УДК 34
ББК 67 © А.В. Токолов, 2018
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОДЕЛЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ДЕНЕГ (КРИПТОВАЛЮТЫ) ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН
Александр Владимирович Токолов, аспирант кафедры административного и финансового права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) (117638, Москва, ул. Азовская, д. 2, корп. 1)
Аннотация. Несмотря на непризнание факта существования виртуальных валют юридически и существования глобальных проблем, сфера их использования постоянно расширяется, а популярность растет. Цель работы — раскрытие особенности моделей виртуальных валют и определение направлений их использования в будущем. В работе рассмотрены теоретические аспекты использования виртуальных валют, дана оценка уровня развития операций с ними, а также выявлены их преимущества и недостатки, риски.
Ключевые слова: виртуальная валюта, криптовалюта, биткоин, блокчейн, виртуальный рынок, ICO.
FEATURES OF DEVELOPMENT OF MODELS OF VIRTUAL CURRENCIES
IN VARIOUS COUNTRIES
Alexander V. Tokolov, postgraduate student of the Department of Administrative and Financial Law
All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia) (117638, Moscow, ul. Azovskaya, d. 2, buil. 1 )
Annotation. Despite the non-recognition of the existence of virtual currencies legally and the existence of global problems, the scope of their use is constantly expanding, and the popularity is growing. The purpose of the work is to reveal the features of virtual currency models and determine the directions of their use in the future. The paper considers theoretical aspects of the use of virtual currencies, assesses the level of development of operations with them, and identifies their advantages and disadvantages, risks. Keywords: virtual currency, cryptocurrency, bitcoin, blockchain, virtual market, ICO.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Токолов А.В. Особенности развития моделей применения виртуальных денег (крипговалюты) для различных стран. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5):251-254.
Изначально возникнув как средство платежа в отдельных группах, виртуальная валюта стала распространяться настолько стремительно, что уже превзошла самые смелые ожидания своих разработчиков. Объемы ее оборота ставят перед учеными и практиками ряд острых вопросов, связанных с правовым регулированием современных платежных систем, экономическими выгодами и криминологическими рисками использования электронной валюты, проблемами технического обеспечения ее оборота, а также перспективами развития электронной валюты в России.
Основной целью развития моделей применения виртуальных валют в странах, обеспечивающих наиболее благоприятный режим для соответствующей бизнес-активности, выступает стимулирование развития в домашней юрисдикции, в том числе посредством привлечения талантов, а также технологических и прямых финансовых инвестиций из других стран, инновационных технологий, сопутствующих развитию рынка виртуальных валют (в част-
ности, использование технологии блокчейн в различных отраслях) [3].
Поправки в законодательство Японии, относящиеся к обороту виртуальных валют, получили официальное обоснование как фактор содействия развитию технологий. В ряде стран к технологии блокчейн, стоящей за биткоинами и другими виртуальными валютами, обращаются банки (Банк Англии в Великобритании пересматривает используемые им модели управления монетарной системой с позиции развития технологий, лежащих в основе биткоина; внедрение технологии блокчейн в банковскую систему Эстонии), традиционные фондовые биржи (Австралийская биржа ASX тестирует применение технологий распределенных реестров), государственные-частные сервисы (почта Австралии намерена внедрить технологии распределенных реестров для хранения цифровых идентификационных данных клиентов с целью улучшить качество сервисов) и государственные институты (внедрение технологий блокчейн в систему здравоохранения в Эстонии, реализуемая в Эстонии
№ 5 I 2018
Вестник Московского университета МВД России
251
совместно с Nasdaq программа e-Residency для упрощения регистрации и ведения предпринимательской деятельности в онлайн-среде). В целях создания благоприятной бизнес-среды для развития технологий в сфере FinTech создаются «регуляторные песочницы» (Швейцария, Великобритания и др.).
Также целью оказывается стремление снизить стоимость транзакций (на данный момент преимущественно в сфере ритейла), создать альтернативу выплате банковской процентной ставки по кредитам (официальное признание виртуальных валют средством расчетов в Японии). В странах с высокой степенью инфляции признание виртуальных валют средством расчетов (даже на фоне их волатильности и рискового характера операций с виртуальными валютами) также позволяет обеспечить бульшую стабильность рынка (Бразилия, смена политики в отношении виртуальных валют в Аргентине и др.).
Основные субъекты операций с виртуальными валютами:
♦ граждане, участвующие в обменных операциях с виртуальными валютами (не в связи с предпринимательской деятельностью);
♦ граждане, осуществляющие денежные переводы (не в связи с предпринимательской деятельностью);
♦ граждане и организации, выступающие в роли потребителя при расчетах в виртуальных валютах;
♦ граждане и организации, выступающие в качестве продавца/поставщика при расчетах в виртуальных валютах;
♦ операторы обменных площадок и иных биржевых услуг;
♦ операторы кошельков виртуальных валют и расчетных операций с использованием виртуальных валют;
♦ организаторы ICO;
♦ инвесторы ICO;
♦ граждане, инвестирующие в виртуальные валюты как в средство накопления;
♦ организации, инвестирующие в виртуальные валюты как в средство капитализации;
♦ майнеры виртуальных валют [5].
В пределах, не запрещенных или разрешенных действующим законодательством государств, оборот виртуальных валют преимущественно обусловлен спекулятивным характером операций с ними, а участники операций с виртуальными валютами принимают на себя сопутствующие риски.
Основные модели использования виртуальных валют.
1. Со стороны физических лиц (не в связи с предпринимательской деятельностью):
♦ накопление виртуальных валют в расчете на реализацию их стоимости при более выгодном курсе виртуальной валюты как форма инвестиции (на данном этапе по общей практике не является объектом государственного регулирования);
♦ инвестиции в формате ICO (на данном этапе по общей практике не является объектом государственного регулирования, однако в США начаты дискуссии о возможных способах защиты инвесторов);
♦ расчеты в виртуальных валютах (получают наибольшее распространение в странах с высоким уровнем инфляции как альтернативная фиатным деньгам единица установления «условной» стоимости товаров и услуг (Бразилия, где подобные расчеты признаны законными; Венесуэла, где подобные расчеты не признаются законными; Аргентина, где на данный момент виртуальные валюты не признаны официальным средством расчетов, но наблюдается позитивная динамика в регулятором подходе к виртуальным валютам); в экономически развитых странах прежде всего позволяют сократить размер комиссии за транзакции и увеличить скорость транзакций, обеспечить бульшую степень конфиденциальности при осуществлении платежей (на данном этапе расчеты в виртуальных валютах в большинстве развитых стран не являются объектом государственного регулирования, за исключением отрасли налогообложения (в большинстве случаев опирающейся на применение общего законодательства по аналогии); исключение, в частности, составила Япония, официально признавшая виртуальные валюты средством расчетов; в то же время многие страны уже обратились к изучению возможности введения специального регулирования в связи с вопросами налогообложения торговых операций с расчетами в виртуальной валюте, а также в связи с вопросами защиты прав потребителя при возврате товара с правом на возмещение изначально оплаченной стоимости товара);
♦ обмен виртуальных валют на валюту зарубежных стран, которая не доступна для покупки в национальной юрисдикции или посредством виртуальной валюты может быть приобретена по более выгодному курсу (Индия предложила ввести регу-
лирование оборота виртуальных валют на мировом рынке в перечень компетенций международных организаций, таких как МВФ) [1].
2. Со стороны юридических лиц и предпринимателей:
♦ предоставление услуг по обмену фиатных денег на виртуальные валюты и в обратном направлении (ряд стран ввели нормативно-правовое регулирование деятельности операторов по обмену виртуальных валют, криптовалютных бирж и т.п. на уровне законов (Япония), или подзаконных актов (Филиппины и др.) в целях обеспечить бульшую надежность рынка соответствующих услуг для клиентов бирж и повышения степени контроля за операциями в сфере оборота виртуальных валют);
♦ расчеты в виртуальных валютах (согласно текущей практике преимущественно с физическими лицами, при этом преимущественно в сегменте электронной торговли, о регулировании см. выше; в США обсуждаются проекты возможного регулирования деятельности операторов кошельков виртуальных валют и т.п.);
♦ ICO стартапы.
3. Со стороны как физических лиц, так и предпринимателей и юридических лиц:
♦ майнинг виртуальных валют (статус деятельности, связанной с майнингом виртуальных валют, не определен — в ряде стран (США, Швеция и др.) майнинг рассматривается как самозанятость физических лиц, а также как оказание услуг (Великобритания пробовала ввести НДС на услуги майнинга, но в настоящее время налог не применяется)) [2].
В то же время особенности технологии распределенных реестров, лежащей в основе наиболее популярных виртуальных валют, находящихся в обороте, означающие значительную степень анонимности и сложность отслеживания массива операций в сети (в том числе в отсутствие применимых регулятивных мер), создают условия для использования операций с виртуальными валютами в целях, противоречащих действующему законодательству государств и интересам национальной экономики. В данном контексте обеспокоенность государств и частных экспертов вызывает использование операций с виртуальными валютами для целей:
♦ не подконтрольного государству вывода капитала за рубеж (в качестве одной из мер реагирования большинство стран, уже обратившихся к регулиро-
ванию сферы оборота виртуальных валют, стремятся вводить требования к отчетности операторов услуг в сфере оборота виртуальных валют и наделять государственные органы либо центральные банки компетенциями по осуществлению надзора за деятельностью операторов услуг (Япония, США, Бразилия, Филиппины и др.);
♦ отмывания доходов и финансирования преступной деятельности (ряд стран (США, Япония, Аргентина и др.) внесли поправки в законодательство об отмывании доходов и противодействии финансирования преступной деятельности, включив в сферу его применения операции с виртуальными валютами — прежде всего требования о применении к операциям с виртуальными валютами принципов KYC (Know Your Customer), отчетности и др.;
♦ уклонения от уплаты налогов при использовании виртуальных валют в качестве средства расчетов (на данном этапе по общей практике применяются нормы действующего налогового законодательства по аналогии, однако многие страны уже обратились к изучению возможности введения специального регулирования в связи с вопросами налогообложения торговых операций с расчетами в виртуальных валютах) [6].
С учетом распределенного, не ограниченного пределами территории государств или пределами применения национальных юрисдикций характера технологий, лежащих в основе виртуальных валют, международная регуляторная практика стремится к определению приоритетных моделей взаимодействия субъектов оборота виртуальных валют и поступательному формированию соответствующей системы регулирования.
На фоне вышеописанных правоотношений в сфере оборота виртуальных валют основными моделями взаимодействия их субъектов, привлекающими внимание регуляторов в зарубежных странах, на данный момент выступают:
♦ взаимодействие поставщиков услуг по обмену виртуальных валют и иных биржевых услуг; поставщиков услуг, связанных с работой кошельков виртуальных валют; поставщиков услуг перевода виртуальных валют и их клиентов (регулирование направлено на повышение уровня стабильности рынка соответствующих услуг, повышение уровня ответственности поставщиков услуг перед клиентами, снижение рисков использования виртуальных валют для
№ 5 / 2018
Вестник Московского университета МВД России
253
целей отмывания денег и иной преступной деятельности, снижение репутационных рисков юрисдикции);
♦ взаимодействие продавцов товаров и услуг и потребителей при расчетах в виртуальных деньгах (регулирование направлено на повышение прозрачности платежных операций для целей налогообложения, упрощение исчисления базы налогообложения, защиту прав потребителя в связи с процедурой возврата товара или претензий к качеству оказания услуги, снижение рисков использования виртуальных валют для целей отмывания денег и иной преступной деятельности).
Взаимодействие субъектов оборота виртуальных валют, относящееся к моделям «прямые транзакции виртуальных валют между физическими лицами», «майнинг виртуальных валют как самозанятость», «ICO стартапы и инвесторы» на данный момент остаются преимущественно вне сферы регулирования и правовой защиты. Государства в то же время стремятся к повышению уровня информированности граждан и бизнеса о рисках, связанных с участием в операциях с виртуальными валютами, посредством издания уполномоченными ведомствами коммюнике и (или) предупреждений, относящихся к сфере оборота виртуальных валют [4].
Использование виртуальных валют, несмотря на все свои плюсы, породило ряд проблем, которые носят глобальный характер. Среди них: использование виртуальных валют киберпреступниками для осуществления незаконных операций; наличие разнообразных рисков для пользователей данной валюты; использование их как средства для отмывания денег и финансирования терроризма.
Можно выделить следующие способы решения глобальных проблем, связанных с противодействием использованию виртуальных валют в незаконных целях.
1) разработка национального законодательства, которое согласовывает регулирование обращения виртуальных валют и противодействие отмыванию денег с их использованием;
2) внедрение в национальное законодательство международных и региональных инструментов, направленных на борьбу с киберпреступностью;
3) запрет некоторых стран на использование Bit-coin и других криптовалют финансовыми и платежными учреждениями;
4) законодательное регулирование использования виртуальной валюты как товара;
5) регулирование определенных видов деятельности, связанных с виртуальными валютами.
Выбор конкретных способов противодействия незаконному использованию виртуальных валют в стране должен осуществляться с учетом конкретных исторических, политических и экономических условий, состояния инфраструктуры платежной системы и виртуального рынка, особенностей национального законодательства, а также накопленного передового опыта.
Литература
1. Актуальные проблемы финансового права: Моногр. / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Норма: Инфра-М, 2016.
2. Глобальная безопасность в цифровую эпоху: стратагемы для России / Под общ. ред. А.И. Смир-новаю М., 2014.
3. Колесников П., Бекетнова Ю., Крылов Г. Технология блокчейн. Анализ атак, стратегии защиты. LAMBERT // Academic Publishing. 2017.
4. Международные финансы / Под ред. В.П. Бит-кова. М.: Юрайт, 2017.
5. Рожков Ю.В., Черная И.П. Инновационный вектор развития геофинансов эпохи постглобализации // Безопасность Евразии. 2012. № 2.
6. Форк А. Bitcoin. Больше, чем деньги. М.: Про-дюсерский центр Александра Гриценко, 2014.
References
1. Aktual'nyye problemy finansovogo prava: Monog. / Otv. red. E.Yu. Gracheva. M.: Norma: Infra-M, 2016.
2. Global'naya bezopasnost' v tsifrovuyu epokhu: stratagemy dlya Rossii / Pod obshch. red. A.I. Smirno-vayu M., 2014.
3. KolesnikovP., Beketnova Yu., Krylov G. Tekh-nologiya blokcheyn. Analiz atak, strategii zashchity. LAMBERT // Academic Publishing. 2017.
4. Mezhdunarodnyye finansy / Pod red. V.P. Bit-kova. M.: Yurayt, 2017.
5. Rozhkov Yu.V., Chernaya I.P. Innovatsionnyy vektor razvitiya geofinansov epokhi postglobalizatsii // Bezopasnost' Evrazii. 2012. № 2.
6. Fork A. Bit-soin. Bol'she, chem den'gi. M.: Pro-dyuserskiy tsentr Aleksandra Gritsenko, 2014.