Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ШКОЛ С УЗБЕКСКИМ ЯЗЫКОМ
ОБУЧЕНИЯ
Собирова Гулибарно Зайнитдин кизи
Докторант НамГУ +998972506023 E-mail: gulibarnosobirova2205@gmail. com
АННОТАЦИЯ
Обоснована необходимость обучения критическому мышлению на уроках русского языка учащихся старших классов школ узбекским языком обучения. Перечислены особенности организации работы по формированию критического мышления у учащихся старших классов школ с узбекским языком обучения. Предложена методика определения эффективности использования известных приёмов обучения критическому мышлению в школах с узбекским языком обучения.
Ключевые слова: критическое мышление, креативность (творчество), сотрудничество, коммуникативность, когнитивные навыки и стратегии, методы развития критического мышления, стадия вызова, осмысления, рефлексии, творческий метод.
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING SKILLS IN STUDENTS OF 5-7 GRADES OF SCHOOLS WITH THE UZBEK LANGUAGE
OF INSTRUCTION
Sobirova Gulibarno Zaynitdin kizi
doctoral student at NamSU +998972506023 E-mail: gulibarnosobirova2205@gmail.com
ABSTRACT
The necessity of teaching critical thinking in Russian language lessons to high school students using the Uzbek language of instruction is substantiated. The features of organizing work on the formation of critical thinking among high school students in Uzbek-teaching schools are listed. A methodology is proposed for determining the effectiveness of using well-known methods of teaching critical thinking in Uzbek-teaching schools.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
Key words: critical thinking, creativity (creativity), cooperation, communication, cognitive skills and strategies, methods for developing critical thinking, stage of challenge, comprehension, reflection, creative method.
TA'LIM O'ZBEK TILIDA OLIB BORILADIGAN GAN MAKTABLARNING 5-7-
SINF O'QUVCHILARIDA TANKIDIY FIKRLASH KO'NIKMALARINI RIVOJLANTIRISH XUSUSIYATLARI
Sobirova Gulibarno Zaynitdin qizi
NamDU doktoranti +998972506023 E-mail: gulibarnosobirova2205@gmail.c
ANNOTATSIYA
Ta 'lim o 'zbek tilida olib boriladigan maktablarda yuqori sinf o 'quvchilariga rus tili darslarida tanqidiy fikrlashni o 'rgatish zarurligi asoslab berilgan. Ta 'lim o'zbek tilida olib boriladigan maktablarda yuqori sinf o 'quvchilarida tanqidiy fikrlashni shakllantirish ishlarini tashkil etish xususiyatlari sanab o 'tilgan. Ta 'lim o'zbek tilida olib boriladigan maktablarda tanqidiy fikrlashga o 'rgatishning mashhur usullaridan foydalanish samaradorligini aniqlash metodikasi taklif etiladi.
Kalit so'zlar: tanqidiy fikrlash, ijodkorlik (ijodkorlik), hamkorlik, muloqot, kognitiv ko'nikmalar va strategiyalar, tanqidiy fikrlashni rivojlantirish usullari, qiyinchilik bosqichi, tushunish, fikrlash, ijodiy usul.
Актуальность проблемы.
На всех этапах системы непрерывного образования в Республике Узбекистан значительное внимание уделяется внедрению в учебный процесс, особенно в процесс обучения русскому языку, стратегий и технологий, нацеленных на формирование у учащихся умений самостоятельного, креативного, критического мышления, созданию благоприятных условий для обучения критическому мышлению. Ситуация активного общения и сотрудничества в организации процессов субъектно - субъектных отношений служит формированию у обучающихся навыков критического мышления. "Критическое мышление" является важнейшей основой совершенствования профессиональной компетенции обучаюхщихся. Особое место в конструировании благоприятной рефлексивно - образовательной ситуации занимает умение педагогов не только учить, но и их готовность обучать критическии мыслить, наличие у них соответствующей мотивации к такой деятельности.
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
Важную значимость приобретает педготовка глубоко мыслящих, сбособных критически осмыслить свою деятельность, конкуретноспособных кадров через критическое мышление. Критическое мышление становится важным не только для решения насущных проблем в определенной сфере, но для создания новых идей. О значимости процессов обучения критическому мышлению свидетельствуют исследования, проводащиеся Калифорнийским Центром критического мышления, Американской Философсксой Ассоциаций, Российским центром "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Критическое мышление будет оказывать существенную помощь учителю по формированию у старшеклассников навыков, установленных в «Национальной программе» четырёх основных навыков по модели 4 К: критическое мышление, креативность (творчество), сотрудничество, коммуникативность. Критическое мышление представляет собой шаг к использованию в процессе обучения активных, творческих методов. Оно обеспечивает таже выработку, необходимых для продуктивного обмена мнениями качеств: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать, четко и ясно выразить мысли, принимать правильное решение[2]
Организация работы по формированию навыков критического мышления в 5-7 классах школ с узбекским языком, на наш взгляд, обладает рядом особенностей, знание которых просто необходимо для эффективной организации работы в этом направлении. Рассмотрим их.
В научно методической литературе представлены следующие аспекты понятия "критика": критика - это изучение, обсуждение, анализ, выражение мысли и проверка; отрицание определённого содержания, выявление недостатков; признание качеств подвергнутого критике содержания.
Термин "критика", будучи многозначным, включает в свою семантику сложное критическое содержание. Его семантическая оболочка содержит такие частные оттенки, как критический подход, критический анализ, критическая оценка, критическое отношение, критическое мышление.
У истоков критического мышления стояли ещё Сократ и Платон. В «Диалогах» Платона, Сократ выглядит как эталонный критический мыслитель: не боится задавать неудобные вопросы, сомневается в общепринятых идеях, отлично рассуждает и аргументирует свою точку зрения и, конечно же, стремится к истине[5].
Сам термин «критическое мышление» появился сравнительно недавно. Впервые его использовал в 1910 году теоретик в области образования Джон
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
Дьюи в книге «Как мы мыслим». Он использовал термин «рефлективное мышление». Рефлективное мышление он определял как активное, настойчивое и тщательное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете оснований, на которых оно базируется, и дальнейших выводов, к которым оно ведёт[1].
Анализ понятия "критическое мышление" предполагает характеристику понятия "мышление", так как такой поход позволяет выявить особенности критического мышления.
Мышление является историческим явлением и предполагает последовательность передачи от поколения к поколению формулированных при помощи средств языка знания.
Человек не только воспринимает окружаюшую действительность, но и хочет познать её. Познание действительности значит понять важные, существенные особености событий и явлений, вникая в них мысленно. Познание является сложным процессом и осуществляется при помощи мышления.
Мышление - познавательная деятельность человека. Как отмечают философы, мышление является определяющей чертой человека. Излагая особенности мышления, в первую очередь необходимо отметить его критичность.
На основе анализа научно-методической литературы указанное качество мышления можно охарактеризовать следующим образом: свойство определить ошибки и несоответстия мыслей, указание на устранение недостатков, выявление сильных и слабых сторон объектов, сопоставление наблюдаемых объектов и процессов с эталоном, свойство охарактеризовать обоснованность выдвигаемых предположений образует критичность мышления.
Изучение критического мышления как основы образовательных технологий XXI века можно считать ведущим направлением, возникшим на стыке педагогики, психологии и философии.
Необходимо отметить, что по поводу понятия критическое мышление имеются разнообразные толкования и взгляды. В ряде исследований этому понятию в силу того, что оно предполагает оценку, придаётся негативный оттенок, в других трактуется как "критическое мышление", "аналитическое мышление", "творческое мышление".
Технология развития критического мышления разработана на основе программы, созданной сотрудниками Международной Ассоциации обучения университета Северной Аёвы и колледжей Хобара и Уилям Смит. Она
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
(технология) представляет собой систему направленных на использование в различных отраслях науки, разных видов и форм работы стратегий и методов. Данная технология даёт возможность достижению образовательных результатов путем развития способности к работе с растущим и обновляющимся потоком информации; формирует у учащихся способность точно, обоснованно и правильно выразить своё мнение по отношению к другим, формирует способность развивать с опорой на усвоение различных опытов и идей чужие мысли, создает благоприятную для учащихся почву для академической мобильности, сотрудничества в рамках группы, установления конструктивных отношений с людьми.
Методика
Приступая к работе, учитель всегда должен помнить о том, что учащиеся изучают не родной для себя язык, изучение которого сопряжено с большими трудностями, обусловоенными различиями в грамматическом строе русского и родного языков.Учителю следует также учитывать ограниченный словарный запас учащихся. Педагогу важно знать: научить учащихся думать на изучаемом языке - важный и решающий фактор, усвоения языка как средства общения, формирования мышления вообще и критического мышления в частности. Важным представляется также учет уровня владения учащимися изучеамым языком, который сильно отличается у учащихся городских и сельских школ.Обучение критическому мышлению должна формированию умений связного, логически последовательного, целостного изложения мысли в определенной логико-композиционной форме.
Организуя работу в этом направлении, учитель должен иметь четкое и ясное представление о том, что такое критическое мышление. Источников по этой проблеме достаточно. Однако мы, обобщая имеющуюся информацию и критически осмыслив её, помимо выше изложенного отмечаем следующее. Если человек способен мыслить критически, он использует разные когнитивные навыки и стратегии, чтобы повысить вероятность желаемого результата. Речь может идти о чем угодно, от выгодной покупки квартиры до эффективного управления эмоциями. Критическое мышление» —это мышление активное, настойчивое, тщательное, применяемое в отношении всех форм информации, рефлексивное и автономное.
Это значит, что критически мыслящий человек скрупулезно проверяет любую идею. Он проводит собственное исследование, а не довольствуется чужим мнением. А еще он внимателен к своим мыслям и проверяет, насколько они логичны, обоснованы и непредвзяты.
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
Работая над формированием навыков критического мышления, учитель должен установить, в первую очередь, отличается ли критическое мышление от мышления аналитического. Не вдаваясь в разбор тонкостей в семантической оболочке этих лексем, отмечаем следующее. Аналитическое мышление используется для разбора информации на части и попытки собрать её вновь так, чтобы лучше понять. А при критическом мышлении наблюдается, прежде всего, сомнение: поиск логических ошибок, лжи и манипуляций, в том числе при помощи аналитического мышления.
Если ученики читают приведенный в учебнике отрывок из произведения художественной литературы, то, в первую очередь, разделят текст на мелкие абзацы, последовательно ознакомятся с их содержанием, то есть будут осуществлять аналитическую работу, после чего зададут себе вопрос: «Какой вывод следует из прочитанного?», следовательно, переходят к критическому мышлению с последующей оценкой событий, фактов. На завершающей стадии принимается решение в виде заключения.
В процессе работы по обучению критическому мышлению учителю следует обратить внимание на следующие умения, развитию и совершенствованию которых будет способствовать работы в этом направлении:
1. Наблюдать - значит видеть и замечать кого-либо/что-либо.
2. Описывать - значит говорить как кто-либо/что-либо выглядит.
3. Сравнивать - значит сопоставлять сходства и различия между людьми или вещами; оценивать что-либо и соизмерять с другими вещами.
4. Определять - значит показывать или доказывать существование кого-либо/чего-либо; узнавать кого-либо/что-либо как конкретную личность/вещь.
5. Ассоциировать - значит умственно делать связи между людьми или вещами; соединять людей или вещи по принципу их взаимодействия.
6. Заключать - значит делать выводы на основе имеющейся информации или фактов; косвенно предполагать истинность чего-либо.
7. Прогнозировать - значит предполагать, что произойдет в будущем, предсказывать что-либо.
8. Применять - значит делать заявление, создавать руководство и т.д. для извлечения наибольшей эффективности в конкретной ситуации, применять что-либо, значит использовать в соответствии, извлекать практическую пользу из чего-либо.
Конечно же, учитель должен быть вооружен знаниями о методах развития критического мышления. В научно-методической литературе, представленной в сети Интернет, имеется огромный поток информации по этой проблеме. Задача
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
учителя заключается в выборе наиболее подходящего и доступного для учащихся каждого конкретного класса, исходя из конкретного уровня подготовленности обучающихся. Ниже представим краткую характеристику наиболее популярных методов развития критического мышления, изложенных в интернет ресурсах, в частности на сайте https://womamdvice.ru/kriticheskoe-myshlenie с творческим дополнением в виде таблицы. Приведенную таблицу -характеристику учитель может использовать в своей работе как дорожную карту.
Название Метода
Описание метода
Стадия использования На каком материале
Выявленные трудности, ошибки и пути их устранения
«Мозговой штурм»
Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.
Вызов. Н-р: при изучении темы.......
«ИНСЕРТ»
Чтение текста с пометками: + я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило ? хотел бы узнать подробнее.
Составление таблицы, выписываются основные положения из текста
Осмысление
На материале тескта «....» стр. учебника
+ - ! ?
«Ролевая игра»
Цель: заинтересовать учащихся удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка
Вызов
«Свободное письмо»
Аргументированное письмо. В течение Рефлексия нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли
«СИНКВЕИН»
Пятистишие:
Тема
2 прилагательных, описывающих тему
3 глагола, характеризующих действие Фраза из 4 слов, содержит основную мысль
Синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.
Рефлексия
«Толстый и тонкий вопросы»
? - фактический ответ ? - обстоятельный ответ, развернутый. Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.
Осмысление и рефлексия
Прогнозирование с
помощью открытых вопросов
Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.
Токсономия вопросов: Простые /фактические/ Уточняющие /Ты так считаешь? То есть ты сказал.. ? /
Объясняющие / «Почему?»/
Осмысление
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
Творческие /В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза./
Оценочные /Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»/
Практические /Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни...?»/
Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.
«Кластер»- гроздь винограда
Карта мышления.
1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):
Осмысление и рефлексия
1 этап - мозговой штурм (идеи) 2 этап - систематизация, оформление в кластер
3 этап - нахождение взаимосвязей между ветвями.
3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера
Перепутанные логические цепи
Отрывки из текста, цитаты, события Осмысление необходимо расположить в Рефлексия хронологическом порядке, составить логическую цепочку
Осмысление
«Двухчастный дневник»
Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике
Осмысление
«ЗХУ»
Заполнение таблицы:
Осмысление
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/
«Продвинутая лекция» На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект. На второй стадии - активное слушание. 1 ученик отмечает подтвердившуюся информацию 2 ученик выписывает новую информацию Обмен мнениями по проблемным вопросам. Свободное письмо Осмысление
Взаимоопрос Чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу. Вопросы записываются. Лучшие вопросы задаются классу Осмысление Здесь укажите конкретные вопросы по выбранному тексту
«Карусель» Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Осмысление
Стратегия «Галерея» После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ. Рефлексия
«Кубик» Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос -выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани. Осмысление Рефлексия
Перекрестная По прочитанному тексту дается Осмысление
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
дискуссия бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы - контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.
«Последнее слово за мной» На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается. Рефлексия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Критическое мышление, в первую очередь, важно как средство усвоения языка как средства коммуникации. В связи с этим оно считается ведущим средством образования в жизни человека и общества. Согласно трактовке группы Дельфи, критически мыслящий человек является любознательным осведомленным, убидительным, справедливым, имеет широкое мировозрение, умеет принимать разумное решение, способен к пересмотру мыслей, выказывает настойчивость и решительность в поиске решений и достижений результатов. Поэтому одной из основных целей обучения критическому мышлению является стремление к совершенству, идеалу. Применение технологии критического мышления дает возможность для реализации ряда образавательных и воспитательных задач, к числу которых нужно отнести критическое мышление, решение сложных проблем путем анализа информации, анализ противоположных мыслей, выявление причинно-следственных связей, сравнение и обобщение, вступление в общение с другими.
Эффективному развитию критического и логического мышления учащихся способствует планомерная реализация таких стадий, как стадия вызова, осмысления, рефлексии. Осмысление выступает основным процессом развития критического мышления, в рамках которого происходит принятие и отслеживание информации учащимися.
Чтобы развить критическое мышление, необходимо стремиться расширить кругозор учащихся и предоставит им возможность больше узнавать о разных
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
предметах и явлениях, учиться задавать вопросы, анализировать текст, придумывать разные варианты развития событий, тренировать логику, внимание и воображение с помощью игр, головоломок и специальных упражнений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENSES)
1. В.Верхоглазенко. Критическое мышление в методологическом подходе. https : //womanadvice. ru/kriticheskoe-myshlenie.
2. Мамаджанова Н.А Talim va tarbiya jarayonida ол quvchilarda tanqidiy fikrlash malakalarini rivojlantirish omillari // Наманган давлат университети илмий ахборотномаси. - Наманган, 2019. - №4. - Б. 251-254.(13.00.00. №30).
3. Мамаджанова Н.А OPPORTUNITIES FOR DEVELOPING CRITICAL THINKING SKILLS IN EARLY CLASS STUDENTS // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences(EJRRES) - UK, 2019, Volume 7, Number 12, Part VIII ISSN 2056-5852, Progressive Academic Publishing, UK, www.idpublications.org, - Б. 115-118.(13.00.00. № 3).
4. Мамаджанова Н.А Бошлангич синф укувчиларида танкидий фикрлашни ривожлантириш имкониятлари // Наманган давлат университети илмий ахборотномаси. - Наманган, 2020. - №4. - Б. 413-418.(13.00.00. №30).
5. Платон. Диалоги. Пер.: Соловьев М. С., Ананьин С., Жебелев С. А.Эксмо-Пресс, 2019 г.
6. https : //womanadvice. ru/kriticheskoe-myshlenie