Научная статья на тему 'Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте'

Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
934
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Спасёнова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ

ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Дошкольный возраст - это сензитивный период, который наиболее благоприятный для развития речи, формирования культуры речевого общения.

Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Процесс формирования образной речи имеет важное значение для развития связной речи, от этого зависит успешное обучение грамоте и развитие детей в дошкольном возрасте (А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, Е.М. Струнина, Е.В. Савушкина, О.С. Ушакова). Формирование образной речи будет протекать наиболее успешнее в старшем дошкольном возрасте, так как именно в этот период дети могут глубоко понимать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей его содержание.

В старшем дошкольном возрасте дети способны принимать активное участие в беседе, достаточно полно и точно отвечать на поставленные вопросы, дополнять и поправлять ответы других, самостоятельно высказываться, формулировать вопросы. Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращенную к ним образную речь. Важно, чтобы бы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения. В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а также различные интонационные оттенки.

В старшем дошкольном возрасте речь детей достигает относительно высокого уровня, обогащается словарь, возрастает употребление простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Исследования М.М.Алексеевой, А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, А.Н, Гвоздева, Л.С. Выготского, О.С. Ушаковой, В.И.Яшиной показали, что детям дошкольного возраста еще трудно понять все особенности и тонкости художественной речи, но овладеть самыми элементарными средствами художественной выразительности они могут

[5].

Так, старшие дошкольники умело используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, они легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Речь старших дошкольников обогащается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словообразованием, словотворчеством и словоизменением, создавая множество неологизмов [1].

В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования граммати-

Спасёнова Татьяна Алексеевна

Студентка, ПИ ИГУ, г. Иркутск

ческих средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов [2].

С.Л. Рубинштейн считал, что выразительность является важным качеством речи. Ее развитие проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью, насыщена всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность (инверсиями-нарушениями порядка слов, итерациями-повторениями).

В своих работах С.Л. Рубинштейн показал, что для ребенка дошкольника характерна импульсивная эмоциональность, выражающаяся в речи, отсутствие четких правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. Выразительные моменты избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление. В старшем дошкольном возрасте импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей становится более устойчивой, и непроизвольная выразительность ее снижается. Однако старшие дошкольники, по мнению Рубинштейна, способны к сознательной выразительность. Сознательная выразительность присуща художественной речи. Поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрасте важно использовать произведения художественной литературы [2, с. 518].

С.Л. Рубинштейн считал, что развитие образности является важным условием для обогащения речи детей новыми речевыми средствами. Ученый писал, что для речи важна связность ее построения: "проблема речи не сводится к одной лишь логической точности; она включает и проблему образности, так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли" [2, с. 523].

Исследования Л.М. Гурович, О.С. Ушаковой, С.М. Чемортан показали, что возможности дошкольников в понимании и использовании средств художественной выразительности речи велики, но здесь важное значение имеет целенаправленное руководство взрослых [4].

Во всех исследованиях подчеркивается, что эмоционально-выразительная сторона развития образности речи имеет большое значение и для развития ее связности. О.С. Ушакова говорит о том, что основой смыслового содержания речи является то, что она обозначается владением построения связного высказывания и включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий.

Как доказано А.М. Леушиной и другими исследователями, эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у него сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности реализовать, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов).

Е.И. Тихеева говорит о неисчерпаемых возможностях обогащения языка детей в связи с разнообразием их деятельности. Народная речь отличается образностью. Образность есть определение в слове самых характерных, существенных черт предмета, явления. Блестящим примером образности языка является язык сказок. Разумеется, сказки оказывают своё влияние на язык ребёнка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слова. Однако обычная разговорная речь воспитателя с детьми (рассказ, беседа) должна быть по возможности образна, выразительна. Это трудно, но вполне осуществимо при тщательной работе над своим языком [3].

Таким образом, развитие образности речи возможно и необходимо в дошкольном детстве, при условии, если созданы субъективные и объективные средовые условия — отобран комплекс сказок и создана методика их предъявления детям.

Список литературы

1. Лямина, Г.М., Алексеева, М. М., Яшина, В.И. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина, М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: «Академия», 1999.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.

3. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. -М.: Просвещение, 1972. - 280 с.

4. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 240с.

5. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольника с художественной литературой / О.С. Ушакова, Н.В. Гав-риш. -М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 224с.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОССЛУЖАЩИХ В РОССИИ

Степанова Татьяна Худиновна,

заведующий отделением дополнительного образования и профессиональной переподготовки Анапского

филиала ФГБОУ ВПО МГГУ им. МА. Шолохова

Современный этап развития государственной гражданской службы обуславливает необходимость повышения профессионализма государственных служащих, адекватных потребностям органов государственной власти. В этой связи научные исследования по проблемам состояния дополнительного профессионального образования государственных служащих и их профессионального развития имеют практическую значимость для государственной службы, осуществляющей свою деятельность в условиях социально-экономического и финансового кризиса. Это может быть достигнуто только за счет более эффективной государственной стратегии в области дополнительного профессионального образования (ДПО) на основе научных исследований и инновационных методов обучения [5]. В то же время исследования, проведенные Академий народного хозяйства при Правительстве РФ показали, что система ДПО не отвечает современным требованиям, а ее масштабы недостаточны для обеспечения потребности в повышении квалификации и переподготовке кадров (в том числе государственных служащих) [1].

Для обеспечения реализации своих целей и функций государство создает и содержит специальный аппарат - совокупность людей, профессионально занимающихся выполнением функций государства.

Существование государственного аппарата является неотъемлемой частью государства и одним из его признаков.

В обществе государственное управление связывается с таким социально-правовым институтом как государственная служба.

Государственная служба представляет собой практическое участие гражданина в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и осуществления полномочий по государственной должности [6].

Система государственной службы включает в себя виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной) и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета [11].

Государственным гражданским служащим субъекта Федерации является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.