ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ
Х. ТАЙМАСХАНОВ
Грозненский государственный нефтяной институт, кандидат экономических наук, доцент, ректор e-mail: ggni@mail.ru
З. ТАЙМАСХАНОВ
Грозненский государственный нефтяной институт,
аспирант
364052, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. К. Цеткин, 145
В статье рассмотрены проблемы, особенности и пути развития продовольственного рынка Чеченской Республики. Изучение проблемы показало, что сельскохозяйственные производители не могут полностью гарантировать и контролировать выпуск своей продукции. Это объясняется тем, что: во-первых, общий объем выращенной продукции определяется работой многих относительно небольших производителей, действующих независимо, во-вторых, результаты производства в значительной мере зависят от погодных условий и биологических систем. На продовольственном рынке пищевые предприятия имеют два неоспоримых преимущества над производителями сельскохозяйственной продукции — сырья: они крупнее и из-за своей региональной и общенациональной деятельности имеют лучшую рыночную информацию. А значит и оперативность. Еще совсем недавно для сельскохозяйственных предприятий не существовало необходимости развивать собственный продовольственный маркетинг, поскольку условия гарантировали всем честные или, по меньшей мере, равные цены.
Ключевые слова: особенности развития продовольственных рынков; реформирование аграрной сферы экономики; Чеченская Республика.
Коды классификатора JEL: Q13, Q18.
Еще недавно в качестве основного способа повышения эффективности АПК Чеченской Республики рассматривалось создание нескольких государственных агрохолдингов, охватывающих все сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия. Связано это было с тем, что государственные агрохолдинги в Орловской области и ряде других регионов за относительно короткий период позволили существенно увеличить объемы производства и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Однако в последние годы основная масса государственных агрохолдингов накопила большие долги и не смогла адаптироваться к рыночным условиям, из-за чего была ликвидирована. В связи с этим идею перевода всех предприятий АПК республики в состав агрохолдингов пришлось пересмотреть.
Особенности формирующихся рынков сельскохозяйственной продукции обусловлены спецификой аграрного производства, и прежде всего нестабильностью и сезонным характером получения продуктов. В то же время спрос на продовольствие в течение года остается устойчивым. Взаимосвязанный комплекс проблем развития отечественного продовольственного рынка включает в себя следующие особенности:
— сельскохозяйственные производители не могут в краткосрочном и долгосрочном периодах полностью контролировать выпуск своей продукции в той же мере, как это делают несельскохозяйственные предприятия;
— сохраняется высокий риск и неопределенность сельскохозяйственного производства в большинстве регионов страны;
— нарастают трудности влияния сельскохозяйственных производителей на цены через свои индивидуальные и групповые действия;
— усиливается давление по линии «издержки — цены сельскохозяйственной продукции»;
— доминирование рыночной власти покупателей продовольствия по сравнению с рыночной силой сельскохозяйственных производителей;
— понижение эффективности ценообразования на продовольственных рынках, отражающейся на уровне рентабельности сельскохозяйственного производства;
— усиление противоположности интересов между «сырьевиками» и «переработчиками» продовольственной сферы.
Изучение проблемы показало, что сельскохозяйственные производители не могут полностью гарантировать и контролировать выпуск своей продукции. Это объясняется тем, что: во-первых, общий объем выращенной продукции определяется работой многих относительно небольших производителей, действующих независимо, и, во-вторых, результаты производства в значительной мере зависят от погодных условий и биологических систем. Производители сельскохозяйственной продукции могут желать изменить ее выпуск и для этого попытаются обрабатывать больше или меньше площади или же откармливать меньшее или большее количество птицы. Однако, конечный результат будет зависеть и от многих других, относительно неконтролируемых факторов, воздействующих на урожай или на продуктивность животных — погода, природные катаклизмы (засухи, ураганы и т. п.). Возможности сельскохозяйственных производителей реагировать на изменение ситуации на рынке, объективно, довольно ограниченны: помимо известного временного лага, вызванного продолжительностью биоло-
© Таймасханов Х., Таймасханов З., 2009
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
222
Х. ТАЙМАСХАНОВ, З. ТАЙМАСХАНОВ
гических циклов выращивания продукта, издержки по его производству носят в основном постоянный характер. Невозможно быстро прекратить или изменить сельскохозяйственное производство.
Учитывая важную роль устойчивой работы предприятий агропромышленного комплекса в стабилизации общественно-политической обстановки в республике, Минсельхоз и его подведомственные подразделения на местах, максимально используя имеющиеся земельные ресурсы, производственный потенциал, из г. в г. добиваются увеличения производства сельскохозяйственной продукции, дополнительно вовлекая в работу неработающих сельских жителей.
Проведение аграрных и земельных преобразований в конечном счете привело к наращиванию агропромышленного производства в республике прошедший 2008 г. не стал исключением.
Основными производителями зерна и технических культур являются сельскохозяйственные организации, ими получено 66,1% всего зерна, 92,7% — сахарной свеклы (фабричной), 80,9% — подсолнечника.
Производство картофеля и овощей сконцентрировано в хозяйствах населения. Удельный вес картофеля, производимого населением, составляет 99,7%, овощей открытого грунта — 98,8% от общих валовых сборов.
Сельхозтоваропроизводителями Чеченской Республики озимых на зерно под урожай 2008 г. было посеяно на площади 84 101 га, что на 17 195 га больше, чем под урожай 2007 г. В том числе: озимая пшеница — 49 370 га, озимый ячмень — 333 170 га, оз. рожь — 1 561 га.
Особенно большое внимание в текущем г. уделяется техническому обеспечению программы развития свекловодства в республике. Впервые в республике возделывание сахарной свеклы, подсолнечника, кукурузы и овощных культур проводилось по новой технологии. В этом принимали участие, на договорной основе, специалисты ООО «Северо-Кавказский Агрохим — Кубань» Краснодарского края. С этой целью в республику были завезены минеральные удобрения и средства защиты растений. На 12.12.2008 убрано 2 409 га, сдано на сахарный завод 30 273 т, произведено 2 300 т сахара.
Придавая важное значение закладке прочной основы под урожай будущего года, сельхозтоваропроизводители всех форм собственности провели большую подготовительную работу по организованному и качественному проведению предстоящего сева озимых культур. Валовые сборы сельскохозяйственных культур в 2008 г. представлены в табл. 1.
Хозяйствами республики посеяно 87,5 тыс. га озимых культур, что на 3,4 тыс. га больше, чем в 2008 году. Сельхозтоваропризводителям предстоит посеять в 2009 г. яровых культур на площади 72 050 га, что на 23 тыс. га, больше, чем в 2008 г.
Таблица 1
Валовые сборы сельскохозяйственных культур в 2008 г.
№ п/п Наименование культуры Убрано, га Валовой сбор, т Урожайность, ц/га
1 Кукуруза на зерно 1010,6 2 284,4 22,6
2 Рис 716 1 142,1 16,0
3 Сахарная свекла 2426 30 273 124,8
4 Подсолнечник 1 261,7 758,9 6,0
5 Рапс 118,6 152,8 12,9
6 Овощи 471 859,1 18,2
7 Бахча 430 857,5 19,9
8 Картофель 243 4806 197,8
9 Виноград 1213 994,6 8,2
Винзаводами Чеченской Республики в 2008 г. произведено продукции: виноматериал (сухой) 578 512 т.дал. на сумму 58 927 тыс. рублей коньяк 2,928 т. дал. на сумму 12 570,7 тыс. рублей водка 13100 дал. на сумму 16 511,3 тыс. рублей коньячный спирт 45 462 т дал. на сумму 42 232,7 тыс. рублей сусло яблочное 15,5 т. дал. на сумму 773,0 тыс. рублей всего на сумму 77 980,4 тыс. рублей.
Кроме отмеченных проблем, необходимо учесть, что существуют длительные периоды для изменения производства некоторых сельскохозяйственных продуктов. В отличие от других отраслей, на рынках сельскохозяйственной продукции при резком повышении спроса со стороны потребителей невозможен моментальный всплеск роста продукции и, соответственно, прибыли для ее производителей. Этот процесс — уравновешивание спроса и предложения — имеет известный временной лаг.
Неспособность быстро приспособиться к изменяющимся условиям создает элемент высокого риска в сельском хозяйстве, а значит, и в продовольственной сфере в целом. Так, рынок, для которого в течение длительного времени выращивается продукт, может измениться к периоду его рыночной поставки. Изменения в потребительских вкусах и предпочтениях могут обусловить перераспределение ресурсов предприятия, поскольку структура рыночного спроса может претерпеть количественно-качественные трансформации. Высокие цены, образовавшиеся в результате временного дефицита сельскохозяйственного продукта, могут изменить покупательское поведение и сократить емкость потребительского рынка. Эти относительные непредсказуемые и неконтролируемые процессы создают многие проблемы для сельскохозяйственных производителей и развития продовольственного рынка регионов.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ.
223
Большая часть продовольственной продукции относится к «предметам первой необходимости». Это означает, что возрастание спроса на нее происходи медленнее, чем рост доходов. В частности, семьи, имеющие низкий доход, расходуют на питание большую часть своего дохода, но по мере его роста они стабилизируют свои расходы на предметы первой необходимости (прежде всего на питание).
Потребление продуктов питания (как предметов первой необходимости) занимает относительно устойчивую долю в структуре расходов населения, тем не менее это отнюдь не означает, что на каждом рынке того или иного продукта сохраняется стабильная ситуация. Основной проблемой для устойчивой динамики отдельных субрынков является заменяемость пищевой продукции. Потребители предпочитают приобретать не «килограмм еды», а конкретные продовольственные товары. Поэтому при изменении цены (например, в сторону повышения) на какой-либо продукт потребители в рыночной экономике всегда могут заменить его другим. Производители сельскохозяйственной продукции, пытаясь повлиять на цены через свои коллективные и индивидуальные действия, постоянно сталкиваются с трудностями. На рынке они являются в большинстве случаев «ценополучате-лями». Для того чтобы увеличить цены через контроль предложения или рекламную компанию, сельскохозяйственные производители должны действовать как согласованная группа. Но чем больше число участников и чем более различны их экономические условия, тем труднее им организоваться и действовать на рынке сообща. Так, пригородные хозяйства, расположенные рядом друг с другом, согласовывают цены на овощи, но иногда хозяйства, располагающие большим объемом продукции, снижают цены, подрывая тем самым общую политику.
Высококонкурентные условия в сельском хозяйстве ведут к тому, что цены на сельскохозяйственные продукты держатся близко к издержкам производства. Данная проблема имеет две грани. С одной стороны, падающие цены на сельскохозяйственную продукцию не будут столь опасными для производителей, если они смогут приспособить использование факторов производства к снизившимся ценам. Но увеличившаяся зависимость сельскохозяйственных производителей от промышленных средств производства и перерабатывающих предприятий оставляет им слишком малый запас времени на адаптацию к падающим ценам на сельскохозяйственную продукцию. С другой стороны, увеличивающиеся цены на сельскохозяйственную продукцию повышают выгодность хозяйств и ведут к подъему цен на факторы производства, особенно на пахотные земли.
На продовольственном рынке пищевые предприятия имеют два неоспоримых преимущества над производителями сельскохозяйственной продукции — сырья: они крупнее, и из-за своей региональной и общенациональной деятельности имеют лучшую рыночную информацию. А значит, и оперативность.
Еще совсем недавно для сельскохозяйственных предприятий не существовало необходимости развивать собственный продовольственный маркетинг, поскольку условия гарантировали всем честные или, по меньшей мере, равные цены. Однако сегодня прямые договоры с переработчиками и оптовиками, вертикальная интеграция и контрактные отношения фактически выводят значительную часть продовольственных продуктов из-под действия рыночных сил и не обеспечивают больше гарантии в высоком уровне эффективности на продовольственных рынках. Как результат, сельскохозяйственные производители должны быть сейчас более квалифицированными в своих маркетинговых решениях и рыночных оценках.
Большинство сельскохозяйственных предприятии страны все еще сохраняют производственную ориентацию в своей деятельности, пищевые же — поддерживают ориентацию на коммерческое планирование производства, включающее: выбор продукта, определение его характеристик, сроков и цены. Более того, часто сельскохозяйственные производители отстраняются от тех видов продовольственного маркетинга, которые имеют большой потенциал роста. Поэтому, не участвуя в увеличивающей стоимость продовольственной продукции переработке, рекламе, сбытовой деятельности, эти предприятия просто сохраняют статус производителя сырых материалов для пищевой отрасли. Фирмы и предприятия перерабатывающих продовольственных отраслей не имеют подобных ограничений.
АПК России сельскохозяйственные предприятия имеет два принципиальных направления своего будущего развития.
Первый — технологический. В этих условиях предприятие выпускает продукцию, на которую рынок назначает цены после производства. При таком подходе для него не имеют ценности иные способы производства продукции, кроме апробированных. Все производственные новации связаны с приобретением дополнительных знаний, ростом неопределенности и риска. Такой подход в данном направлении отвергается. Как следствие, предприятие не может вести эффективную ценовую политику и пассивно дожидается условий ограниченного предложения (неурожайные годы, прочие форс-мажорные обстоятельства), когда переработчики и дистрибьютеры готовы уплатить большие цены, чтобы получить поставки любого количества и качества.
Второй — маркетинговый. Производители сельскохозяйственной продукции и предприятия АПК объединяются для сбора маркетинговой информации и организации совместных поставок на рынок. Цель: сократить информации и сократить риски производства нового продукта. Для этого необходимо четко определить изменение потребностей покупателей и на этой основе произвести новый или модифицировать уже выпускающийся продукт. Обязательными также будут изменения в процессе переработки и новая маркетинговая сеть.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агирбов Ю.А., Мухаметзянов Р.Р., Леснов А.П. Рынки сельскохозяйственной продукции: учеб. пособие. М., 2005.
2. Асхабов Р. Ю. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве региона (теория, методология и практика). Махачкала, 2007.
3. Гусев В.В. Организационно-экономические основы обеспечения региона продовольствием. М.: АМБ-агро, 2001.
4. БеспахотныйГ.В. Основные направления агропродовольственной политики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 1.
5. Таймасханов Х.С., Адуков Р.Х. АПК Чеченской Республики: переход на новые методы управления. М.: Восход-А, 2007.
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)