УДК 37.02
ББК Ч420 ГСНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.01
Днепрова Тамара Петровна,
доктор педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и истории образования, Институт фундаментального психолого-педагогического образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 107; e-mail: [email protected].
Каргополова Ольга Александровна,
преподаватель педагогических дисциплин, Ирбитский гуманитарный колледж; 623850, г. Ирбит, ул. Первомайская, 39; e-mail: [email protected].
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: отечественное образование; консервативная педагогическая парадигма; либеральная педагогическая парадигма; традиции; инновации.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема развития отечественного образования в диапазоне колебаний «традиции — инновации» с точки зрения парадигмального подхода.
Dneprova Tamara Petrovna,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of General Pedagogy and History of Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
Kargopolova Olga Aleksandrovna,
Lecturer of Pedagogical Subjects, Irbitsky Humanitarian College (Irbit).
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN RUSSIA: TRADITIONS AND INNOVATIONS
KEY WORDS: national education; conservative pedagogical paradigm; liberal educational paradigm; traditions; innovations.
ABSTRACT. The problem of the development of education in the range of “tradition — innovation” in terms of the paradigm approach is discussed.
В истории отечественного образования под влиянием государственной политики и вызовов западной цивилизации, обусловливающих необходимость модернизации социально-экономической
жизни страны, сложились два направления, или модели его развития — консервативная педагогическая парадигма и либеральная педагогическая парадигма. Ключевыми понятиями для консервативной парадигмы служат «традиция» и «культура». Данная парадигма выполняет сдерживающую и охранительную функции. Приоритетом для нее являются национальные ценности и воспитание. Через воспитание осуществляется процесс культурной трансмиссии: от поколения к поколению передаются базисные элементы культуры. Культура рассматривается как сфера духовной жизни людей, которая определяет цели и ценности жизни, раскрывает смыслы человеческого существования и его жизнедеятельности, порождает идею нравственного самосовершенствования человека.
Для либеральной парадигмы ключевыми понятиями являются «инновации» и «цивилизация». Цивилизация создает условия для жизнедеятельности человека и отражает идею формирования гражданского общества. Данная парадигма выполняет развивающую и преобразовательную фун-
кции, первостепенное значение придает общечеловеческим ценностям и обучению (научным знаниям). В образовании либеральная парадигма способствует активизации мыслительных процессов и ориентировке в информационном пространстве, развитию умений и навыков добывания новых знаний и использования их в различных областях, предполагая оптимальные способы достижения поставленных целей.
Данные парадигмы неоднозначны, каждая из них имеет свои крайности, порой негативно влияющие на процесс воспитания и обучения подрастающего поколения. Однако их конструктивные идеи и практики представляют собой несомненную ценность для отечественного образования.
На протяжении истории развития отечественного образования наблюдалась постоянная инверсия (перестановка) этих педагогических парадигм, резкая смена одной системы ценностей другой и абсолютизация какой-либо одной парадигмы без учета прежних достижений, что приводило к расколу общества, дезориентации в сфере нравственных идеалов, снижению качества образования. Тем самым формировался «догоняющий» по отношению к передовым странам тип образования.
В связи с этим важно подчеркнуть, что в отечественных педагогических традициях
© Днепрова Т. П., Каргополова О. А., 2013
можно обнаружить как консервативные, так и либеральные идеи, ценности, опыт. В процессе исследования такого феномена, как традиция, возникают следующие вопросы. Что можно считать традициями? Существуют ли прогрессивные (развивающие систему образования) и регрессивные (задерживающие ее развитие) традиции, или традиция оценочно нейтральна?
Традиция представляет собой сложное явление. Рассматривать ее можно только системно и в историческом ее развитии. По мнению историка педагогики А. Н. Шевелева, опасно ненаучное употребление этого понятия по конъюнктурным современным педагогическим поводам, вырывание «удобных» фактов, обозначаемых как традиция, из целостного историко-педагогического контекста [7. С. 423]. Следовательно, традиции российской педагогики нельзя интерпретировать отдельно от общих закономерностей исторического развития отечественного образования и культуры в целом.
В обыденном сознании традиция ассоциируется в первую очередь с прошлым, с тем, что утратило новизну и в силу этого противостоит развитию и обновлению, что само по себе неизменно, символизирует стабильность вплоть до застоя, избавляет от необходимости осмысливать ситуацию и принимать решение. Обратимся к словарям. Понятие «традиция» восходит к латинскому traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать по наследству, завещать» [2. С. 779]. Передаваемый предмет может быть и нематериальным. Отсюда значение «традиция» (предание, передача) — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы, идеи и ценности, сохраняющиеся в течение длительного времени, которые выступают одним из регуляторов общественных отношений. В соответствии с этим ученые выделяют ряд функций, которые выполняет традиция [5. С. 835]: а) устанавливает преемственность культуры, б) служит каналом хранения и передачи информации, ценностей от поколения к поколению, в) выступает механизмом социализации и инкультурации людей, г) выполняет функцию отбора подобающих образцов поведения. Если понимать под традициями отечественной педагогики и образования общие и относительно неизменные, постоянно возобновляемые в своем действии факторы их развития, то можно сказать следующее: традиции отечественного образования носят характер дискретности (прерывности), разорванности и противоречивости. К тому же им присуща историческая инверсионность, полярная смена педагоги-
ческим сообществом отношения к тем или иным направлениям, идеям, ценностям.
На наш взгляд, можно выделить следующие традиции отечественного образования (педагогического в частности).
1. Инверсионный характер развития отечественного образования, т. е. перестановка; сначала приоритет отдавался консервативной педагогической парадигме, затем либеральной и наоборот (реверсия).
2. Превалирование государства в сфере образования при недостаточном развитии традиции общественного участия в нем. Общественно-педагогическое движение в России формируется только в 50—6о-х гг. XIX в. В советский период как такого официального общественно-педагогического движения не было.
3. Ориентированность российского образования на западные педагогические образцы как стимулирующие образовательные инновации. С одной стороны, это показатель открытости к взаимодействию с мировым образовательным пространством, стремление к модернизации системы отечественного образования. С другой стороны, эта черта позволяет говорить о постоянно ««догоняющем» по отношению к Западу характере развития отечественного образования.
Так, государственная школьная политика Петра I была ориентирована на европейское образование и представляла собой определенный «цивилизационный рывок» — превращение единого церковного «воспитательного обучения» (период X— XVII вв., в течение которого православная церковь определяла «образовательную политику») в многообразное профессионально-практическое обучение. В то же время увлечение всем французским (вторая половина XVIII в.) привело к негативному явлению в образовании, которое получило название галломания. Вторая половина XIX в. ознаменовалась распространением германофильства. Правда, увлечение немецкой педагогикой началось из-за долгого «охранения» нашего образования от западного влияния в Николаевскую эпоху. Со временем педагогическая общественность отметила и положительное влияние германофильства, которое способствовало приобщению «русской педагогии» к лучшим западноевропейским образцам философско-педагогической мысли (И. Кант, И. Ф. Гер-барт, Ф. А. В. Дистервег и др.). В начале 90-х гг. XX в. наблюдалась ориентированность отечественного образования на образцы американской образовательной системы.
Мы считаем, что возможно заимствование какого-либо положительного мирового образовательного опыта, но не бездумное, поверхностное подражательство. Важ-
но не забывать об отечественных духовных и культурных приоритетах и в то же время не изолироваться от мирового образовательного пространства.
4. Невысокий социальный статус учителя. Государство и общество достаточно низко ценили учительский труд (это проявлялось в небольшой зарплате по сравнению с другими профессиями), хотя декларировалась высокая значимость педагога в воспитании и обучении подрастающего поколения. В то же время в истории нашего образования высоко ценили профессорско-преподавательские кадры вузов. К сожалению, эта традиция забыта.
5. Социальная направленность образования. Обучение и воспитание в российской школе исторически выполняло прежде всего социализирующую функцию. В период X—XVII вв. учение было направлено на служение Богу и воспитание истинно православного человека. В XVIII в. — на обучение и воспитание государственного человека (при Петре I), а при Екатерине II — «верноподданного», сына Отечества. В последующих веках учение и воспитание осуществлялось в интересах преобразования общества.
Использование обучения и воспитания в интересах собственно личности ребенка официально не декларировалось, хотя отдельные педагоги стремились к утверждению гуманистической направленности обучения и воспитания. В середине XIX в. к ним относились С. П. Шевырев (воспитание «цельного человека»), Н. И. Пирогов (идея общечеловеческого воспитания), К. Д. Ушин-ский (антропологическое обоснование воспитания), Л. Н. Толстой (свободное, в интересах детей обучение и воспитание). В конце XIX — начале XX в. представители общественно-педагогического движения «новая педагогика» (П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, К. Н. Вентцель и др.) обсуждали реализацию идеи развития способностей ребенка и антропологический подход в образовании. Однако в целом о существовании в отечественной педагогике глубинных предпосылок для гуманизации образования говорить сложно. Может вестись речь лишь о тенденциях, а не о традициях.
6. Благотворительность в образовании. Данная традиция носит разорванный характер. Активизация благотворительности в образовании Наблюдается прежде всего в конце XIX — начале XX в. Сегодня делаются попытки вернуться к этой традиции в форме поддержки развития детского спорта, материальной помощи детским домам и др.
7. Значительная роль идеологии в образовательной политике России как комплекс некоторых консолидирующих идей,
проводимых по официальной государственной и неофициальной общественной инициативе. В XIX в. это идеологический принцип «православие, самодержавие, народность» (С. С. Уваров), затем идеология общественного служения, в XX в. — советское коммунистическое воспитание.
8. Приоритет воспитания по отношению к обучению. Это прослеживается в допетровский период, Екатерининскую эпоху — «верховенство сердца над разумом» (И. И. Бецкой), в советский период — воспитание нового человека коммунистического общества, когда педагогика рассматривалась как наука о воспитании. Однако были периоды прерывания этой традиции. На наш взгляд, должно существовать единство воспитания и обучения, их гармонизация, о чем говорили еще П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров и другие педагоги.
Современное развитие отечественного образования важно рассматривать в диапазоне колебаний «традиция — инновация».
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio» — обновление (изменение). Приставка «in» переводится с латинского как «в направлении». Если переводить дословно, «innovatio» означает
«в направлении изменений». Понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Дальнейшее развитие оно получило в начале XX в., в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера [8].
В современной интерпретации понятие «инновация» рассматривается как результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологий, изделий, организационных форм существования социума, таких как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация) и последующий процесс внедрения с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыли, опережения, лидерства, приоритета, коренного улучшения, качественного превосходства, креативности, прогресса) [8]. В соответствии с данным определением можно выделить следующие инновации в отечественном образовании.
1. Компьютеризация в сфере образования, предполагающая использование в процессе обучения новых информационных технологий, создание средств информационно-предметного обеспечения учебного процесса и т. д.
2. Формирование «менталитета толерантности» (Б. С. Гершунский). В процессе воспитания можно рассматривать это как инновацию, включающую межличностную, этническую, национальную, межнацио-
нальную, межконфессиональную и другие формы проявления толерантности. Толерантность как нравственное понятие и социально-духовное явление характеризуется сознательной активной позицией, направленной на диалог, взаимодействие и сотрудничество на основе уважения инакомыслия, признания универсальных прав и свобод человека. Для нашей страны это новое явление, так как для российского менталитета в большей степени характерно такое нравственное качество, как терпение, основанное на эмоционально-чувственном мировосприятии и означающее добровольное, безропотное перенесение страданий как физических, так и морально-психологических.
3. Компетентностей подход в образовании. Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетенции» получили распространение у нас сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. В научно-педагогической литературе существуют различные позиции по интерпретации этих понятий. В частности, А. С. Белкин в сфере деятельности учителя выделил ряд доминирующих, системообразующих компетенций, которые представляют собой «совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе» [1. С. 4]. В свою очередь, компетентность педагога он определяет как «совокупность профессиональных, личностных качеств лич-
ности, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций» [Там же]. Можно сказать, что компетенция — функциональная, а компетентность — качественная характеристика специалиста. В обобщенном виде, по мнению О. Е. Лебедева, компе-тентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [6].
На наш взгляд, многие другие предлагаемые инновационные идеи, проекты отражают лишь процесс модернизации — «осовременивания» традиционного образования и культуры. Возможно, такое утверждение не будет однозначно воспринято в педагогическом сообществе, но мы лишь выражаем нашу субъективную точку зрения.
В заключение важно подчеркнуть, что для поступательного и качественного развития отечественного образования необходимо единство воспитания и обучения, традиций и инноваций, ценностно-смыслового и информационно-технологического, национального и общечеловеческого, культуротворческого и цивилизационного компонентов, отражающих гармоничное сочетание реальных консервативной и либеральной педагогических парадигм. В вопросе соотношения «традиции» и «инновации» мы придерживаемся следующей позиции: «выбирать традиции, которые восприимчивы к инновациям и инновации, которые ложатся на плодотворную почву традиций» [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. БЕЛКИН А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. — Челябинск, 2004.
2. ДВОРЕЦКИЙ И. Х. Латинско-русский словарь. М. , 2008.
3. ДНЕПРОВ Э. Д. Современная школьная реформа в России. М. , 1998.
4. КАПТЕРЕВ П. Ф. История русской педагогии. СПб., 19155. КУЛЬТУРА и культурология: словарь /сост. А. И. Кравченко. М. ,2003.
6. ЛЕБЕДЕВ О. Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. 2004. № 5.
С. 3—12.
7. ШЕВЕЛЕВ А. Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. СПб., 2003.
8. иКЬ: Ь1:1р://ги.тк1:юпагу.о^/тк1/инновация.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова