Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольный возраст / развитие / моторные навыки / особенности развития. / preschool age / development / motor skills / developmental features

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слизская Ольга Валерьевна, Козловская Галина Юрьевна

старший дошкольный возраст – это ключевой период в жизни ребенка, когда формируются основы его физического и психологического развития. В этот период дети активно осваивают мир вокруг себя, и моторные навыки играют важную роль в этом процессе. В данной статье мы рассмотрим особенности развития моторных функций у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Слизская Ольга Валерьевна, Козловская Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF MOTOR SKILLS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

senior preschool age is a key period in a child's life, when the foundations of his physical and psychological development are being formed. During this period, children actively explore the world around them, and motor skills play an important role in this process. In this article, we will consider the features of the development of motor functions in older preschool children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Слизская О.В.1, Козловская Г.Ю.2

1Слизская Ольга Валерьевна - магистрант;

2Козловская Галина Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра коррекционной психологии и педагогики, ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: старший дошкольный возраст - это ключевой период в жизни ребенка, когда формируются основы его физического и психологического развития. В этот период дети активно осваивают мир вокруг себя, и моторные навыки играют важную роль в этом процессе. В данной статье мы рассмотрим особенности развития моторных функций у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольный возраст, развитие, моторные навыки, особенности развития.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF MOTOR SKILLS IN OLDER

PRESCHOOL CHILDREN Slizskaya O.V.1, Kozlovskaya G.Yu.2

1Slizskaya Olga Valeryevna -undergraduate student;

2Kozlovskaya Galina Yuryevna - candidate of psychological sciences, associate professor, DEPARTMENT OF CORRECTIONAL PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY, NORTH CAUCASUS FEDERAL UNIVERSITY, STAVROPOL

Abstract: senior preschool age is a key period in a child's life, when the foundations of his physical and psychological development are being formed. During this period, children actively explore the world around them, and motor skills play an important role in this process. In this article, we will consider the features of the development of motor functions in older preschool children. Keywords: preschool age, development, motor skills, developmental features.

УДК 331.225.3

Развитие мелкой моторики является одной из ключевых проблем педагогической и возрастной психологии в отношении детей [1].

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [2].

В применении к моторным навыкам рук и пальцев, часто используется термин «ловкость». Исследования показывают, что развитие мелкой моторики кисти руки, в частности через обучение письму, чтению, математике, а также предметам как труд и физическая культура, значительно улучшает успеваемость детей и развивает значимые психические процессы, такие как память, внимание и мышление. Особенно заметные результаты наблюдаются у детей, которые изначально имели отставание в развитии значимых функций.

Научные исследования подтверждают, что развитие движений пальцев рук имеет важное значение. Ученые, занимающиеся изучением детского мозга и психики, отмечают, что функция руки является мощным стимулом. Исследователи из Института физиологии детей и подростков МНН выяснили, что развитие речи тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук.

Если у ребенка хорошо развита мелкая моторика руки, его речь развивается правильно. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте считается особым предметом, который ребенок осваивает, подобно другим инструментам (ложка, карандаш и т. д.).

Движения способствуют совершенствованию работы центральной нервной системы. Благодаря движениям, все физиологические процессы протекают более интенсивно, что ведет к улучшению функционирования соответствующих органов. Особенно значительное влияние двигательная активность оказывает на физическое и нервно-психическое развитие детей. Если движения развиваются несвоевременно, это может оказывать негативное воздействие на ребенка и создавать трудности для его полноценного развития в более старшем возрасте [2].

Детство - это период интенсивного физического и психического развития. Одной из ключевых областей этого процесса является развитие моторных функций. В старшем дошкольном возрасте дети активно учатся контролировать свое тело, координировать движения и развивать моторные навыки. Этот период играет важную роль в формировании основ физического здоровья и общего развития ребенка. Рассмотрим этапы физического развития ребенка старшего дошкольного возраста.

На этапе развития грубой моторики дети начинают совершенствовать грубые моторные навыки, такие как бег, прыжки, метание мяча. Игры, способствующие координации движений и развитию выносливости, становятся популярными. Дети активно учатся контролировать свое тело в пространстве и взаимодействовать с окружающей средой.

Вместе с развитием грубой моторики, у детей старшего дошкольного возраста происходит улучшение точной моторики. Они могут лучше управлять своими руками и пальцами, что важно для таких навыков, как письмо, рисование, а также для выполнения более тонких задач, таких как складывание пазлов или конструирование.

Развитие координации и баланса требуют такого же внимания. Старшие дошкольники улучшают свою способность к координации различных движений. Это позволяет им лучше ориентироваться в пространстве и успешно выполнять разнообразные физические активности, такие как хождение на лыжах, катание на велосипеде и т.д.

Баланс играет ключевую роль в моторном развитии детей старшего дошкольного возраста. Они осваивают навыки стояния на одной ноге, прыжков с места, что не только развивает их физически, но также способствует улучшению координации и концентрации.

Старшие дошкольники часто используют игру как средство развития своих моторных навыков. Разнообразные виды игр, такие как спортивные игры, конструирование, ролевые игры, способствуют комплексному развитию детей, включая их физические способности.

Успех в развитии моторных функций имеет прямое влияние на обучение. Дети, обладающие хорошо развитыми моторными навыками, лучше справляются с заданиями, требующими активного участия тела, такими как учебные занятия по физкультуре, рисование и обучение грамоте.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, как тонкие ручейки, которые наполняют источник творческой мысли. Чем более решительны и изобретательны движения детской руки, тем менее заметно взаимодействие руки с инструментом работы (ручкой, карандашом), и тем сложнее становятся необходимые для этого движения. Это в свою очередь подстегивает яркую творческую стихию детского разума. Чем больше искусства в руках ребенка, тем умнее он становится [3].

Педагоги и психологи, занимающиеся развитием детей дошкольного и младшего школьного возраста, единодушно приходят к выводу, что развитие мелкой моторики играет важную роль, поскольку через нее развиваются такие высшие когнитивные функции, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, а также речь. Кроме того, развитие мелкой моторики важно еще и потому, что в будущем, когда ребенок вырастет, ему будет необходимо уметь выполнять точные и скоординированные движения, чтобы писать, одеваться, а также успешно осуществлять различные повседневные и прочие действия.

Старший дошкольный возраст - это временной промежуток, когда формируются основы физического развития ребенка. Развитие моторных навыков играет важную роль в его общем физическом и психологическом развитии. Родители и педагоги должны стимулировать и поддерживать этот процесс, создавая условия для разнообразных физических активностей и игр, способствующих развитию грубой и точной моторики, координации и баланса. Такой подход обеспечит детям оптимальные возможности для полноценного физического развития, что, в свою очередь, положительно скажется на их общем успехе.

Список литературы /References

1. «Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет», журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005.

2. Баина М.А. Особенности развития мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста / М.А. Баина // Экономика и социум. - 2017. - № 23(43). - С. 1843-1846.

3. Сухомлинский, В.А. О воспитании: выдержки из работ / Сухомлинский В.А. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1998. - 269 с

4. Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движений пальцев рук. // Тезисы докл. 20-го Всесоюзногосовещания по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1974, С. 281 -282.

5. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. / Е.А. Янушко. - М.: Мозаика-Синтез, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.