Научная статья на тему 'Особенности развития предпринимательства в малом городе'

Особенности развития предпринимательства в малом городе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1767
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНФРАСТРУКТУРА БИЗНЕСА / МАЛЫЙ ГОРОД / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / BUSINESS / ENTERPRISE ACTIVITY / SMALL BUSINESS / BUSINESS INFRASTRUCTURE / SMALL CITY / INTERACTION OF AUTHORITIES AND BUSINESSMEN / ADMINISTRATIVE BARRIERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кох И. А., Ионас В. А.

Рассматриваются проблемы развития предпринимательства в малых городах по результатам социологического исследования и статистики в Свердловской области. Показана роль малого бизнеса, анализируются факторы, сдерживающие предпринимательскую деятельность. Содержится ряд рекомендаций по развитию предпринимательства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurship development features in a town

The article deals with the problems of entrepreneurship development in small towns according to the survey results and statistics in Sverdlovsk region. The author shows of small businesses, analyzes the factors constraining business activities. There are some recommendations for entrepreneurship development in the region.

Текст научной работы на тему «Особенности развития предпринимательства в малом городе»

И. А. Кох, д-р социол. наук, профессор, В. А. Ионас, соискатель, кафедра теории и социологии управления, Уральский институт

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Екатеринбург, Россия, kia4@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАЛОМ ГОРОДЕ

Развитие предпринимательства — важная составляющая развития экономики региона и страны в целом. Это связано с тем, что малый и средний бизнес помимо того, что формирует средний класс (сами предприниматели, высококвалифицированные работники), частично решает такие вопросы, как безработица, пополнение бюджета разных уровней, развитие отраслевой экономики, особенно в области применения инноваций, благодаря частным и государственным инвестициям. Район становится более привлекательным и благоприятным для проживания, повышается уровень доходов населения. В зависимости от развития экономики региона начинает развиваться и социальная сфера города.

В современном обществе во всех развитых странах малое предпринимательство выступает важным фактором устойчивого социально-экономического и политического развития общества. В нашей стране предпринимаются большие усилия по развитию малого бизнеса. Основные направления государственной политики в этом направлении нашли отражение в конкретных мерах поддержки государством малого предпринимательства. Это нашло свое проявление в совершенствовании законодательства, развитии инфраструктуры бизнеса, льготных кредитах, целевых заказах и других формах поддержки малого бизнеса.

Успешно развивается малое и среднее предпринимательство и в Свердловской

области. Специалисты американского экономического журнала Forbes в 2010 г. проанализировали состояние малого предпринимательства в 30 крупнейших городах России. Согласно полученным данным, Екатеринбург вошел в тройку лучших городов для ведения бизнеса1. Рейтинг городов рассчитывался по шести группам показателей: деловой климат, покупательная способность населения, устойчивость во время кризиса, социальные характеристики, инфраструктура, комфортность ведения бизнеса для владельцев и топ-менеджмента компаний. Эксперты журнала отметили также, что «за два года, прошедших с момента публикации первого рейтинга, сильно изменилась и сама Россия, и бизнес, и ситуация в крупных городах»2.

Значимость предпринимательской деятельности для экономики городов и региона велика. Поэтому государство и население заинтересовано в развитии этой отрасли. У каждой стороны есть свои интересы, а от взаимодействия бизнеса и власти выигрывают все, в первую очередь население. Поэтому тема предпринимательства активно поднимается на федеральном, региональном и местном уровнях. Очень важно грамотно выстроить отношения, обеспечить нормативно-правовую базу, эффективно использовать инструменты взаимного влияния. Со стороны власти это налоговые инструменты, консультации, дополнительные денежные вложения, целевые заказы и т. д. Со стороны предпринимателей — это

развитие той или инои отрасли, участие в общественной жизни и др. В период посткризисного состояния экономики на всех уровнях социально- —

го управления разработаны программы развития предпринимательства. Так и в городе Полевском разработана среднесрочная программа с 2010 по 2015 гг.

Программы развития предпринимательства исходят из того, что развитие малого бизнеса — одно из наиболее важных направлений деятельности органов государственной и муниципальной власти в интересах социально-экономического развития страны и решения социальных проблем3.

Основные показатели развития малого предпринимательства в Полевском в 2007-2009 гг. (докризисный период) имели положительную тенденцию. Количество предприятий малого предпринимательства выросло за 3 года с 1 979 до 2 253 единиц, рост составил 14 %. Предприятия малого и среднего бизнеса представлены почти во всех отраслях экономики. Они осваивают небольшие, но важные рыночные сегменты. Предприниматели неразрывно связаны с городом Полевским, активно участвуют своими собственными финансовыми и материальными ресурсами в формировании социально-экономической и культурной среды обитания горожан, обеспечивая их товарами и услугами. Кроме того, малый бизнес выполняет важную социальную функцию, поскольку является основой для формирования среднего класса, призванного стать основой экономической и социально-политической стабильности российского общества.

Малое предпринимательство развивается неравномерно по отраслям экономики. Более половины предпринимателей занимаются торговлей и оказанием услуг. Весьма незначительной остается доля малого бизнеса в производстве, промышленной и жилищно-коммунальной сфере. Это связано с рядом обстоятельств, но прежде всего это обусловлено недостаточной кооперацией крупного, среднего и малого бизнеса, огра-

Более половины предпринимателей занимаются торговлей и оказанием услуг. Весьма незначительной остается доля малого бизнеса в производстве, промышленной и жилищно-коммунальной сфере.

ничениями доступа субъектов малого бизнеса к неиспользуемым производственным мощностям, аренде и приобретению поме- щений, трудностями с приобретением оборудования.

При этом, роль малого предпринимательства в экономике Полевского городского округа, как собственно и в стране в целом, по ряду показателей на 30-50 % выше официальных статистических данных. Это связано с тем, что часть субъектов малого предпринимательства вынуждена работать в «тени» из-за несовершенных системы налогообложения и нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства. В то же время отсутствие достоверной и полной статистической информации о деятельности предприятий малого бизнеса, недостаточное качество статистических данных, которые получают на основе выборочных обследований с использованием часто меняющейся методики расчета, отсутствие научного статистического мониторинга за предпринимателями без образования юридического лица искажают представление о фактической ситуации в сфере малого предпринимательства, что сильно затрудняет принятие эффективных управленческих решений.

Недостаток информации не дает возможности оценить фактические ресурсы территории, а также потенциальный спрос на внутреннем рынке. Для получения всеобъемлющей и достоверной информации о состоянии малого предпринимательства, выявления тенденций его развития и трудностей необходимо создание полной базы данных, а также постоянно проводить анкетные опросы и мониторинг деятельности малого и среднего предпринимательства по различным направлениям деятель-ности4.

Для изучения этих проблем было проведено социологическое исследование, объектом которого стали предприниматели г. Полевского в сфере торговли. Предметом исследования является развитие предпринимательства в городе Полевском. Цель — изучение состояния и особенностей разви-

тия предпринимательства в г. Полевском. Задачи:

1. Определение степени взаимодействия местных органов власти и предпринимателей.

2. Выявление особенностей ведения бизнеса в городе.

3. Оценка деятельности Союза промышленников и предпринимателей.

4. Мониторинг потребностей предпринимателей для развития.

5. Изучение степени развития конкуренции

6. Выявление проблем развития предпринимательства в городе.

В исследовании мы использовали методы социологического опроса. Анкетирование включало в себя открытые и закрытые вопросы. Анкетный опрос проводился в форме интервью, прямым общением с предпринимателями. Это позволило услышать разные точки зрения на проблемы развития предпринимательства в г. Полевском и его возможности. А также более глубоко выяснить проблемы, с которыми сталкиваются сами предприниматели.

Несмотря на то, что по свидетельству предпринимателей, исследования регулярно проводятся в городе общественными организациями, реальная их значимость невелика. Результаты не публикуются, изменений не наблюдается. Поэтому проведение независимого исследования позволит выявить новые тенденции и представить их для ознакомления общественности.

Исследование проводилось среди предпринимателей в сфере торговли, так как большинство предприятий малого и среднего бизнеса занято именно такой деятельностью. Удивительно, что в малом городе, с численностью жителей около 69 000 человек, активно развивается и продолжает расти сфера торговли, значит, есть потребность в этом. Город отличается тем, что имеет градообразующее предприятие — Се-верский трубный завод, на котором работает большая часть жителей. Остальные заняты преимущественно в сфере торговли или работают, либо учатся в г. Екатеринбурге. Лишь незначительная часть населения работает на других небольших производственных предприятиях. Вероятно, имеет значение и то обстоятельство, что торгов-

ля имеет более короткие сроки окупаемости затрат. Согласно результатам анкетного опроса, период времени, за который бизнес в сфере торговли становится рентабельным, занимает примерно один год. Предприятия созданные более пяти лет назад, имеют сроки наступления рентабельности около двух лет. Возможно, это связано с тем, что в разные периоды времени экономика страны находилась в различных состояниях развития.

Среди опрошенных — предприниматели, как давно существующие на рынке, так и только начинающие свой бизнес. Это позволяет взглянуть на действительность со всех сторон, увидеть проблемы с разных точек зрения. Есть как отличающиеся моменты, так и единодушие во мнениях относительно определенных вопросов, что говорит нам о наличии устоявшихся тенденций в сфере предпринимательства. Так, на вопрос удовлетворены ли Вы, тем, как развивается малый и средний бизнес в городе, 40 % ответили: «скорее нет», и 60 % уверенно ответили «нет». Данная информация служит сигналом того, что, несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства, удовлетворенность самих субъектов предпринимательской деятельности отсутствует. А, значит, необходимо выявить проблемы, причины такого состояния.

На вопрос о прибыльности организации 60 % опрошенных предпринимателей ответили, что хватает только на покрытие расходов, остальная часть опрошенных отметили незначительную прибыль. При этом уровень развития конкуренции большей частью оценивают как высокий (отметили 75 % опрошенных). В этом есть определенная взаимосвязь: предприниматели не получают максимальной прибыли в связи с высоким уровнем конкуренции. Вместе с тем, позитивным моментом является то, что ни один предприниматель не определил свой бизнес как убыточный.

Сфера взаимодействия органов местной администрации не отличается позитивными тенденциями. На вопрос: «На этапе создания бизнеса препятствовали ли органы местной власти и контролирующие организации?», 40 % ответили утвердительно, остальные дали отрицательный ответ. Несмотря на общее большинство, 40 % пред-

принимателей — цифра существенная и на нее следует обратить внимание.

Помимо этого предприниматели отметили следующие проблемы: сложность системы налогообложения, несовершенство законодательной нормативной базы, сложность получения помещений, правовая незащищенность. 20 % предпринимателей отметили частые несанкционированные законом проверки. На вопрос, несут ли предприниматели финансовые потери при проведении проверок, 40 % ответили «да», 40 % «нет», и 20 % опрошенных затруднились ответить. Значит, коррупция имеет место быть в городе. Положительная тенденция: 80 % опрошенных предпринимателей отметили отсутствие административных барьеров при регистрации, при административном контроле. Уровень барьеров при лицензировании деятельности оценили в целом как средний.

Можно сделать вывод о своеобразном поведении местных органов власти. Напрямую не препятствуют развитию предпринимательства, однако активных действий не предпринимают для содействия и реальной помощи, несмотря на наличие Программы по развитию предпринимательства. При обращении предпринимателей с просьбами о помощи по какому-либо вопросу, ответная реакция от администрации города часто отсутствует. Проблема уходит в бюрократическую волокиту и не находит своего решения.

Административные органы заняты выстраиванием отношений внутри своей системы, а также с крупными налогоплательщиками, при этом они часто не обращают внимания на представителей малого и среднего бизнеса. Хотя в развитие экономики города малый и средний бизнес может внести существенный вклад, заполняя относительно свободные сегменты рынка, улучшая инвестиционный климат в городе, ведь каждый начинающий индивидуальный предприниматель будет использовать возможности расширить масштабы своего бизнеса.

С другой стороны, предприниматель

Административные органы заняты выстраиванием отношений внутри своей системы, а также с крупными налогоплательщиками, при этом они часто не обращают внимания на представителей малого и среднего бизнеса.

деятельность, сопряженная с рисками рыночного общества. Органы власти лишь задают правила ведения бизнеса, формируют законодательную базу. «Предпринимательская деятельность как системное явление, — верно отмечает И. С. Гапархоев, — обладает собственными внутренними импульсами развития, механизмом обеспечения и воспроизводства, инфраструктурой, системой управления, системой изучения контрагентов, системной оценкой деятельности, законодательными и нормативно-ориентирующими регуляторами деловых отноше-ний»5. Следовательно, поддержка предпринимательства не является непосредственной функцией государственных и муниципальных органов власти. Речь идет о поддержке только тех видов деятельности бизнеса, которые связаны с удовлетворением социально значимых потребностей населения.

Предприниматели выделяют и ряд других проблем своей деятельности. Например, недостаточность капитала и собственных оборотных средств. 90 % опрошенных указали на недостаточность капитала и только 10 % затруднились ответить. Вероятно, это связано с самой сутью природы предпринимательства, когда все финансовые средства будут использоваться для развития или потребления, при этом состояния достатка начального капитала не будет прослеживаться. Проблема относится скорее не к самой системе развития предпринимательской сферы в стране или округе, а к самой природе бизнеса.

Другая проблема — сложность получения банковских кредитов для организации бизнеса. 80 % опрошенных ответили утвердительно и только 20 % сообщили об отсутствии каких-либо сложностей. Банковская = система местным органам власти неподконтрольна, в сравнении с федеральными органами власти. В связи с этим достаточно проблематично содействовать предпринимателям в сфере кредитования.

Учитывая близкое географическое расположение Полевского к «столице» Урала Екатеринбургу, можно

ство — самостоятельно осуществляемая предположить, что происходит утечка ка-

дров. 40 % опрошенных предпринимателей отметили нехватку квалифицированных кадров. Отчасти, это связано с тем, что малому и среднему бизнесу в сфере торговли не требуется высшее образование основной части работников, что связано со спецификой профессии продавца. Можем предположить, что для бизнеса в сфере производства кадровая проблема является наиболее острой.

Единодушно предприниматели поддержали следующие механизмы финансово-кредитной и иной поддержки бизнеса:

♦ взаимодействие финансово-кредитных организаций с предпринимателями по вопросам кредитования;

♦ оптимизация налогообложения;

♦ реализация программы оказания услуг юридическим и физическим лицам по принципу «Одного окна»;

♦ урегулирование взаимоотношений с государственными органами надзора и контроля.

При этом реализация принципа оказания услуг «Единое окно» вызвала затруднения в связи с неосведомленностью предпринимателей, недостаточной информацией. Предпринимателям была предоставлена возможность высказать собственное мнение, свои варианты механизмов поддержки бизнеса. Среди ответов звучали следующие предложения:

— изменить существующие программы кредитования в сторону снижения ставок;

— более эффективное субсидирование бизнеса государством;

— отлаженное взаимодействие с центром занятости.

Учитывая полномочия муниципальных органов власти, механизмы воздействия на банки, выдающие кредиты, практически отсутствуют. Но альтернативным способом может стать создание Фонда по льготному кредитованию участников данного Фонда. Кроме того, тесное сотрудничество центра занятости и представителей малого и среднего бизнеса частично решит кадровую проблему и одновременно сократится безработица в городе.

Звучали предложения создания информационной службы по вопросам налоговой системы, оформления, уплаты и других вопросов в сфере налогов. Представители

малого и среднего бизнеса не всегда имеют возможность оплачивать работу бухгалтера, поэтому самостоятельно готовят все необходимые документы. Но сложность налоговой системы и оформления вызывает затруднения, отнимает драгоценное время, финансовые средства. Поскольку компетенция сотрудников налоговой службы заставляет неоднократно обращаться по одному вопросу, выстаивать в очередях и затем снова переделывать документы.

На взгляд предпринимателей, формированию позитивного имиджа способствуют:

♦ вовлечение предпринимателей в решение социально-экономических проблем города и области;

♦ сотрудничество предпринимателей со СМИ города и области;

♦ регулярное проведение семинаров по актуальным вопросам бизнеса и технологий;

♦ организации периодических пресс -конференций для СМИ по актуальным проблемам предпринимательства;

♦ забота о своих сотрудниках, социальный пакет и т. п.

По результатам исследования мы выявили, что только 40 % опрошенных предпринимателей реально вовлечены в решение социально-экономических проблем города и области. Это именно те организации, которые существуют на рынке более 3 лет. Если примем во внимание тот факт, что опрошенные — это представители сферы торговли, то понимаем, что цифра весьма значительная. Половина предпринимателей сотрудничает со СМИ города и области, а вот только 10 % из числа опрошенных участвуют в городских выставках.

Кроме того, в городе работает Союз промышленников и предпринимателей, в котором принимает участие 20 % представителей сферы торговли, но при этом практически все так или иначе ощущают его деятельность и оценили работу объединения на средний балл — 3. Основным достижением стало снижение ставки по налогу.

На вопрос об оценке перспективности города 70 % опрошенных предпринимателей по пятибалльной шкале дали 3 балла, 15 % — 2 балла и 15 % — 4 балла. Как видим, перспективность оценивается не высоко,

но, учитывая, что город находится в категории малых, возможно изменение ситуации в положительную сторону. Для этого необходимо отлаженное взаимодействие предпринимателей и представителей администрации, общение, обмен информации, а также реальная заинтересованность местных органов власти в беспрепятственном развитии бизнеса.

Проведенное исследование позволило изучить состояние и выявить проблемы развития предпринимательства в городе По-левском, а также степень его развития на данный период времени. В целом полученные результаты дают надежду на возможность развития предпринимательства еще более высокими темпами, но при условии, что к этому будут стремиться и реально содействовать местные органы власти. Интерес, стремление, потенциал есть, необходимо дать больше возможностей предпринимателям.

Малое предпринимательство в городах Свердловской области, как и по стране в целом, испытывает по-прежнему большие трудности. Чтобы их устранить, необходима последовательная работа по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержке малого бизнеса, по устранению административных барьеров, а также преодолению коррупции, которая сдерживает экономическое развитие. Важной мерой поддержки малого предпринимательства является создание или содействие в создании инфраструктуры малого бизнеса, т. е. инициирование создания организаций снабжения и сбыта, транспортных, ремонтных и других организаций, обслуживающих малые предприятия.

Предприниматели, руководители предприятий, организаций и учреждений малого бизнеса при взаимодействии с муниципальными органами управления сталкиваются с многочисленными проблемами. Ряд этих трудностей имеет объективный характер, к примеру кризис в экономике или несовершенное законодательство. Наряду с этим многие из них порождены субъективными причинами, недостатками деятельности органов местного самоуправления, предвзятостью служащих, бюрократизмом и волокитой. Предприниматели по-прежнему сталкиваются с трудностями при оформлении

аренды помещений (постоянно растущая арендная плата), иногда при регистрации своей организации или лицензировании своей деятельности, и многими другими административными препятствиями. До сих пор не исключены также и случаи нарушения законодательства или вольного толкования отдельных его положений, а также факты откровенного вымогательства.

Программа по развитию предпринимательства до 2015 г. отчасти удовлетворяет потребности субъектов предпринимательства, однако многое будет зависеть от деятельности местной администрации, проверяющих органов, налоговой службы и других организаций некоммерческого характера. Эффективное взаимодействие муниципальной администрации и предпринимателей, своевременные меры органов власти по реальной поддержке бизнеса будут способствовать повышению уровня и качества жизни населения города.

Таковы некоторые проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в городах Свердловской области. Многие из них, впрочем, характерны и для других регионов. Наше исследование показало, что огромный потенциал малого предпринимательства очень часто не реализуется в полной мере из-за административных барьеров, произвола чиновников. Стратегическим направлением решения этих проблем является совершенствование законодательства, разработка правовых и этических аспектов взаимодействия органов муниципального управления и бизнеса.

1. Официальный портал Екатеринбурга [Электронный ресурс] URL: http://www.ekburg.ru (дата обращения: 28.05.2010).

2. Там же.

3. Постановление Главы Полевского городского округа от 23.04.2010 № 673 Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Полевском городском округе на 2010-2015 годы» [Электронный ресурс] URL: http://www.pgoadm.ru/index.php?option (дата обращения: 10.09.2010).

4. Там же.

5. Гапархоев И. С. Феномен предпринимательства в экономической литературе // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 1 (19) январь. С. 69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.