Научная статья на тему 'Особенности развития международной агротуристской деятельности'

Особенности развития международной агротуристской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ ТУРИЗМ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / СЕРТИФИКАЦИЯ / СРЕД-СТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куранов В.М., Здоров А.Б.

В статье анализируются особенности развития агротуристиче-ской деятельности в странах Европы и России, а также проблемы междуна-родного агротуризма и международных экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития международной агротуристской деятельности»

УДК 338.242.4

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

МЕЖДУНАРОДНОЙ АГРОТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.М. Куранов, А.Б. Здоров

PECULIARITIES OF THE INTERNATIONAL AGRICULTURAL TOURISM

V.M. Kuranov, A.B. Zdorov

Аннотация. В статье анализируются особенности развития агротуристиче-ской деятельности в странах Европы и России, а также проблемы международного агротуризма и международных экономических отношений.

Ключевые слова: аграрный туризм, лицензирование, сертификация, средства размещения, международное разделение труда.

Abstract. The article analyzes the peculiarities of development of rural tourism in Europe and Russia, as well as problems of international rural tourism and international economic relations.

Keywords: agricultural tourism, licensing, certification, accommodation facilities, the international division of labor.

В агротуристском бизнесе, связанным с международной деятельностью наиболее актуальным вопросом является лицензирование и сертификация. Процесс лицензирования и сертификации в агротуристском бизнесе в свою очередь следует рассматривать в динамике становления этого вида деятельности на территории РФ и за рубежом.

Первое упоминание, относящиеся к агротурбизнесу уходит в начало 1970-х гг. прошлого столетия. Страны - пионеры агро-туристского движения оценивают свою деятельность как вынужденную меру, связанную с квотированием сельскохозяйственного производства в Европе. Чтобы избежать банкротства во Франции, Италии, Великобритании, а позднее и в странах «второй волны» (Греции, Кипре, Болгарии) стали предоставлять туристские услуги на территории фермерских хозяйств. Для этого использовали приспособленные помещения: сараи, склады и специально оборудованные комнаты для гостей. Надо сказать, что столь «спартанские» условия не вызывали большого энтузиазма среди посетителей.

Ситуация изменилась двадцать пять лет назад, когда во всем мире чрезвычайно возрос интерес к отдыху на природе и аграрный туризм удачно вписался в эту концепцию. Более того, появились вполне определенные сегментные группы, готовые потреблять агротуруслуги, но при более комфортабельных условиях. Тогда и стали появляться восстановленные рыцарские замки в Великобритании, дворянские усадьбы во Франции, купеческие дома в Италии, стилизованные под агротуристский сервис. На территории новых средств размещения возникли корты, бассейны, танцевальные и спортивные залы. Агро-туризм за рубежом приобрел определенный статус. Средствам размещения присваивались категории, соответствующие 2-3 звездам, хотя в сельской местности категорийность определяется цветками.

По международным нормам и «звезды», и «цветки» присваиваются в каждом национальном министерстве туризма, но имеют разное значение. Все же в странах ЕС стараются придерживаться примерно одинаковых норм. Этого нельзя пока сказать о России. В нашей стране условно определено три этапа развития внутреннего аграрного туризма и один международный. Таким образом, перспективными в условиях России, на наш взгляд, могли бы быть следующие этапы (модели):

1. Развитие малого, семейного агротуристского бизнеса на базе существующих турресурсов сельской местности: средств размещения (малого семейного гостиничного хозяйства) и инфраструктуры агротуризма (включая различные агротуристские объекты и виды бизнеса, связанные с обеспечением агротуризма). Обязательным условием при этом является развитие сельхозпроизвод-ства на базе ЛПХ, КФХ и СПоК с привлечением дополнительной рабочей силы в сезонный период для развития сельского туризма и как минимум самообеспечения продовольственной продукцией.

2. Восстановление и создание социокультурной среды исторических полселений - исторических деревень, национальных деревень, дворянских и купеческих усадеб, специализированных агротуристских центров.

3. Создание сельских (аграрных) туристских комплексов (С(А)ТК) как крупных многофункциональных туристских выставочных культурно-пропагандистских производственных формирований, располагающих средствами размещения и соответствующей

инфраструктурой, а также развитой сетью перерабатывающих предприятий.

4. Развитие международных агротуристских центров, характеризующихся формированием национальных туристских поселений с национальными особенностями питания, проживания, досуга, а также и специализированных событийных мероприятий, обеспечение агротуристской отрасли передовыми технологиями [5, с. 78].

Тем не менее, кардинальных изменений в агротуристском обслуживании не произошло, если взять динамику развития различных видов туризма с советских времен, то триединая формула сводится к следующему (табл. 1).

Таблица 1

Динамика соотношений отдельных видов туризма на территории РФ

Периоды развития Соотношение видов туризма

Внутренний Выездной Въездной

Советский период (плановая экономика) 4 1 1

Период 1990-х гг. по настоящее время (рыночная экономика) 1 4 1

Перспективный период (смешанная экономика) 1 1 4

Чтобы добиться международного признания российского туризма в целом и аграрного туризма в частности, следует соблюдать международные нормы лицензирования и сертификации. Проблема въездного туризма должна решаться с позиций комплексного показателя «цена - качество». Если в большинстве развитых стран он приближается к единице, то есть цена соответствует объему и качеству услуг, то на территории РФ незначительное улучшение качества влечет за собой гиперболический подъем цен [2, с. 302]. Отсюда коэффициент «цена - качество» составляет не более 0,2 (рис. 1).

Для приема иностранных туристов во всем мире соблюдается принцип обслуживания «как дома», и нарушение его влечет за собой лавинообразный отток туристов. Поэтому повышение комплексного показателя «цена - качество» будет способствовать увеличению

въездного потока, а значит, необходимо проводить лицензирование и сертификацию по международным нормам.

Это потребует определенного размера инвестиций для фирм, занимающихся международным туризмом. Вместе с тем, затраты эти оправданы, так как содержат в себе принцип мультипликации. Данный принцип (или точнее - коэффициент) показывает, насколько увеличился валовый доход в отрасли в результате первоначальных инвестиций. Первоначальные инвестиционные изменения за счет чистого экспорта (въездного туризма) влекут за собой вторичные и более кратные изменения в смежных отраслях.

В результате экономически оправданным становится такой объем инвестиций, который способствует формированию эффекта акселерации, связанному с импортом оборудования и других технических средств, способствующих увеличению валового дохода.

Рисунок 1. Этапы и модели развития аграрного туризма в России и за рубежом

Наконец, сформированные инвестиционные ресурсы в определенных соотношениях по факторам производства (земля, труд, капитал) дают нам синергетический эффект суммирующего взаимодействия всех факторов производства. Его суммирующий эффект существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде простой суммы.

Лицензирование туруслуг в Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, проводимых в отраслевых министерствах, осуществляется в Министерстве культуры РФ, Департаменте по развитию туризма (Росагротур). Лицензированию не подлежат турагентские фирмы (реализующие путевки), только туроператорские (формирующие пакет услуг) проходят лицензирование с различным уровнем финансовых гарантий. Для внутреннего туризма

- 1 млн руб., для международного 10 млн руб. Тем не менее, в настоящее время нет ни одной зарегистрированной фирмы по развитию аграрного туризма, которая могла бы корректировать работу по лицензированию и сертификации агротуруслуг [1].

Сертификаты на туруслуги в нашей стране выдаются по просьбе предпринимателей, желающих дифференцировать качество своих услуг. Для агротуристской деятельности стандартов качества пока не предусмотрено. Поэтому ставится задача, прежде всего, начать стандартизацию и сертификацию агротуристских услуг. Международное значение агротуристской деятельности можно рассматривать с точки зрения международной торговли, так как торговля услугами

- это часть международной торговли и в последние 25-30 лет имеет преимущественные темпы роста по сравнению с торговлей товарами.

Важнейшей базовой категорией, выражающей сущность международных экономических отношений является международное разделение труда (МРТ). Все страны мира так или иначе включены в МРТ, его углубление диктуется развитием производительных сил, которые испытывают воздействие НТР. Участие в МРТ дает странам дополнительный экономический эффект, позволяя полнее и с наименьшими издержками удовлетворять сои потребности.

Теория МРТ получила свое обоснование и развитие в работах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. Анализируя МРТ, А. Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) доказывал необходимость свободы торговли и предпринимательства, поскольку, по его мнению, различные ограничения

свободы торговли препятствуют дальнейшему углублению разделения труда между отдельными регионами и целыми странами [8, с. 653].

Уничтожение этих барьеров и расширение поля международного обмена должны вести к специализации национальных экономик и росту их взаимозависимости, к формированию общемирового хозяйства. А. Смит выдвинул лозунг свободы торговли, в основе которого лежит его теория абсолютных издержек. Идея А. Смита получила отклик и развитие в вышедших позднее работах Д. Рикардо, Р. Торренса и Дж.Ст. Милля.

Главным достижением классиков в научной теории МРТ считается теория сравнительных издержек (сравнительных преимуществ), которая расценивается как основа экономического учения о международной торговле, экономическом обмене. В основу теории сравнительных преимуществ положены идеи сравнительных различий между экономиками стран, существующих в различной географической и природной среде. Одни страны должны развивать промышленность, другие - специализироваться на производстве сельскохозяйственной продукции - сырья. Взаимный обмен продукцией приведет к повышению всеобщего благосостояния. Нарушение этих условий будет означать существенное повышение национальных издержек производства, его более высокую стоимость по сравнению с зарубежными аналогами.

Теорией сравнительных издержек доказывается выгодность специализации не только в условиях абсолютного преимущества одной страны перед другой в производстве какого-либо определенного товара, но даже в условиях, когда такое преимущество отсутствует.

Теория Хекшера-Олина является составной частью общей модели международной торговли Хекшера-Олина-Самуэльсона [9, с. 356]. Теория отражает соотношение факторов производства и содержит утверждение, в соответствии с которым страна экспортирует товар, для производства которого интенсивно используется ее относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

Нобелевский лауреат по экономике Василий Леонтьев, проверяя выводы теории Хекшера-Олина, выявил в 1953 г. парадокс Леонтьева [7, с. 211]: анализируя внешнюю торговлю США за 1947 г., он обнаружил, что доля трудоемких товаров в торговом балансе США вы-

сока - то есть США, где капитал был избыточен, продавали остальным странам трудоемкие товары в обмен на относительно капиталоемкие.

Таким образом, нарушается соотношение недостающего и избыточного факторов производства труда и капитала. По нашему мнению, автор парадокса не учитывает факт «легализованной взятки рабочему классу» США, которая образуется за счет неэквивалентного обмена между развитыми и развивающимися странами. В настоящее время данная тенденция не только сохраняется, но и усиливается за счет опережающих темпов развития сферы услуг по отношению к материальному производству.

В Российской Федерации оптимизация соотношения факторов производства также весьма актуальна. По нашему мнению, земля для России является основным фактором производства, предназначенным для экспортных операций (для отраслей добывающей промышленности, сельского хозяйства и туризма), а капитал и инновации являются импортируемым товаром.

Например, в агротурхозяйствах целесообразно внедрять передовые технологии сельхозпроизводства и туризма. Наиболее перспективным в этом направлении являются технологии телемеханики, позволяющие управлять работой машин и аппаратов на расстоянии. С помощью телемеханики один человек - диспетчер - может, например, не выходя из помещения, управлять сельхозоборудованием.

Не так давно на рынке появилась аппаратура телемеханики MOSCAD, работающая по собственному интернет-протоколу, при помощи которой можно связаться с любыми системами и аппаратами, находящимися в отдаленных агротурхозяйствах [11]. В будущем предполагается, что при помощи подобного рода технологии производством в туристской деревне смогут управлять всего один-два человека. Также наиболее перспективным видится применение технологии беспилотного автомобиля (туристского автобуса) Cognitive Technologies (США) для безопасной и бесперебойной доставки туристов.

Недалек тот день, когда на смену профессиональным официантам и горничным придут роботы, осуществляющие подобные операции. Уже в настоящее время в Японии широко используются робот-портье, робот-рецепшионист и некоторые другие аналогичные профессии. В будущем агротуристкие деревни и центры могут предоставлять, по-нашему мнению, не только передовые технологии туристского обслуживания, но и агротурдеятельности в целом.

К теориям международной торговли можно отнести также теорему Р. Коуза дающей представление о теории транзакционных издержек. Теорема посвящена преобразованию внешних (экстерналь-ных) эффектов во внутренние (интернальные) издержки. Структура транзакционных издержек по Р. Коузу представляет поиск партнеров по бизнесу, заключение договоров (в том числе и международных), покупка информации, защита прав собственности. Снижению уровня транзакций в значительной степени способствует феномен образования стратегических альянсов (совместных предприятий) [6, с. 178]. Совместные предприятия представляют собой международную форму, создаваемую двумя или несколькими национальными предприятиями с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон для максимизации полезного экономического эффекта их деятельности. В данном случае речь идет о формировании синергетического эффекта.

Согласно теории, совместные предприятия и альянсы являются одним из способов избежать неэффективных транзакционных издержек. В международном туризме их уровень достаточно высок и с ростом объемов производства в каждой фирме, занимающейся международным туризмом доля этих издержек, растет опережающими темпами, поэтому создание совместных предприятий для агротуристской деятельности может способствовать погашению не эффективных дополнительных затрат.

В современных условиях одним из основных направлений, предопределяющих и одновременно синтезирующих развитие всех форм международных экономических отношений, является процесс глобализации экономики. В целом процесс глобализации носит универсальный характер и охватывает не только сферу экономики, но и практически все остальные сферы общественной жизни: политику, социальную сферу, систему информации, образование, культуру и т.д. Эта универсальность процесса глобализации накладывает свой отпечаток на комплекс международных экономических отношений. Очевидно, что все эти процессы должны были получить свое отражение в развитии теорий мирового хозяйства, где теории глобализации экономики заняли особое место.

Оценивая сформировавшиеся в последние годы теоретические воззрения по проблемам глобализации экономики, можно условно выделить три основных направления: гиперглобалистское, скептическое и трансформационное направление.

Гиперглобализация и трансформация являются на наш взгляд конструктивными направлениями, которые различаются лишь оценкой временного периода на достижение цели, чего нельзя сказать о скептическом направлении. Оно представляет собой прогнозирование будущего человечества лишь с позиций военных действий, революций и «конфликта цивилизаций».

Гиперглобализация (К. Омаи и Ф. Фукуяма) - это система, в которой определяющую роль играют финансовые рынки и ТНК. К. Омаи определяет государство как «добровольных заложников» прошлого, на смену которым должны прийти «региональные государства» или «естественные экономические зоны». По нашему мнению, К. Омаи завуалировано представляет развивающиеся страны в виде заложников ТНК или «сырьевых придатков» [10, с. 205].

Ф. Фукуяма предполагает, что современная техника, воздействуя на национальные экономики, связывает их в единую экономическую систему, что создает предпосылки для всеобщей культивации (конвергенции) либерального режима. Импортируемая техника, конечно, воздействует на уровень национальных экономик, но культивировать либеральные режимы, по нашему мнению, еще рано, так как производительные силы развиваются быстрее, чем формируются производственные отношения. Воззрения Ф. Фукуямы больше соответствуют трансформационному направлению, которое предполагает длительный путь «врастания систем».

Применительно к нашей теме необходимо отметить, что до периода технического воздействия в развивающихся странах необходим период движения нематериальных активов, в том числе международных лицензий и сертификатов. Чтобы создать глобальный мир, нужно прежде создать комфортные условия труда и отдыха во всех странах, и в этом деле передовые технологии и общечеловеческие знания должны сыграть первоочередную роль. Это положение подтверждают представители трансформационного направления П. Хирт и Г. Томпсон.

Экономические теории международной торговли и глобализации и возникающие при этом экономические эффекты имеют, на наш взгляд, определенные взаимосвязи. Так, теории абсолютных и сравнительных издержек обусловливают формирование мультипликативного эффекта, ибо условия чистого экспорта предполагают получение дополнительного эффекта за счет вторичных и третичных отраслей производства, обслуживающих эти международные по-

ставки. К таким поставкам может относится и экспорт оборудования, и «ноу-хау» (лицензирование и сертификации в частности), которые обусловливают создание эффекта акселерации.

Теория движения факторов производства Хекшера-Олина-Са-муэльсона включает, на наш взгляд, три эффекта. Мультипликативный эффект увеличивает доход национальной экономики за счет экспорта избыточных ресурсов; дальнейшее увеличение этого вида деятельности до уровня экспортных поставок средств производства создает эффект акселерации, а ускорение этих эффектов за счет других факторов производства на других национальных рынках - эффект синергии.

Р. Коуз в теории транзакционных издержек рекомендует их снижение путем преобразования экстерналий в интерналии. Наличие предполагаемых прав создания совместных предприятий по пути реализации агротуруслуг предполагает использование при этом эффектов акселерации и синергии. Наконец, в теории глобализации (гиперглобализации, скептицизма и трансформации) вполне логично формирование эффектов акселерации и синергии.

Таким образом, эффект акселерации упоминается в нашем исследовании 4 раза (табл. 2) а эффекты мультипликации и синергии 3 раза. Это положение можно подтвердить исходя из интегрального показателя формирования эффекта глобализации.

Таблица 2

Экономические теории и эффекты по оценке глобального мирового рынка

Теории Экономические эффекты

Мультипликации Акселерации Синергии

Абсолютный издержек А. Смита •

Сравнительных издержек Д. Рикардо •

Движения факторов производства Хекшера-Олина-Самуэльсона • * \ •

Транзакционных издержек Р. Коуза Ч * / •

Глобализации К. Омаи, Ф. Фукуямы \ • / •

Так, на первом этапе фирма-интегратор агротуристских услуг направляет средства на покупку лицензии и сертификации названного бизнеса. Это приносит определенный прирост въездного контингента туристов в РФ (не более чем на 10 %).

Тем не менее, учитывая временной период и соблюдение международных норм обслуживания этот уровень может гарантировать определенный прирост потока туристов.

Отсюда возникает возможность увеличения объемов въездного туризма за счет расширения объема первоначального туристского обслуживания. В данном случае мы имеем дело с формированием эффекта акселерации за счет поставок оборудования и других технических средств. Наконец, синергетический эффект возникает как следствие из теории глобализации современного мира.

_ AR /А2Т\ AR3

K=J^lpjr , (1)

где:

K. - интегральный показатель;

AJ - прирост инвестиций за счет лицензирования и сертификации;

AR - прирост дохода за счет новых технологий;

AJ2 - прирост инвестиций за счет нового оборудования;

AJ3 - дифференцированный показатель инвестиций по трем факторам производства (земля, труд, капитал);

AR3 - доход, получаемый от оптимального сочетания факторов в национальной экономике;

Т - временной фактор накапливания инвестиций.

Процесс глобализации инвестиционных ресурсов в данном случае можно условно представить тремя направлениями (факторами производства -земли, труда и капитала), которые создают синергетический эффект во много раз превышающий их арифметическое сложение. Для РФ это означает преумножение стоимости земельных ресурсов за счет туризма и сельского хозяйств, а также за счет преумножения факторов труда и капитала.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристической деятельности в РФ"» // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/12151852/ (дата обращения: 16.11.2016).

2. Здоров А.Б. Экономика туризма. М., 2007.

3. Здоров А.Б., Антонян А.Г. Агротуристский комплекс как путь реализации национальных Программ экономики Региональная экономика: теория и практика // Финансы и кредит. 2008. № 36.

4. ЗдоровА.Б., ЗдоровМ.А. Прогнозирование формирования и развития сельских туристских комплексов. Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве // ВНИИОПТУСХ. 2010. № 4(5).

5. Здоров А.Б., Здоров М.А., Абряндина В.В. Проблемы и перспективы развития аграрного туризма в РФ. Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве // ВНИИОПТУСХ. 2015. № 3 (24).

6. КоузР. Очерки об экономической науке и экономистах. М.; СПб., 2015.

7. Леонтьев В.В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М., 1990.

8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 2007.

9. Хекшер Э.Ф. Эффект внешней торговли на распределении дохода. Последнее издание: Хекшер-Олин обменивают теорию // Ф. Хекшер и Б. Олин; переведенный, отредактированный, и введенный Гарри Флэмом и М. Фландрсом. Кембридж, 1991.

10. Ohmae K. The End of Nation - State. Free Press, 1995.

11. URL: http://www.motorola.ru/software_moscad (дата обращения: 16.11.2016).

A.Б. Здоров

доктор экономических наук профессор кафедры экономики и финансов Российской международной академии туризма (г. Москва) E-mail: zdorov51@list.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.М. Куранов

аспирант Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: kuranov_vm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.