Научная статья на тему 'Особенности развития просветительства в Молдове: историко-культурный экскурс'

Особенности развития просветительства в Молдове: историко-культурный экскурс Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
717
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ENLIGHTENMENT / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATION ACTIVITIES / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА / STAGES OF ENLIGHTENMENT DEVELOPMENT / EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Загривная Тамара Александровна

В статье рассматриваются особенности просветительской деятельности в Республике Молдова. Раскрыто содержание некоторых периодов развития просвещения на примере школ. Соотнесены исторические условия развития территории Молдовы и характерные особенности образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of development of enlightenment in Moldova: historical-cultural overview

The article discusses the features of educational activities in the Republic of Moldova. The content of certain periods of education development on the example of some schools is revealed. Historical conditions of development of Moldova and characteristics of education are correlated

Текст научной работы на тему «Особенности развития просветительства в Молдове: историко-культурный экскурс»

Т.А. Загривная

(Санкт-Петербург)

особенности развития просветительства в молдовЕ: историко-культурный экскурс

PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF ENLIGHTENMENT IN MOLDOVA: HISTORICAL-CULTURAL OVERVIEW

В статье рассматриваются особенности просветительской деятельности в Республике Молдова. Раскрыто содержание некоторых периодов развития просвещения на примере школ. Соотнесены исторические условия развития территории Молдовы и характерные особенности образования.

Ключевые слова: просвещение, просветительство, просветительская деятельность, этапы развития просветительства.

The article discusses the features of educational activities in the Republic of Moldova. The content of certain periods of education development on the example of some schools is revealed. Historical conditions of development of Moldova and characteristics of education are correlated. Key words: education, enlightenment, education activities, stages of. enlightenment development.

В современных условиях развития общества возрастает роль просветительства как социально-педагогического феномена, наполненного новым содержанием, инновационными форматами просветительской деятельности.

Одним из типичных объектов исследования развития просветительства можно считать обращение к традициям просветительской деятельности Республики Молдова как одной из стран постсоветского пространства.

Молдова многие века находилась под влиянием иностранных покровителей или завоевателей, которые лишали страну выбора самостоятельного пути развития, диктовали ей свои ценности и устои. В этой связи просветительство в Молдове, в частности развитие образования, отражало как временные периоды, характерные для стран Европы, так и влияние многих культур тех народов, которые отмечены своей историей на территории Молдовы. Однако в этом долгом пути развития сохранились особенности, которые характерны для Молдавии.

Процесс развития просветительства в Молдове можно представить несколькими периодами: первый — с 1359 года (образование молдавского княжества) до последней четверти XVIII века - период турецко-фанариотского влияния на государство; второй - (с 1774 г. по 1812 год) - период российского покровительства; третий -(бессарабский), продолжавшийся с 1812 г. по начало XX века; четвертый (советский), продолжавшийся с 1917 по 1990 год; пятый период (постсоветский) с 90-х годов XX века по настоящее время[2].

Развитие школы как основного института просвещения в первый период развития просветительства (с 1359-го до последней четверти XVIII века) характеризуется схоластичностью обучения, кастовым характером школы, несоответствием содержания обучения требованиям и народным идеям, выдвигаемым молдавскими летописцами в области обучения и воспитания.

Первые молдавские летописи появились во второй половине XV века. Эти летописи донесли до потомков сведения о времени

правления господарей и о важнейших событиях истории Молдовы. До современников дошли три летописи XVI века, написанные анонимными духовными летописцами по заказу господарей.

Фундамент в развитии молдавского просвещения заложен великими молдавскими летописцами (XVII в.), которые не только оставили большой след в накоплении и изложении материалов о Молдове и молдаванах, но и оказали влияние на оценку событий и раскрыли идеологическую направленность своих трудов. К этим уникальным личностям, сотворившим свои сочинения, относятся: Еустратие Логофэт (XVII в.) -первая «Молдавская история», «Молдавская летопись» как модель для последующих молдавских летописей; Григоре Уреке (XVII в.)- «Летопись Страны Молдовы, отколь образовалось государство, о течении годов и о жизни господарей» - первое письменное исследование на молдавском языке, охватывающее период 1359-1594 гг. (дополнена и интерпретирована М. Кэлугэру, С. Даскэлу, А. Урикару); Мирон Костин (XVII в.) «Летопись Страны Молдавской от Арона-воеводы сюда, отколь оставлена Уреке, ворником Нижней Страны, составленная ворником Нижней Страны Мироном Костином в городе Яссах в 7183 г. от сотворения мира Иисуса Христа в 1675 г., месяца... дня» - в летописи отражены события 1595-1661 годов; «Хроника о Молдавской и Мултянской странах», в которой автор стремился поднять престиж и самосознание молдаван; «О племени молдаван, из какой страны вышли их предки» - в произведении показано благородное происхождение молдаван от римлян; Николай Милеску Спатару (XVII-XVШ в.в.) -первый молдавский ученый, писатель и дипломат, достигший мировой известности и оставивший богатое культурное наследие, в том числе теологический труд «Учебник или звезда Востока, которая освещает Запад...» (Париж, 1669), а также «Коронация царя Михаила Федоровича» (1672), «Генеалогия русских царей» (1672) и др.

В ходе второго периода развития просветительства прослеживается развитие педагогической мысли в Бессарабии. Разрабатываются вопросы молдавской грам-

матики (педагогическая деятельность Я. Д. Гинкулова). Прослеживается также влияние на просвещение российского покровительства. Особо велика в этом роль Н. И. Пиро-гова как попечителя Одесского учебного округа, в состав которого входили Бессарабская область и Левобережная Молдавия. Просвещение в этот период опирается на взгляды классиков молдавской литературы: К. Стамати, А. Хыждэу, Г. Асаки, И. Крян-гэ и др., которые заявили о себе в особых исторических и социально-политических обстоятельствах. Своими произведениями они несли в народ буржуазно-демократические идеи и не были чужды движению национального и социального освобождения молдаван. В конечном счете их просветительская деятельность опиралась на принципы реализма и народности, отдавая дань просветительскому сентиментализму.

XVIII век для всего европейского пространства интересен активной просветительской деятельностью. Неслучайно это время характеризуется как эпоха просвещения, развенчавшая правовые и политические нормы сословного общества. Эпоха просвещения попрала этические и эстетические кодексы старого мира, объявив о начале перехода к новой общественной формации.

Первые проявления просветительской деятельности в Молдове появились более чем на полстолетия позже, чем в Европе. Однако, по мнению молдавских исследователей [7], в просвещении Молдовы и других стран Европы наблюдались как точки соприкосновения европейского и русского просвещения, так и оригинальные идеи, обусловленные спецификой развития и географического положения Молдовы. Первыми просветителями в Молдавии считают А. Хотиниула и Якоба Стамати (высокопоставленные клирики) [8].

Просветители Молдавии совершали благородную и титаническую работу по просвещению своего народа, изменению его самосознания, пропагандировали новую систему ценностей, обращенную к человеку, свободному от рас и сословий. Именно этот период в развитии просветительства Молдовы отмечается как период, отделивший

летописание от других жанров исследований. Особый вклад в просветительство этого периода внесли Иона Некулче и Димитрий Кантемир.

И. Некулче продолжил работу Мирона Костина и написал «Летопись земли Молдавской от Дабижы-воеводы до второго правления К. Маврокордата», (1661—1743) с «Предисловием» и 42 историческими легендами. Данная работа оценивается достаточно высоко как мемуарное произведение, просвещающее потомков об историческом и достойном прошлом Молдавского княжества.

Исторический портрет Дмитрия Кантемира связан не только с государственной деятельностью. Одной из его замечательных и разнообразных заслуг является европейское признание его имени как ученого-философа, выдающегося писателя, историка, географа, энциклопедиста. В Париже среди списка выдающихся писателей и ученых находится имя Дмитрия Кантемира рядом с именами Ньютона и Лейбница. Много работ этого поистине великого человека было посвящено вопросам педагогики. Целью воспитания он считал познание самого себя. Д. Кантемир создал свою версию периодизации жизни человека: младенческие годы; детство; годы отрочества; юность; время возмужалости; преклонный возраст; старческое время. При Петре Первом Кантемир служил советником по восточным вопросам, написал много трактатов на философскую, религиозную и педагогическую тематику[9]. В его произведениях отразились гуманистические идеи европейского Просвещения, рассматривавшие теорию общественного договора, единство человеческого существования. Д. Кантемир организовал типографию в России, в которой можно было издавать книги на других языках, в 1705 году он написал «Иероглифическую историю» - первый роман на молдавском языке. Известен как музыкант (виртуозно играл на танбуре), основатель первой музыкальной школы, ввел нотную грамоту. Этот человек имеет общемировое признание.

Третий период развития просвещения в Молдове характеризуется ростом различных типов школ — начальной, средней (мужской и женской) и профессионального

образования. Учащиеся школ Бессарабии и Левобережной Молдавии активно участвуют в первой русской революции, выражая свои требования о необходимости реформы школы. Педагогические идеи современники-просветители отражают в периодической печати. Учительские съезды разрабатывают постановления, касающиеся работы школ и учителей. «Однако не следует забывать, что прогрессивность всех этих явлений, - как отмечает современник Т.А. Крачун, - носила относительный характер, ибо политика царского правительства в области просвещения и культуры на территории Молдавии, как и во всей Российской империи, была реакционной, направленной на сохранение и укрепление существующего эксплуататорского строя, что по отношению к нерусским народам царская Россия являлась «тюрьмой народов» » [2].

Четвертый период в развитии просветительства в Молдавии характеризуется революционными и историческими событиями в жизни России, позднее в СССР и, соответственно, в Молдавской ССР. Сразу после Великой Октябрьской социалистической революции наблюдается упадок в развитии школы и культуры в Бессарабии в целом, связанный с переломными событиями в стране [3]. А с момента вхождения в СССР и до начала сороковых годов в Молдавской ССР наблюдается расцвет народного образования, значительный ущерб которому был нанесен во время Великой Отечественной войны. Высокий уровень развития дошкольного, общеобразовательного, профессионального и внешкольного образования приходится на 1959-1980-е годы. К этому периоду Молдавская ССР была республикой с высокоразвитой многоотраслевой промышленностью, интенсивным высокомеханизированным сельскохозяйственным производством, хорошим образованием и передовой современной культурой. Своим динамичным развитием и всесторонним расцветом Молдавская ССР наглядно демонстрировала успешность нового строя и свою принадлежность СССР. К 80-му году МССР — республика сплошной грамотности, каждый третий ее житель учился, на территории республики работали 1829 общеобразовательных школ.

Год от года росли бюджетные ассигнования на просвещение, составляющие четверть всего бюджета республики. Значительные средства выделялись на нужды общеобразовательной школы, улучшались условия труда и быта учителей.

Девяностые годы двадцатого века стали серьезным и чрезвычайно суровым испытанием для Молдовы с её достаточно высоким уровнем притязаний на независимость и самостоятельность. Быстротечное проведение политических реформ и разрыв отношений с Россией усугубил социально-политическую и экономическую обстановку в стране. Объясняется это тем, что Молдавия была тесно связана с государственным и социально-экономическим устройством Советского Союза, частью которого являлась. В связи с этим проблемы становления новой России так или иначе охватывали и Молдову. Глубокий мировой экономический кризис конца XX-го века и особенно кризис 1998 года, охвативший Россию, тяжело сказались на социально- экономическом развитии всех стран постсоветского пространства, и Молдова оказалась в их числе. Достаточно длительный период страну сопровождали устойчивый дефицит внешнеторгового баланса, безработица, политические столкновения внутри страны, внешняя политика стран, подрывавших суверенитет республики, обострение социальных и демографических процессов, а также проблемы просвещения, образования и многое другое.

Следует заметить, что содержание проблем образования и просвещения в Молдове мало отличается от российских: демографические и кадровые (сокращение и старение педагогических кадров), качество образования, модернизация всех звеньев и уровней образования, обеспечение доступности основных видов образования, оплата труда работников образования, слабость материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, крайне недостаточное выделение средств на развитие образования.

Несмотря на многообразие сложностей, характерных в настоящее время для многих стран постсоветского пространства, Республика Молдова пытается восстановить прежний уровень развития образования и

модернизировать его в соответствии с требованиями времени [4].

На территории Молдавии в настоящее время существуют Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика (непризнанное государство), под контролем которой находится левобережная часть Днестра, ряд сёл на правом берегу, а также город Бендеры. В период начавшегося конфликта между молдавскими и приднестровскими властями происходили вооруженные конфликты и противостояния, что привело к многочисленным жертвам с обеих сторон. Вмешательство России помогло прекратить вооруженный конфликт. Сохранению относительно мирной обстановки способствуют Совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровской Молдавской Республики и военные наблюдатели от Украины. Но соглашения по поводу статуса Приднестровской Молдавской республики пока не достигнуто. Таким образом, на территории Молдавии в настоящее время существуют молдавские и приднестровские власти, отношения между которыми остаются достаточно конфликтными[7].

Благодаря богатой истории Молдова периодически заселялась разными племенами: гето-даки, греки, римляне, славяне и другие народности, предки которых имели традиции и обычаи, сохранившиеся по сей день. Эти традиции являются продуктом скрещивания различных культур, произраставших на территории Молдовы и ассимилированных народом. Сегодня Молдова - неотъемлемая часть Европы со своей уникальной, выразительной и богатой историей. Это страна, которая гармонично впитала культурные традиции всех населявших ее народов и народностей, сформировав свои специфические и неповторимые черты.

Культурное наследие Молдавии связано с народной музыкой, танцами, народной кухней, виноделием, изготовлением предметов быта, орнаментацией, экотуризмом, а также особыми обычаями, связанными с проведением свадеб, крестин, венчаний, встречами Рождества и Пасхи, а также проведением разных народных обрядов и праздников.

В силу исторически обоснованных изменений, связанных с переселением племен и народов, современное население Молдо-

вы многонационально и поликультурно и представляет несколько этнических групп, в которых основное население составляют молдаване (75,8%), украинцы (8,4%), русские (5,9%). Почти все представители оставшегося населения - это гагаузы, румыны, болгары, евреи, цыгане и др. Преобладающая религия - православные христиане (93,3%), хотя существуют также общины иудеев, романо-католиков, баптистов и других конфессий.

В настоящее время республика озабочена развитием науки и образования как гарантов решения проблемы власти в Молдове. Начало развития науки и образования в Молдове относят к периоду после Второй мировой войны, когда были созданы Кишиневский государственный университет, медицинский и педагогический институт, Молдавский филиал Академии наук СССР, а затем и Академия наук, сеть отраслевых научно-исследовательских институтов. Открытие этих учреждений обеспечило развитие сферы экономики, образования, культуры и здравоохранения Молдовы в советский, а также и в постсоветский период [10].

«Аграрный филиал Ясского университета в Кишиневе и Тираспольский пединститут, существовавшие еще в 30-е годы, также оказали определенное влияние на последующее развитие экономики, науки и образования, но это несравнимо с тем, что было заложено и реализовано в послевоенные годы».

Несмотря на имеющиеся проблемы во многих сферах деятельности, и особенно в просвещении, на основе критериев ООН по оценке Индекса человеческого развития (HDI) Молдова относится к категории стран с высоким уровнем образованности[11].

Следует отметить, что глобализация процессов мирового развития и следующая из нее всевозрастающая дифференциация темпов социально-экономического и научного развития различных регионов мира обладают всеми признаками процессов, имеющих объективный характер. Это естественный, самопроизвольно протекающий процесс, являющийся следствием интенсивного развития с невозможностью чрезвычайно быстро его решить. Каждый самостоятельный субъект, проживая процесс глобализации, реализует его по-своему и в том темпе, ка-

кой свойственен каждому государству-субъекту, и Республике Молдове, в частности.

Что же касается образования, то думается, что определяющим в настоящее время становится его приоритетность среди всех сфер государственных забот. С этой целью в Республике Молдова разработаны стратегические документы; Закон об образовании от г. Кишинэу, 21 июля 1995 г. № 547-XШ, в котором «под образованием понимается процесс организации обучения и воспитания, посредством которого личность достигает определенного уровня физической, интеллектуальной и духовной подготовки, установленного государством, и получает соответствующее свидетельство об образовании» [5]. Система образования Молдовы включает сеть учреждений образования различных видов и форм собственности, учебные программы, технологии и государственные образовательные стандарты различных уровней и направлений, а также органы управления образованием и подведомственные им учреждения и предприятия.

В 2017 году на основе глубокого и системного анализа развития всех сфер деятельности в Республике Молдова разработана Стратегия развития Молдовы до 2025 года как путь выхода из кризиса, стабилизации и модернизации страны.

Таким образом, чрезвычайно важным на сегодня в Молдове является создание такой системы образования, которая на основе своих ценностей и традиций продолжала бы развиваться в контексте современных образовательных тенденций и глобализации всего мирового образовательного сообщества. Развитие образования является насущной проблема сохранения достаточно высокого интеллектуального и богатого духовного уровня Молдовы при необходимости интеграции в мировое сообщество. Стратегически важен вопрос, какие оптимальные и действенные методы помогут совершить переход от современного уровня развития образования к более качественному, которое бы соответствовало потребностям граждан, молдавскому обществу и государству в целом.

Публикация поддержана грантом РФФИ №16-06-00116

Литература

1. Повесть временных лет. Ч.1. Текст и перевод. Изд. 2-е, испр. и доп.- СПб., 1996; СПб., 1999 (по списку Лаврентьевской летописи; в примечаниях: ПВЛ 1999).

2. Крачун Т.А. Развитие школы и педагогической мысли в Молдавии. Молдова, Кишинев; 1985 - 249 с.

3. Бессарабский вопрос и образование Приднестровской Молдавской Республики. Сборник официальных документов.- Тирасполь, 1993.

4. История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pin? în zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. - изд. 2-е, переработанное и дополненное. - Кишинёв: Elan Poligraf, 2002. - 360 с. - ISBN 9975-9719-5-4

5. Закон об образовании от г. Кишинэу, 21 июля 1995 г. № 547-XIII.

6. Национальная стратегия развития Молдовы. НСР„МОЛДОВА 2020". 2017 г. http://www. moldovenii.md/ru/section/606.

7. Интернет-ресурс: Новости Молдовы(MoldovenüdePretutindeni. Emisiune din 22 mai,2016).

8. История мировой культуры. / пор ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ, 1998 , с.- 384.

9. Интернет-ресурс^УЬ.ги: https://www.syl.ru/article/301456/dmitriy-kantemir-biografiya-i-tvorchestvo.

10. Дикусар А.И. Молдова: наука, образование, власть (какие наука и образование нам нуж-ны)/Аналитика и комментарии. Сайт AVA.MD 2007-2017.

11. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие под общей редакцией проф. В.П. Колесова (экономический факультет МГУ), 2ое издание, дополненное и переработанное. - М.: Права человека, 2008. - 636 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.