Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАКТИЛЬНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОСНОВАМ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАКТИЛЬНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОСНОВАМ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
78
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дактильная речь / дактилирование / основы русского жестового языка / профессиональное обучение / служебное взаимодействие сотрудников.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мисроков Т.З.

В статье рассматриваются особенности формирования и развития навыков дактильной речи у сотрудников органов внутренних дел, обучающихся по программам профессиональной подготовки в рамках освоения основ русского жестового языка. Автор указывает на типичные ошибки, совершаемые учащимися в процессе освоения навыков дактилирования, отмечает наиболее важные аспекты обучения дактильной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мисроков Т.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАКТИЛЬНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОСНОВАМ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-224-226 МИСРОКОВ Тенгиз Замирович,

NIION: 2018-0076-8/22-918 кандидат юридических наук

MOSURED: 77/27-023-2022-8-1116 старший преподаватель кафедры ГиГПД

Северо- Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, е-mail: mail@law-books.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАКТИЛЬНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОСНОВАМ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования и развития навыков дактильной речи у сотрудников органов внутренних дел, обучающихся по программам профессиональной подготовки в рамках освоения основ русского жестового языка. Автор указывает на типичные ошибки, совершаемые учащимися в процессе освоения навыков дактилирования, отмечает наиболее важные аспекты обучения дактильной речи.

Ключевые слова: дактильная речь, дактилирование, основы русского жестового языка, профессиональное обучение, служебное взаимодействие сотрудников.

MISROKOV Tengiz Zamirovich,

candidate of law sciences, Senior lecturer of the state, civil and law disciplines chair of the North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF SKILLS IN THE USE OF DACTYL SPEECH IN THE PROCESS OF TRAINING EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE BASICS OF RUSSIAN SIGN LANGUAGE AS PART OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING

Annotation. The article discusses the peculiarities of the formation and development of dactyl speech skills among employees of internal affairs bodies studying under vocational training programs as part of the development of the basics of Russian sign language. The author points to typical mistakes made by students in the process of mastering dactylation skills, notes the most important aspects of learning dactyl speech.

Key words: dactyl speech, dactylation, basics of Russian sign language, vocational training, service interaction of employees.

Обучение сотрудников органов внутренних дел основам русского жестового языка в рамках профессиональной подготовки осложнено рядом факторов. Во-первых, чаще всего полным отсутствием у обучаемых каких-либо знаний об этом языке общения и особенностях его использования. Во-вторых, малым количеством выделяемых для изучения этого самостоятельного языка учебных часов. В-третьих, достаточно высокой загруженностью слушателей другими учебными дисциплинами и значительным количеством занятий, а также ограниченностью времени на самоподготовку.

Начало изучения основ русского жестового языка происходит с теоретической базы, включа-

ющей в себя законодательство в сфере инвалидности по слуху и зрению, понятия жестовой речи и дактильной речи, своеобразие лексического состава и грамматики русского жестового языка и многих других вопросов.

Абсолютно оправданным является переход в дальнейшем к освоению, прежде всего, дактильной речи, которая представляет для слушателей наиболее простой и легкий в освоении способ передачи, получения и обработки информации в условиях общения с людьми, страдающими нарушениями функции слуха.

После объяснения основных правил использования русского жестового алфавита, первой задачей является демонстрация и дальнейшее

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

закрепление в памяти слушателей правильной конфигурации пальцев рук каждой дактилемы. На этом часто выявляется проблема, связанная с недостаточной подвижностью и гибкостью пальцев рук у многих сотрудников. Это может быть вызвано различными факторами, такими как генетическая предрасположенность, имеющиеся травмы (особенно у лиц, занимавшихся единоборствами) и недостаточная тренированность пальцев и кистей рук. С учетом этого целесообразно предварить обучение дактильной речи комплексом разминочных упражнений и упражнений для повышения подвижности пальцев и кистей. С подобных упражнений целесообразно начинать каждое занятие по изучению основ русского жестового языка.

Переходя к непосредственному овладению дактилемами можно столкнуться с трудностями обучаемых в вопросах запоминания расположения конфигураций пальцев рук. Кроме того, эта проблема осложняется тем, что многие дакти-лемы имеют схожую и визуально близкую конфигурацию пальцев. Примерами таких дактилем, являются «л» и «п», «р» и «н», «т» и «м», «е» и «ж», а также некоторые другие. Небольшая ошибка в конфигурации пальцев руки может изменить смысл всего слова в процессе дактилирова-ния. Поэтому важной задачей на начальном этапе является твердое закрепление в памяти слушателей, а также в моторике их рук правильных конфигураций пальцев при демонстрации ими каждой дактилемы. Здесь помогает использование ассоциаций применительно к каждой дактилеме. Кроме того, конфигурации пальцев при многих дактилемах визуально схожы с печатным изображением соответствующей дактилеме буквы (например, таких букв как «м», «л», «о», «у», «т», «п»).

Еще одной распространенной проблемой на этапе обучения дактилированию является отсутствие у слушателей артикуляции, которая обязательно должна сопровождать процесс дактильной речи. Важно с первых же занятий нарабатывать навыки артикуляции совместно с навыками дакти-лирования. Если пренебречь элементами артикуляции на начальных этапах, то в дальнейшем обеспечить её постоянное использование учащимися в процессе дактилирования будет значительно сложнее в силу формирования у них стереотипа дактилирования без использования артикуляции.

Наряду с этим необходимо в ходе первых же занятий по применению дактильной речи прививать учащимся стойкое следование правилам и нормам дактилирования, а именно плавность и точность движений, умение отделять одни слова от других короткими паузами и соблюдать другие важные нормы дактильной речи.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

Одной из особенностей, на которую следует обращать внимание при обучении жестовому языку является постоянное стремление многих учащихся смотреть на собственную дактилирую-щую руку, контролируя взглядом движения её пальцев. В будущем, войдя в привычку, в процессе использования русского жестового языка в ходе служебной деятельности это может мешать сотруднику видеть реакцию собеседника в ходе общения.

Важным критерием оценки правильности дактилирования является умение обучаемого замечать собственные ошибки в процессе дактилирования и исправлять их. Важно сразу объяснить учащимся необходимость точного соблюдения грамматики русского языка и указать на недопустимость искажения слов в процессе дактильной речи. Стоит акцентировать внимание на том, что грамотная и соответствующая нормам официального делового общения речь является обязательным атрибутом служебного общения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Вместе с тем, следует разъяснить учащимся особенности использования дактильной речи слабослышащими и глухими в процессе повседневного общения, указав на склонность многих людей, страдающих нарушениями функции слуха дактилировать слова не полностью, а также пропускать гласные и не всегда соблюдать грамматику. При этом следует напомнить сотрудникам -то, что допустимо для гражданского человека, не находящегося на службе, не является допустимым для государственного служащего, находящегося на правоохранительной службе и являющегося лицом отечественной правоохранительной системы в глазах окружающих его людей.

Развитие навыков дактилирования и построения слов и словосочетаний необходимо начинать с простых коротких слов, постепенно переходя к более сложным и длинным словам. В ходе этого перехода можно выявить первые ошибки, которые неизбежно совершают многие сотрудники, начинающие освоение русского жестового языка. На такие ошибки следует обращать внимание, разъяснять пути их исправления и закреплять повторной работой с каждым таким сотрудником.

При переходе к дактилированию более длинных слов следует приучить учащихся разбивать их по слогам, поскольку это помогает избежать ошибок в виде пропущенных букв или, наоборот, появления лишних букв в процессе воспроизведения длинного слова посредством русской ручной азбуки.

Приступая к обучению формирования словосочетаний и предложений посредством дактильной речи, следует научить сотрудников разделять слова и предложения паузами.

Разумеется, одной из конечных целей развития навыков дактилирования является формирование у сотрудников органов внутренних дел способности осуществлять перевод информации, а также её уверенный приём от собеседника, страдающего нарушением функции слуха, и последующее быстрое и лаконичное доведение сотрудником необходимой информации до слабослышащего (глухого) собеседника.

Наряду с развитием навыков дактилирова-ния, необходимо разъяснять особенности субкультуры глухих и слабослышащих людей, принятые в их сообществе правила общения, способы привлечения внимания человека, страдающего нарушениями функции слуха. Отдельное внимание следует обращать на способы передачи эмоций, важность считывания движения губ собеседника и мимики его лица. Недостаточное внимание к этим элементам общения может в дальнейшем привести к проблемам в их последующем освоении.

Важно и то, что вид упражнений, формы работы и содержание материалов должны использоваться на основе учета индивидуальных достижений обучающихся, либо же целой группы [1]. Обучая сотрудников способности понимать дак-тильную речь другого человека, желательно использовать тексты и диалоги на самые различные темы, предложения непредсказуемые по своему содержанию, избегая шаблонных выражений, легко угадываемых форм построения предложений. Это, во-первых, заставить сотрудников проявлять большую внимательность при взаимодействии с собеседниками. Во-вторых, такой подход позволит избежать рутинного подхода в обучении, постоянно заставляя сотрудников сталкиваться с новыми, необычными построениями диалогов. В служебной деятельности сотрудники могут столкнуться с самой неожиданной непрогнозируемой ситуацией в общении с людьми с нарушениями

функции слуха. Поэтому следует приучить их с первых же занятий не руководствоваться стереотипными для повседневного общения конструкциями построения предложений и фраз.

Подводя итог следует отметить, что само по себе изучение основ русского жестового языка для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, впервые принятых на службу, является, как правило, совершенно новым опытом, связанным с овладением принципиально новыми навыками. Введение дисциплины «Основы русского жестового языка» позволяет усовершенствовать профессионально-речевую образованность сотрудника полиции, то есть качественно изменить (расширить) характеристику речевой деятельности сотрудника полиции [2]. Залогом успеха в обучении сотрудников основам русского жестового языка является их правильная мотивация, способность преподавателя заинтересовать обучаемых новыми знаниями и ознакомить сотрудников полиции с особенностями культуры общения глухих и слабослышащих людей.

Список литературы:

[1] Гнездилова Е.В. Особенности обучения навыкам русского жестового языка сотрудников полиции // Вестник УЮИ. 2021. №4 (94).

[2] Посиделова В.В., Хорошко Е.Ю., Резникова А.В. Реализация принципа систематизации и последовательности при обучении русскому жестовому языку сотрудников полиции // Вестник УЮИ. 2022. №2 (96).

Spisok literatury:

[1] Gnezdilova E.V. Osobennosti obucheniya navykam russkogo zhestovogo yazyka sotrudnikov policii // Vestnik UYUI. 2021. №4 (94).

[2] Posidelova V.V., Horoshko E.YU., Reznikova A.V. Realizaciya principa sistematizacii i posledova-tel'nosti pri obuchenii russkomu zhestovomu yazyku sotrudnikov policii // Vestnik UYUI. 2022. №2 (96).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.