policy; monetary and financial integration; institutionalization; customs union; free trade area; integration vector.
***
В современной мировой экономике формирование и функционирование региональных экономических группировок традиционно привлекают внимание ученых. Одними из широко обсуждаемых являются многовекторные процессы развития сотрудничества стран на постсоветском пространстве. Различные вопросы экономического взаимодействия стран бывшего СССР рассматривались как отечественными учеными, такими как Г.Шагалов [6], В.Б. Долголев [3], О.В. Буторина [2], В.М. Алчинов [1], так и зарубежными, такими как Л.С.Голдберг, Б.В.Икис и Р.Ритерман [8], Е.Витлок [9] и другими.
После развала Советского Союза в 1991г. была создана региональная международная организация СНГ - Содружество Независимых Государств -, с целью регулирования отношений сотрудничества стран бывшего СССР. Членами данной группировки являются Беларусь, Россия, Украина, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Молдова, Таджикистан. На следующий год после создания СНГ уже были заключены двусторонние соглашения в области торговли, было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, которое рассматривалось как первый шаг по направлению к экономическому союзу стран региона. Отличительной чертой развития отношений стран СНГ является разработка моделей, общих принципов и соглашений, которые не носят жесткого характера и позволяют учитывать специфику государств [5].
В 2007 г. Решением Совета глав государств СНГ была утверждена Концепция дальнейшего развития Содружества. В 2008 г. Решением Совета глав правительств СНГ была принята разработанная на основе данной Концепции Стратегия экономического развития СНГ до 2020 г. Согласно данной Концепции к обозначенному году должно произойти углубление межгосударственных экономических, финансовых и политических отношений между странами СНГ. В рамках данной концепции ведется разработка проектов документов в целях совершенствования многостороннего сотрудничества в области валютно-финансовых отношений, разработка и реализация предложений по расширению использования национальных валют государств - участников СНГ в практике взаимных расчетов.
Дальнейшее направление развития экономических отношений на постсоветском пространстве нашло свое отражение в создании других интеграционных объединений, а именно Союзное государство России и Белоруссии, ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), ЕврАзЭС - Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. В рамках ЕврАзЭС уже функционирует Таможенный Союз (Россия, Белоруссия, Казахстан). Также на базе ЕврАзЭС развивается организация ЦАС - Центрально-азиатское сотрудничество. Она фактических прекратила свое существование и была интегрирована в ЕврАзЭС [10].
Евразийское Экономическое Сообщество появилось 10 октября 2000 г. в г.Астане после подписания договора о его создании главами пяти государств - Белоруссии, Казахстана, России, Таджикистана и Киргизии. Также участником Сообщества был и Узбекистан, но в 2008 г. он приостановил свое членство из-за сомнений в эффективности и результативности деятельности этого межгосударственного объединения [11]. Данное региональное объединение является одним из крупнейших в мире, так как оно объединяет страны с
населением около 180 млн.чел., занимает примерно 20 млн.кв.км., на долю ЕврАзЭС приходится больше половины ВВП всех стран СНГ. На данный момент торговля товарами, которые были произведены на территории стран-участниц союза, осуществляется беспошлинно и без количественных ограничений, что подтверждает прохождение первого этапа экономической интеграции [12].
Второй этап региональной интеграции обозначился созданием Таможенного Союза в рамках ЕврАзЭС между Россией, Белоруссией и Казахстаном в 2010 г. Этот таможенный союз один из наиболее эффективно действующих таможенных союзов в мире, в котором фактически, а не на бумаге реализована отмена таможенного контроля. Таможенный Союз помог странам-участницам урегулировать целый ряд спорных вопросов, дал определенные преимущества в рамках ТС и определил дальнейшее направление экономической интеграции - создание единого экономического пространства. Единые внешние таможенные тарифы способствовали увеличению конкурентоспособности товаров отечественного производства, особенно выгодно это оказалось для Казахстана, так как его таможенные пошлины до создания ТС были ниже. По оценке Евразийского банка развития, единая ставка ввозного тарифа по всем видам товаров, перенос всех видов контроля на внешние границы союза, ликвидация таможенных и других административных барьеров обеспечат к 2015 г. дополнительный прирост душевого ВВП на 15-20% [13].
Однако о конкретных результатах создания Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана пока судить рано, так как он сформировался относительно недавно и дальнейшие углубления отношений и сам переход на новый этап экономической интеграции основывается только на договоренностях достигнутых главами трех государств. Соглашение от декабря 2011г. «О согласованной макроэкономической политике стран Таможенного союза» подразумевает достижение макроэкономических количественных параметров, которые, как показал анализ, во многом аналогичны критериям конвергенции ЕС. Соглашение о торговле услугами и инвестициями в рамках интеграционного блока будет способствовать увеличению инвестиции России в Белоруссию и Казахстан, а также созданию конкурентных преимуществ для российских инвесторов.
Единая таможенная территория трех стран повышает не только инвестиционную привлекательность зарубежных инвесторов, но и увеличивают конкурентоспособность российских компаний. «Важная составляющая конкурентоспособности - конкуренция институтов. По качеству среды ведения бизнеса Россия занимает достаточно низкие места в международном рейтинге Doingbusiness.org. По многим компонентам этого рейтинга Россия уступает и своим партнерам по Таможенному Союзу» [7] (таблица 1).
Набиуллина Э.С., министр экономики Российской Федерации 2008-2012 гг., охарактеризовала такую ситуацию как «институциональный вызов для России» [10]. По нашему мнению, для минимизации бюрократических процессов, необходимо развитие более эффективного институционального механизма взаимодействия стран. За счет создания будущего единого экономического пространства последствия торговой либерализации будут компенсированы, что, несомненно, будет стимулировать процесс интеграции.
При дальнейшем развитии валютно-финансовых отношений и экономической интеграции необходимо учитывать специфику региона. Необходимо отметить, что опыт по созданию единого экономического пространства и валютного союза зарубежных стран напрямую проецировать на страны СНГ нельзя. Необходимо учитывать тот факт, что рассматриваемые страны отличаются дифференциацией социально-экономического развития. М.И. Кротов, генеральный секретарь-руководитель Секретариата Совета МПА СНГ, отмечает: «Мировой опыт показывает, что такие государства не могут создать сразу объединение наподобие Европейского Союза и обычно ограничиваются лишь организацией
Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №5 2013 Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
зоны свободной торговли. Так, например, поступили высокоразвитые страны США и Канада и развивающаяся Мексика, заключив Североамериканское соглашение о свободной торговли» [13].
Важной чертой, отличающей интеграционные процессы стран СНГ и ЕС, является то, что страны ЕС являются развитыми, но с маленьким запасом природных ресурсов. В странах СНГ совершенно противоположная ситуация. Как известно, Норвегия не вступила в Европейский Союз, так как ей бы пришлось делиться доходами от нефти и газа. В регионе СНГ такой страной является Россия, которая «жертвует» доходами и на определенных условиях беспошлинно поставляет нефть в Белоруссию. Россия играет роль своеобразного «локомотива» процесса экономической интеграции.
Таблица 1
Индикаторы качества среды ведения бизнеса в России, Белоруссии и Казахстане [14]
Место среди 183 стран Белоруссия Казахстан Россия
Общий рейтинг "Ведение бизнеса -2012" 69 47 120
Обеспечение исполнительных контрактов 14 27 13
Регистрация собственности 4 29 45
Кредитование 98 78 98
Защита инвесторов 79 10 111
Разрешение неплатежеспособности 82 54 60
Налогообложение 156 13 105
Регистрация предприятий 9 57 111
Международная торговля 152 176 160
Получение разрешений на строительство 44 147 178
Подключение к системе электроснабжения 175 86 183
Другой отличительной чертой является отсутствие наднационального бюджета стран участниц Таможенного Союза. В Европе таможенные сборы идут целиком в европейский бюджет все зависимости от границы и количества сборов. В сентябре-октябре 2010 г. таможенные сборы для России составили 3947,6 млн.долл., для Белоруссии 210.9 млн.долл., для Казахстана 329.2 млн.долл [15].
Необходимо также отметить, что вопрос институционализации и наднационального механизма регулирования нашего региона и стран ЕС заметно отличается. Институциональные механизмы в ЕС постоянно развивались: Европейский Центральный Банк, Европейский Совет, Совет ЕС, Европейский Парламент, Европейская Комиссия. Такая разветвленная система регулирования и контроля одновременно и поддерживает интеграционный процесс и по мере своего развития выводит его на новый уровень. Эффективный наднациональный механизм регулирования в валютной сфере создает
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №5 2013
необходимые предпосылки денежной единицы валютного союза в получении статуса «международной валюты» не только в рамках интеграционного блока, но и в мировом масштабе. В рамках ЕврАзЭС институты развиваются с явным опережением взаимных отношений.
Опыт ЕС показывает, что для полноценной региональной интеграции страны должны достигнуть высокого уровня развития в промышленности и торговле. Однако, страны СНГ не отличаются высоким уровнем развития внутриотраслевых кооперационных связей, которые и являются фундаментом для интеграционного процесса. Техническое отставание стран СНГ также тормозит дальнейшее развитие. Тем не менее, к настоящему времени уже созданы институты, которые призваны выполнять стабилизирующие и адаптационные функции: Евразийский Банк Развития, уставной капитал которого более 1.5 млрд.долл.; Антикризисный фонд ЕврАзЭС - примерно 10 млрд.долл. Однако все еще отсутствуют институциональные механизмы регулирования и поддержки экспорта и импорта.
Главной же отличающей чертой евразийской интеграции является то, что Россия является «экономическим гигантом» по отношению ко всем вместе взятым странам региона. На Россию приходится 72% ВВП региона, 80% добычи нефти и газа и 70% экспорта. Российская экономика в 160-165 раз больше экономик Киргизии, Молдавии и Таджикистана и примерно в 100 раз больше экономик Армении и Грузии. Подушевой валовый национальный доход в России в 2008г. был в 3 раза выше, чем в Украине, в 6,5 раза выше, чем в Молдавии, в 11-16 раз выше, чем в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане. Такое несоответствие в экономическом развитии приводит к противоречию сторон в интеграционном процессе. Россия нацелена на долгосрочные перспективы, а другие участники зачастую ориентированы на краткосрочное извлечение выгод от экономического сотрудничества с Россией. Следовательно, дальнейшие направления развития отношений и успех интеграционных процессов будет зависеть целиком от экономических и политических целей России [4]. По нашему мнению, модель развития экономической и валютно-финансовой интеграции стран Европы может быть применима к нашему региону только при определенной ее адаптации к реалиям России и стран СНГ.
Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что интеграционное объединение ЕврАзЭС принципиально отличается от ЕС. Интеграционный вектор России является инновационным путем развития. Экономические предпосылки для дальнейшей интеграции стран ЕврАзЭС и образования успешного функционирующего валютного союза, несомненно, есть. Как упоминалось выше, важную роль в интеграционных процессах играют инструменты валютно-финансового сотрудничества, которые систематизируют и объединяют экономическое взаимодействие стран интеграционного объединения. Учитывая опыт ЕС, можно утверждать, что экономическая интеграция основывается на взаимодействии в валютно-финансовой сфере. Однако страны региона СНГ не проводили разработки специальных систем платежей и расчетов, которые бы поспособствовали переходу стран на единую валюту. Объединение в рамках валютного союза является одной из форм валютнофинансового сотрудничества, которая присуща странам с определенным уровнем экономической и политической интеграции, когда они готовы ограничить свои суверенитет в денежно-кредитной и финансовой сферах.
ЛИТЕРАТУРА
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Алчинов, В.М. Международная экономическая интеграция и СНГ / В.М. Алчинов. - М.: Восток - Запад, 2006. - С.135.;
Буторина, О.В. Закономерности валютно-финансовой интеграции: мировой опыт и СНГ/ О.В. Буторина. - М.: Деньги и кредит. - 2005. - №8. - С.42-50.;
Долголев, В.Д. Закономерности экономической интеграции /В.Б.Долголев. -Минск: Армита - Маркетинг, Менеджмент, 2000. - С.276.;
Литвиненко А.В. Взаимосвязь государственной антиинфляционной, денежнокредитной и бюджетной политики // Интернет-журнал «Науковедение». 2011 №1 (6) [электронный ресурс]. -М. 2011- Ид. Номер ФГУП НТЦ
«Информрегистр» 0421100136\0008. - Режим доступа:
http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, свободный - Загл. с экрана.
Турлай, И. Развитие процессов региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве / И. Турлай Мировые экономические процессы, 2011. - С. 33-34.;
Шагалов, Г.Л. Рыночная трансформация и экономическое взаимодействие России и стран СНГ/ Г.Л. Шагалов. - М., 2003. - С. 15.;
Шеров-Игнатьев, В.Г. Евразийская интеграция как фактор изменения конкурентоспособности российских предприятий / В.Г. Шеров-Игнатьев. -Материалы международной конференции «Эволюция международной торговой системы: проблемы и перспективы». - СПб: Скифия-Принт, 2012. - С. 56.;
Goldberg L.S., Ickes B.W., Ryterman R. Depature from the Ruble Zone. The Implications of Adopting Independent Currencies // Cambridge, 1994. - Р. 254.
Whitlock E. Jbstacles to CIS Economic Integration // RFE/RL Research Report, 2.(27)., 1993. - Р.28-45.
Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [электронный ресурс] / URL:
http://www.economy.gov.ru/minex/activity/sections/formuep/>. (дата обращения:
05.16.2013).
История ЕврАзЭС [электронный ресурс] / Официальный сайт Евразийского экономического сообщества. URL: http://www.evrazes.com/about/history (дата обращения: 05.16.2013).
Мансуров, Т. А. Евразийское экономическое сообщество [электронный ресурс] / Т.А. Мансуров // World Customs Organization. URL: <http://www.wcoomd.org/fi les/2.%20Event%20fi les/PDFs/Non_WC0_Events/Speech%20-%20
Eurasian%20Economic%20Community_RU.pdf>. ( дата обращения: 20.12.2012).
Кротов, М.И. СНГ - особенности экономической интеграции 2011 [электронный ресурс] / М.И. Кротов // World Customs Organization. URL: http://e-
cis.info/index.php?id=1 (дата обращения: 01.14.2013).
Экономический интернет портал [электронный ресурс] / URL: http//:www.doingbusiness.org/~/media/FPDKM/Doing%20Business/Documents/Ann usl-Reports/English/DB12-FullReport.pdf (дата обращения: 05.10.2013).
15. Внешняя торговля товарами государств-членов таможенного союза [электронный ресурс] / Официальный сайт комиссии таможенного союза. ИКЬ: http://www.tsouz.ru/db/stat/pbl/Documents/Ext_I_2011.pdf (дата обращения:
04.17.2013).
Рецензент: Бушуева Елена Борисовна, Декан факультета Экономики и управления Образовательной автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Московский открытый институт», кандидат экономических наук, доцент.