Научная статья на тему 'Особенности развития малого бизнеса в Китае'

Особенности развития малого бизнеса в Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4261
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / УСЛУГИ / МСП МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / CSMEO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курнавкина Наталья Александровна, Филиппова Ирина Александровна

Рассмотрены тенденции развития малого бизнеса в Китае, сделан системный анализ основных показателей, характеризующих особенности развития малого бизнеса в Китае

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курнавкина Наталья Александровна, Филиппова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития малого бизнеса в Китае»

УДК 338.2

Н. А. КУРНАВКИНА, И. А.ФИЛИППОВА ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В КИТАЕ

Рассмотрены тенденции развития малого бизнеса в Китае, сделан системный анализ основных показателей, характеризующих особенности развития малого бизнеса в Китае.

Ключевые слова: малый бизнес, СБМЕО, предпринимательство, услуги, МСП - малые и средние предприятия.

Китайская Народная Республика (КНР) образована в 1948 г. со столицей в г. Пекине, кото-рый в международной практике именуется Бей-джунгом. Вот уже более 50 лет экономика КНР развивается с применением системы государственного планирования народного хозяйства страны. За это время были выполнены десять пятилетних планов и ныне успешно реализуется 11-й пятилетний план развития страны. В течение последних шести лет отмечается чёткая тенденция к сокращению доли сельского хозяйства, медленному росту доли промышленного сектора и ускоренному росту сферы услуг, доля которой с 2006 г. по 2011 г. возросла с 33,4% до 40,2%. Например, консультационные услуги являются новой и быстро развивающейся сферой деятельности МСП. С развитием информационных технологий расширяется и революционизируется рынок консалтинговых услуг в самых различных сферах предпринимательской деятельности. Уровень развития этого рынка характеризуется тем, что на нём в 2009 г. активно действовало 1637 консультационных фирм, на которых рабо-

ГТЛ *—Г V V ¿х л ^ /л ^л 1 ^ Л V Г /\ ^ Ж V -Ж-» Л * V» » /ч г» • »/ч т ^ и> ттт» ▼ »г />

кхУт иилсс 1 ии Ы1С-Цн<эЛИ1/1ив. иищш ДО-

ХОД консультационных агентств в 2009 достиг 451 млрд юаней. При этом 77,9% оказываемых услуг предоставляется на внутреннем рынке частным предприятиям и общественным организациям. Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор МСП стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создаёт огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии. В 2011 г. было отмечено быстрое развитие малого бизнеса, выросло количество объектов и повысилась их прибыльность.

В конце 201 1 г. в стране насчитывалось более

4,3 млн МСП и 27,9 млн индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75% занятого городского населения. Это составило 99,6% от общего количества предприятий в стране, на которые приходилось почти 60% ВВП и 74,7% добавленной стоимости промышленной продукции.

Благодаря низкой стоимости рабочей силы, малый бизнес в стране составляет серьёзную конкуренцию крупным компаниям, которые работают на мировых рынках. Малый бизнес можно назвать научным двигателем страны, благодаря тому, что малые предприятия производят наибольшее количество инновационной продукции и технических изобретений. Большая часть производимой в стране продукции, предоставляемая на экспорт, произведена именно малыми предприятиями. В настоящее время малый бизнес в стране развивается очень успешно. Правительство Китая несколько лет назад приняло решение переориентировать экономику страны с ресурсоемких предприятии на предприятия малого бизнеса. По мнению китайских лидеров, коренная модернизация экономики страны должна быть закончена в 2050 году, что должно вывести её в число лидеров по уровню экономического развития. Но результат работы малого бизнеса можно наблюдать уже в настоящее время - полки многих магазинов уставлены дешёвыми товарами, которые производятся на малых предприятиях страны.

Развитие малого бизнеса в стране происходит по нескольким направлениям: правительство страны стимулирует, прежде всего, развитие частных предприятий, которые работают в сфере производства электроники и разработки программного обеспечения.

Курнавкина Н. А., Филиппова И. А., 2012

Предприниматели в Китае активно участвуют в развитии инновационных технологий, 65% патентов и более 80% производящейся новой продукции страны принадлежит её малым предприятиям. Также на долю малого бизнеса приходится около половины налоговых поступлений и около 60% объёма экспорта. При этом большинство малых предприятий имеет в своем штате менее 100 человек, средние предприятия с большим количеством сотрудников составляют менее 1 %.

Малый бизнес в стране также ориентирован на сферу услуг. По мнению китайских экономистов, в 2020 году доля индустрии услуг в общем объёме ВВП должна составлять до 60 %.

В 2005 г. был принят «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий», который призван максимально уровнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросе доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию. Особое практическое значение имеют положения об учреждении «Государственного фонда развития малых и средних предприятий» (финансируемого за счёт центрального бюджета), о защите государством законных доходов малых предприятий и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций, о налоговых льготах предприятиям, предоставляющим значительное количество рабочих мест безработным и инвалидам. Закон предусматривает допуск этого сектора экономики во многие доходные отрасли,

А ГТЛГГ А гтп\ л ПАЛЧ Г ТТЛ О'ГП Л АТЛ ^Л^Т ПИП?*

а XIV//а, 1\ХЛА1 рил^т 1 и^да^лисл Iлпши

некоторые ключевые секторы экономики.

Благодаря малым предприятиям создаётся большое количество новых рабочих мест. Однако малому предпринимательству в стране всё же необходима дополнительная поддержка государства, привлечение инвестиций и расширение кредитных программ для развития бизнеса. Понимая это, власти страны стараются различными способами содействовать экономическому росту малого предпринимательства, совершенствуя, к примеру, законодательные акты, направленные на регулирование экономики и налогообложения субъектов малого предпринимательства.

В стране активно функционируют государственные фонды по поддержке и развитию деятельности малого и среднего предприниматель-

ства. Их основная направленность заключается в обеспечении гарантийными обязательствами и залоговым обеспечением малые предприятия с целью получения банковских кредитных средств на развитие бизнеса.

Основным проводником государственной экономической политики в стране является «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (N01^0). Одним из важнейших направлений её деятельности является формирование условий для динамичного развития малого бизнеса. Для этого в её состав входит «Департамент малого и среднего предпринимательства» и образован «Китайский центр координации и кооперации бизнеса» (ССВСС).

ССВСС является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития предпринимательства.

Ещё одним важным органом, содействующим развитию экономики страны, является государственная информационная служба С5МЕО, которая была создана в 2001 году. Эта служба занимается предоставлением услуг по информационному консультированию населения и предпринимателей в вопросах деятельности малого и среднего предпринимательства через свой Интернет-сайт. Сеть С8МЕО охватывает все регионы Китая, что даёт возможность своевременно информировать население о состоянии рынка

Г О ТТП1\ ГЛ?1ЛТТТГЛ V П АТУ/^'ТПХ п Г\ ▼ Т Т ПТ^А ППТ^АТГЛ ГГОТ^А ГТГ

пош^п^пплл 1 иу лОлЦо! 110да х V/; 1 и-8

ства, последних достижениях в области науки и технологических изобретениях, о развитии и состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.

Наряду с общей информацией о состоянии рынка малого бизнеса, СБМЕО публикует сведения о выдающихся научно-технических достижениях, о патентах и о новых технологиях, публикует данные об агентствах, оказывающих услуги малому бизнесу, информирует о порядке создания предприятия, консультирует начинающих предпринимателей и предоставляет сведения о деятельности кредитно-финансовых институтов, сообщает о потребностях и трудовых ресурсах для малых и средних предприятий в различных регионах и городах страны, а также

даёт информацию о специалистах, ищущих работу. Кроме того, СБМЕО характеризует особенности развития местных и международных групп промышленных предприятий, а также предоставляет технологические и коммерческие сведения о членах различных союзов предпринимателей.

СБМЕО обслуживает и государственные учреждения, осуществляя распространение информации по всем государственным службам, связанным с деятельностью малого бизнеса. Производит анализ статистических данных о состоянии и деятельности предпринимателей, даёт прогнозы дальнейшего их развития. Проводит сбор сведений о деятельности агентств и институтов поддержки малого бизнеса с целью оценки их эффективности.

Организация разрабатывает проекты программ обучения и помощи стартующим предпринимателям в налаживании бизнеса, а также координирует деятельность учебных курсов и программ. Анализирует практику деятельности системы гарантирования кредитов с целью минимизации рисков. Одновременно С8МЕО оказывает всем желающим широкий спектр технических услуг, в их числе: электронная почта, поисковые машины, подбор тематической информации, оперативные исследования, видеоконференции, создание веб-сайтов.

Государственный комитет статистики КНР обнародовал следующие данные: в 2005 году в стране насчитывалось 3 млн малых предприятий

ТУ ГТГЧТТП^Т! ^ Л Ж/СГТТТ ТУТ? ^ТТТ^ ТУ ГТЧ гг\ гт?_ ттгту'

Г1 114/11*4 V/ ШЛИ 1Х|/Ч/ДЛ1р|111П1У1а

телей. Таким образом, предприятия малого бизнеса составили подавляющее большинство от •общего количества предприятий в Китае. Становится понятно, почему малый бизнес считается в Китае ключевым сектором экономики. Именно в малом бизнесе трудится около 60% трудоспособного населения КНР.

Эффективному развитию предпринимательства в Китае способствовало привлечение в китайскую экономику иностранных инвестиций. Это принесло немало выгод, содействовало бы-

строму экономическому росту, созданию ооль-ших валютных резервов, освоению западных технологий и управленческого опыта. Успехи в привлечении иностранного капитала являются результатом доверия иностранных инвесторов к растущей экономике и благоприятного инвестиционного климата в стране. Успеху привлечения иностранных инвестиций способствует и то, что Китай стал открывать для иностранного бизнеса свой банковский сектор, а также страхование и сеть розничного обслуживания.

Правительство Китая постоянно предпринимает различные меры по созданию более благоприятных условий для дальнейшего развития малых и средних предприятий, совершенствования правовой системы регулирования его деятельности и оказания услуг этому сектору экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Предпринимательство: учебник / М. Г. Лапуста, А. Г. Поршнев, Ю. Л. Старостин, Л.Г. Скамай. - 4-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2007.

2. Малый бизнес : учебное пособие/ под ред. В. Я. Горфинкеля. - М.: КНОРУС, 2009.

©

Курнавкина Наталья Алексашдровна, кандидат экономических наук, автор монографии, учебных пособии и научных статей. Филиппова Ирина Александровна, кандидат

• • « » * т • «• • /Л Л « • « ^ л 4 I /V* • * • /4 « а .л « • • « Л» # « » • ' ^ • • Л •• •

пиуг\у иицспш /\иС/Л^иро1 « ^у/\ип V"

мическая теория» экономико-математического факультета, автор более 100 научных работ, монографий, статей по темам «Инвестиционная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.