[20] Тодрес В. «Новая русская правая» родилась // Независимая газета. 1992. 11 фев. С. 2.
[21] «Ущимлённый русский». Почему Алексей Навальный не хочет кормить Кавказ // http://lenta.ru/artides/20n/11/04/navalny/
[22] Фоменков А.А. К вопросу об особенностях трансформации современного русского национализма // Власть. 2011. № 3. С. 69-73.
[23] Фоменков А.А. К истории национал-демократической идеологии в России на рубеже 1980-х - 1990-х годов // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 30. С. 91-94.
[24] Фоменков А.А. Общероссийский народный фронт и объединённая оппозиция начала 1990-х гг.: к вопросу о преемственности // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2013. № 6. С. 41-47.
[25] Шурыгин В. Куда плывёт Крым? // День. 1991. 24-30 нояб. С. 2.
[26] Ядуха В. Фронт переместился к Севастополю // Мегаполис-Экспресс. 1992. 2 дек. С. 19.
SPLIT AMONG RUSSIAN NATIONALISTS IN 2014: IMAGINARY OR REALITY
A.L. Simonov
Keywords: Russian nationalists, national democrats, Ukraine, split
The article deals with the relationship Russian nationalist organizations in the Ukrainian events 2013-2014. Analyzed the opinion of a split in the Russian part of the political spectrum regarding the annexation of the Crimea and the war in Novorossii. The specificity of the relationship Russian national democrats to ukrainski events.
УДК 316.3
А.В. Тиховодова, доцент, ФГБОУВО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ
Ключевые слова: молодежный парламентаризм, гражданское общество, демократия, политическое участие, общественно-государственный диалог, экспертиза нормативно-правовых актов.
В статье рассматриваются особенности молодежного парламентаризма как площадки для взаимодействия молодежи и органов государственной власти. Статься раскрывает формы, структуру, функции и направления деятельности молодежных парламентов. Автор акцентирует внимание на проблемы молодежного парламентского движения и возможные способы его совершенствования.
Одной из эффективных форм участия молодежи в управлении делами государства сегодня является молодежный парламентаризм. Его правовое понятие впервые было предложено Кочетковым А.В. в ходе Всероссийского семинара-совещания «Развитие молодежного парламентаризма в Российской Федерации» (Рязань, 2002 г.)1. Затем это понятие было уточнено и получило окончательную формулировку в Рекомендациях по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации, созданных Де-
1 Кочетков А.В. Место молодежного парламентаризма в системе государственной молодежной политики / А.В. Кочетков // Молодежный парламентаризм в РФ: Документы и материалы I Всероссийского семинара-совещания. Ч. 2. Рязань, 2003. - С. 22-23.
партаментом по молодежной политике Министерства образования РФ. Согласно этому документу, молодежный парламентаризм - система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи - молодежного парламента, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства1. Молодежный парламент относится к формам непосредственного участия граждан в управлении делами государства. Рассмотрение форм привлечения молодежи к участию в развитии российской представительной демократии позволяет выявить потенциальные резервы в формировании профессионалов, занимающихся принятием и разработкой законопроектов, экспертными оценками социально-экономического развития России и ее регионов.
Вопросами политического участия молодежи занимается широкий круг теоретиков и практиков: В. Луков, А. Ковалева, П. Бабочкин, И. Ильинский. Опыт молодежного парламентаризма стал основательно изучаться и обобщаться. Вопросами определения его нормативно-правового поля, функций, форм, перспектив развития посвящены работы Кочеткова А.В., Пастуховой Л.С., Юшина М., Фатова И.С. и др.2 Обсуждение вопросов молодежного парламентаризма в России началось в 1999 г., в марте которого состоялся «круглый стол» «Молодежный парламент - механизм реализации молодежной политики, интересов молодежи через участие в выборах всех уровней». В январе 2003 г. прошел I Всероссийский семинар-совещание «Развитие молодежного парламентаризма в Российской Федерации», в 2004, 2005, 2006, 2007 гг. прошли всероссийские форумы молодых парламентариев. По итогам этих мероприятий были подготовлены Рекомендации по взаимодействию молодежных парламентских структур с избирательными комиссиями разного уровня, Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации, Концепция по участию молодежи в развитии российских территорий. Данные документы легли в основу развития молодежного парламентаризма. Молодежный парламентаризм содержит в себе потенциал решения таких актуальных вопросов, как проблемы взаимоотношений законодательной (представительной) и исполнительной органов власти с молодежью и ее объединениями. Через молодежные парламенты власть имеет возможность наладить тесный контакт с молодежью, понять ее запросы и потребности, использовать потенциал молодого поколения для решения важнейших проблем государства и общества в целом.
В России свое активное развитие молодежный парламентаризм получил с середины 1990-х гг. XX в. Однако явление молодежного парламентаризма имеет свои социально-исторические корни. Молодежный парламентаризм в России появляется во многом в связи с тем, что возникла необходимость заполнить ту нишу в социальном управлении, которую раньше занимали комсомольские структуры. В развития молодежного парламентаризма в России можно выделить 4 этапа: первый - с начала 1990-х годов до 2002 г. (этап хаотичного развития молодежного парламентаризма в регионах России); второй - с 2002 по 2006 г. (этап развития молодежного парламентаризма на федеральном уровне и в регионах на основе Инструктивного письма Министерства образования России от 24.04.2003 г. № 2); третий этап - с 2006 по 2008 гг. (особенностью периода является изменение в избирательной системе России (переход к пропорциональной системе), молодёжные парламенты становятся политически самостоятельными структурами, активно взаимодействуют с избирательными комиссиями
1 О развитии молодежного парламентаризма в субъектах РФ // Бюллетень Министерства образования РФ. - 2003. - № 6. - С. 38-51.
2 Кочетков А.В. Молодежный парламентаризм как эффективная форма участия молодых граждан в управлении делами государства / А.В. Кочетков // Право и государство. - 2009. - № 12. - С. 30-34; Пастухова, Л.С. Молодежный парламентаризм как фактор развития гражданского общества. Дисс. на соиск. канд. полит. наук / Л.С. Пастухова. - М., 2007. - 216 с.
субъектов); четвертый период - с ноября 2008 г. по настоящее время (этап интенсивного развития, начинается с момента создания «Ассоциации молодежных парламентов Российской Федерации», решение о создании которой было принято на V Всероссийском форуме молодых парламентариев г. Анапа). В 2002 г. была создана Общественная молодежная палата при Государственной Думе РФ ФС РФ, в 2004 г. - Молодежная парламентская Ассамблея при Совете Федерации ФС РФ, в 2005 г. - зарегистрирован Центр развития молодежного парламентаризма в России, ставящий основными своими целями просветительскую деятельность и развитие молодежного парламентаризма в регионах. В 2008 г. подписано распоряжение Правительства Москвы о создании первого в России Центра молодежного парламентаризма. В 2012 г. в Москве открыт Центр молодежного парламентаризма, курирующий деятельность Молодежного парламента г. Москвы. В настоящее время запущен интерактивный интернет-портал всероссийского молодежного парламентского движения России -http://newparlament.ru/.
Опыт России в сфере молодежного парламентаризма не единичен. В мировой практике зачатки молодежного парламентаризма появились в начале XX в. в США. В Европе молодежное парламентское движение получило широкое распространение как на транснациональном, так и на национальном уровнях. В 1987 г. был создан Европейский молодежный парламент, имеющий национальные представительства в европейских странах. Цель данного парламента - вовлечение молодежи в процесс европейской интеграции, поддержка интересов молодежи на международном уровне. Ежегодно проводятся три международные сессии по 9 дней каждая с участием в них 250-300 студентов из 30 государств. Не менее четырех стран имеют статус наблюдателей. Данная структура на международном уровне создает условия для общения между молодежными гражданскими лидерами европейским стран, давая им возможность в своих организациях и странах активизировать рост гражданских инициатив и развитие гражданского общества. В настоящее время молодежные парламентские структуры созданы в большинстве стран Европы. Основная их цель - представление интересов и защита прав молодого поколения на национальном уровне. На европейском пространстве процесс развития молодежного парламентаризма стимулировала Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований от 1992 г. Она получила большую поддержку во всей Европе как инструмент для увеличения участия молодежи в жизни гражданского общества. Как показывает практика развитых зарубежных стран, партнерство государственных органов с молодежью вошло в практику молодежной политики во многих странах Европы.
Уже апробированный спектр институтов политического участия молодежи достаточно широк: коммуны, ассамблеи, молодежные центры, советы молодежи, молодежные парламенты и правительства, различные школы. Пастухова Л.С. предлагает рассматривать молодежный парламентаризм с нескольких точек зрения:
1. Молодежный парламентаризм можно определить как площадку для взаимодействия молодежи с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
2. Молодежный парламентаризм как форма реализации права молодых граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через избранных представителей (ст. 32 Конституции РФ).
3. Молодежный парламентаризм в перспективе может стать особым социальным институтом реализации и защиты конституционных прав молодых людей. Данный институт может выступать определенной гарантией обязательного учета мнения молодежи при принятии управленческих решений и предотвращения «социальной дедовщины» в России.
4. Молодежный парламентаризм может рассматриваться как один из основных инструментов формирования и развития кадрового потенциала страны, важнейший
элемент системы управления ее человеческими ресурсами1.
Деятельность молодежных парламентов не закреплена отдельно в федеральном законодательстве. Обозначая вопросы нормативно-правового закрепления такого явления как молодежный парламентаризм, можно отметить, что на международном уровне существует ряд документов, раскрывающих вопросы молодежного участия. Это Резолюция о приоритетах молодежного сектора Совета Европы на 2006-2008 г., документ ООН «Набор средств для оценки национальной политики, касающихся молодежной политики» 2004 г., Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований 1992 г. Принципы Хартии распространяются и на РФ, так как она в 1996 г. вступила в Совет Европы. На уровне палат Федерального Собрания приняты положения об Общественной молодежной палате при Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Молодежной парламентской ассамблее при Совете Федерации Федерального Собрания РФ. В настоящее время ряд регионов РФ закрепил правовой статус молодежных парламентов в законах, касающихся молодежи и государственной молодежной политики. Так, статья 6 Закона Нижегородской области от 25 апреля 1997 г. № 70-З «О молодежной политике в Нижегородской области» относит к компетенции Законодательного собрания в сфере молодежной политики утверждение персонального списка членов Молодежного парламента при Законодательном Собрании Нижегородской области в количестве 50 человек. В данном законе присутствует специальная статья 26 «Совет молодежных организаций (Молодежный парламент)». Согласно ч. 1 ст. 26 «Совет молодежных организаций является постоянно действующим общественным совещательным и консультативным органом при уполномоченном органе исполнительной власти области по реализации молодежной политики. Совет молодежных организаций создается в целях осуществления взаимодействия молодежных организаций с органами государственной власти области и органами местного самоуправления». Согласно ч. 2 ст. 26 «Молодежный парламент при Законодательном Собрании Нижегородской области является совещательным и консультативным органом и состоит из представителей молодых граждан области. Молодежный парламент создается в целях привлечения молодежи к участию в нормотворческой деятельности Законодательного Собрания области, повышения активности молодежи в общественной жизни области»2. Аналогичные статьи есть в законах Вологодской, Рязанской, Калининградской и других областях.
Вероятно, необходимо правовое закрепление статуса молодежной парламентской организации в законодательстве РФ, установить и определить правовой статус члена молодежной парламентской организации, а также примерные алгоритм и регламент их деятельности.
В настоящее время складывается трехуровневая система молодежных парламентов:
- федеральный уровень - Общественная молодежная палата при Госдуме Федерального собрания и Молодежная парламентская ассамблея при Совете Федерации Федерального собрания РФ;
- региональный уровень - молодежные парламенты (собрания, Думы и пр.) при государственных органах субъектов РФ;
- уровень муниципальных образований - молодежные парламентские структуры при муниципалитетах, включая локальные при школах, молодежных клубах и других организациях местного значения.
Первые молодежные парламенты стали создаваться на региональном уровне. В настоящее время молодежные парламентские структуры созданы в 79 субъектах РФ и
1 Пастухова Л.С. О молодежном парламентаризме в Российской Федерации / Л.С. Пастухова // Право и политика. - 2007. - № 7. - С. 123-124.
2 Закон Нижегородской области от 25 апреля 1997 г. № 70-З «О молодежной политике в Нижегородской области». - Режим доступа: http://www.fpa.su/regzakon/nizhegorodskaya-oblast/ 108
в 58 на муниципальном уровне. Анализируя имеющийся опыт создания молодежных парламентов, можно констатировать, что их названия, структура, способы организации и формирования весьма разнообразны. Но основополагающим для всех является следующее: молодежный парламент - общественное объединение молодых граждан, созданное при государственном органе (муниципалитете, школе, клубе и пр.) и имеющее основной своей целью защиту интересов молодого поколения и его гражданское, политическое и правовое образование через консультативно-совещательную деятельность. В качестве механизма образования большинство молодежных парламентов избрало систему выборов, но иногда применяется и система делегирования (например, в Рязанской области).
Формы молодежного парламентаризма в РФ:
1. Молодежные парламенты, созданные при органах законодательной (представительной) власти. Молодежные парламенты создаются на основе решения органа законодательной власти и действуют на основании утвержденного им Положения. Являясь общественным совещательным (консультативным) органом, они участвуют в разработке нормативных правовых актов и иных документов в сфере государственной молодежной политики, осуществляют взаимодействие с соответствующими комитетами, комиссиями, депутатами органа законодательной власти (Красноярский край, республика Чувашия).
2. Молодежные парламенты или молодежные правительства, созданные при органах исполнительной власти (при главе администрации субъекта Российской Федерации, мэре города, органе по молодежной политике). Эффективнее при органах исполнительной власти создавать молодежные правительства - институт молодых стажеров, получающих в процессе деятельности хорошую практику административной работы и привносящих в деятельность государственных (муниципальных) органов «свежие» идеи (молодежное правительство Курганской области).
3. Молодежный парламент - социальная программа органов законодательной, исполнительной власти, одного или нескольких молодежных общественных объединений. Ее цель - создание для молодежи возможности участвовать в общественно-политической жизни, в процессе принятия и реализации управленческих решений, контроля за их исполнением. Формы осуществления данной программы очень разнообразны: общественные молодежные приемные, организация мониторингов в молодежной среде, создание теле- и радиопередач, ведение рубрик на страницах периодической печати, организация клубов, диспутов, рекламных кампаний и т. п. В таком понимании создание молодежного парламента является одним из методов работы государственных органов, общественных объединений, а не целью и не конечным продуктом (Оренбургская, Саратовская, Рязанская области).
Наиболее эффективной, отвечающей задачам и принципам развития молодежного парламентаризма, является форма создания молодежных парламентов при законодательных (представительных) органах власти.
Структура молодежных парламентов также весьма разнообразна. Так, в Саратовской области молодежный парламент имеет трехпалатную структуру: палата представителей муниципальных образований (по 1 представителю от муниципального образования); палата представителей учебных заведений (по 1 представителю от 5000 студентов); палата представителей молодежных объединений (по 1 представителю от молодежных объединений). В структуру молодежного парламента при Законодательном собрании Нижегородской области входят 8 комитетов (Комитет по вопросам развития сельских территорий, Комитет по вопросам образования, культуры и спорта, Комитет по вопросам здравоохранения, социальной политики и трудовым отношениям, Комитет по вопросам экономического развития области и поддержки предпринимательства, Комитет по вопросам жилищной политики, Комитет по информатизации, работе с общественными объединениями и молодежными парламентскими структурами, Комитет по вопросам регламента, правовой грамотности и гражданской актив-
ности молодежи) и Совет парламента. Парламент состоит из 61 члена, избранных на молодежных конференциях по выборам члена Молодежного парламента от муниципального района или городского округа Нижегородской области.
Молодежный парламентаризм может рассматриваться как эффективная форма участия молодежи в управлении делами государства, так как он
- дает возможность молодежи высказать свои мысли обществу, органам государственной власти и органам местного самоуправления;
- позволяет объединить молодых людей при рассмотрении вопросов их жизнедеятельности, проведении экспертизы соответствующих федеральных и региональных законов, касающихся молодежи;
- способствует развитию сотрудничества государственных и муниципальных органов с молодежью, позволяя им позволять объективную информацию по всем вопросам повседневной жизни молодежи с целью учета ее мнения при принятии управленческих решений;
- обеспечивает привлечение внимания широкой общественности к молодежи и ее проблемам, поиску путей их решения;
- может рассматриваться как один из инструментов формирования и развития кадрового потенциала страны;
- выступает особым институтом реализации конституционных прав молодых граждан;
- способствует воспитанию правовой и политической культуры молодежи, обучению ее реальным избирательным технологиям и активному вовлечению молодых граждан в избирательный процесс при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- является действенным механизмом участия молодежи в разработке и реализации государственной и муниципальной молодежной политики.
Такое понимание молодежных парламентов вытекает из основных направлений их деятельности:
1. Участие в разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе по вопросам молодежной политики.
2. Взаимодействие с избирательными комиссиями разного уровня. Формы организации такого сотрудничества могут быть различны, в частности, организация выборов в молодежные парламентские структуры в целях повышения интереса молодежи к избирательным кампаниям.
3. Взаимодействие с органами государственной власти субъекта РФ по вопросам финансового обеспечения молодежной политики.
4. Организация взаимодействия молодежных организаций с законодательным (представительным) органом субъекта РФ (открытые депутатские парламентские слушания, «круглые столы» по актуальным проблемам молодежной политики).
5. Создание условий для консолидации общественного молодежного движения.
6. Содействие становлению системы молодежного парламентаризма в муниципальных образованиях субъекта РФ.
7. Подготовка молодых кадров.
8. Проведение социально значимых мероприятий. Молодежные парламентские структуры принимают активное участие в реализации государственных (местных) программ и отдельных социально значимых акциях, проводимых на уровне региона (муниципального образования).
9. Просветительская деятельность. Обучение членов молодежных парламентских структур и просветительская деятельность в широкой молодежной среде, направленная на повышение правовой культуры молодых избирателей и формирование активной гражданской позиции молодых людей.
Деятельность молодежных парламентских структур многопланова и объективно отвечает потребностям молодых граждан и принципам реализации молодой политики в России.
Безусловно, молодежный парламентаризм в России в процессе своего развития сталкивается со сложностями и противоречиями. К ним относятся вопросы закрепления правового статуса молодежной парламентской организации в России. Наличие отдельного закона о системе молодежного парламентаризма в России, механизмах и формах его организации и работы с органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях и на местах смогло бы увеличить возможности для его системного развития. Также важными являются вопросы отсутствия кадровой школы для молодежных лидеров, в том числе и тех, которые вовлечены в деятельность органом молодежного самоуправления. Отсутствует постоянная межрегиональная коммуникация. Информационный обмен между молодежными парламентскими структурами имеет одно из главных значений в вопросе развития молодежного парламентаризма. Неоднозначными являются вопросы сотрудничества с политическими партиями. Молодые парламентские структуры часто становятся заложницами работы конкретных политических лидеров или партий. Вопрос о наделении молодежных парламентов правом законодательной инициативы также является дискуссионным.
Процесс развития молодежного парламентаризма как эффективной формы участия молодых людей в управлении делами государства необходим современному российскому обществу. Основными принципами развития молодежного парламентаризма являются:
- приоритет защиты прав молодежи и ее объединений;
- доступность и открытость системы молодежного парламентаризма для участия в ней любого молодого человека;
- легитимность создания, функционирования и развития различных форм молодежного парламентаризма;
- демократизм формирования состава различных форм молодежного парламентаризма на основе выборов и (или) конкурсов;
- использование научного подхода к развитию молодежного парламентаризма ;
- свободный выбор форм молодежного парламентаризма в каждом регионе и муниципальном образовании, отвечающих социальным потребностям и законным интересам молодежи соответствующей территории;
- рациональное сочетание представительской и просветительской функций молодежного парламентаризма;
- участие непосредственно самой молодёжи в лице её активных представителей в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодёжной политики;
- оптимальное количественное и качественное соотношение молодежных парламентов (дум, советов, палат, правительств и др.) в каждом регионе;
- формирование персонального состава молодежных парламентских структур из числа молодых людей (от 14 до 30 лет), если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации;
- социальная эффективность и ответственность.
Как отмечал автор в своих предыдущих работах, модернизация всех сторон жизни нашего общества невозможна без действенных каналов обратной связи между гражданами и государством. Молодежные парламенты, включая Молодежную Общественную палату при Государственной Думе Федерального собрания РФ, являются важнейшими институтами политического участия, дающими возможность молодежи
проявить свою гражданскую позицию1. Очевидно, что российская социально активная молодежь может стать гарантом построения в России гражданского общества и демократии. В этом отношении молодежный парламентаризм можно рассматривать как механизм развития представительной демократии и практический инструмент для подготовки молодых политических лидеров нового поколения. Однако перспектива политического развития всегда имеет вероятностный характер, и судьба молодежного парламентаризма тесно связана с развитием демократии в стране. Реализует молодежный парламентаризм свой потенциал или превратится в косметический придаток бюрократических структур, зависит от общего вектора дальнейшего политического развития.
Список литературы:
[1] Закон Нижегородской области от 25 апреля 1997 г. № 70-З «О молодежной политике в Нижегородской области». - Режим доступа: http://www.fpa.su/regzakon/nizhegorodskaya-oblast/
[2] Кочетков А.В. Молодежный парламентаризм как эффективная форма участия молодых граждан в управлении делами государства / А.В. Кочетков // Право и государство: теория и практика. - 2009. - № 12. - С. 30-34.
[3] Пастухова Л.С. О молодежном парламентаризме в Российской Федерации / Л.С. Пастухова // Право и политика. - 2007. - № 7. - С. 123-128.
[4] Пастухова, Л.С. Молодежный парламент как форма политической социализации молодежи / Л.С. Пастухова // Власть. - 2010. - № 2. - С. 44-48.
[5] Рекомендации Министерства образования РФ «О развитии молодежного парламентаризма в России» инструктивное письмо от 24 апреля 2003 г. № 2. - Режим доступа: http://reznikov-roman.livejournal.com/2847.html
[6] Тиховодова А.В. Эволюция Общественной палаты РФ как института гражданского общества / А.В. Тиховодова // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. -2013. - Вып. 35. - С. 138-144.
[7] Фатов И.С. Цели и задачи молодежных парламентов в России / И.С. Юшин // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2008. - № 3. - С. 31-32.
[8] Юшин М. Молодежный парламентаризм и формирование гражданской идентичности / М. Юшин // Обозреватель. - 2007. - № 7. - С. 26-35.
FEATURES OF DEVELOPMENT OF YOUTH PARLIAMENTARY IN RUSSIA
A.V. Tikhovodova
Keywords: youth parliamentary, civil society, democracy, political participation, public and state dialogue, examination of normative legal acts.
In article features of youth parliamentary as platforms for interaction of youth and public authorities are considered. To be become opens forms, structure, functions and activities of youth parliaments. The author focuses attention to problems of the youth parliamentary movement and possible ways of its improvement.
1 Тиховодова А.В. Эволюция Общественной палаты РФ как института гражданского общества / А.В. Тиховодова // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. -2013. - Вып. 35. - С. 138.