Научная статья на тему 'Особенности развития прав и свобод человека в условиях цифрового общества'

Особенности развития прав и свобод человека в условиях цифрового общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
759
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВО НА БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВО НА ЗАБВЕНИЕ / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИОННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРАВО НА ДОСТУП К ИНТЕРНЕТУ / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / DIGITAL SOCIETY / RIGHT TO SECURITY / RIGHT TO OBLIVION / RIGHT TO INFORMATION SELF-DETERMINATION / RIGHT TO ACCESS TO THE NET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коротич Р.А.

В данной статье рассматриваются характерные черты прав и свобод человека, приобретаемые в условиях цифрового общества. Также обнаружена зависимость приобретаемых характеристик новых возникших прав и свобод от изменения формации общества, роста объема информации, развития концепции электронного правительства. Рассмотрена прямая зависимость между первыми тремя поколениями прав человека и новыми цифровыми правами, причиной возникновения которых служит трансформация тех же первых трех поколений прав человека под влиянием цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFITY OF RIGHTS AND FREEDOMS DEVELOPMENT IN TERMS OF DIGITAL SOCIETY

This article examines the characteristics of human rights and freedoms acquired in a digital society. The dependence of the acquired characteristics of new rights and freedoms on changes in the formation of society, the growth of information volume, and the development of the e-government concept was also found. We consider the direct relationship between the first three generations of human rights and new digital rights, which are caused by the transformation of the same first three generations of human rights under the influence of digitalization.

Текст научной работы на тему «Особенности развития прав и свобод человека в условиях цифрового общества»

Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= PRJ&n=41557#03316446573339850. - (Дата обращения: 27.10.2019).

4. Условия и положения защиты прав покупателя [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://sale.aliexpress.com/ru/ pc/MF06DxusiL.htm?spm= a2g0o.ams_81407.j9a11ab.1.710671Aa71Aawk. - (Дата обращения 27.10.2019).

5. О защите прав потребителя: Закон Донецкой Народной Республики № 53-IHC от 05.06.2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-zashhite-prav-potrebitelej/. - (Дата обращения 27.10.2019).

6. Про електронний цифровий тдпис» вщ: Закон Украши 22.05.2003 № 852-IV [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://zakon.rada.gov.ua/ laws/show/852-15. - (Дата обращения 27.10. 2019).

7. Amazon Help & Customer Service [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.amazon.com/gp/help/customer/display.html/ ref=ap_ desktop_footer_cou?ie=UTF8&nodeId=508088. - (Дата обращения 09.11.2019).

Коротич Р.А.

студент

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» г. Донецк, Донецкая Народная Республика

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация: в данной статье рассматриваются характерные черты прав и свобод человека, приобретаемые в условиях цифрового общества. Также обнаружена зависимость приобретаемых характеристик новых возникших прав и свобод от изменения формации общества, роста объема информации, развития концепции электронного правительства. Рассмотрена прямая зависимость между первыми тремя поколениями прав человека и новыми -цифровыми правами, причиной возникновения которых служит трансформация тех же первых трех поколений прав человека под влиянием цифро-визации.

Ключевые слова: права и свободы человека, цифровое общество, право на безопасность, право на забвение, право на информационное самоопределение, право на доступ к Интернету.

Korotich R.A.

Student

Donetsk National University Donetsk, Donetsk People Republic

SPECIFITY OF RIGHTS AND FREEDOMS DEVELOPMENT IN TERMS OF DIGITAL SOCIETY

Abstract: this article examines the characteristics of human rights and freedoms acquired in a digital society. The dependence of the acquired characteristics of new rights and freedoms on changes in the formation of society, the growth of information volume, and the development of the e-government concept was also found. We consider the direct relationship between the first three generations of human rights and new digital rights, which are caused by the transformation of the same first three generations of human rights under the influence of digitalization.

Key words: human rights and freedoms, digital society, right to security, right to oblivion, right to information self-determination, right to access to the Net.

Введение. На данном этапе развития науки, технологии становятся неотъемлемой частью жизни каждого человека. Широкое применение новых технологий является ответом на необратимые тенденции научно-технической революции последних десятилетий. Особую роль в данном процессе занимает глобальная сеть Интернет, которая активно используется во всех сферах общества. Как следствие данным процессам возникает цифровое общество - «постиндустриальное общество, новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами является информация и ее высшая форма - знания» [1, c. 116].

Наряду с формированием цифрового общества, происходит развитие цифрового правительства, цифрового пространства, которые находятся в тесной взаимосвязи. Именно цифровое правительство направлено на обеспечение и создание таких параметров государства, при которых может существовать информационное общество [2, c. 323-325].

Стремительный рост объемов информации, формирование колоссальных информационных массивов, развитие технологий, их внедрение в различные сферы общественной жизни - все это формирует новую, «цифровую» реальность [4, c. 90-93].

В условиях активного развития общества, право становится не только средством, инструментом регулирования общественных отношений, но и в то же время объектом воздействия «цифровизации», в результате чего право подвергается изменениям.

Так в эпоху цифрового общества расширяется смысл, заложенный в понятие «права» как совокупности норм, регулирующих отношения, складывающиеся между субъектами по поводу определенного объекта. Изменения характера правоотношений приводят к формированию новых правоотношений, в которых уже не так важна личность субъекта, как это было ранее (например, в древности люди в лицо знали человека, с которым у них заключена договоренность).

Основная часть. Рассматривая субъектов права, можно прийти к выводу о том, что в традиционных правоотношениях ими являются физические, юридические лица, а также государство, а Интернет позволяет создавать правоотношения, в которых не всегда существуют правовые последствия в связи с отсутствием идентификации личностей. Особенно такая возможность анонимности усугубляет проблемы, связанные с регулированием коммерческих отношений в сети Интернет.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» физическое лицо обладает персональными данными, которыми является любая информация, прямо или косвенно имеющая отношение к определенному физическому лицу. Чаще всего к такой информации относят фамилию, имя, отчество, дата рождения, место жительства и т.п. В сети Интернет хранятся эти данные, доступ к которым облегчен, по сравнению с реальностью.

Помимо этого любые действия человека в Интернете оставляют определенный след, который называют цифровым. Раннее, всякая информация о людях, их персональные данные прекращали свое существование с момента наступления биологической смерти человека. В случае с цифровыми следами так не происходит.

В цифровом пространстве пользователи не уделяют достаточное внимание неприкосновенности своей частной жизни. Майкл Сандел, специалист по политической философии из Гарвардского университета, отметил, что люди, похоже, все в большей степени готовы обменять конфиденциальность на удобства, когда дело касается многих устройств, которые мы обычно используем [5].

Данное выражение наталкивает на вопрос «действительно ли так важна неприкосновенность частной жизни?». С другой стороны, необходимо подумать, кому в таком случае принадлежит право собственности на информацию. В связи с потерей контроля над нашими данными, необходимо в ближайшее будущее законодательно урегулировать данный вопрос. Иначе это приведет к полной прозрачности человеческой жизни, в таком случае люди предпочтут оставаться «в тени», нежели занимать должности, на которых следят за каждым их словом,

в том числе, сказанном до их вступления на эту должность (цифровые следы).

Также из-за наличия цифровых следов возникает «право на забвение», которое уже на данном этапе законодательно закреплено в ряде стран, в том числе в Российской Федерации.

1 января 2016 г. в Российской Федерации был принят Закон № 264-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского Кодекса Российской Федерации», предусматривающий право на забвение.

Законодатель дает определение понятию «право на забвение», в качестве права человека, позволяющего ему потребовать при определенных условиях удаления информации о нем из результатов поиска по имени лица. Это также относится и к той информации, которая может нанести личности вред. [3, с. 233-235] Однако, доступ к ней все же остается, удаляются лишь ссылки на страницы сайта, содержащего такую информацию.

В законе Российской Федерации перечислены основные позиции, согласно которым можно убрать данные:

1) информация нарушает законодательство Российской Федерации (например, оскорбления, незаконная обработка персональных данных и пр.);

2) ложная информация о человеке;

3) устаревшая информация;

4) информация, которая утратила значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя.

Некоторые государства продвинулись еще дальше и закрепили «право на цифровую смерть», которое действует по аналогии с завещанием. Французский закон № 2016-1321 от 7 октября 2016 г. о цифровой республике (государстве) позволяет гражданам на законодательном уровне обязать поставщиков опНпе-услуг выразить волю гражданина по поводу дальнейшей судьбы его персональной информации.

Следующее возникшее право напрямую связано с цифровизацией общества - право на подключение к Интернету. Данное право рассматривается с двух позиций: 1) Интернет рассматривается как услуга в целом; 2) как право на информацию, расположенную в Интернете.

В основном, нас интересует именно вторая позиция. Ранее мы упоминали об эволюции положений Конвенции о правах человека с развитием общества, государства и т.д. В подтверждение данного положения хотелось бы отметить возникновение права на доступ

к Интернету из существующего права на информацию, закрепленного в статье 10 Конвенции [6].

В мировой практике закрепление этого права достигается различными методами: признанием Интернета универсальной и общедоступной услугой (Эстония, Испания), закрепление в конституции права на доступ к Интернету (Греция, Португалия), признание данного права высшими судами (Франция, Коста-Рика).

В Докладе Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение Франка Ла Рю от 26 мая 2011 г. (A/HRC/17/27) указаны также негативные обязанности государства, связанные с правом на доступ в Интернет [7].

К ним относятся: недопустимость произвольного блокирования или фильтрации контента, лишающего возможности получать и распространять информацию в Интернете (п. 29-32, 70-71), а также отключения от Интернета (лишения к нему доступа), в том числе при нарушении права интеллектуальной собственности (п. 49-50, 78-79) и прочие.

Помимо негативных обязанностей, автор выделяет и позитивные. В их числе борьба с кибератаками (предоставление государством защиты от несанкционированного проникновения третьих лиц в личные учетные записи и компьютерные сети - п. 51-52, 80-81); защиту персональных данных (п. 56, 58, 82-83) и иные.

В дополнение к предыдущему праву принято выделять право на коммуникацию. Оно заключается в предоставлении гражданину доступа в Интернет для полноценного осуществления им своей гражданской позиции, участия в политической жизни. Данное право используется как средство узаконения права современного человека на доступ в Интернет. Однако, на данный момент существует проблема в его законодательном закреплении, которая обусловлена трудностями в выражении его «позитивным правом». Для этого необходимо наложить на государство прямую обязанность предоставлять инструменты, которые обеспечат массовую коммуникацию и передачу информации. Однако стоит отметить, что возложение такой обязанности возможно не во всех государствах в связи с их различным экономическим базисом.

Право на коммуникацию законодательно закрепляется в Конституции Непала 2015 г. в ст. 19 [8], при этом оно определяется через введение ограничений на предварительную цензуру информации, распространяемой различными способами, в том числе путем размещения электронных публикаций (ч.1 ст.19). Запрет на закрытие, арест или ан-

нулирование регистрации любых средств массовой информации, включая цифровые и электронные (ч. 2), а также запрет на закрытие любых средств связи, включая прессу, электронные и телефонию (ч. 3) [8].

Германское законодательство также закрепило «право на безопасность». Оно представляет собой совокупность компонентов, формирующих новую модель конституционно-правовой защиты персональных данных. Среди данных компонентов право на информационное самоопределение, право на обеспечение целостности и конфиденциальности информационно-технологических систем, право на тайну переписки, право на неприкосновенность жилища. Легко прослеживается та же эволюция уже существующих прав, закрепленных в Конвенции. Так, указанные права были закреплены решениями судов:

1) «право на информационное самоопределение» - Постановлением Федерального Конституционного суда Германии по делу о переписи населения от 15 декабря 1983 г.;

2) «право на обеспечение целостности ...» - Постановлением Федерального Конституционного суда Германии по делу об опНпе-обысках от 27 февраля 2008 г. [9, с. 64]

Также преобразилось право на свободу слова, выражения мнения, приобретя цифровой характер. Однако в данном случае возникает множество проблем, связанных с государственной цензурой. В некоторых случаях люди, которые чрезмерно открыто, в негативной форме выражают свое мнение по поводу политических процессов, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что права человека эволюционируют вместе с развитием общества, государства, цифровых технологий. Возникли новые специфические цифровые права, которые достаточно затруднительно урегулировать из-за частичного противоречия уже устоявшимся нормам, а также противоречиями, связанными с невозможностью предоставить полную свободу гражданам в Интернет сфере.

Примером основательного ограничения свободы в сети Интернет может послужить Закон «О мерах по слежке за международными электронными коммуникациями», принятый во Франции в конце 2015 года. Причиной принятия такого нормативно-правового акта послужили террористические события.

Данный закон позволяет правительству перехватывать все сообщения, направленные за границу или полученные из-за границы, а также сохранять их в течение года. Это также распространяется на

метаданные (т.е. на дополнительную информацию о содержимом или объекте), однако сроки значительно выше и составляют 6 лет.

В Федеративной Республике Германии также был принят подобный закон в 2016 г., регулирующий слежку за гражданами иностранных государств. В том же году правом тайной слежки в сети Интернет стали обладать правоохранительные органы Польши. В Швейцарии вопрос о расширении возможностей по установлению массовой слежки выдвигался на референдум и был принят [10, с. 6-9].

Заключение. Подводя итоги, отметим, что на массовом уровне защита частной жизни ослабляется в пользу общественной безопасности в связи с развитием цифровых технологий. Но на индивидуальном уровне защите персональных данных уделяется все большее внимание.

Первые три поколения прав человека эволюционируют вместе с развитием цифровых технологий. Сфера действия ранее существовавших прав расширяется, появляются новые права (право на доступ в Интернет). Процесс цифровизации необратим и на данный момент существует масса пробелов законодательства, которые необходимо урегулировать в ближайшее время.

Список литературы

1. Агеев А.И. Цифровое общество: архитектура, принципы, видение / М.А. Аверьянов, С.Н. Евтушенко, Е.Ю. Кочетова, А.И. Агеев // Экономические стратегии. - 2017. - № 1. - С. 115-125.

2. Мишина Е.С., Рой Н.А. Электронное правительство в России: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Е.С. Мишина, Н.А. Рой // Молодой ученый. - 2016. - № 25. - С. 323-325. - Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/129/35851/ (дата обращения: 10.11.2019).

3. Право на забвение: интернет и проблемы прав человека [Электронный ресурс] / Кравчук // Россия и современный мир. - 2016. - № 2. - С. 231-238. -Режим доступа: URL: https://rucont.ru/efd/471863. - право на забвение: интернет и проблемы прав человека.

4. Хабриева Т.Я. Право в условиях цифровой реальности / Т.Я. Хаб-риева, Н.Н. Черногор // Журнал российского права. - 2018. - № 1 (253). -С. 85-102.

5. Элизабет Сегран, «Этические сложности, о которых вам стоит поразмыслить в следующий раз, когда вы взглянете на свой телефон», Fast Company, 5 октября 2015 г. [Электронный ресурс] / Э. Серган. - Режим доступа: URL: http://www.fastcompany.com/3051786/most-creative-people/the-ethical-quandaries-you-should-thinkabout-the-next-time-you-look-at. - The Ethical

Quandaries You Should Think About The Next Time You Look At Your Phone. -Яз. англ.

6. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr. shtml (дата обращения: 1.11.2019).

7. Организация Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://undocs.org/ pdf?symbol=ru/A/HRC/17/27 (дата обращения: 17.11.2019). - Document A/HRC/17/27.

8. Nepal's Constitution of 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.constituteproject.org/constitution/Nepal_2015.pdf9 (дата обращения: 17.11.2019). - Nepal's Constituton. - Яз. англ.

9. Талапина Э.В. Эволюция прав человека в цифровую эпоху / Э.В. Та-лапина// Труды Института государства и права РАН / Т. 14. - № 3. - С. 122146. - DOI: 10.3 5427/2073-4522-2019-14-3-talapina

10. Русинова В.Н. Легализация «массовой слежки» Европейским судом по правам человека: что стоит за Постановлением по делу «Биг Бразер Вотч и другие против Соединенного Королевства»? / В.Н. Русинова // Международное правосудие. - 2018. - № 4. - С. 3-20.

Короткова О.А.

кандидат юридических наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия Цымбалюк В.К. студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия

К ВОПРОСУ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПРИНЯТИИ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ В ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию ключевых предпосылок становления основополагающих принципов отправления правосудия. Делается акцент на принципе справедливости, одном из принципов, без которого невозможно судопроизводство. Изучены организации судебной системы в древневосточных государствах. Проводится параллель между судебной сис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.