Научная статья на тему 'Особенности развития предпринимательской деятельности в посткризисной экономике'

Особенности развития предпринимательской деятельности в посткризисной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
749
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИИ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ПОСТКРИЗИСНАЯ ЭКОНОМИКА / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / INNOVATIONS / LIFE CYCLE / POST-CRISIS ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Д. В.

В условиях посткризисной экономики для осуществления эффективного функционирования предприятия необходимо использовать комплексный подход, основанный на инновационном развитии в контуре управления жизненным циклом хозяйственного субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of development of entrepreneurship activity in the post-crises economy

In the conditions of the post-crisis economy there is a need for realization of effective functioning of an enterprise. In order to reach it, the author considers necessary to use the complex approach based on innovative development in a contour of management by life cycle of the economic subject.

Текст научной работы на тему «Особенности развития предпринимательской деятельности в посткризисной экономике»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОСТКРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКЕ

СМИРНОВ Д.В.,

аспирант, Ростовский государственный университет путей сообщения, e-mail: [email protected]

В условиях посткризисной экономики для осуществления эффективного функционирования предприятия необходимо использовать комплексный подход, основанный на инновационном развитии в контуре управления жизненным циклом хозяйственного субъекта.

Ключевые слова: институциональная среда; инновации; жизненный цикл; посткри-зисная экономика.

In the conditions of the post-crisis economy there is a need for realization of effective functioning of an enterprise. In order to reach it, the author considers necessary to use the complex approach based on innovative development in a contour of management by life cycle of the economic subject.

Keywords: institutional environment; innovations; life cycle; post-crisis economy.

Коды классификатора JEL: E32, L26.

Современная экономическая ситуация характеризуется посткризисной стадией развития. В условиях низкого платежеспособного спроса институциональная среда национальной экономики нуждается в модернизации для повышения деловой активности хозяйственных субъектов.

Развитие инфраструктуры для малого предпринимательства является одной из приоритетных задач в стратегии восстановления экономического роста. Малое предпринимательство является одним из источников занятости экономически активного населения и налоговых доходов бюджета. С этих позиций формирование инфраструктуры, позволяющей развиваться малому предпринимательству, в том числе инновационному, становится актуальной проблемой современной экономической политики.

На современном этапе развития экономической ситуации в стране и в мире, когда хозяйствующие субъекты предпринимают попытки выхода из кризисного положения, перед малыми, средними и крупными предприятиями остро стоит вопрос обеспечения конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Эффективным способом сохранения устойчивого положения и его улучшения для предприятий является ведение постоянного процесса поиска, разработки, внедрения в производство и на рынок нововведений, что требует осуществления перманентной инновационной деятельности. Поэтому инновационная политика становится современной идеологией, новой парадигмой социально-экономического развития деятельности отечественных предприятий и организаций. Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал предприятия.

В современной экономической науке расширился подход к содержанию инновационной деятельности. Инновации рассматриваются в различных направлениях, не ограничивая инновационную деятельность предприятия только рамками научно-технических нововведений, результатами которых являются принципиально новые продукты и технологии.

Основой развития экономики являются технологические и продуктовые инновации, обеспечивающие перманентное инновационное развитие в других направлениях и сферах деятельности организации. Изменение технологий и появление новых видов продукции способствуют созданию новых форм и методов организации производственной деятельности, формируют условия для появления новых способов и инструментов управления, заставляют предприятия разрабатывать новые маркетинговые технологии продвижения и сбыта инновационной продукции. Технологические и продуктовые инновации являются наиболее «заметными, видимыми, ощущаемыми и осязаемыми» в деятельности предприятий. Организационные и управленческие инновации всегда вызывают изменения и нарушают привычный ритм работы

© Д.В. Смирнов, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

организации, но являются неотъемлемой частью инновационной деятельности предприятия. Разработка и реализация инноваций требуют осуществления глубоких изменений характера труда, преобразования технико-технологических и организационных систем, форм и методов управления хозяйственной деятельностью.

Внедрение инноваций во все сферы экономической деятельности продиктовано настоятельной необходимостью повышения конкурентоспособности отечественных предприятий в условиях нестабильности внешней среды, что на практике реализуется на основе применения проектного подхода к инновационной деятельности с точки зрения непрерывности осуществления данного процесса. Инновационный проект рассматривается в трех аспектах:

♦ как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение конкретных целей по созданию технологий, продуктов, способов и приемов, обладающих научной новизной;

♦ как процесс осуществления инноваций инновационный проект представляет собой целенаправленную деятельность, состоящую из скоординированных взаимосвязанных действий по разработке, апробации, внедрению и коммерциализации инноваций в практической деятельности предприятий и организаций;

♦ как комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации инновационный проект рассматривается с точки зрения технического документального отражения всех необходимых процедур и мероприятий по созданию и реализации инновационных идей.

Инновационное проектирование, как один из инструментов управления развитием предприятия, позволяет осуществлять в ограниченные сроки уникальные работы по созданию и реализации инноваций. Уникальность выражается в том, что у любого инновационного проекта есть специфические особенности, отличающие его от других проектов, но самое главное — это наличие новизны, которая и характеризует данный проект как инновационный. Появление на рынке инновации является результатом выполнения разнообразных и относительно обособленных работ, которые могут быть выполнены одним предприятием или распределены между участниками проекта.

Важнейшим условием эффективного управления развитием России на настоящем этапе является создание новых институциональных форм взаимодействия бизнеса и власти в контуре развития малого предпринимательства. Опыт последнего десятилетия показал, что модернизация на микроуровне без соответствующего проектирования новых институциональных сред функционирования инновационноориентированной экономики не дает требуемого эффекта в рамках целостной социально-экономической системы.

В условиях преодоления экономического кризиса и необходимости создания рынков с конкуренцией более высокого уровня на основе внедрения инноваций в процесс совершенствования производственной и коммерческой деятельности организаций особую актуальность приобретает исследование процесса управления предприятием по стадиям жизненного цикла. Теория жизненных циклов организации является одной из процессных теорий и основана на сопоставлении деятельности предприятия с жизнедеятельностью биологических объектов.

Существующий циклический характер экономических процессов, осложненный нестабильностью и динамичностью внешней среды, предопределяет циклическое развитие деятельности современной организации.

В современной экономической литературе существует множество моделей жизненного цикла организации. Большинство из них носят теоретический и концептуальный характер. С точки зрения практического применения существующих теорий можно предложить классификацию моделей жизненного цикла организации по различным признакам [2]:

1) по временному признаку можно выделить стадии развития и затухания во времени;

2) процессный подход позволяет выделить стадии жизненного цикла организации от момента создания до ликвидации с учетом процессов функционирования;

3) модифицированный признак дает возможность рассматривать стадии жизненного цикла с учетом изменения направлений деятельности предприятия;

4) ситуационный подход призван помочь раскрыть фазы жизненного цикла организации в зависимости от внешних факторов: кризисов, политических событий, стихийных бедствий и т.п.;

5) револьверный (возобновляемый) признак позволяет отслеживать фазы жизненного цикла организации с учетом их повторения в результате реформирования или принятия антикризисных мер и технологий.

Стадию жизненного цикла можно определить как временной период, в течение которого предприятие решает специфические управленческие задачи в рамках однотипных ценностных установок, соответствующих своему внутреннему состоянию и согласованных с изменениями внешней среды.

Смена стадий жизненного цикла предприятия находится под воздействием внешней среды, но инициируется внутренними процессами. Жизненный цикл предприятия непосредственно зависит от прояв-

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

75

ления динамических характеристик его ресурсного потенциала, обновление и воспроизводство которого определяют стабильность и рост предприятия.

К кризисным ситуациям может привести, с одной стороны, неэффективное использование ресурсов и их несоответствие целям предприятия, а с другой стороны, на общую динамику развития предприятия во времени оказывают негативное влияние факторы внешней среды. В условиях меняющейся внешней ситуации предприятия должны не только концентрировать внимание на внутренних проблемах, но и вырабатывать эффективную стратегию управления, соответствующую изменениям внешней среды. Циклические изменения в мировой, национальной и региональной экономике оказывают существенное влияние на динамику развития предприятия. На каждой фазе цикла происходят обратимые и необратимые изменения параметров внешней среды, которые оказывают определенное воздействие и требуют различных стратегий поведения предприятия. Объективно существующий циклический процесс обратимых и необратимых проявлений не только внешней, но и внутренней среды предприятия оказывает решающее воздействие на его деловую активность и дальнейшее развитие.

Хозяйственные субъекты стремятся к продлению своего жизненного цикла и обеспечению развития на основе внедрения инноваций. Инновационная активность является составной частью и неотъемлемым фактором деловой активности предприятия в условиях быстро меняющихся потребностей рынка и нарастающей конкуренции. Именно конкурентные преимущества, основанные на инновациях, обеспечивают успех предприятия в глобальной конкуренции [3]. Инновационная активность характеризует способность предприятия к осуществлению и развитию инновационной деятельности. В условиях кризиса, когда видоизменяется конкуренция, современные предприятия вынуждены изыскивать возможности для инновационного развития.

Таким образом, инновационная активность позволяет продлить жизненный цикл предприятия и является катализатором обновления и развития его деятельности. Обновление является промежуточной стадией жизненного цикла предприятия и, как показывает практика, осуществляется на этапе «зрелости». Продление жизненного цикла предприятия и обеспечение подъема или развития оказываются зависимыми от обновления ресурсов, технологий, ассортимента продукции, методов и инструментов управления. Предприятие может осуществить качественный переход на новый уровень развития только в том случае, если найдет новую идею, новую технологию, новый товар, более привлекательный для потребителя, и займет новое место на рынке. Обновление, основанное на развитии инновационной деятельности предприятия, целесообразно осуществлять именно на стадиях «роста» и «зрелости», когда накоплен значительный инновационный потенциал и предприятие еще не подвержено различным патологиям и «болезням».

Задачей менеджмента является осуществление мониторинга внешней среды и исследование внутренней ситуации с целью прогнозирования позиций предприятия на кривой жизненного цикла и осуществления эволюционных преобразований на основе разработки и внедрения инноваций для продления основных жизненно важных стадий «роста» и «зрелости» и недопущения перехода к стадии «разрушения» или «смерти». Для этого руководство предприятия должно разработать стратегию развития, которая будет соответствовать стадии жизненного цикла организации в данный момент и открывать возможности для инновационного прорыва.

Наиболее удобным сценарием инновационного развития предприятия на ранних стадиях его существования является выбор имитационных стратегий, которые позволяют использовать уже созданные компаниями-лидерами инновационные продукты и технологии, не осуществляя больших затрат на научные исследования и разработки, и тем самым минимизировать риск и неопределенность. Более предпочтительным для пролонгации жизненного цикла предприятия является использование стратегии диверсификации, которая позволяет предприятию расширить свою деятельность и закрепиться на новых рынках, но требует более сложной системы управления и жесткого контроля, особенно в финансовой сфере.

Для достижения целей стратегии восстановительного необходимо управлять ходом институциональной эволюции. В этой связи главной задачей оптимизации и управления развитием институциональной среды становится четкая постановка целей, выработка средств достижения задач; минимизация затрачиваемых на их достижение средств и усилий; и как продолжение — безусловное отторжение системой институтов и лиц, доказывающих свою некомпетентность или бесполезность [1].

Современным критерием эффективности антикризисного управления на макроуровне становится выверенность и систематизированность, направленные на снижение уровня неопределенности: все, что мешает четко формулировать цели и задачи, а затем и достигать их, должно ликвидироваться либо заменяться более эффективными формами взаимодействия.

Управление формированием новых институциональных форм взаимодействия корпоративного и государственного секторов продуцирует принципиально новую схему реализации государственной инновационной политики в области развития малого предпринимательства, базирующуюся на функции государства как институционального инноватора, а корпораций — как саморегулируемых организаций, функционирующих в контуре государственной стратегии, корпоративная стратегия которых базируется не только на принципах экономической эффективности, но и формирует спрос на инновационную продукцию, производимую малым бизнесом. Именно отсутствие спроса на инновационную продукцию в дли-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

тельном периоде не позволяет малому предпринимательству обратиться к инноватизации, поскольку инновационное производство является высокозатратным и высокорисковым.

Задачам экономического развития отвечает эволюция отношений между государством и малым предпринимательством от модели, напоминающей субординацию «принципал — агент», к более гибкой форме стратегического партнерства между ними для выявления достижимых и актуальных целей, распределения обязанностей в процессе их реализации, оценки текущих результатов [5]. Управление институциональным взаимодействием должно способствовать налаживанию такого сотрудничества государства и малого предпринимательства, что в свою очередь продуцирует необходимые институциональные условия формирования инновационно ориентированного вектора развития предпринимательства на уровне национальной экономики.

Институциональные условия формирования инновационного вектора развития малого предпринимательства сначала формируются в информационном обществе, обладающем средним образовательным уровнем населения.

Поддержание общего уровня человеческого потенциала предполагает научные контакты, обмен научной информацией, координацию научной деятельности. Все это возможно только в среде свободных конкурентных отношений, свободного соревнования, сравнения результативности новых идей, успеха одних и неудачи других.

Второй этап, инновационный процесс, который, как правило, связан с большим риском и также требует свободы — свободы принятия решения, риска, доступа к информации и проч. — со стороны тех, кто непосредственно применяет нововведения, и распространителей. На этом этапе роль рынка велика — он фактически тестирует конкурентоспособность новой идеи, воплощенной в реальный продукт, технологию.

На заключительном этапе важна свобода потребителя выбирать новый продукт и тем самым поддержать направление инновации или не предъявлять спрос и признать направление инновации непродуктивным. Как показывает практика развитых стран, в инновационном бизнесе, получившем название венчурного, выживает не более трети участников. По оценке Т. Форестера, из 250 исследованных им венчурных фирм, основанных еще в конце 1960-х гг., выжили к началу 1980-х гг. лишь 32%, остальные или разорились, или были поглощены крупными фирмами. Лишь единицы превратились в высокотехнологичных крупных производителей. Среди них «Ксерокс», «Интел», «Эппл» [4].

Для построения системы эффективного функционирования предприятие должно быть способным адаптироваться к изменениям во внешней среде, в частности использовать конкурентные преимущества исходя из институциональных преобразований. Синхронизация стратегических целей и процессов предприятия с ключевыми изменениями во внешней среде способствует повышению эффективности управления жизненными циклами инновационного предприятия в условиях посткризисной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иноземцев В. Призыв к порядку. О модернизации России и возможном экономическом прорыве // Российская газета. 2008. № 4762. С. 3.

2. Никулина О.В. Управление инновационным развитием предприятия: монография. Краснодар: Экоинвест, 2009.

3. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компании: современные подходы, алгоритм, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006.

4. Forester T. High-tech Society. The impact of information technology revolution. Oxford, 1987 // http://scholar. lib.vt.edu/ejournals/JTE/v1n2/pdf/snyder.pdf.

5. Rodrik D. Industrial Policy for the Twenty-First Century. KSG Faculty Research Working Paper Serie 2004 RWP04-047. Cambridge, MA, Harvard University, John F. Kennedy School of Government, 2004. pp. 36-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.