Научная статья на тему 'Особенности развития монопрофильных городов как фактор формирования политики управления малым бизнесом'

Особенности развития монопрофильных городов как фактор формирования политики управления малым бизнесом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОНОГОРОД / КЛАССИФИКАЦИЯ МОНОГОРОДОВ / МАЛЫЙ БИЗНЕС В МОНОГОРОДЕ / ПОДДЕРЖКА МОНОГОРОДОВ / SINGLE-INDUSTRY CITY / THE CLASSIFICATION OF SINGLE-INDUSTRY CITIES / SMALL BUSINESS IN SINGLE-INDUSTRY CITY / SUPPORT OF SINGLE-INDUSTRY CITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ряховский Павел Иванович

Исследуются особенности развития монопрофильных территориальных образований по различным группировочным признакам с целью обеспечения возможности выработки дифференцированных подходов к формированию политики управления малым бизнесом в условиях конкретного моноструктурного муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT FEATURES OF SINGLE-INDUSTRY CITIES AS A FORMATION FACTOR OF A SMALL BUSINESS MANAGEMENT POLICY

Under the review: the development features of single-industry territorial entities on various grouping characteristics in order to provide the possibility of developing differentiated approaches to the formation of the small business management policy under the conditions of a specific monostructural municipality.

Текст научной работы на тему «Особенности развития монопрофильных городов как фактор формирования политики управления малым бизнесом»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОНОПРОФИЛЬНЫХ ГОРОДОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ

УДК 330

Павел Иванович Ряховский

соискатель Института экономики и антикризисного управления, Эл. почта: umc331@mail.ru

Исследуются особенности развития монопрофильных территориальных образований по различным группировочным признакам с целью обеспечения возможности выработки дифференцированных подходов к формированию политики управления малым бизнесом в условиях конкретного моноструктурного муниципального образования.

Ключевые слова: моногород, классификация моногородов, малый бизнес в моногороде, поддержка моногородов.

Pavel I. Ryakhovsky

the PhD student of the Institute of economy and anticrisis management E-mail: umc331 @ mail.ru

DEVELOPMENT FEATURES OF SINGLE-INDUSTRY CITIES AS A FORMATION FACTOR OF A SMALL BUSINESS MANAGEMENT POLICY

Under the review: the development features of single-industry territorial entities on various grouping characteristics in order to provide the possibility of developing differentiated approaches to the formation of the small business management policy under the conditions of a specific monostructural municipality.

Keywords: single-industry city, the classification of single-industry cities, small business in single-industry city, support of single-industry cities.

1. Введение

В настоящее время проблемам развития малого бизнеса уделяется внимание на всех уровнях государственного управления. В последние годы создана обширная нормативная база федерального, регионального и муниципального уровня для регулирования этой сферы экономики, а в стратегических программных документах различного уровня в обязательном порядке разрабатываются меры по развитию малого бизнеса и стимулы по его активизации.

Наиболее сложной и важной задачей модернизации российской эко-номики является поиск комплекса мер по поддержке малого бизнеса в монопрофильных муниципальных образованиях, которые по данным Союза малых городов России насчитывают в зависимости от методики расчёта от 700 до 1500 населенных мест с населением от 20 до 30 млн. человек и представляют собой в совокупности существенную (до 1/4) часть национального богатства и социально-экономического потенциала Российской Федерации [1].

2. Механизм господдержки малого бизнеса

Проблемы социально-экономического развития монопрофильных городов (моногородов), экономика которых полностью зависит от одного или двух предприятий, часть из которых работает устойчиво, другие испытывают серьёзные финансовые проблемы, а третьи в новых рыночных условиях стали полностью неконкурентоспособными, и являются в настоящее время для России чрезвычайно острыми в социальном, экономическом, политическом плане. Поэтому необходим дифференцированный подход к выбору форм и методов государственной поддержки не только самих монопрофильных городов, но и работающих в этих условиях предприятий малого бизнеса в сил}' определяющего воздействия местной специфики моноструктурных территорий.

Изучение механизма господдержки малого бизнеса в монопрофильных городах позволяет выделить в данном экономическом механизме три уровня: Российской Федерации - «федеральная господдержка малого бизнеса в моногородах», субъекта федерации - «региональная государственная поддержка малого бизнеса в моногородах», муниципального образования - «механизм поддержки на уровне монопрофильного города». Такая многоуровневая система их построения предполагает и синхронное их взаимодействие. Сбои в механизме господдержки, сформированном на федеральном уровне, могут вызвать дополнительные импульсы дестабилизирующего характера в малом бизнесе монопрофильного города. И, наоборот, элемент механизма господдержки более высокого порядка (механизм федерального уровня) может усиливаться на региональном уровне и на уровне монопрофильного города. В этой связи в качестве основного инструмента системы взаимодействия между различными территориальными уровнями может быть использован «алгоритм, включающий: итерации в двух направлениях - от федерального центра к регионам и городам и обратной связи - от городов к регионам и к федеральном}' центру; з'чет позиций и интересов всех уровней и поиск взаимоприемлемых, в том числе, компромиссных решений, принятие которых возможно только при условии согласования позиций между всеми участниками процесса» [2].

В целях обеспечения сбалансированности и эффективности государственной политики управления развитием малого бизнеса на всех уровнях необходимо исследовать специфические характеристики отдельных монопрофильных поселений.

С позиции синтеза теоретических подходов к группировке моногородов и уникальных современных условий развития национальной экономики, когда одновременно необходимо решать задачи ее адаптации к процессам углубления глобализации, преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса и кризиса российской экономики и обеспечения инновационного роста, автором в рамках данного исследования выделены следующие виды моногородов с учетом их классификационных признаков (табл. 1). При этом необходимо руководствоваться основными положениями системного подхода, исходя из которых,

Экономика, Статистика и Информатика 79 №3, 2012

всякая классификация носит условный характер, так как цель и задачи исследования определяют выбор классификационного признака.

Для анализа различий монопрофильных городов с точки зрения исследования, особенно актуально развития малого предпринимательства представляется не региональный, а поселенческий аспект, поэтому первым группиро-вочным признаком разделения моногородов стал признак «по типу поселения».

3. Веды моногородов

Исторически нарождающиеся и ранние предприниматели были разделены на пять кластеров по типу поселения. При этом использовалась стандартная группировка поселений, применяемая в демографической статистике: села (в соответствии с классификатором), малые города (от 10 до 100 тыс. жителей), средние города (от 100 до 500 тыс. жителей), крупные города (от 500 до 750 тыс. жителей) и мегаполисы (более 750 тыс. жителей).

По характеру экономической базы выделяются моногорода, специализирующиеся на легкой, угледобывающей, лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, машиностроении, черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов, нефтегазодобычи и пищевой промышленности. Особую категорию непромышленных моногородов составляют города-нау кограды, ЗАТО, транспортные узлы и курорты.

Экономическая основа моногородов в течение девяностых годов подверглась многочисленным изменениям. Их градообразующие предприятия, как правило, выпускали ограниченный ассортимент изделий, не являвшихся конечной продукцией. Многие предприятия в советский период были филиалами крупных и крупнейших организаций. После приватизации они стали самостоятельными, несколько раз сменили хозяев, многие обанкротились и были ликвидированы. Сохранившиеся же градообразующие предприятия, как правило, сократили численность работающих и объем производства, многие вошли в состав крупных холдингов и других объединений, в том числе с потерей самостоятельности. При этом практически не произошло модернизации производства, за исключением ряда деревообрабатывающих производств, перекупленных иностранными компа-

Таблица 1. Классификация монопрофильных городов России

Классификационный признак Виды моногородов

По типу поселения Сёла (монопрофильные поселения), малые моногорода), средние моногорода, крупные моногорода, мегаполисы

По характеру отраслевой специализации градообразующих предприятий Моногорода угледобывающей, лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, машиностроении, черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов, нефтегазодобычи и пищевой промышленности. Особую категорию непромышленных моногородов составляют города-наукограды, ЗАТО, транспортные узлы и курорты.

По степени удалённости Удалённые моногорода, близлежащие моногорода

По статусу градообразующего предприятия Моногорода с государственным градообразующим предприятием, моногорода с частным градообразующим предприятием

По генезису образования Моногорода «с нуля», моногорода с исторически сложившимся поселением

По глубине кризиса градообразующего предприятия Благополучные моно города с устойчивым развитием градообразующего предприятия, проблемные моногорода с неустойчивым развитием градообразующего предприятия, неблагополучные моногорода с градообразующим предприятием, находящимся в состоянии хронического кризиса

По перспективности развития «Умирающие» моногорода, «сжимающиеся» моногорода, моногорода со стабильными перспективами развития, моногорода, имеющие потенциал инновационного стратегического развития

ниями.

4. Подцержка градообразующим предприятиям

Трансформации, пережитые кризисными монопрофильными городами в девяностые годы, когда доходы местных бюджетов во многом зависели от дееспособности собственной экономической базы, привели к тому, что проблемы градообразующих предприятий отразились на всех сферах жизнедеятельности городов:

- произошло снижение уровня обеспеченности социальной инфраструктурой при передаче социальных объектов от промышленных: предприятий муниципалитетам, часть объектов утратили социальные функции и были распроданы предприятиями в качестве объектов недвижимости и непрофильных активов. Так, были закрыты часть детских садов, стадионов, бассейнов, спортивных сооружений; кинотеатры преобразованы в торговые центры, а пионерские лагеря - в корпоративные базы отдыха;

- из-за дефицита местных бюджетов до 70% и более повысился износ объектов жилищно-коммунального хозяйства;

- низкий уровень жизни привел к переходу городских домо хозяйств на полунатуральное существование, сни-

жению спроса на бытовые услуги, что ограничило возможности развития малого бизнеса в сфере услуг;

- распространились настроения бесперспективности жизни в этих местах, что привело к оттоку молодежи и наиболее активной части трудоспособного населения в другие, более крупные (полиструктурные города) с изменениям половозрастной структуры населения.

Начиная с 2000 г. ситуация постепенно начала стабилизироваться: муниципалитеты и региональные власти стаж оказывать поддержку градообразующим предприятиям, попавшим в трудное финансово-экономическое положение, помогали им остаться на плаву. Однако диверсификации производства не произошло, хватило сил лишь на сохранение градообразующего предприятия.

Кроме этого принятие в 2003 г. нового Федерального закона [3], устанавливающего основные принципы местного самоуправления в Российской Федерации практически лишило муниципалитеты возможности оказывать финансовую помощь (как прямую, так и косвенную) градообразующим предприятиям.

По степени удалённости можно выделить удалённые (Норильск, Мирный,

№3, 2012 80

Мончегорск и др.) и близлежащие моногорода (Дзержинск, Заволжье и др.). Такая группировка моногородов позволяет учесть при разработке политики регулирования малого бизнеса то обстоятельство, что социально кризисными монопрофильными поселениями могут быть названы только те, которые расположены далеко от крупных городов. Моногорода, расположенные в пределах полутора- или двухчасовой транспортной доступности до населённого пункта с населением более 500 тыс. жителей (то есть в зоне доступности маятниковых трудовых поездок), не следует считать кризисными, так как их жители имеют возможность искать работу в других населённых пунктах, не переселяясь из своего города.

В зависимости от статуса градообразующего предприятия рекомендуется различать моногорода с государственным градообразующим предприятием и моногорода с частным градообразующим предприятием. Эти различия проявляются в том, что, если градообразующее предприятие принадлежит государству, то обязанности такого предприятия перед жителями города несравнимо более серьезные, чем в том случае, если предприятие частное. Для моногородов с государственными предприятиями, таких, например, как Большой Камень (Приморский край), Северодвинск (Архангельская обл.), должна быть разработана особая программа с прямым государственным финансированием и инвестициями, которые в других случаях могут быть необязательны или вообще неуместны.

Представляется важным для выработки управленческих решений в области развития малого бизнеса классификация моногородов по генезису образования с выделением моногородов, строящихся «с нуля» и моногородов с исторически сложившимся поселением.

Одни моногорода были основаны «с нуля» на месторождениях полезных ископаемых или на вновь прокладываемых транспортных сетях, или исходя из геостратегических интересов. Другие моногорода сформированы на месте исторически сложившихся поселений. Города этой группы обладают определённой имеют исторические, культурные корни и соответствующий потенциал развития малого бизнеса, например, туристический, рекреационный.

Большое значение для разработки государственной политики по поддер-

жки малого бизнеса имеет группировка моногородов по глубине кризиса. Не смотря на то, что все моногорода из-за узкой специализации имеют низкий уровень кризисооустойчивости, всё-таки глубина, масштабы, длительность финансового кризиса в разных городах проявляется по-разному.

По этом}' признаку можно выделить благополучные моногорода с устойчивым развитием градообразующего предприятия, проблемные моногорода с неустойчивым развитием градообразующего предприятия, неблагополучные моногорода с градообразующим предприятием, находящимся в состоянии хронического кризиса.

Благополучные моногорода с устойчивым развитием градообразующего предприятия не испытывают особых проблем даже в кризисных условиях. Это моногорода при оборонных предприятиях со стабильным финансированием госзаказов и моногорода при неф-те- и газодобывающих предприятиях. К такой категории моногородов специалисты относят такие города, как Елабу-га (Татарстан), Новошахтинск (Ростовская обл.), Сургут и др.

Проблемные моногорода с неустойчивым развитием градообразующего предприятия требуют особого внимания со стороны федеральных органов власти, чтобы не допустить развитие кризиса. В таких городах необходимо стимулирование малого бизнеса, предоставление субсидий местной администрации для проведения социально-значимых мероприятий, развитие транспортной инфраструктуры и др.

Неблагополучные моногорода с градообразующим предприятием, находящимся в состоянии хронического кризиса (ряд городов Урала, в Республике Коми, в «текстильных» регионах) требуют оперативных мер и разработки стратегии их развития с учётом возможностей и целесообразности дальнейшего существования.

Необходимо отметить, что в результате глобального экономического кризиса, в 2008-2009 гг. приведшего к частичной или полной приостановке деятельности большинства градообразующих комплексов была нарушена жизнедеятельность многих российских монопрофильных городов. После экстренного исследования состояний данного вида городов Минрегионом был сделан вывод о том, что требует постоянного к себе внимания состояние 250-280 моногородов; в 60 из них ситуация была

охарактеризована как кризисная, а в 17-ти она грозила социальными потрясениями в любой момент [4]. При этом было предложено разделить моногорода депрессивные и прогрессивные. Все это сделало монопрофильные города центром внимания органов федеральной власти. Однако органами государственной и муниципальной власти кризисные территории рассматриваются с позиций оперативного управления, что детерминирует и специфику принятия управленческих решений. Вся ответственность за решение проблем монопрофильных городов распределяется между властными структурами различных уровней и бизнесом без подключения к процессу выработки решений и их реализации заинтересованной общественности и населения города.

В зависимости от перспективности развития целесообразно выделить «умирающие» моногорода, «сжимающиеся» моногорода, моногорода со стабильными перспективами развития, моногорода, имеющие потенциал инновационного стратегического развития.

Специалисты Фонда «Институт экономики города» [5] считают, что в группу «умирающих» городов попадают моногорода, в которых градообразующие предприятия либо фактически прекратили свое существование, либо имеют очевидно ограниченный срок существования, связанный, например, со сроком исчерпания месторождения полезных ископаемых. Меры поддержки таких городов, по сути, антикризисные - это программы поддержки переселения, социальной помощи населению, связанные с ликвидацией либо выводом существующих производств, в том числе программы профессиональной переподготовки.

«Сжимающиеся» моногорода» -это моногорода, в которых градообразующее производство либо сокращается ввиду сокращения объёмов производства, либо перепрофилируется с сокращением общего количества занятых. Меры по поддержке таких городов могут заключаться в помощи, направленной на финансовое оздоровление, реорганизацию инфраструктуры, экологические программы, программы развития альтернативных бизнесов, в том числе малого и среднего, а также на содействие переселению части жителей города.

К моногородам со стабильными перспективами развития, требующие

Экономика, Статистика и Информатика 81 №3, 2012

повышения эффективности своего функционирования относятся города, сохраняющие в перспективе свой текущий статус.

Моногорода, имеющие потенциал инновационного стратегического развития включают группу городов, которые представляют собой места размещения предприятий «новой экономики» (города со специализацией на ВПК, ЗАТО); места размещения новых инвестиций (отверточная сборка, агропромышленный комплекс и др.); места развития ку льтурно-историчес кого, рекреационного потенциала и др. Меры поддержки городов данного типа разные, в зависимости от направлений стратегического развития.

5. Заключение

Таким образом, предложенная классификация монопрофильных городов позволит наиболее полно идентифицировать состояние исследуемого моноструктурного поселения по группиро-вочным признакам с целью выработки

адекватной государственной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровне по поддержке моногорода в целом и развития малого бизнеса в частности.

Литература

1. http://www.smgrf.ru - официальный сайт Союза малых городов Российской Федерации

2. Любовный В.Я. Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации. - М.: ЗАО «Дортранспечать», 2009.

3. Федеральный закон от06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2012)

4. http://vz. ru/economy/2№9191291 332041 - О моногородах позаботятся// Взгляд. Деловая газета. [Электронный ресурс].

5. http://monogorod.net/userfiles -

Фонд «Институт экономики города»: Предложения относительно разработки системы мер государственной поддержки моногородов в Российской Федерации.

References

1. http://www.smgrf.ru

2. Lubovnyi V.Y Single-industry city in crisis: status, problems and possibilities of rehabilitation. - Moscow: ZAO "Dor-transpechaf2009.

3. Federal Law of06.10.2003 N131-FZ (as amended on 06.12.2011, as amended. From 07.12.2011) "On General Principles of Local Government in the Russian Federation" (with rev. And add. Coming into force of 5.1.2012).

4. http: //vz. ru/economy/2009/9/29/ 332041

5. http://monogorod.net/userfiles -Fund "Institute for Urban Economics": Proposals for developing a system of state support for single-industry towns in the Russian Federation.

№3, 2012 82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.