Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
196
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЛИНГВИЗМ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / РЕГУЛЯТОРНЫЕ ФУНКЦИИ / СТРУКТУРА РАССКАЗА / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна

Билингвизм остается одним из ключевых проблем в дошкольном образовании. В последнее время это явление стало объектом пристального внимания исследователей. С одной стороны, это можно объяснить активными миграционными процессами, происходящими на глобальном уровне. С другой стороны, влияние двуязычия на когнитивное и языковое развитие детей по-прежнему вызывает разногласия. Данное исследование направлено на выяснение того, какое явление в большей степени связано с развитием речи, факт билингвизма ребенка или уровень развития регуляторных функций. Респондентами стали 181 ребенок русскоязычный монолингв и 98 русско-якутских билингвов. Факторы возраста, пола и невербального интеллекта также учитывались. Средний возраст детей составил 6,65 года. Исследование показало, что выявленные различия в языковом развитии одно- и двуязычных детей были связаны в основном с лексико-грамматическими аспектами и не влияли на макроструктуру рассказа. В целом результаты исследования позволяют сделать вывод, что развитие когнитивной гибкости способствует более эффективному одновременному овладению двумя языками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SPEECH DEVELOPMENT OF BILINGUAL CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Bilingualism remains one of the emerging problems in preschool education. At the time when this phenomenon began to manifest a sudden appearance of attention. On the one hand, this can be explained by active migration processes taking place at the global level. On the other hand, the impact of bilingualism on children's cognitive and language development is still controversial. This study is aimed at finding out which phenomenon is more associated with the development of speech, the fact of a child's bilingualism or the level of development of regulatory functions. The respondents were 181 Russian-speaking monolingual children and 98 Russian-Yakut bilingual children. Factors of age, gender and non-verbal intelligence were also taken into account. The average age of the children was 6.65 years. The study showed that the identified differences in the language development of mono- and bilingual children were mainly related to lexical and grammatical aspects and did not affect the macrostructure of the story. Age, gender, and non-verbal intelligence were all controlled for. In general, the results of the study allow us to conclude that the development of cognitive flexibility contributes to more effective simultaneous mastery of two languages.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

процесса восстановления. При получении более серьезных травм дело может дойти и до хирургического вмешательства. На данном этапе задачей тренера является подбор правильного тренировочного процесса, который будет исключать задействование травмированных участков, а также составление восстановительного плана тренировок, которые будут направлены на укрепление травмированной группы мышц или связок и костей, для предупреждения возникновения этих же травм в будущем.

Таким образом, структура применения средств восстановления в годичном цикле подготовки высококвалифицированных борцов греко-римского стиля должна реализовываться с учетом следующих факторов: весовой категории борца; типа воздействия средства восстановления; особенностей применения средства восстановления; особенностей последовательного применения различных средств восстановления; индивидуальных особенностей борца; задач периода и этапа подготовки [5, 8, 9].

Выводы. Подводя итоги, хочется еще раз обобщить, что восстановление состоит из множества отдельных составляющих, которые вкупе дают необходимый организму реабилитационный эффект. Проблема с правильным восстановительным процессом является не новой и стоит довольно остро, и каждый спортсмен должен понимать, что восстановление играет немаловажную роль в его результативности и его спортивном долголетии и жизни после завершения карьеры. В этой связи каждому спортсмену необходимо осознать, что в первую очередь, необходимо задуматься о своем здоровье, чтобы тренировки шли на пользу, а не во вред. Спортсмен обязан осознавать, что не всегда фанатизм и постоянные тяжёлые тренировки ведут к совершенствованию, и без должного восстановления его показатели будут становиться только хуже, а тренеры обязаны говорить об этом со спортсменами и постоянно следить за их здоровьем и восстановлением.

Литература:

1. Абуасси, У.Ф. Особенности применения восстановительных средств в тренировочном процессе юных борцов в экологических условиях жаркого климата: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Абуасси Усамах Фадлалах. - Рос. гос. акад. физической культуры. - Москва, 1997. - 24 с.

2. Дубровский, В.И. Реабилитация в спорте / В.И. Дубровский. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 200 с.

3. Волков, В.М. Восстановительные процессы в спорте / В.М. Волков. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 144 с.

4. Данько, Т.Г. Характеристика структуры функциональной подготовленности борцов высокой квалификации на предсоревновательном этапе подготовки / Т.Г. Данько // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 4. - С. 25-29

5. Калмыков, И.Ю. Технология разработки средств стимуляции и оптимизации восстановительных процессов у борцов греко-римского стиля на специально-подготовительном этапе / И.Ю. Калмыков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №9-2 (60). - С. 29-31

6. Коковкин, А.В. Обоснование экспериментальной методики комплексного применения средств восстановления в годичном цикле подготовки борцов греко-римского стиля высокой квалификации / А.В. Коковкин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Т. 9. - № 4. - С. 67-73

7. Кузнецов, А.С. Комплексное применение средств восстановления в годичном цикле подготовки борцов греко-римского стиля высокой квалификации / А.С. Кузнецов, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - № 4. - С. 7-17

8. Кузнецов, А.С. Построение тренировочного процесса борцов греко-римского стиля с учётом средств восстановления / А.С. Кузнецов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2021. -Т. 16. - № 3. - С. 11-19

9. Соколов, В.В. Влияние восстановительных средств на уровень физической подготовленности борцов греко-римского стиля / В.В. Соколов, О.В. Четайкина // В сборнике: Наука и прогресс: время перемен. Сборник научных трудов. - Казань. -2021. - С. 107-112

Педагогика

УДК 376.42

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Билингвизм остается одним из ключевых проблем в дошкольном образовании. В последнее время это явление стало объектом пристального внимания исследователей. С одной стороны, это можно объяснить активными миграционными процессами, происходящими на глобальном уровне. С другой стороны, влияние двуязычия на когнитивное и языковое развитие детей по-прежнему вызывает разногласия. Данное исследование направлено на выяснение того, какое явление в большей степени связано с развитием речи, факт билингвизма ребенка или уровень развития регуляторных функций. Респондентами стали 181 ребенок русскоязычный монолингв и 98 русско-якутских билингвов. Факторы возраста, пола и невербального интеллекта также учитывались. Средний возраст детей составил 6,65 года. Исследование показало, что выявленные различия в языковом развитии одно- и двуязычных детей были связаны в основном с лексико-грамматическими аспектами и не влияли на макроструктуру рассказа. В целом результаты исследования позволяют сделать вывод, что развитие когнитивной гибкости способствует более эффективному одновременному овладению двумя языками.

Ключевые слова: билингвизм, развитие речи, регуляторные функции, структура рассказа, дети старшего дошкольного возраста.

Annotation. Bilingualism remains one of the emerging problems in preschool education. At the time when this phenomenon began to manifest a sudden appearance of attention. On the one hand, this can be explained by active migration processes taking place at the global level. On the other hand, the impact of bilingualism on children's cognitive and language development is still controversial. This study is aimed at finding out which phenomenon is more associated with the development of speech, the fact of a child's bilingualism or the level of development of regulatory functions. The respondents were 181 Russian-speaking monolingual children and 98 Russian-Yakut bilingual children. Factors of age, gender and non-verbal intelligence were also taken into account. The average age of the children was 6.65 years. The study showed that the identified differences in the language development of mono- and bilingual children were mainly related to lexical and grammatical aspects and did not affect the macrostructure of the story. Age, gender, and non-verbal intelligence were all controlled for. In general, the results of the study allow us to conclude that the development of cognitive flexibility contributes to more effective simultaneous mastery of two languages.

Key words: bilingualism, speech development, regulatory fonctions, story structure, older preschool children.

Введение. Исследователи сосредоточены на поиске конкретных факторов, положительно влияющих на развитие исполнительных функций и развитие речи. Такими факторами могут служить многие явления, например, особенности развития эмоциональной сферы влияют на развитие речи [2], а определенные особенности и виды детских игр положительно связаны с развитием компонентов регуляторных функций [4].

В то же время остается открытым вопрос о том, существуют ли какие-либо факторы, оказывающие негативное влияние на развитие саморегуляции и речи у детей. Хотя билингвизм становится все более влиятельным фактором для всей системы дошкольного и младшего школьного образования, его влияние на языковое развитие в рамках каждого освоенного языка остается сложной и до сих пор нерешенной проблемой. Например, имеется множество данных, подтверждающих негативное влияние билингвизма на объем словарного запаса [6], однако его связь с другими характеристиками остается дискуссионной [7]. Кроме того, важно иметь в виду разнообразие двуязычия, в частности, когда ребенок овладевает двумя языками, принадлежащими к разным типам и языковым семьям, например, русским и якутским. Русский язык является синтетическим, в котором существительные, прилагательные и глаголы имеют три рода в прошедшем времени [8]. Между тем, якутский язык является агглютинативным, и в его грамматике нет вообще категории рода. Поэтому в силу этой специфики русско-якутские билингвы часто допускают ошибки в согласовании рода при разговоре по-русски.

Республика Саха (Якутия) - регион Российской Федерации, где на официальном уровне сосуществуют два языка -русский и якутский. И общение, и обучение осуществляются на двух языках в более или менее равной пропорции. Так, в 32 детских садах республики имеются как русскоязычные, так и якутоязычные группы. Столичные жители немного отдают предпочтение русскому языку, тогда как в периферийных населенных пунктах (улусах) больше одноязычных, говорящих только на якутском языке. Есть и группы детского сада, где дети и взрослые предпочитают тот или иной язык, и полностью билингвальные группы, где все говорят на обоих языках.

Влияние билингвизма на разных ЭФ неоднократно изучалось многими исследователями [11]. Однако даже наш систематический обзор [13] показал, что эти данные весьма противоречивы, и необходимы дополнительные исследования в этой области, чтобы прояснить условия, при которых проявляются эти эффекты. В целом есть как исследования, в которых билингвы демонстрировали лучшие показатели когнитивной гибкости и переключения внимания [11], так и те, в которых не было вообще никакой разницы [12]. Мы сочли важным включить этот аспект в наше исследование, чтобы выяснить природу этой взаимосвязи.

Влияние двуязычия на развитие речи изучалось как у детей с нормальным развитием, так и у детей с различными отклонениями [6].

Исход тоже был неоднозначным. Вообще говоря, можно утверждать, что у детей с отклонениями в развитии двуязычие часто оказывало негативное влияние на речевое развитие. Мы предполагаем, что источник этих неоднозначных результатов лежит в степени различия языков, овладеваемых ребенком, и аспекте изучаемого языка.

Доказано, что анализ детских рассказов является очень точным инструментом языковой оценки билингвов [14]. В рассказах принято различать макро- и микроструктуру [15, 16]. Макроструктура включает общие параметры, структуру, когда микроструктура охватывает лексическую, грамматическую и синтаксическую специфику речи [16]. В то же время общая способность строить рассказы с определенной структурой не зависит от наличия двуязычия, так как оно проходит тот же процесс независимо от языка.

Взаимосвязь управляющих функций (УФ) и речевого развития часто вызывала исследовательский интерес как у детей с типичным, так и с атипичным развитием и показывала тесную взаимосвязь между этими показателями. Однако важно отметить, что в большинстве подобных работ для оценки языкового развития учитывались в основном словарные и синтаксические оценки [2]. Рабочая память как один из компонентов УФ показала наилучшую связь с развитием речи [16]. Кроме того, были получены некоторые данные о связи развития речи с когнитивной гибкостью и тормозным контролем или с несколькими компонентами ЭФ [19]. Кроме того, показано, что вербальные способности оказывают существенное влияние на развитие регуляторных функций у дошкольников [10].

Анализ показал, что в целом уровень развитости оперативной памяти высоко и устойчиво коррелировал с параметрами макроструктуры рассказа; когда именно словесная рабочая память была связана с лексико-грамматическими особенностями детской речи. Что касается когнитивной гибкости, результаты показали, что существует сильная корреляция между ней и показателями макроструктуры повествовательного производства, тогда как показателей микроструктуры, которые коррелируют с когнитивной гибкостью, гораздо меньше. Дети, которые смогли выполнить наиболее сложное задание метода DCCS (с границами), показали лучшие результаты в нарративном производстве. Также важно, что вышеупомянутое исследование не включало эффект двуязычия, и поэтому мы рассматриваем его как ключевую переменную в настоящем исследовании.

Целью настоящего исследования было выявить влияние как двуязычия, так и управляющих функций на языковое развитие детей 6-7 лет. Результаты обзора литературы и наших предыдущих исследований позволили нам сделать следующие гипотезы:

1) Моно- и билингвы демонстрируют значительную разницу в уровне развития языковых и исполнительных функций.

2) Высокий уровень развития управляющих функций может компенсировать возможное негативное влияние билингвизма на языковое развитие дошкольников. Мы ожидаем, что когнитивная гибкость вызовет наибольший компенсирующий эффект по сравнению с хорошо развитой рабочей памятью (зрительной и слухоречевой) и тормозным контролем.

Изложение основного материала статьи. Общая выборка для этого исследования состояла из 279 участников. В нем приняли участие 145 девочек и 134 мальчика, все из детских садов Республики Саха (Якутия). Все испытуемые были разделены на две группы. Первая была одноязычной (n = 181), т.е. состояла из детей, которые, по отчетам воспитателей, говорили только по-русски, и воспитатель говорил с ними по-русски. Вторая группа была двуязычной (n = 98); дети говорили по-русски и по-якутски, воспитатель также обращалась к ним на обоих языках.

Для оценки различных аспектов управляющих функций использовались четыре подтеста.

Затем подсчитывался суммарный балл по каждому субтесту, который отражал общий уровень развития того или иного компонента системы саморегуляции. Например, для подтеста на рабочую память были баллы «Общий» и баллы «Содержание», «Пространственный» и «Бонус». Для субтеста слухоречевой памяти был только «Суммарный балл». Субтест «Тормозной контроль» имел суммарный балл «Именование» для всех серий заданий с разными стимулами и суммарный балл «Торможение» также для всех серий. Субтест физического тормозного контроля («горячая саморегуляция») имел балл «Сумма» и разные измерения ошибок всех видов: «Движения», «Открывание глаз», «Звуки». Для последнего подтеста, на когнитивную гибкость, также был «Суммарный» балл и показатели для каждого этапа сортировки «Форма», «Форма» и «Со смещением».

Mbi использовали полученные рассказы для оценки языкового развития. Этот способ считается наиболее экологичным, так как позволяет учитывать не только лексико-грамматические показатели речи ребенка, но и его способность составлять структурированную связную речь. Однако, несмотря на все преимущества этой методики, подходы к сбору, оценке и обработке рассказов все же могут различаться. В частности, методы оценки рассказов, наиболее применяемые в отечественной психологии, включают следующие параметры: смысловую полноту, семантическую адекватность А и В, тип рассказа и структуру рассказа. В своей совокупности они представляют макроструктуру повествования и лексико-грамматические параметры (лексическую, грамматическую и синтаксическую правильность), образующие микроструктуру.

В рамках настоящего исследования также были выделены комплексные параметры: 1) макроструктура повествования, включающая семантическую адекватность А и В, смысловую полноту, тип повествования и структуру повествования; и 2) микроструктура повествования (лексическая, грамматическая и синтаксическая точность).

Для получения более точных результатов использовались все виды вызванных рассказов: пересказ («Галка и голуби»), рассказ по одной картинке («Разбитая чашка»), рассказ по серии рассказов. картинки («Кошка и собака»). Все типы рассказов были проанализированы по вышеперечисленным параметрам. В результате всем детям была представлена картинка, серия картинок и рассказ для пересказа. Все рассказы записывались, а потом эти материалы выписывались специально обученным персоналом.

Наше первое предположение о достоверной разнице в языковом развитии и управляющих функциях одноязычных и двуязычных детей было подтверждено сравнением средних значений (Т-критерий Стьюдента и U-критерий Mанна-Уитни для независимых выборок). Для взаимосвязи параметров саморегуляции были получены следующие результаты. Выявлены достоверные различия в слухоречевой памяти двуязычных и одноязычных детей в пользу последних (t = 5,046; p = 0,000). Это означало, что слухоречевая память двуязычных респондентов была менее развита. При тормозном контроле выявлены противоположные достоверные различия, т. е. у детей-билингвов он был на более высоком уровне (по сумме баллов U = 6744,500; p = 0,024). Количество ошибок в этом субтесте также существенно различалось: одноязычные чаще произносили некоторые звуки, хотя инструкция к заданию явно запрещала это (U = 5576,500, p = 0,001). Это можно объяснить тем, что у билингвов лучше развиты навыки «горячей» саморегуляции. Однако этот вывод слишком надуман и явно нуждается в перепроверке на большей выборке.

Следующим шагом стал анализ различий между детьми-моно- и билингвами в уровне их языкового развития. Билингвы продемонстрировали значительно более низкие баллы по всем аспектам общей микроструктуры повествования: лексической (U = 2354,0, p = 0,001), грамматической (U = 1738,5, p = 0,0001) и синтаксической (U = 2190,5, p = 0,0001) точности. Достоверных различий в макроструктуре нарратива не зарегистрировано. Таким образом, достоверные различия у детей-би- и монолингвов были только в отношении лексической и грамматической правильности речи.

Развитие речи у билингвов с высоким уровнем исполнительных функций

В нашей второй гипотезе мы исходили из того, что билингвы с развитыми исполнительными функциями имеют тот же уровень языкового развития, что и монолингвы.

Выводы. Таким образом, анализ влияния билингвизма на развитие нарративов у дошкольников 6-7 лет в зависимости от уровня развития их управляющих функций выявил следующее:

1. У якуто-русских билингвов старшего дошкольного возраста уровень развития такого компонента УФ, как рабочая память, ниже, чем у монолингвов, но лучше тормозной контроль.

2. У монолингвов более высокие результаты в лексико-грамматической стороне развития речи, а в умении составлять связные рассказы достоверных различий между двуязычными и одноязычными детьми не зарегистрировано.

3. Среди управляющих функций решающую роль играет когнитивная гибкость, поскольку билингвы с хорошо развитым КФ не только не продемонстрировали более низких результатов, но по некоторым показателям оказались более успешными, чем дети-монолингвы.

4. Другие исполнительные функции, такие как рабочая память и тормозной контроль, меньше влияют на развитие речи.

5. Чтобы уравновесить негативное влияние билингвизма на развитие речи, важно уделять больше внимания развитию управляющих функций и в этом контексте отдавать приоритет когнитивной гибкости.

Литература:

1. Бухаленкова, Д.А. Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста / Д.А. Бухаленкова, M.K Гаврилова, З.В. Айрапетян, Ю.И. Семенов, К.С. Тарасова // Национальный психологический журнал. - 2020. - T. 38. - № 2. - С. 99-108

2. Веракса, А.Н. Связь регуляторных функций и производства речи у старших дошкольников: рабочая память и составление нарративов/ А.Н. Веракса, Е.С. Ощепкова, Д.А. Бухаленкова, Н.А. Картушина // Клиническая и специальная психология. - 2019. - Т. 8. - № 3. - С. 56-84

3. Mинистерство Образования и науки Республики Саха (Якутия). - Режим доступа: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/doshkolnoe-obrazovanie (дата обращения: 10.02.2021).

4. Ощепкова, Е.С. Связь развития речи и эмоций у детей дошкольного возраста: теоретический обзор / Е.С. Ощепкова, Н.А Картушина, Д.А. Бухаленкова // Вестник Mосковского университета. Серия 14. Психология. - 2021. -№ 3. - С. 260-287

5. Убрятова, Е.И. Якутский язык // Энциклопедический словарь. Языкознание / под ред. В.Н. Ярцевой. - M.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 685.

6. Шведова, Н.Ю. Русская грамматика / Н.Ю. Шведова В. 2-х тт. Т. 2. - M.: ИРЯ РАН, 1980. - 255 с.

7. Altman, C. Macrostructure, Microstructure, and Mental State Terms in the Narratives of English-Hebrew Bilingual Preschool Children with and without Specific Language Impairment / C. Altman, S. Armon-Lotem, S. Fichman, J. Walters // Applied Psycholinguistics. - 2016. - Vol. 37. - №1. - P. 165-193

8. Benaissa, A. Bilingualism and Executive Functions: Study of Working Memory, Selective Attention, Cognitive Flexibility, Planning in Monolingual and Bilingual Children / А. Benaissa, M. Boudouh // Dirasat Nafsiyat Wa Tarbawiyat. - 2020. - Vol. 13. -№ 4. - P. 350-361

9. Cleave, P.L. Narrative Abilities in Monolingual and Dual Language Learning Children with Specific Language Impairment / P.L. Cleave, L.E. Girolametto, L.E., X.Chen, C.J. Johnson // Journal of communication disorders. - 2010. - Vol. 43. - № 6. -P. 511-522

10. Deak, G.O. The Development of Cognitive Flexibility and Language Abilities / G.O. Deak // Advances in child development and behavior. - 2003. - Vol. 31. - P. 271-327

11. Gagarina, N. MAIN: Multilingual Assessment Instrument for Narratives-Revised / N. Gagarina, D. Klop, S. Kunnari, K. Tantele, T. Välimaa, U. Bohnacker, J. Walters // ZAS Papers in Linguistics. - 2019. - № 63. - P. 20.

12. Gindi, S. Pièce Touchée!: The Relationship Between Chess Playing Experience and Inhibition / S. Gindi, A. Pilpel // Psychology in Russia: State of the Art. - 2020. - Vol. 13. - № 1. - P. 133-146

13. Giovannoli, J. The Impact of Bilingualism on Executive Functions in Children and Adolescents: A Systematic Review Based on the PRISMA Method / J. Giovannoli, D. Martella, F. Federico, S. Pirchio, M. Casagrande // Frontiers in Psychology. -2020. - № 11. - P. 2398.

14. Haft, S.L. Attentional Fluctuations, Cognitive Flexibility, and Bilingualism in Kindergarteners / S.L. Haft, O. Kepinska, J.N. Caballero, M. Carreiras // Behavioral Sciences. - 2019. - Vol. 9. - № 5. - P. 58.

15. Lund, E.M. Comparative Language Development in Bilingual and Monolingual Children with Autism Spectrum Disorder: A Systematic Review / E.M. Lund, T.L. Kohlmeier, L.K. Duran // Journal of Early Intervention. - 2017. - Vol. 39. - № 2. -P. 106-124

16. Oshchepkova, E. The Relation Between Cognitive Flexibility and Language Production in Preschool Children / E. Oshchepkova, D. Bukhalenkova, A. Veraksa // Advances in Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics. Velichkovsky B.M., Balaban P.M., Ushakov V.L. (eds.). - Geneve: Springer International Publishing: Cham, 2021. - P. 44-55

17. Pike, M. Effect of Preschool Working Memory, Language, and Narrative Abilities on Inferential Comprehension at School-Age in Children with Spina Bifida Myelomeningocele and Typically Developing Children / Pike M., Swank P., Taylor H., Landry S., Barnes M.A. // Journal of the International Neuropsychological Society. - 2013. - Vol. 19. - № 4. - P. 390-399

18. Serratrice, L. The bilingual child/ L. Serratrice / The handbook of bilingualism and multilingualism. - 2012. - № 2. -P. 87-108

19. Veraksa, A. The Relationship between Executive Functions and Language Production in 5-6-Year-Old Children: Insights from Working Memory and Storytelling / A. Veraksa, D. Bukhalenkova, N. Kartushina, E. Oshchepkova // Behavioral Sciences. -2020. - Vol. 10. - № 2. - P. 52-64

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Джукаев Мурат Халитович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат философских наук, доцент Гогоберидзе Фатима Юсуфовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ» В ФИЛОСОФСКОМ, ИСТОРИЧЕСКОМ, КУЛЬТУРНОМ И

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме определения понятия «патриотизм» в философском, историческом, культурном и образовательном пространстве. Проблема патриотизма является одной из самых актуальных в сфере духовно-нравственной жизни современного общества. Описание патриотизма исходит из оценочного мировоззрения, обеспечиваемого обладанием другими добродетелями характера. Оно опирается на субстанциональные концепции справедливости, мужества, умеренности. Патриотизм подразумевает чувство общности и личной ответственности индивидов перед своей страной и своими соотечественниками. Таким образом, те люди, которые высоко идентифицируют себя со своей страной, могут испытывать более высокое чувство личной ответственности за действия. Это в свою очередь, может повлиять на отношение и поведенческие реакции. Следовательно, не только чувство индивидуальной ответственности, но и ответственность за страну может объяснить связь между национальной идентификацией, установками и поведением. Сегодня патриотизм становится идеей, которая может превратиться из неосязаемой силы в материальную, если ею овладеет народ. Для многих это - внутреннее убеждение и установка. Сегодня патриотизм стал одной из самых противоречивых тем в России. Диапазон мнений довольно велик. Он растпространяется от дискредитации патриотизма как аналога разрушения и конфликта, до призывов первых лиц государства к единству российского народа на основе интеграции патриотизма с интернационализмом. Главными задачами в программах патриотического воспитания являются защита национальных интересов, осуществление социальной справедливости, реализация прав человека. Критериями патриотизма являются: любовь и служение Отечеству; целостность и суверенитет России, ее национальная безопасность; долг и ответственность; приоритет общественных и государственных интересов над собственными индивидуальными.

Ключевые слова: патриотизм, национальная идентичность, глобализация, социальная справедливость, образовательный потенциал.

Annotation. The article deals ith the problem of defining the concept of "patriotism" in the philosophical, historical, cultural and educational space. The problem of patriotism is one of the most urgent in the sphere of spiritual and moral life of modern society. The description of patriotism comes from an evaluative worldview provided by the possession of other virtues of character. It is based on the substantial concepts of justice, courage, moderation. Patriotism implies a sense of community and personal responsibility of individuals to their country and their compatriots. Thus, those people who identify highly with their country may experience a higher sense of personal responsibility for actions. This, in turn, can affect attitudes and behavioral responses. Consequently, not only a sense of individual responsibility, but also responsibility for the country can explain the connection between national identification, attitudes and behavior. Today, patriotism is becoming an idea that can turn from an intangible force into a material one if it is mastered by the people. For many, this is an internal belief and attitude. Today, patriotism has become one of the most controversial topics in Russia. The range of opinions is quite large. It stretches from the discrediting of patriotism as an analogue of destruction and conflict, to the calls of the top officials of the state for the unity of the Russian people on the basis of the integration of patriotism with internationalism. The main tasks in the programs of patriotic education are the protection of national interests, the implementation of social justice, the realization of human rights. The criteria of patriotism are: love and service to the Fatherland; the integrity and sovereignty of Russia, its national security; duty and responsibility; priority of public and state interests over their own individual ones.

Key words: patriotism, national identity, globalization, social justice, educational potential.

Введение. Патриотизм помогает объединить общество, раскрывает многим людям смысл собственной жизни, повышает ответственность и понимание за рамки социально-классовых различий и корпоративизма. Патриотизм все чаще признается населением, защитой национальных интересов, осуществлением социальной справедливости, позитивной и конструктивной реализацией прав человека. Это главные задачи в программах патриотического воспитания молодежи. Она

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.