Научная статья на тему 'Особенности развития производственно-коммерческих систем'

Особенности развития производственно-коммерческих систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коган А. Б.

В статье проведена классификация предприятий, установлены взаимосвязи различных типов предприятий и применяемых организационных структур Управления, выявлены закономерности развития предприятий в рыночной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития производственно-коммерческих систем»

Коган А.Б.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКИХ СИСТЕМ

В статье проведена классификация предприятий, установлены взаимосвязи различных типов предприятий и применяемых организационных структур Управления, выявлены закономерности развития предприятий в рыночной экономике.

Постоянное совершенствование рыночных отношений в Российской Федерации создает предпосылки для оптимизации структуры и функций хозяйствующих субъектов. Характер и последовательность работ в данном направлении отличаются определенной закономерностью, выявление которой во многом предопределяет эффективность стратегического развития предприятий и их конкурентоспособность на мировом рынке в длительной перспективе.

Ранее нами были выявлены следующие аспекты деятельности хозяйствующих субъектов:

1) установлены основные концепции управления предприятием и последовательность их эволюции (таблица 1);

2) выделены три основных класса предприятий (производственно-коммерческих систем): малое, среднее и крупное;

3) определены три вида деятельности хозяйствующего субъекта, направленных на получение прибыли (рисунок 1):

- бизнес-процесс - вид предпринимательства, направленный на разработку и реализацию мероприятий по удовлетворению платежеспособного спроса потребителей на основе предоставления им отдельного продукта или отдельной услуги;

- бизнес - вид предпринимательства, направленный на разработку и реализацию мероприятий по удовлетворению платежеспособного спроса потребителей на основе предоставления им выбора продукта или услуги из их типоразмерного ряда.

Целью данной работы является выявление особенностей развития производственно-коммерческих систем, способствующих позитивным процессам в российской экономике.

В соответствии с данными рисунка 1 и с учетом классификации основных видов деятельности предприятия можно определить особенности функционирования хозяйствующих субъектов, реализующих концепции менеджмента, маркетинга и логистики (рисунок 2).

Анализируя данные, представленные на рисунке 2, можно выделить следующие аспекты развития производственно-коммерческих систем:

1) при осуществлении закупок наблюдаются тенденции:

- использования многоуровневых систем концентрации ресурсов на предприятии;

- устранения конкуренции между поставщиками ресурсов;

- увеличения широты, насыщенности, глубины и нарушения гармоничности номенклатуры закупаемых ресурсов;

2) при производстве продукции обеспечиваются:

- повышение производительности используемого оборудования;

- сокращение времени на его переналадку в условиях серийного производства продукции;

3) при сбыте продукции:

- используются различные типы торговых посредников;

Таблица 1. Основные концепции управления предприятиями и последовательность их эволюции

Концепция управления предприятием Время возник- новения Приоритетная составляющая комплекса логистики Тип логистической системы Соотношение спроса и предложения

Менеджмент Конец XIX века Концентрация/ распределение Концентрационно- распределительная микросистема Спрос на продукцию и услуги превышает их предложение (акцент на удовлетворении однородных потребностей клиентов)

Маркетинг 50-е годы XX века Распределение Мезосистема распределения продукции и услуг Спрос на продукцию и услуги меньше, чем их предложение (акцент на удовлетворении разнообразных потребностей клиентов силами предприятия)

Логистика 80-е годы XX века Концентрация Концентрационно- распределительная мезосистема Спрос на продукцию и услуги меньше, чем их предложение (акцент на удовлетворении элитарных потребностей клиентов за счет интеграции с поставщиками)

в : Вид деятельности предприятия

£ к Производство Оказание услуг

5 в Один продукт,

^ ^ одна услуга

^Р § Типоразмерный

зв в ряд продуктов и

х § услуг

£ * Диверсифици-

© § рованный набор

к продуктов и услуг ед

Рисунок 1. Основные виды деятельности предприятия

Бизнес - процесс в производстве Бизнес - процесс в сфере услуг

Бизнес в производстве Бизнес в сфере услуг

Предпринимательство в производстве Предпринимательство в сфере услуг

- возрастает доверие к торговым посредникам за счет сокращения контроля их деятельности.

Хозяйственная деятельность предприятий сопровождается оказанием услуг как внутри самого предприятия, так и вне него. Характер оказания данных услуг различается в зависимости от вида концепции управления предприятием, что представлено на рисунке 3.

Особенностью рисунка 3 является тенденция значительного расширения спектра услуг, оказываемых хозяйствующим субъектам, в том числе конечным потребителям, что является непременным условием обеспечения конкурентоспособности предприятия в длительной перспективе.

Целесообразно выявить особенности хозяйственной деятельности малых, средних и крупных предприятий при использовании ими традиционных или инновационных технологий изготовления продукции и услуг. Результаты данного анализа представлены на рисунках 4-6.

Проведенный комплекс работ позволяет обосновать алгоритм функционирования предприятий любого класса в рыночных условиях (рисунок 7).

Результаты деятельности предприятия во многом определяются приоритетами поведения потребителей в тот или иной момент времени.

Ранее нами было установлено, что:

- при реализации концепции управления предприятием «менеджмент» приоритетом потребителя является приоритет «цена» (или «затраты»);

- при реализации концепции «маркетинг», соответственно, приоритет «потребительские свойства продукции» (или «качество»);

- при реализации концепции «логистика» -приоритет «время».

Данные приоритеты должны учитываться в различных процессах, осуществляемых предприятием. Условно эти процессы можно разделить на технологические и логистические. Их отличие заключается в том, что:

- в первом случае происходит изменение геометрических размеров изделий, его внутренней структуры, состава и конфигурации, т. е. изменяется объект переработки;

- во втором случае объект переработки остается неизменным, происходит только изменение количества данных объектов за счет их консолидации и разукрупнения в целях транспортировки, складирования, хранения и др.

Основные направления совершенствования деятельности предприятий с учетом изменения

Закупка

Виды деятельности предприятия

Производство Сбьг

Менеджмент

Маркетинг

Прямые поставки ресурсов однородной номенклатуры в условиях конкуренции поставщиков Основой производственного процесса являются предметно-замкнутые участки и автоматизированные линии Использование вертикальных систем распределения продукции и услуг

Прямые поставки ресурсов широкой номенклатуры в условиях конкуренции поставщиков Основой производственного процесса являются роботизированные комплексы Использование как вертикальных, так и горизонтальных систем распределения продукции и услуг

Различные формы поставок ресурсов при устранении конкуренции между поставщиками Основой производственного процесса являются гибкие производства Использование горизонтальных систем распределения продукции и услуг

Рисунок 2. Особенности функционирования хозяйствующих субъектов, реализующих концепции менеджмента, маркетинга и логистики

Концепции управления предприятием

Менеджмент Маркетинг Логистика

Поставщики

Подразделения

предприятия

Потребители

Как правило, не оказываются Ограниченный набор услуг Широкий спектр услуг

Собственными усилиями Как собственными усилиями, так и с помощью субподрядчиков В основном, с привлечением субподрядчиков

Как правило, не оказываются Ограниченный набор услуг в определенных сегментах рынка Широкий спектр предпродажного и послепродажного обслуживания

Рисунок 3. Особенности оказания услуг как внутри, так и вне предприятия

Виды деятельности предприятия

Закупка Производство Сбыт

2 і

м еи

Я с

Традици-

онные

Иннова-

ционные

Стандартное сырье по типовым схемам у дилеров Производственный процесс по технологическому признаку Осуществляется в основном службой сбыта предприятия

Оригинальное сырье по индивидуальным схемам у мелких производителей Производственный процесс по предметному признаку Осуществляется с привлечением предприятий розничной торговли

Рисунок 4. Особенности осуществления хозяйственной деятельности малым предприятием

Виды деятельности предприятия

Закупка Производство Сбыт

Я =

Традици-

онные

Иннова-

ционные

Стандартное сырье по типовым схемам у региональных дистрибьюторов Типовой производственный процесс с незначительным использованием субподрядчиков Осуществляется службой сбыта с привлечением дилеров

Оригинальное сырье на основе подготовки производства у поставщиков Оригинальный производственный процесс с широким привлечением субподрядчиков Осуществляется предприятиями розничной торговли

Рисунок 5. Особенности осуществления хозяйственной деятельности средним предприятием

Виды деятельности предприятия

Закупка Производство Сбыт

я =

Традици-

онные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иннова-

ционные

Стандартное сырье по типовым схемам на основе прямых поставок Практически полное самообеспечение Осуществляется сетью региональных дистрибьюторов

Оригинальное сырье на основе непрерывной подготовки производства у поставщиков Широкое привлечение субподрядчиков Осуществляется фирменной сетью торговых посредников

Рисунок 6. Особенности осуществления хозяйственной деятельности крупным предприятием

приоритетов покупательского поведения представлены на рисунке 8.

В соответствии с данными таблицы 1 можно утверждать, что большинство промышленных предприятий Российской Федерации в настоящее время лишь приступает к реализации менеджмента как концепции управления предприятием. Исходя из этого, в соответствии с данными таблицы 1 и рисунка 8 возрастает актуальность такого приоритета, как «цена» («затраты»).

По мере роста покупательского спроса перед предприятием встает проблема выбора решения «закупать или производить». В зарубежной литературе эта задача встречается по названием «Make - or Buy Problem (MOB)». Ее решение зависит от ряда внешних факторов, а также от условий хозяйствования на самом предприятии. Предпринимались неоднократные попытки формализации указанной выше задачи. В качестве критерия оптимальности нередко принимается максимум прибыли, получаемой предприятием, однако практические расчеты обычно осложняются тем, что приходится учитывать большое количество факторов, значения которых в заданном интервале времени могут с высокой степенью вероятности изменяться (сокращение спроса на продукцию, разработка и внедрение новых технологий ее производства и др.), в результате чего решение может оказаться неверным [1].

Для решения задачи «закупать или производить» обычно сопоставляются затраты на закупку ресурсов и на организацию их производства. Графический метод решения данной задачи представлен на рисунке 9.

На рисунке 9 приведены следующие обозначения:

W - затраты на закупку ресурсов, причем W = юх ВП, (1)

где ю - цена единицы закупаемых ресурсов; ВП - объем выпускаемой предприятием продукции;

Z - затраты на производство ресурсов, причем

Z = F + v х ВП, (2)

где F - условно-постоянные затраты предприятия;

v - условно-переменные затраты предприятия в расчете на единицу выпускаемой продукции.

Приравнивая выражения (1) и (2), можно определить значение ВП* (рисунок 9)

Рисунок 7. Алгоритм функционирования малого, среднего и крупного предприятий в условиях рыночных отношений

Приоритеты поведения потребителей

Цена Качество Время

Технологический Вид процесса

Логистический

Организация крупносерийного и массового производства Исключение отклонений от технол огического процесса С и нхронизация технологических операций на микро-и мезоуровнях

Оптимизация параметров логистических потоков Внедрение концепции тотального управления качеством продукции и услуг (TQM) Согласование действий звеньев микро- и мезологистической системы

Рисунок 8. Основные направления совершенствования деятельности предприятий с учетом изменений приоритетов покупательского поведения

W

Рисунок 9. Графический метод решения задачи «закупать или производить»

у

ВП* = ——. (3)

ю-V

С учетом широкого многообразия:

- номенклатуры выпускаемой предприятием продукции и оказываемых услуг;

- структуры данных продукции и услуг;

- используемых для изготовления продукции и оказания услуг материалов и др.

затраты на производство составят:

Г Б

у -j +Хю1 хП1 +ХV] хmj, (4)

1=1 ]=1

где п - количество закупаемых предприятием ресурсов и услуг;

Ш1 - количество выполняемых предприятием технологических, логистических и иных операций;

- условно-постоянные затраты предприятия при различных вариантах решения задачи «закупать или производить».

Очевидно, что по мере роста спроса на продукцию и услуги становится оптимальным тот или иной возможный вариант решения задачи «закупать или производить». Исходя из этого, на определенных этапах развития рыночных отношений целесообразно с помощью ЭВМ просчитывать различные варианты сочетания коммерческих и производственных операций (формула 4), что в итоге должно способствовать снижению затрат на производство продукции и оказание услуг.

Данная тенденция должна сохраняться до определенного момента времени, когда приоритеты покупательского поведения изменятся и ориентация на снижение затрат придет в явное противоречие с потребностями клиентов. Однако и в этом случае низкие цены на продукцию и услуги являются определенным конкурентным преимуществом рассматриваемого предприятия.

Список использованной литературы:

Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг«, 1998. - 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.