Научная статья на тему 'Особенности развития политического сознания, идентификации и поведения молодежи Татарстана в конце 1980-х 1990-е годы'

Особенности развития политического сознания, идентификации и поведения молодежи Татарстана в конце 1980-х 1990-е годы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
267
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / политическое сознание молодежи / татарстан

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бушуев А. С.

В статье на основе анализа архивных и статистических материалов характеризуется процесс развития политического сознания молодежи Татарстана, особенности общественно-политической идентификации и динамика ее политического участия на современном этапе исторического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бушуев А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is based on unpublished archive and statistical materials. The following processes are characterized: political consciousness development of Tatarstan youth, characteristics of its social political identification and dynamics of its political participation at the contemporary stage of historical development.

Текст научной работы на тему «Особенности развития политического сознания, идентификации и поведения молодежи Татарстана в конце 1980-х 1990-е годы»

А. С. Бушуев

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИИ И ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ТАТАРСТАНА В КОНЦЕ 1980-х - 1990-е ГОДЫ

Работа представлена кафедрой современной отечественной истории Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор И. Р. Тагиров

В статье на основе анализа архивных и статистических материалов характеризуется процесс развития политического сознания молодежи Татарстана, особенности общественно-политической идентификации и динамика ее политического участия на современном этапе исторического развития.

The article is based on unpublished archive and statistical materials. The following processes are characterized: political consciousness development of Tatarstan youth, characteristics of its social political identification and dynamics of its political participation at the contemporary stage of historical development.

Крупномасштабные перемены, начавшиеся в нашей стране со сменой партийного руководства в 1985 г., привели в движение все советское общество. Принципиальное значение для начала процесса структурных изменений в политическом сознании молодежи Татарии имело вовлечение в процесс управления страной простых граждан. Этому способствовали изменения избирательной системы СССР и ТАССР в 1988— 1989 гг.1 При всей своей демократичности эти законы сохраняли ряд ограничений избирательных прав граждан. В итоге в составе представительных органов власти ТАССР увеличилось число партийных депутатов, снизилась доля молодежи и ком -сомольцев, доля женщин-депутатов2. На результаты этих выборов повлияла и направленность политических процессов в республике. Это отрицательно сказывалось на устойчивости в политическом сознании молодежи идеалов социалистического общества, снижало общий уровень интереса к политическим событиям, ухудшало эмоционально-психологическое самочувствие, вызывая разочарование и крушение надежд периода начала перестройки.

Произошедшие изменения имели серьезные последствия для развития политического сознания молодежи. Всенародные выборы постепенно превращаются из инструмента ритуального подтверждения воли партийно-государственной элиты в инструмент формирования воли граждан посредством ее выражения в ходе голосования, становятся привычным явлением политической жизни. Это способствовало осознанию и стремлению к реализации своих конституционных прав молодой частью общества в 1990-е гг.

Изменения в жизни республики проходили на фоне роста информированности и политизированности масс. Ежедневно на молодежь обрушивался шквал информации. Люди, привыкшие в условиях идеологического диктата партии к однообразной подаче информации, к информационному голоду, стали жадно поглощать эту информацию. Существовавшая долгие годы система политпросвещения начала давать сбои. Ее ценность (по оценке студентов) с 1987 по 1989 г. упала с 6 до 3,5%3. Молодежь все более открыто выказывает недовольство существующим порядком вещей.

В этих условиях ни партия, ни комсомол не справлялись с ситуацией. Начинается процесс падения авторитета комсомола в глазах молодых людей. Опрос молодежи, проведенный в общежитиях Казани в 1987 г., показал, что местный комитет комсомола не пользуется авторитетом у 60% работающей и у 70% учащейся студенческой молодежи4.

Причинами этого были формализм проводимых мероприятий, «добровольно-принудительный» характер участия в них, отсутствие доверия со стороны старших (учителей и т. д.). Потенциал активности молодежи не реализовывался в полной мере, поскольку существующие практики не позволяли влиять на общественные процессы.

Дальнейшее развитие привело к изменению взглядов части молодежи на политику. В частности, произошло ослабление интереса к политике. Усиление этой тенденции происходит с углублением кризиса офи-

циальной идеологии. Молодое поколение конца 1980-х гг. начинает проявлять индифферентное отношение к политике, аполитичность, выставляя на первый план ценности другого порядка - карьеризм, прагматизм, индивидуализм.

Комсомольская организация существенно растрачивает свое влияние, о чем свидетельствует неуклонное падение ее числен -ности. За шесть лет с 1985 по 1991 г. численность комсомольской организации Татарии сократилась на 46,2% (с 515 тыс. в 1985 г. до 240 тыс. в 1991 г.)5.

Отход молодежи от формальных структур не ограничился выходом из рядов комсомола. Эта тенденция проявилась и в сокращении числа зарегистрированных кандидатов в депутаты РСФСР, ТАССР, местные Советы от молодежи6. Как следствие, происходит снижение доли молодежи среди депутатов местных Советов в 2,4 раза с 1985 по 1989 г. (см. таблицу).

Таблица

Состав депутатов местных Советов в ТАССР - Республике Татарстан в 1985-2005 гг. (в % к общему числу избранных депутатов)

Состав депутатов 1985 г. 1987 г. 1989 г. 1995 г. 2005 г.

Мужчины 49,5 50,8 71,6 70,7 69,6

Женщины 50,5 49,2 28,4 29,3 30,4

Члены и кандидаты в члены КПСС 42,2 41,9 49,0 - -

Беспартийные 57,8 58,1 51,0 - -

До 29 лет включительно 33,6 31,9 13,8 3,0 4,1

30 лет и старше 66,4 68,1 86,2 97,0 95,9

Составлено по: НА РТ. Ф. Р-3610. Оп. 1. Д. 1695. Л. 13-13об.; Д. 1824. Л. 1—1 об.; Д. 1886а. Л. 4-4об.; Формирование органов местного самоуправления в РФ. 1995-1998. М., 1999. С. 58; Списки депутатов представительных органов власти муниципальных образований РТ, избранных 16 октября 2005 г. // Избиратель Татарстана. 2005. № 2. С. 4-544.

Налицо факт изменения политической идентификации значительной части республиканской молодежи в этот период как важная характеристика ее политического сознания. В политическом сознании молодых людей происходит подрыв легитимности существующего режима.

Тем временем молодежь республики предложила свою альтернативу комсомолу и партии в виде различных неформальных объединений, которые активно начинают

формироваться в этот период в Татарии. В начале 1988 г. в республике действовало 3894 объединения, включающих в свой состав 106 тысяч человек. Состав вновь возникающих образований был разнообразным, но заметную роль в них играли учащаяся и студенческая молодежь, представители интеллигенции7. Большинство членов этих объединений не являлись комсомольцами и коммунистами, а возникали они зачастую на почве недовольства формализ-

мом и заорганизованностью официальных структур. Таким образом, мы можем говорить о протестном характере этих образований и высоком протестном потенциале политического сознания его участников.

Протестный потенциал участников неформальных объединений реализовывался в нетрадиционных для советских людей приемах и методах решения проблем. Среди политических установок молодежи, связанных с поведением, в этот период господствуют активные формы политического действия (обращение к властям, возможность участия в митингах и т. п.), предусматривающие среднюю, а чаще высокую степень активности и вовлеченности молодых людей в политический процесс8.

Такая особенность молодежных предпочтений была связана с трудностями в достижении целей традиционными способами. Массовые демонстрации были привычны для советских людей, но речь здесь идет

о демонстрациях оппозиционного, стихийного характера. За период с января 1988 по июнь 1989 г. только в Казани было проведено 19 митингов и 2 демонстрации9. Нарастание митинговой волны наметилось весной 1990 г. Митинги стали носить более агрессивный характер, сопровождались игнорированием и прямым нарушением законов10.

В условиях отхода от официальной идеологии и разрушения социальных связей усилилась роль национальности как традиционного канала социальной идентификации. Поэтому в Татарстане в 1991-1993 гг. активно развивается национальное движение11.

На примере Союза татарской молодежи «Азатлык» («Свобода») можно рассмотреть этапы деятельности национальной молодежной организации. Формирование его началось в конце 1989 г. с образования в Набережных Челнах Организации независимой татарской молодежи. Она активно участвовала в пикетах и митингах за повышение статуса республики, за развитие татарского языка и культуры. Осенью 1990 г. на съезде татарской молодежи

в Казани было решено учредить Союз татарской молодежи «Азатлык». Социальную базу движения составили студенты и аспиранты гуманитарных специальностей КГУ, Сельскохозяйственного и Ветеринарного институтов12.

Совместно с Татарским общественным центром (ТОЦ) «Азатлык» организовал создание Национальной гвардии из числа дезертиров советской армии, призывая татарстанских парней не служить в российской армии13. В дальнейшем «Азатлык» призывал бойкотировать все выборы в российские органы власти, проводил другие мероприятия.

К середине 1990-х гг. руководство республики уже реализовало большинство идей и лозунгов, выдвигавшихся национальным движением. Поэтому постепенно снижается и его роль и влияние на политический процесс.

Нельзя не отметить, что отказ большинства татарстанской молодежи от участия в радикальных национальных организациях предопределило отсутствие в ее политическом сознании (в частности, в политической идентичности) чувства превосходства над другими нациями, что было выявлено в ходе комплексного исследова-ния, проведенного в республике под руководством Л. М. Дробижевой14.

В целом к середине 1990-х гг. в условиях разнонаправленных политических процессов, протекающих в стране, и осложнения социально-экономической ситуации молодежь все более отходит от политики, переориентируясь на реализацию личностных и более прагматических интересов. Поэтому она продолжает отказываться от участия в органах власти.

В современных условиях при относительной экономической и политической стабилизации молодежь республики постепенно включается в эти структуры. Эта тенденция постепенно проявляет себя не только в изменении состава депутатского кор -пуса местных Советов народных депутатов к 2005 г., но и состава действующих глав

муниципальных образований. Так, доля молодежи среди избранных депутатов местных Советов на последних прошедших муниципальных выборах в 2005 г. поднялась до 4,1%. Существеннее выросла доля молодежи среди глав муниципальных образований республики, которая уже во второй половине 1990-х гг. достигла 7,0%15. Так у молодых людей постепенно восстанавливается утраченное ранее доверие к власти.

Таким образом, говоря об особенностях политического сознания молодежи республики, ее политической идентификации и поведения в 1980-1990-е гг., следует отметить следующее.

Во-первых, рост информированности оказал огромное воздействие на развитие политического сознания молодежи республики . Молодежь реализует свой возраста -ющий интерес к общественно-политической жизни посредством новых, неформальных структур, отказываясь от привычных форм участия в жизни общества, отстаивая свою позицию зачастую нетрадиционными способами (митинги, пикеты и т. д.).

Во-вторых, в сознании молодежи деформируются и размываются убеждения, ценности, установки социалистического общества. Эти компоненты политического сознания принимают новые формы, зачастую нечеткие и противоречивые. Большая

часть молодежи оказалась растеряна в этой ситуации, а потому попросту самоустраняется от общественно-политической деятельности. Такое самоустранение усиливалось обостренными в этот период социально-экономическими проблемами, вызывая неверие в возможность положительных изменений, разочарование в процессе реформ, аполитичность и апатию. В итоге участие молодежи в органах государственной и представительной власти республики на протяжении 90-х гг. XX в. остается незначительным.

В-третьих, к концу 1990-х гг. в общественно-политическом развитии страны и республики наметилась тенденция стабилизации и постепенного улучшения. В итоге в политическом сознании молодежи республики и в ее поведенческих установках все более проявляется желание вновь за -нять свою нишу в политике. Постепенно восстанавливается утраченное в конце 1980-х - начале 1990-х гг. доверие к органам и структурам власти. Это тем более важно, что работа молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления может и должна стать важным механизмом политического воспитания, отбора политической элиты, осуществления преемственности и передачи управленческого опыта.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Закон СССР «О выборах народных депутатов СССР». М., 1988; Закон ТАССР «О выборах народных депутатов Татарской АССР». Казань, 1989.

2 Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. Р-3610. Оп. 1. Д. 1695. Л. 13-13об.; Д. 1824. Л. 1-1об.; Д. 1886а. Л. 4-4об.

3 Шегорцов А.А. Шегорцов В.А. Советская молодежь: эволюция политических взглядов. - М., 1990. С. 67-69.

4 Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ). Ф. 15. Оп. 15. Д. 245. Л. 46.

5 Подсчитано по: Там же. Ф. 4034. Оп. 46. Д. 26. Л. 8-8об.; Оп. 49. Д. 251. Л. 4.

6 Там же. Ф. 15. Оп. 15. Д. 2166. Л. 3.

7 Там же. Д. 937. Л. 3, Л. 64.

8 Шегорцов А.А., Шегорцов В.А. Указ. соч. С. 80.

9 ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. Оп. 15. Д. 1628. Л. 38.

10 Там же. Д. 2223. Л. 66.

11 Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / Отв. ред. Л. М. Дробижева. М., 1996. С. 77.

12 Килъдеев М.В. Организационно-управленческие основы развития этнополитических партий и движений в постсоветской России (региональн. аспект). Казань, 2002. С. 111.

13 ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. Оп. 15. Д. 2194. Л. 67.

14 Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России / Отв. ред. Л. М. Дро-бижева. М., 2000. С. 125.

15 Формирование органов местного самоуправления в РФ. 1995-1998. М., 1999. С. 189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.