Научная статья на тему 'Особенности развития наукоемких производств в условиях современной России'

Особенности развития наукоемких производств в условиях современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильинов Е.В., Гостева О.В.

Раскрываются отличительные черты наукоемких предприятий и особенности их развития, формулируются актуальные проблемы российских наукоемких производств, а также направление их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития наукоемких производств в условиях современной России»

Секция « Современные проблемы менеджмента »

УДК 338.2

Е. В. Ильинов Научный руководитель - О. В. Гостева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКОЕМКИХ ПРОИЗВОДСТВ В УСЛОВИЯХ

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Раскрываются отличительные черты наукоемких предприятий и особенности их развития, формулируются актуальные проблемы российских наукоемких производств, а также направление их решения.

Наукоемкие производства являются важнейшей сферой экономики для любого государства. Отличительной чертой этих предприятий является высокая степень связи технологии с научными разработками и исследованиями. На предприятиях наукоемких отраслей высока численность инженеров и техников, а также доля затрат на исследования и разработки, которые, в свою очередь тесно связаны с инновациями. А нововведения и инновационная деятельность -ключ к успеху в конкурентной борьбе. Высокая доля добавленной стоимости в продукции - еще один отличительный признак наукоемких предприятий [1]. Так наукоемкие предприятия имеют стратегическое значение для развития экономики.

Надо сказать, что инновации связаны с определенной долей риска, а их внедрение требует довольно большой гибкости от фирмы. Таким требованиям соответствует в большей степени малые и средние предприятия. Из этого следует, что развитие наукоемких производств - фактор устойчивости экономики.

Кроме того, наукоемким отраслям присущи высокие темпы роста, что имеет важнейшее значение в современных условиях. Данное обстоятельство будет иметь решающее значение для развития экономики и государства.

Новые технологии, ноу-хау находят свое воплощение в нематеральных активах предприятия. Благодаря этому можно существенно повысить величину стоимости предприятия. К нематериальным активам относят помимо технологии и ноу-хау, так же методы управления, изобретения и прочее [2]. По динамике нематериальных активов можно в некоторой степени судить об эффективности инновационной деятельности на предприятии и эффективности предприятия в целом.

Развитие интеллектуальной собственности во многом находится в зависимости от налоговой системы. Существует два основных способа получения и постановки нематериальных активов на учет. При использовании одного из них предприятие полностью участвует в процессе создания этих активов. Оно платит налог на имущество в размере 2 % от стоимости этих активов и налог с прибыли. Сдерживающим моментом является увеличение оборотных средств, за счет использования которых происходит создание интеллектуальной собственности. Другой способ - это приобретение нематериального актива, предусматривает при передаче актива упла-

ту высокого налога на прибыль, когда еще неясно возможно ли произвести на основе этого конкурентоспособные продукты. Так налоговое законодательство не используется в качестве инструмента развития интеллектуальной собственности, и как следствие наукоемких производств [3].

Владение и использование новых технологий, ноу-хау дает значительное конкурентное преимущество. Однако ситуация на рынке может довольно быстро измениться в обратную сторону, когда такое преимущество будет у конкурирующего предприятия, что создаст значительную угрозу.

Таким образом, вытекает проблема мобильности наукоемкого предприятия, его скорейшей адаптации к изменениям. Так же большое внимание следует уделить правовой охране интеллектуальной собственности. Это представляется довольно грозным оружием в конкурентной борьбе. Помимо монопольного использования технологии возможно так же передавать разработки по лицензионному договору, и тем самым увеличить доходы и повысить прибыль. Каким же образом стимулировать создание этих активов и добиться их эффективного применения?

Создание интеллектуального продукта - процесс творческий. Соответственно в работе необходимо творческое начало. А для этого необходимо, во-первых, чтобы специалисты были способы к творчеству. Они должны обладать большим интеллектуальным потенциалом и креативностью.

Во-вторых, необходимо, чтобы у работника возникало чувство потребности в творчестве. Этого можно добиться, если работник ищет в своей работе удовлетворения своих нематериальных потребностей. Когда работа не только и не столько как способ получения дохода, а как средство самореализации своих способностей, навыков, идей и мыслей. Именно этот элемент творческого начала - желание реализовать свои возможности в творчестве выражается в отношении к делу, соучастности, инициативе [4].

Несомненно, что только в комплексе эти три элемента приведут к успеху деятельность специалистов. Для планирования результатов интеллектуальной деятельности работников, необходимо управлять вышеназванными элементами. Наиболее значимым для регулирования процесса создания интеллектуальной собственности представляется желание реализовать свои возможности. Этот элемент наи-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

более управляем организацией. И воздействие на него - есть наиболее действенная мера управления интеллектуальной деятельностью. Первый элемент -способность к творчеству представляется более фиксированным. А параметры третьего совместно с потребностью можно варьировать в зависимости от конкретных задач.

Таким образом, наукоемкие производства являются локомотивом экономики, конкурентоспособность которой во многом зависит от данных предприятий. Одним из эффективных путей развития этих предприятий является стимулирование труда специалистов, где важнейшим звеном является управление инициативностью, самореализацией работника в творческом процессе создания интеллектуальной продукции. Однако стимулирование развития интеллектуального продукта будет приносить значительные успехи, когда оно будет представлять комплекс взаимосвязанных действий госу-

дарства по стимулированию предприятий и деятельности самих предприятий в этой области.

Библиографические ссылки

1. Авдулов A. Н., Кулькин А. М. Власть, наука и общество. М. : ИНИОН РАН, 1994.

2. Селезнев Е. Н., Интеллектуальный капитал как объект управления // Справочник экономиста. 2007. № 2.

3. О роли интеллектуальной собственности в современном мире. URL: //center-mp.ru.

4. Лукичеа Л. И., Егорычев Д. Н. Внутрифирменное управление интеллектуальными активами. М. : Омега-Л, 2004.

5. Багриновский К. А. Проблемы управления развитием наукоемкого производства // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 2.

© Ильинов Е. В., Гостева О. В., 2010

УДК 658.5.011

Ю. О. Казерова, А. Ю. Нестерова Научный руководитель - С. Г. Чуркин Ульяновское высшее авиационное училище Гражданской авиации (Институт), Ульяновск

LOW COST АВИАКОМПАНИИ: АЛЬТЕРНАТИВА НА РЫНКЕ АВИАПЕРЕВОЗОК

Данная работа содержит материал, основанный на анализе информации о рынке авиатранспортных услуг, на базе учебных дисциплин «Основы менеджмента», «Маркетинг» и «Государственное регулирование на ВТ». В тексте приведена история создания низкобюджетных авиакомпаний, перечислены преимущества и недостатки работы, предоставляемый перечень услуг и направлений, а так же проведено исследование сегмента рынка, который охватывают. Приведены примеры функционирования данных компаний. Доклад разработан в рамках темы «Современные проблемы менеджмента».

Лоу-косты (low-cost), они же бюджетные авиакомпании, дают возможность летать дешево. Низкая цена билетов объясняется тем, что у дискаун-теров нет офисов продаж (все делается через Интернет), а значит, не надо содержать сотрудников и снимать помещения. Билеты электронные: туристу достаточно взять с собой в аэропорт распечатку пришедшего на его e-mail подтверждения брони. Правда, на борту дискаунтеров не всегда кормят, но обед можно заказать - за отдельную плату. А парк самолетов у них современный, отвечающий всем стандартам качества.

В июне 1971 г. американская Southwest Airlines стала пионером бюджетных авиаперевозок. На перенасыщенном американском рынке (с его большими расстояниями и мобильным населением) ставка основателей компании Роллина Кинга и Херба Кел-лехера на самолет как альтернативу поездам и автобусам сработала.

Самые популярные дискаунтеры: Germanwings -одна из наиболее успешных авиакомпаний в Европе, работающих по системе low-cost. Авиакомпания предлагает полеты в более 60 пунктов назначения на европейском континенте из пяти базовых аэропортов - в Кельне/Бонне, Штутгарте, Берлине (аэропорт

Шенефельд), Гамбурге и Дортмунде - по ценам от 19 евро, включая налоги и сборы.

Ryanair.Ryanair - ирландская авиакомпания, крупнейшая низкобюджетная авиакомпания в Европе. Основана в 1985 г. Ryanair обслуживает 362 направления между 130 аэропортами в 20 европейских странах и Марокко.

Sky express. Sky Express - первая российская авиакомпания-дискаунтер.

Wind Jet была основана в 2003 году в Италии со штаб-квартирой в Катании. Домашний аэропорт компании в Катании Catania -Fontanarossa.

AirBerlin. Компания выполняет многочисленные рейсы по низким ценам в страны с большим потоком туристов: средиземноморье, Канарские острова, Северную Африку. Кроме того, сетью полетов охвачены крупнейшие города Европы, в которые можно отправиться из шестнадцати немецких аэропортов.

В России сегодня выполняют полеты около 10 бюджетных авиакомпаний - немецкие Air Berlin, Germanwings и Blue Wings, испанская Clickair, норвежская Norwegian Air Shuttle, австрийская Niki, итальянская Wind Jet и др. - совершающие рейсы в европейские города из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и других городов. Некоторые их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.