Научная статья на тему 'Особенности развития малого бизнеса на современном этапе'

Особенности развития малого бизнеса на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
173
19
Поделиться
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Передков Андрей Вячеславович

В статье рассмотрены пути развития малого бизнеса, в частности инновационная сфера, ее современное состояние. Определены перспективные направления деятельности малых инновационных предприятий.

Текст научной работы на тему «Особенности развития малого бизнеса на современном этапе»

нирования и контроля остаются в сфере ответственности людей: маркетинг и управление рынком при помощи положительного имиджа, автоматизация управления клиентскими отношениями, использование возможностей Интернета; разработка новой продукции, НИОКР и изобретательская деятельность; финансирование, привлечение инвесторов для реализации замыслов предприятия; управление процессами развития предприятия и обучения клиентов, переход к организации управления, основанной на временных командах и т. д.

Ранее только высшее руководство понимало совокупность всего процесса и его конечный результат. Сегодня в высокотехнологичном бизнесе это должен понимать каждый участник бизнес-процесса компании. Он должен уметь анализировать ожидаемые ключевые результаты, процесс труда и собственное участие в нем.

1. Трофимова О.К. Определение понятия «управленческое консультирование». иКЬ: http://www.cfin.ru/consulting/mkintro-02.shtml. Загл с экрана.

2. Важничин В. Формирование рынка консультационных услуг в Хабаровском крае // Бизнес консалтинг. 2007. № 2.

3. Черницова К.А. Развитие управленческого консалтинга в Российской экономике // Транспортное дело России. 2008. № 6.

Поступила в редакцию 6.10.2009 г.

Plotchenko N.V. Role of the consulting services market in development of business. In the article estimation of a role of consulting services market in development of business in Russia is given. Analysis of factors influencing change of supply and demand in consulting services market is carried out.

Key words: consulting services; administrative consultation; supply and demand on consulting services.

УДК 330.191.6+330.012.22

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

© А.В. Передков

В статье рассмотрены пути развития малого бизнеса, в частности инновационная сфера, ее современное состояние. Определены перспективные направления деятельности малых инновационных предприятий.

Ключевые слова: инновационная деятельность; малый инновационный бизнес; инфраструктура поддержки малого инновационного бизнеса.

В связи с экономическим кризисом в экономиках стран появился, естественный вопрос - «Как решить эту проблему?». В настоящее время существует немало программ, подходов, предполагающих решение этого вопроса. Одной из таких программ является поддержка и развитие малого бизнеса, но наиболее актуальным стало развитие инновационного бизнеса. В недавней статье Дмитрия Медведева «Россия вперед» акцентировано внимание на развитии России по инновационному пути, в связи с этим будет осуществляться всесторонняя поддержка молодых ученых и изобретателей, а также государственных и частных компаний, которые будут заниматься инновационной деятельностью [1].

Инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары / услуги или товары / услуги с новыми качествами [2].

Сейчас, когда операции купли-продажи и финансовые операции на валютных рынках не дают высокой доходности, можно предполагать, что инновационная деятельность будет становиться все более привлекательной для квалифицированных специалистов, покинувших большую науку и наукоемкие производства. Однако пока этому препятст-

вует целый ряд обстоятельств, в числе которых несовершенство законодательной базы, прежде всего налоговой, и практически полное отсутствие инфраструктуры, необходимой для успешной деятельности малых предприятий инновационного профиля, информационной поддержки, а также трудности с получением банковских кредитов, высокая арендная плата за помещения в крупных городах и т. п.

Инновационный бизнес позволяет создавать и реализовать на рынке тот товар, который производится при помощи инновационной деятельности. Таким образом, инновационный бизнес и инновационная деятельность тесно связаны между собой.

В последние годы деятельность малого инновационного бизнеса в России была на удивление низка, так, по состоянию на 20072008 г. доля малого инновационного бизнеса в общей структуре варьировалась в районе 2,4 %. Следует учесть, что только каждое шестое малое инновационное предприятие полноценно осуществляет инновационную деятельность и коммерциализацию нововведений на рынке [3].

На протяжении всего времени существования малых инновационных предприятий была и остается важна их всесторонняя поддержка. В целом поддержку можно рассматривать как некую инфраструктуру. Приоритетной задачей инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства является оказание помощи субъектам предпринимательской деятельности на этапах развития предприятия или научно-технического проекта. Явно, что наиболее трудным для инновационного предприятия является период становления. В период становления предприятия необходимы существенные инвестиции, сопровождающиеся, в основном, высокими рисками, а отдача от инновационного проекта будет получена, когда наладится серийное производство, т. е. на последних этапах. Именно поэтому малым предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность и коммерциализацию инновационных проектов, оказывается всесторонняя поддержка, в основном, со стороны государства.

На сегодняшний день к основным задачам инфраструктуры поддержки малого ин-

новационного бизнеса, с учетом специфики и проблематики этой сферы, можно отнести:

1) финансовую поддержку развивающимся и уже функционирующим малым предприятиям, а также поддержку инновационных проектов;

2) поиск потенциальных инвесторов;

3) повышение спроса на инновационную продукцию со стороны потребителей;

4) содействие в поиске партнеров;

5) упрощение доступа к производственным помещениям;

6) информационную поддержку;

7) кадровую поддержку.

Недостаток финансирования малых инновационных предприятий, особенно на стадии их развития, является первостепенной проблемой, в связи с этим следует выделить учреждения, непосредственно оказывающие финансовую поддержку. Основным учреждением является Фонд содействия развития малых форм предприятий.

К основным задачам фонда относят: проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере; оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности; создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства [4].

Также немалую роль играет Российский фонд технологического развития, который выполняет следующие задачи: содействие развитию прикладных НИОКР, соответствующих приоритетным направлениям развития науки и техники, перечню критических технологий федерального уровня и ориентированных на внедрение конкретных конечных результатов; поддержка НИОКР, направленных на решение проблем отраслевого и межотраслевого значения, важнейших социальных задач; поддержка инновационных проектов, развитие инфраструктуры научнотехнической и инновационной деятельности [5]. Кроме этого существуют следующие учреждения, осуществляющие поддержку помимо финансовой, такие как: Роспатент, который осуществляет функции по контролю и

надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот; Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД).

В процессе разработки и реализации инновационных проектов руководителям и специалистам предприятий, участвующих в их реализации, а также отдельным физическим лицам, самостоятельно осуществляющим исследования и разработки, приходится принимать разнообразные решения, для обоснования которых необходимы различные данные о состоянии внешней среды (научнотехнической, финансово-экономической, производственно-технологической, рыночной

и др.). Вследствие этого необходимо обеспечивать возможность доступа к информации, как общей, так и специальной (соответствующую решаемым им задачам), всем участникам инновационного процесса. Появляется необходимость создания некоего хранилища по наращиванию сведений о научно-технических разработках, начиная от получения полезной идеи до осуществления выпуска новой продукции и сфер ее применения.

Малые инновационные предприятия как никакие другие нуждаются в помещениях для реализации своих планов. Зачастую для организации даже мелкосерийного производства инновационной продукции нужны значительные производственные площади, также нужно учесть и офисные помещения. В основном, производственные помещения являются арендуемыми, а на аренду уходит 30-50 % от общего дохода, что является еще одним тормозом развития. Хотя и имеются дополнения в законе, касающемся приватизации государственного имущества, предоставляющие малому бизнесу преференции при выкупе арендуемого государственного и муниципального имущества, но и этого не достаточно.

Нужно учесть, что на региональном уровне для решения проблемы действуют не малое количество технопарков, инновационно-технологических центров и инновационных инкубаторов, которые осуществляют оказание услуг по аренде офисных и произ-

водственных помещений, сопровождению проектов, консультированию и прочих услуг.

Учитывая, что малый инновационный бизнес - наименее востребованная сфера, это обусловлено высокой степенью риска, нескорой отдачей от вложенных средств и трудоемкостью, то появляется проблема «кадрового голодания». Также существует проблема низкой образованности менеджеров, с учетом специфики сферы [6].

В основном, вопрос о кадровой поддержке возложен на вузы: подготовка специалистов, ориентированных на инновационную деятельность, переподготовка уже имеющихся кадров (проведение курсов, семинаров, хоть это связано с более высокими затратами). Также активное участие в подготовке кадров должны принимать специалисты-практики.

Что касается стимулирования сбыта инновационной продукции, то здесь у правительства имеются серьезные предложения по созданию механизма, согласно которому с 2011 г. для горзаказчиков будет введена обязательная норма в 10 % на инновационную продукцию. В связи с этим целесообразно добиться того, чтобы заказчики сами были заинтересованы в закупках инновационной продукции [7].

На сегодняшний день основной опорой для малых инновационных предприятий можно считать созданную в 2007 г. государственную корпорацию - «Российскую корпорацию нанотехнологий» (РОСНАНО) - учрежденную федеральным законом № 139-Ф3 19 июля 2007 г. Основными направлениями в деятельности корпорации являются «реализация государственной политики в сфере нанотехнологий, развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализация проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии» [8].

Корпорация выступает соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. Финансовое участие корпорации на ранних стадиях проектов снижает риски ее партнеров - частных инвесторов.

Корпорация участвует в создании объектов нанотехнологической инфраструктуры, например, центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов и фондов раннего инвестирования.

В октябре 2009 г. наблюдательный совет Российской корпорации нанотехнологий одобрил концепцию создания Нанотехнологических центров РОСНАНО - инфраструктурных комплексов, предназначенных для коммерциализации нанотехнологических разработок. Ключевая особенность Нанотехнологических центров РОСНАНО - концентрация в одном месте технологического оборудования и компетенций по инкубированию малых инновационных компаний (маркетинговой, управленческой и информационной поддержки).

Согласно концепции, общий объем инвестиций РОСНАНО в создание Нанотехнологического центра не будет превышать 60 % от общей стоимости всех его активов. Если средства вносятся в проект только в денежной форме, доля корпорации не будет превышать 85 % общего объема капиталовложений. При этом на первом этапе создания центра корпорация не планирует инвестировать в девелопмент.

В общем, подход РОСНАНО позволяет сделать инфраструктурные проекты экономически эффективными, а следовательно, привлекательными для соинвесторов. Привлечение частного капитала не только снизит вложения корпорации, но и повысит эффективность реализации проектов за счет профессионального менеджмента и повышения мотивации участников проектов.

Выбранный инновационный путь развития страны должен не основываться на опыте прошлых лет, а только учитывать его, создавая принципиально новое и эффективное для завтрашнего дня.

1. Медведев Д.А. Россия, вперед! URL: http:// www.kremlin.ru/news/5413. Загл. с экрана.

2. Шатраков А.Ю. Инновационная деятельность высокотехнологичных предприятий. М., 2008.

3. Аналитическая записка. Малый инновационный бизнес: проблемы и перспективы. URL: http ://www. spb-mb.ru/index.php?page=297. Загл. с экрана.

4. URL: http://www.fasie.ru/fund/about.aspx.

5. URL: http://www.rftr.ru/show.php?type=6.

6. Антонец В.А. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок. М., 2009.

7. URL: http://allmedia.ru/newsitem.asp?id=861133.

8. URL: http://www.rusnano.com/Section.aspx/

Show/14501.

Поступила в редакцию 17.11.2009 г.

Peredkov A.V. Features of small business development at the present stage. The article considers the ways of small businesses development, in particular innovational sphere, its current state. Perspective directions of small innovative enterprises activity are defined.

Key words: innovation; small innovative business infrastructure to support small innovative businesses.

УДК 330.191.6

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА

© Н.П. Петрова

Малый бизнес - это база для развития предпринимательской активности. Развитие малого бизнеса имеет не только экономическое, но и социальное звучание, является одним из решающих факторов инновационного обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности. Повышение экономического развития и конкурентоспособности организаций малого бизнеса во многом видится за счет аутсорсинга - тех услуг, которые оказываются сторонними исполнителями, сторонними подрядчиками на основе отдельно заключаемых договоров.

Ключевые слова: малый бизнес; управление; аутсорсинг.

В большинстве экономически развитых стран главные изменения отношений в сфере развития новых экономических, социально значимых направлений достигаются путем осуществления ряда качественных измене-

ний. При этом формируется инновационный характер современной предпринимательской деятельности, который, в первую очередь, внедряется в значительной части организациями малого бизнеса, что способствует по-