Коган А.Б.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКИХ СИСТЕМ
В статье проведена классификация предприятий, установлены взаимосвязи различных типов предприятий и применяемых организационных структур Управления, выявлены закономерности развития предприятий в рыночной экономике.
Постоянное совершенствование рыночных отношений в Российской Федерации создает предпосылки для оптимизации структуры и функций хозяйствующих субъектов. Характер и последовательность работ в данном направлении отличаются определенной закономерностью, выявление которой во многом предопределяет эффективность стратегического развития предприятий и их конкурентоспособность на мировом рынке в длительной перспективе.
Ранее нами были выявлены следующие аспекты деятельности хозяйствующих субъектов:
1) установлены основные концепции управления предприятием и последовательность их эволюции (таблица 1);
2) выделены три основных класса предприятий (производственно-коммерческих систем): малое, среднее и крупное;
3) определены три вида деятельности хозяйствующего субъекта, направленных на получение прибыли (рисунок 1):
- бизнес-процесс - вид предпринимательства, направленный на разработку и реализацию мероприятий по удовлетворению платежеспособного спроса потребителей на основе предоставления им отдельного продукта или отдельной услуги;
- бизнес - вид предпринимательства, направленный на разработку и реализацию мероприятий по удовлетворению платежеспособного спроса потребителей на основе предоставления им выбора продукта или услуги из их типоразмерного ряда.
Целью данной работы является выявление особенностей развития производственно-коммерческих систем, способствующих позитивным процессам в российской экономике.
В соответствии с данными рисунка 1 и с учетом классификации основных видов деятельности предприятия можно определить особенности функционирования хозяйствующих субъектов, реализующих концепции менеджмента, маркетинга и логистики (рисунок 2).
Анализируя данные, представленные на рисунке 2, можно выделить следующие аспекты развития производственно-коммерческих систем:
1) при осуществлении закупок наблюдаются тенденции:
- использования многоуровневых систем концентрации ресурсов на предприятии;
- устранения конкуренции между поставщиками ресурсов;
- увеличения широты, насыщенности, глубины и нарушения гармоничности номенклатуры закупаемых ресурсов;
2) при производстве продукции обеспечиваются:
- повышение производительности используемого оборудования;
- сокращение времени на его переналадку в условиях серийного производства продукции;
3) при сбыте продукции:
- используются различные типы торговых посредников;
Таблица 1. Основные концепции управления предприятиями и последовательность их эволюции
Концепция управления предприятием Время возник- новения Приоритетная составляющая комплекса логистики Тип логистической системы Соотношение спроса и предложения
Менеджмент Конец XIX века Концентрация/ распределение Концентрационно- распределительная микросистема Спрос на продукцию и услуги превышает их предложение (акцент на удовлетворении однородных потребностей клиентов)
Маркетинг 50-е годы XX века Распределение Мезосистема распределения продукции и услуг Спрос на продукцию и услуги меньше, чем их предложение (акцент на удовлетворении разнообразных потребностей клиентов силами предприятия)
Логистика 80-е годы XX века Концентрация Концентрационно- распределительная мезосистема Спрос на продукцию и услуги меньше, чем их предложение (акцент на удовлетворении элитарных потребностей клиентов за счет интеграции с поставщиками)
в : Вид деятельности предприятия
£ к Производство Оказание услуг
5 в Один продукт,
^ ^ одна услуга
^Р § Типоразмерный
зв в ряд продуктов и
х § услуг
£ * Диверсифици-
© § рованный набор
к продуктов и услуг ед
Рисунок 1. Основные виды деятельности предприятия
Бизнес - процесс в производстве Бизнес - процесс в сфере услуг
Бизнес в производстве Бизнес в сфере услуг
Предпринимательство в производстве Предпринимательство в сфере услуг
- возрастает доверие к торговым посредникам за счет сокращения контроля их деятельности.
Хозяйственная деятельность предприятий сопровождается оказанием услуг как внутри самого предприятия, так и вне него. Характер оказания данных услуг различается в зависимости от вида концепции управления предприятием, что представлено на рисунке 3.
Особенностью рисунка 3 является тенденция значительного расширения спектра услуг, оказываемых хозяйствующим субъектам, в том числе конечным потребителям, что является непременным условием обеспечения конкурентоспособности предприятия в длительной перспективе.
Целесообразно выявить особенности хозяйственной деятельности малых, средних и крупных предприятий при использовании ими традиционных или инновационных технологий изготовления продукции и услуг. Результаты данного анализа представлены на рисунках 4-6.
Проведенный комплекс работ позволяет обосновать алгоритм функционирования предприятий любого класса в рыночных условиях (рисунок 7).
Результаты деятельности предприятия во многом определяются приоритетами поведения потребителей в тот или иной момент времени.
Ранее нами было установлено, что:
- при реализации концепции управления предприятием «менеджмент» приоритетом потребителя является приоритет «цена» (или «затраты»);
- при реализации концепции «маркетинг», соответственно, приоритет «потребительские свойства продукции» (или «качество»);
- при реализации концепции «логистика» -приоритет «время».
Данные приоритеты должны учитываться в различных процессах, осуществляемых предприятием. Условно эти процессы можно разделить на технологические и логистические. Их отличие заключается в том, что:
- в первом случае происходит изменение геометрических размеров изделий, его внутренней структуры, состава и конфигурации, т. е. изменяется объект переработки;
- во втором случае объект переработки остается неизменным, происходит только изменение количества данных объектов за счет их консолидации и разукрупнения в целях транспортировки, складирования, хранения и др.
Основные направления совершенствования деятельности предприятий с учетом изменения
Закупка
Виды деятельности предприятия
Производство Сбьг
Менеджмент
Маркетинг
Прямые поставки ресурсов однородной номенклатуры в условиях конкуренции поставщиков Основой производственного процесса являются предметно-замкнутые участки и автоматизированные линии Использование вертикальных систем распределения продукции и услуг
Прямые поставки ресурсов широкой номенклатуры в условиях конкуренции поставщиков Основой производственного процесса являются роботизированные комплексы Использование как вертикальных, так и горизонтальных систем распределения продукции и услуг
Различные формы поставок ресурсов при устранении конкуренции между поставщиками Основой производственного процесса являются гибкие производства Использование горизонтальных систем распределения продукции и услуг
Рисунок 2. Особенности функционирования хозяйствующих субъектов, реализующих концепции менеджмента, маркетинга и логистики
Концепции управления предприятием
Менеджмент Маркетинг Логистика
Поставщики
Подразделения
предприятия
Потребители
Как правило, не оказываются Ограниченный набор услуг Широкий спектр услуг
Собственными усилиями Как собственными усилиями, так и с помощью субподрядчиков В основном, с привлечением субподрядчиков
Как правило, не оказываются Ограниченный набор услуг в определенных сегментах рынка Широкий спектр предпродажного и послепродажного обслуживания
Рисунок 3. Особенности оказания услуг как внутри, так и вне предприятия
Виды деятельности предприятия
Закупка Производство Сбыт
2 і
м еи
Я с
Традици-
онные
Иннова-
ционные
Стандартное сырье по типовым схемам у дилеров Производственный процесс по технологическому признаку Осуществляется в основном службой сбыта предприятия
Оригинальное сырье по индивидуальным схемам у мелких производителей Производственный процесс по предметному признаку Осуществляется с привлечением предприятий розничной торговли
Рисунок 4. Особенности осуществления хозяйственной деятельности малым предприятием
Виды деятельности предприятия
Закупка Производство Сбыт
Я =
Традици-
онные
Иннова-
ционные
Стандартное сырье по типовым схемам у региональных дистрибьюторов Типовой производственный процесс с незначительным использованием субподрядчиков Осуществляется службой сбыта с привлечением дилеров
Оригинальное сырье на основе подготовки производства у поставщиков Оригинальный производственный процесс с широким привлечением субподрядчиков Осуществляется предприятиями розничной торговли
Рисунок 5. Особенности осуществления хозяйственной деятельности средним предприятием
Виды деятельности предприятия
Закупка Производство Сбыт
я =
Традици-
онные
Иннова-
ционные
Стандартное сырье по типовым схемам на основе прямых поставок Практически полное самообеспечение Осуществляется сетью региональных дистрибьюторов
Оригинальное сырье на основе непрерывной подготовки производства у поставщиков Широкое привлечение субподрядчиков Осуществляется фирменной сетью торговых посредников
Рисунок 6. Особенности осуществления хозяйственной деятельности крупным предприятием
приоритетов покупательского поведения представлены на рисунке 8.
В соответствии с данными таблицы 1 можно утверждать, что большинство промышленных предприятий Российской Федерации в настоящее время лишь приступает к реализации менеджмента как концепции управления предприятием. Исходя из этого, в соответствии с данными таблицы 1 и рисунка 8 возрастает актуальность такого приоритета, как «цена» («затраты»).
По мере роста покупательского спроса перед предприятием встает проблема выбора решения «закупать или производить». В зарубежной литературе эта задача встречается по названием «Make - or Buy Problem (MOB)». Ее решение зависит от ряда внешних факторов, а также от условий хозяйствования на самом предприятии. Предпринимались неоднократные попытки формализации указанной выше задачи. В качестве критерия оптимальности нередко принимается максимум прибыли, получаемой предприятием, однако практические расчеты обычно осложняются тем, что приходится учитывать большое количество факторов, значения которых в заданном интервале времени могут с высокой степенью вероятности изменяться (сокращение спроса на продукцию, разработка и внедрение новых технологий ее производства и др.), в результате чего решение может оказаться неверным [1].
Для решения задачи «закупать или производить» обычно сопоставляются затраты на закупку ресурсов и на организацию их производства. Графический метод решения данной задачи представлен на рисунке 9.
На рисунке 9 приведены следующие обозначения:
W - затраты на закупку ресурсов, причем W = юх ВП, (1)
где ю - цена единицы закупаемых ресурсов; ВП - объем выпускаемой предприятием продукции;
Z - затраты на производство ресурсов, причем
Z = F + v х ВП, (2)
где F - условно-постоянные затраты предприятия;
v - условно-переменные затраты предприятия в расчете на единицу выпускаемой продукции.
Приравнивая выражения (1) и (2), можно определить значение ВП* (рисунок 9)
Рисунок 7. Алгоритм функционирования малого, среднего и крупного предприятий в условиях рыночных отношений
Приоритеты поведения потребителей
Цена Качество Время
Технологический Вид процесса
Логистический
Организация крупносерийного и массового производства Исключение отклонений от технол огического процесса С и нхронизация технологических операций на микро-и мезоуровнях
Оптимизация параметров логистических потоков Внедрение концепции тотального управления качеством продукции и услуг (TQM) Согласование действий звеньев микро- и мезологистической системы
Рисунок 8. Основные направления совершенствования деятельности предприятий с учетом изменений приоритетов покупательского поведения
W
Рисунок 9. Графический метод решения задачи «закупать или производить»
у
ВП* = ——. (3)
ю-V
С учетом широкого многообразия:
- номенклатуры выпускаемой предприятием продукции и оказываемых услуг;
- структуры данных продукции и услуг;
- используемых для изготовления продукции и оказания услуг материалов и др.
затраты на производство составят:
Г Б
у -j +Хю1 хП1 +ХV] хmj, (4)
1=1 ]=1
где п - количество закупаемых предприятием ресурсов и услуг;
Ш1 - количество выполняемых предприятием технологических, логистических и иных операций;
- условно-постоянные затраты предприятия при различных вариантах решения задачи «закупать или производить».
Очевидно, что по мере роста спроса на продукцию и услуги становится оптимальным тот или иной возможный вариант решения задачи «закупать или производить». Исходя из этого, на определенных этапах развития рыночных отношений целесообразно с помощью ЭВМ просчитывать различные варианты сочетания коммерческих и производственных операций (формула 4), что в итоге должно способствовать снижению затрат на производство продукции и оказание услуг.
Данная тенденция должна сохраняться до определенного момента времени, когда приоритеты покупательского поведения изменятся и ориентация на снижение затрат придет в явное противоречие с потребностями клиентов. Однако и в этом случае низкие цены на продукцию и услуги являются определенным конкурентным преимуществом рассматриваемого предприятия.
Список использованной литературы:
Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг«, 1998. - 228 с.