3. Единый государственный реестр юридических и физических лиц.
4. Официальный сайт Министерства регионального развития Республики Хакасия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: minregion19.ru.
5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: hakasstat.gks.ru.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕСЕРВИСА В РОССИИ
© Маркина А.А.*
Тюменский государственный университет, Тюмень
В статье анализируется российский нефтесервисный рынок, его текущее состояние, тенденции и перспективы развития.
Ключевые слова рынок нефтесервисных услуг России: этапы развития, особенности, тенденции, структура; ВИНК, независимые нефтесер-висные компании, ТНК, крупные сервисные компании, средние и малые сервисные компании, нефтесервисные услуги, нефть и газ.
В настоящее время стабильное развитие мирового нефтегазового комплекса является одним из ключевых факторов устойчивости мировой экономики. В свою очередь, эффективность нефтегазовой отрасли зависит от развития обеспечивающих ее отраслей, в первую очередь от отрасли нефте-сервисных услуг [4].
Российская Федерация является одним из крупнейших производителей и экспортеров нефти и газа и одним из основных потребителей на мировом рынке нефтесервисных услуг [4].
Значимость нефтесервисных компаний для российской экономики заключается в том, что на фоне истощения разработанных месторождений, удаления центров добычи и потребления друг от друга, падения эффективности добычи, вследствие смещения в районы с тяжелым климатом, требуются значительные вложения в инфраструктуру.
Себестоимость добычи нефти и газа в мире за 2000-2010 годы увеличилась на 67 %, подсчитали эксперты Центра энергетических исследований в Кембридже, аналогичная ситуация имеет место и в России [10].
Выделяют четыре основных этапа развития нефтесервиса в России: первый этап - период СССР, когда предоставлением нефтесервисных услуг занимаются специальные подразделения нефтегазодобывающих предприятий.
Второй этап (1991-1999 гг.) является периодом приватизации нефтяных компаний. Нефтесервисные услуги по-прежнему оказываются специальны-
* Кафедра Экономической теории и прикладной экономики.
ми подразделениями нефтегазовых компаний (Лукойл-Бурение, Газпром-Бурение и т.д.). Инвестиции в нефтесервисную отрасль минимальны, что приводит к росту износа и устареванию материально-технической базы.
Третий период (1999-2002 гг.) - этап «зарождения рынка», когда начинается постепенный вывод нефтесервисных компаний в отдельные предприятия, появление на рынке крупнейших мировых нефтесервисных ТНК: Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, BJ Services и др.
Четвертый этап (2002 - по настоящее время) - «Формирование рынка». Активное формирование нефтесервисной отрасли, аффилированные нефте-сервисные структуры продаются стратегическим инвесторам, интенсивно проходит процесс слияний и поглощений.
Рынок нефтесервисных услуг в России является достаточно молодым, но в то же время одним из самых динамично развивающихся. Оценить объем нефтесервисного рынка в России достаточно сложно, это связано с тем, что некоторые нефтегазовые компании (ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз» и ряд других) до сих пор используют для выполнения сервисных услуг свои внутренние подразделения. В то же время наблюдается динамика выделения нефтесервисных услуг, оказываемых внутри нефтегазовых компаний, так в 2003 году более 80 % нефтесервисных услуг оказывалось аффилированными нефтесервисными компаниями или подразделениями нефтегазовых компаний [5]. В 2011 году уже порядка 55 % нефте-сервисных услуг предоставлялись независимыми нефтесервисными компаниями [6].
Последние годы рост добычи нефти в России идет нарастающими темпами: с 323 млн. т в 2000 году до 505 млн. тонн в 2010 году. По данным Министерства Энергетики России, добыча в 2011 году составила 509-510 млн. тонн [7]. Это стало источником для окончательного становления отечественной отрасли нефтесервисных услуг.
Среднегодовые темпы роста рынка нефтесервисных услуг с 2003 по 2008 год составляли около 22,3 %, в 2009 году наблюдался спад в объеме 5 млрд. долл., вызванный мировым кризисом. Начиная с 2011 года наблюдается средний рост 10,7 % ежегодно [6].
В настоящее время рынок нефтесервисных услуг включает в себя широкий спектр направлений услуг: бурение: наклонно-направленное, телеметрическое сопровождение, центр поддержки операций, оценка пласта и геологическая проводка скважин; прострелочно-взрывные работы (услуги и производство); геофизические исследования скважин: в открытом стволе и в обсаженной скважине; сейсморазведка; ГНКТ; испытание скважин; закан-чивание скважин; цементирование; интегрированное управление проектами; консультационные услуги и обработка данных; программное обеспечение, решения и услуги; интенсификация добычи и пр. [11].
Сервисных работы в нефтегазовой отрасли можно сгруппировать в четыре основных сегмента рынка (вида деятельности): бурение и обустройст-
во скважин, повышение нефтеотдачи, геологоразведка, ремонт нефтяных и газовых скважин.
Основную долю рынка нефтесервисных услуг занимают услуги по бурению, на которые приходится около 65 % российского рынка [9]. Сегмент услуг по бурению наиболее подвержен волатильности рынка и имеет наибольшие колебания по сравнению с услугами по геологоразведке и капитальному и текущему ремонту скважин. Услуги по бурению являются наиболее дорогостоящими (в них входят все затраты по обустройству новых скважин, используется более дорогое оборудование и т.д.).
Современное развитие технологий позволяет достичь значительного повышения объёмов добычи нефти и газа без нового бурения, применяя различные методы интенсификации добычи, входящие в сектор капитального и текущего ремонта скважин. К таким методам можно отнести гидроразрыв пласта (ГРП), бурение на депрессию, многоствольное бурение и ряд других[4].
На сегодняшний день в нашей стране действует около 200 нефтесервисных компаний, которые условно можно разделить на три категории: аффилированные с нефтегазовыми компаниями, крупные сервисные компании, средние и малые сервисные компании [6].
На долю нефтесервисных услуг, оказываемых в рамках российских ВИНК (ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО АНК «Баш-нефть» и др.) приходится около 45 % российского рынка нефтесервисных услуг. Крупнейшим поставщиком услуг из независимых нефтесервисных компаний является ООО «Буровая Компания «Евразия» (13 %), которая была образована из нефтесервисных подразделений ОАО «НК «Лукойл» в ноябре 2004 года [8]. На долю крупнейших зарубежных ТНК (Haliburton, Weatherford и Schlumberger) приходится порядка 18 % российского рынка.
Основная тенденция нефтесервисного рынка сегодня - консолидация. Зарубежные холдинги и российские независимые сервисные компании приобретают средние и мелкие нефтесервисные предприятия. Однако следует отметить, что основными инвесторами на этом рынке выступают западные компании, что представляет собой определенный риск в стратегической перспективе, усиливающиеся за счет вступления в ВТО.
По экспертным оценкам, более 65 % объёма работ выполняют зарубежные компании. За последние 10 лет доля западных компаний на нефтесер-висном рынке увеличилась в 6 раз, объёмы российских компаний упали в 2,5 раза. Все крупные проекты достаются известным западным корпорациям, поскольку их финансовые и технологические возможности в разы превышают российские.
Следует отметить, что еще одной особенностью функционирования нефтесервисных предприятий в России является отсрочка платежей за сервисные услуги на два-три месяца, а то и более (до кризиса 2008 года оплата
происходила через 10-15 суток). В кризис это стало главной причиной, по которой с рынка ушли многие малые игроки.
Кроме того, тендерные цены на рынке нефтесервисных услуг России до сих пор держатся на уровне 2008 года. Причина - демпинг ради выживания со стороны мелких подрядчиков. Низкие цены, сохраняющиеся на рынке, делают невозможным техническое перевооружение и развитие собственных технологий нефтесервисных компаний. Отсутствие инвестиций приведет к дальнейшему сокращению числа отечественных игроков нефтесервисного рынка, в первую очередь среди буровых подрядчиков. А это дает дополнительные преимущества фирмам с зарубежным капиталом, которые все это время обновляют парк.
Мировые нефтесервисные гиганты имеют самые современные технологии. Их проекты расположены по всему миру и сбалансированы настолько, что выходят на определенную среднюю рентабельность, позволяющую в определенных регионах зарабатывать больше, а где-то снизить цены и заработать меньше, сохранив стабильность компании. При этом они могут себе позволить готовить профессиональные кадры, использовать высокотехнологическое оборудование, вкладывать деньги в НИОКР. По финансовой мощи и кадровым ресурсам ни одна из российских сервисных компаний сегодня не может конкурировать с транснациональными [6].
Таким образом, современное состояние российского нефтесервиса характеризуется тенденцией отставания от зарубежного нефтесервиса по технической вооружённости, применению новейших технологий, использованию научных разработок, привлечению и использованию финансовых средств; к хроническому недостатку инвестиционных средств и не способности формировать инвестпрограммы и перспективные планы работы на 3-5 лет вперёд. Теряются позиции на внутреннем рынке высокотехнологических нефтесервис-ных услуг в пользу иностранных нефтесервисных компаний.
В связи с этим государство должно предпринять ряд мер, поддерживающих развитие отечественных сервисных компаний. Наиболее эффективными, по мнению экспертов, будут меры финансовой поддержки сервисных компаний со стороны государства при условии достаточной прозрачности их деятельности и надежности их систем управления.
Однако следует также обратить особое внимание на повышение качества управления нефтесервисными предприятиями с целью минимизации затрат и повышения конкурентоспособности в сложивших условиях внешней среды: повышение качества персонала, оптимизация материальных потоков, развитие культуры бережливого производства и пр.
Список литературы:
1. Иконников Ю.А. Развитие рынка сервисных услуг в НК ОАО «ЛУКОЙЛ» [Электронный ресурс] // Официальный сайт торгово-промыш-
ленной палаты РФ. - 2005. - Режим доступа: www.tpprf.ru/ru/main/commit-tee/komener/analit/.
2. Костров И. Стратегия развития: «Куда, когда и с какой скоростью» // Капитал-Weekly. - 2007. - № 106.
3. Гилязов Т.Ф. Формирование рынка сервисных услуг в нефтегазовой отрасли России // Электронное научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал». - 2009. - № 9.
4. Чуев Д.Э. Россия на мировом рынке нефтесервисных услуг // «Российское предпринимательство» - 2012. - № 11 (209) - С. 94-98.
5. Нефтесервисные компании: между прошлым и будущим [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ebrc.ru/library/74190/86008.
6. Russian Oilfield Services Market / Integra Group: Performance Update // Отчет компании «Интегра». - 2012. - Январь. - С. 5.
7. Минэнерго подтвердило прогноз по нефтедобыче в РФ в 2011 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/10/20/dobicha-anons.html.
8. Сайт ООО «Буровая компания «Евразия» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bke.ru/history.html.
9. Drilling and Production Outlook // Spears and Associates, Inc. - June, 2012.
10. Парфенов Д. Проблемы российского нефтесервиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://finam.info/currency/news25D8700001/ default.asp.
11. www.slb.com
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ С ЦЕЛЬЮ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Михайлова О.И.*, Алуян Л.В.*
Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
В статье рассмотрены проблемы оценки инвестиционного климата региона, также даны понятия инвестиционного потенциала и риска. Описаны методы оценок инвестиционных рисков, а метод экспертных оценок рассмотрен более подробно. Представлены условия выбора инвестиционных решений.
Ключевые слова: инвестиционный климат региона, инвестиционный потенциал и риск, методы оценок инвестиционных рисков, метод экспертных оценок.
* Старший преподаватель кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита.
* Доцент кафедры Налогообложения и инфраструктуры бизнеса, кандидат экономических наук.