УДК 658.114/338.439(571.17)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АПК
К.А. ВАСИЛЬЕВ, кандидат экономических наук, зав. кафедрой
Кемеровский ГСХИ E-mail: K_Vasiliev@mail.ru
Резюме. В работе проведено исследование проблем развития предпринимательства в агропромышленном комплексе. Показано, что один из главных факторов, обеспечивающих решение проблемы становления и развития предпринимательства в АПК - агропромышленная интеграция. Отмечена необходимость создания в муниципальных образованиях институционально-интеграционной формы консолидации малых и средних предприятий.
Ключевые слова: предпринимательство, агропромышленный комплекс, интеграция, инвестиции, инновации, бизнесцентр, муниципальные образования.
Особенности предпринимательства как формы хозяйствования в наибольшей степени характерны для агропромышленного комплекса. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что только при строгом учете специфики, прежде всего связанной с естественноприродными факторами, можно достигнуть положительных результатов в предпринимательской деятельности.
Поэтому все актуальнее становится необходимость теоретико-методологических исследований проблем эффективного функционирования предпринимательства в АПК, перспектив его развития, особенностей и экономических условий становления, формирования наиболее рациональных организационно-правовых структур, создания и рационального использования современной материально-технической базы и кадрового обеспечения.
Цель нашего исследования заключается в выявлении особенностей развития предпринимательства в агропромышленном комплексе.
Задачи исследования включали определение базовых факторов развития предпринимательства в АПК; раскрытие особенностей развития и торможения предпринимательства, а также обоснование институционально-интеграционной формы консолидации малых и средних предприятий в муниципальных образованиях.
Условия, материалы и методы. Несмотря на значительное внимание федеральных и региональных органов власти и управления к проблемам эффективного развития малого и среднего предпринимательства их решение происходит медленно и противоречиво. Достаточно отметить, что доля малого и среднего бизнеса в структуре ВВП развитых стран составляет 50 %, а в Российской Федерации не превышает 20 %. Крайне низкие темпы развития российского предпринимательства, на наш взгляд, связаны с особенностями его становления, федеративным устройством государства и слабостью законодательной базы.
Дальнейшая модернизация агропромышленного комплекса России неотделима от решения актуальнейшей проблемы - повышения его экономической и социальной эффективности. Это особенно важно сегодня, когда субъекты сельскохозяйственного производства, вынуждены искать пути совершенствования
организационных форм в целях более рационального использования ресурсного потенциала. Приоритетный фактор повышения социально-экономической эффективности агропромышленного производства в современных условиях - интеграция [1].
Она связанна с необходимостью взаимодействия между отраслями и видами аграрного и промышленного производства. Сельскохозяйственные предприятия вступают в интеграционные связи, стремясь смягчить риски, вызванные спецификой аграрного производства, зависимостью от природноклиматических условий, стихийностью рынка сельскохозяйственной продукции. Перерабатывающие и иные предприятия АПК также стараются обеспечить себе стабильные доходы, благодаря наличию надежной сырьевой базы, либо рынков сбыта продукции или услуг.
Кроме того, можно выделить следующие базовые факторы, способствующие решению проблем становления и развития предпринимательства в АПК:
совершенствование нормативно-правовой базы, поскольку практика опережает действующие нормы и требования законодательства;
расширение инвестиционной базы, в связи с тем, что предпринимательство в АПК, особенно на начальном этапе становления, не возможно без привлечения финансовых и материальных средств;
управление предпринимательством, которое подразумевает трансформацию структуры и повышение квалификации кадров руководителей и специалистов предприятий агропромышленного комплекса, а также руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств [2].
Анализ большого числа научных публикаций свидетельствует о недостаточном теоретическом обосновании процессов становления и устойчивого развития различных форм предпринимательства в муниципальных образованиях, регионах и России в целом. В современных условиях решение этой проблемы возможно при четком взаимодействии трех составляющих: институты - интеграция - инновации. Причем в непосредственной привязке к муниципальным образованиям, поскольку институционально-интеграционные и инновационно-инвестиционные процессы должны быть адресно-ориентированы на конкретные государственные административно-территориальные образования. Это объективно предполагает разработку адекватных механизмов межуровневого взаимодействия субъектов предпринимательства при условии их институционально-интеграционной модернизации с учетом обоснования особенностей функционирования и развития.
Использование восходящего подхода к развитию предпринимательства, начиная с муниципальных образований и заканчивая страной в целом, вполне обосновано. Именно в муниципальных образованиях изначально происходит становление и развитие предпринимательских структур. Поэтому в их рамках должны происходить институционально-интеграционные и инновационно-инвестиционные процессы. Однако в реальности они протекают медленно, противоречиво и чаще всего в режиме торможения. Подобного
рода ситуация обусловлена наличием следующих факторов:
стихийный и обособленный характер становления и развития малых и средних форм предпринимательства;
отсутствие научного обоснования миссии развития малого и среднего предприятия непосредственно в контексте анализа, оценки и определения перспективного направления бизнеса, исходя из особенностей конкретного муниципального образования;
ограниченность финансовых ресурсов необходимых для развития бизнеса малыми предприятиями;
отсутствие непрерывного и профессионального научного сопровождения;
недостаточная квалификация, как управленческих кадров, так и наемных работников, которая приводит к производству неконкурентной продукции с высоким уровнем себестоимости и цены, а следовательно недостаточным спросом у покупателей;
крайне низкий уровень интституционально-интеграционных и инновационно-инвестиционных процессов в направлении консолидации усилий собственников малых и средних предприятий в целях формирования реальных условий для обеспечения их развития. Речь идет не только о формах инновационного обновления, но и о возможных, взаимовыгодных объединениях, слияниях и поглощениях, которые позволяют получить весомый синергетический эффект, а также сформировать тенденцию к трансформации малых предприятий в средние;
беспредел чиновников всех уровней; отсутствие вертикали обеспечения устойчивого развития предпринимательства, которое практически означает отчуждение государства от решения проблем совершенствования рыночных институтов, порождает произвол в использовании бюджетных средств.
Результаты и обсуждение. Раскрытие изложенных особенностей развития малого и среднего бизнеса позволяет обеспечить системный подход к их преодолению.
Прежде всего, это связано с совершенствованием законодательных основ развития предпринимательства в АПК России. Речь идет о формировании многоуровневой вертикали управления этими процессами (муниципальные образования, субъекты Федерации, страна в целом), разработке и обосновании законодательно-оформленных принципов, форм и методов межуровневого взаимодействия.
Необходимо отметить, что в развитых странах действуют системы внедрения результатов НИОКР, в основном, через консультационные службы, которые служат связующим звеном между наукой
и производством. Специалисты-консультанты в США, Англии и других странах трансформируют сложные научные разработки в простые рекомендации [3].
Научное сопровождение позволяет обосновывать наиболее перспективные направления развития предпринимательских структур в муниципальных образованиях.
Базой для объединения усилий малых и средних предприятий, обеспечивающей повышение выживаемости, защиту прав, консолидацию ресурсов и формирование вектора устойчивого инновационноинвестиционного развития может стать «Муниципальный инновационно-интеграционный бизнес-центр». Аналогичные консолидирующие структуры должны быть созданы на региональном и федеральном уровнях.
Формирование такой многоуровневой институционально-интеграционной модели при ее системной инновационно-инвестиционной направленности вносит серьезные коррективы в сложившиеся подходы к ценообразованию на товары и услуги, создаваемые предпринимательскими структурами, поскольку дает возможность снизить барьеры, создаваемые предприятиями монополистами, и вывести на первый план задачу ресурсосбережения и повышения качества товаров и услуг.
Создание «Муниципальных инновационо-интегра-ционных бизнес-центров» ставит в равные условия предприятия малого и среднего бизнеса аграрного сектора и перерабатывающей промышленности, поскольку снимаются ограничения, связанные с переработкой сельскохозяйственной продукции. Также становится реальным формирование частногосударственного партнерства в реализации крупных приоритетных инвестиционных проектов.
Выводы. Главная особенность деятельности предпринимательских структур в агропромышленном комплексе безусловно связана со спецификой производства, его зависимостью от погодно-климатических условий, стихийностью рынка сельскохозяйственной продукции. Дальнейшее эффективное развитие предпринимательских структур в аграрной сфере, направленное на повышение благосостояния населения страны невозможно без консолидации усилий науки, практики и власти. Предлагаемый муниципальный инновационо-интеграционный бизнес-центр можно рассматривать как необходимый элемент доведения, в первую очередь, информации по приоритетным и инновационным направлениям развития отрасли в целях более рационального использования ресурсного потенциала.
Литература.
1. Кусакина О.Н., Скиперская Е.В. Социально-экономическая эффективность функционирования интегрированных структур в АПК: содержание и оценка // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. № 4. URL: http://www.uecs.ru.
2. Осипова А.В. Аграрная реформа и факторы развития предпринимательства в агропромышленном комплексе // Российское предпринимательство. - 2004. -№ 1 (49). - с. 76-81.
3. Сиразетдинов И.С. Информационно-консультационное обеспечение как фактор развития предпринимательства в АПК // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. №4. URL: http://www.uecs.ru.
FEATURES OF BUSINESS IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
K.A. Vasilyev
Summary. In the present paper focuses on the problems of development of entrepreneurship in the agricultural sector of the industrial region. It is shown that the main factor, which is designed to solve the problem of formation and development of entrepreneurship in agriculture is agroindustrial integration. The need for both in the municipalities of the region of integration and institutional forms of consolidation of small and medium enterprises.
Keywords: enterprise, agriculture, integration, investment, innovation, business center, community education.