Гуманитарные и общественные науки
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
З.М. Бобоева1
Особенности логического мышления младших школьников проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его отдельной операции (сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждения и умозаключения). В статье рассматриваются особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста. Особое внимание обращается на формирование логического мышления. Выявлена и обоснована необходимость формирования понятий в начальной школе. Раскрывается поэтапное формирование понятий с помощью логических приемов.
Ключевые слова: мышление детей, мыслительный процесс, логическое мышления, логическое задача, нестандартные задачи, пособия.
Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников. Для мышления дошкольников характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении. Младшие школьники в результате обучения в школе учатся своим мышлением, думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда интересно, когда нравится то, о чем нужно думать.
По мере обучения в школе мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым. В младшем школьном возрасте начинает интенсивно развиваться третий вид мышления: словесно-логическое, отвлеченное мышление. Младший школьный возраст Л.С. Выготский называл сензитивным периодом для развития понятийного мышления. Обучение в школе, согласно мысли Выготского выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребёнка.
Учащиеся I—II классов зачастую судят о предметах и ситуациях весьма односторонне, схватывая какой-либо единичный внешний признак. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Обоснование вывода осуществляется не на основе логических аргументов, а путем прямого соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями. Обобщения, выполняемые детьми на этой стадии, происходят под сильным "давлением" броских признаков предметов (к таким признакам относятся утилитарные и функциональные). Большинство обобщений, возникающих на этой стадии, фиксирует конкретно воспринимаемые признаки и свойства, лежащие на поверхности предметов и явлений. На основе систематической учебной деятельности к III классу изменяется характер мышления младших школьников.
По сравнению с дошкольниками у младших школьников благодаря формированию анализа изменяется содержание мышления. Дети этого возраста начинают выделять существенные связи и отношения при оперировании не только реальными вещами, но и их образами. Под влиянием рефлексии учащиеся овладевают словесно-логическим мышлением: опираясь на внутренние основания своих действий, они могут оперировать общим способом при решении внешне различных задач. Развитие анализа идет от практически действенного к чувственному и в дальнейшем к умственному. У младших школьников
1 Бобоева Зиёда Мухаммаджановна - Преподаватель НамГУ, Наманган, Узбекистан.
преобладающим является практически действенный и чувственный анализ.
Развитие анализа протекает одновременно с развитием синтеза: от простого, суммирующего, к более широкому и сложному Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, они совершаются в единстве. Аналитическая деятельность младших школьников развивается в направлении от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями.
Таким образом, говоря об особенностях мышления младшего школьника и, опираясь на все указанное выше, можно сделать следующие выводы:
1. Особенности логического мышления младших школьников проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его отдельной операции (сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждения и умозаключения).
2. Для мышления младших школьников характерно однолинейное сравнение (они устанавливают либо только различие, либо только сходное и общее).
3. Детям 7-10 лет доступны логические суждения, оперирования понятиями, переходы к обобщениям и выводам.
Формирование приемов логического мышления у детей младшего школьного возраста, по мнению Вергелес Г.И., - одна из основных задач обучения в начальном курсе математики. Многочисленные наблюдения педагогов таких, как например, Зака А. З. показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами произвольной мыслительной деятельности в начальной школе, в средних классах, обычно переходит в разряд неуспевающих. Также согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту второго поколения дети должны овладеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам, установлением аналогии причинно-следственных связей, построением рассуждений.
К концу начальной школы ученики должны овладеть основами логического и алгоритмического мышления. Логическое мышление развивается на материале всех предметов начальной школы. Но традиционно, внимание развитию логического мышления уделяется на уроках математики. Существуют различные средства, направленные на развитие логического мышления: конструирование, математические игры, занимательные упражнения и т.д. Особое место в данном ряду занимают логические задачи/
Логические задачи в начальном обучении математике.
Мышление человека главным образом состоит из постановки и решения задач. Выделение логических задач носит до некоторой степени условный характер. Трудно определить, какую задачу следует назвать логической. Задачи логического содержания, решение которых опирается не на вычисления, а на рассуждения, требует построения цепочки точных логичных рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями.
«Решение задачи требует не угадывания. Размышления, рассуждения, оперирования знаниями по логическим правилам, которые подходят для раскрытия отношений между любыми предметами.» Логические задачи от обычных задач отличаются тем, что не требуют вычислений, а решаются с помощью рассуждений. Вопросом логических задач занимались многие методисты, учёные, педагоги. Можно назвать такие имена: А.З. Зак, В.П. Труднев, Л. М. Лихтарников, С.Ю. Афонькин и многие другие.
Определяя понятие «логические задачи», В. П. Труднев утверждает, что логические упражнения не требуют сложных вычислений, а иногда и вычислений вообще, но каждое из упражнений вынуждает производить сравнения, делать выводы, заставляет мыслить правильно, то есть последовательно, доказательно. Выделяя виды логических задач, он опирается на операции, которые нужно выполнить, чтобы решить задачу.
В.П. Труднев рассматривает следующие виды логических задач:
1.Установление соответствий.
2.Упорядочение множества.
З.Числовые ребусы
4.Где же, правда?
А. З. Зак считает, что логическое мышление - это мышление по правилам. Он выделяет следующие виды логических задач:
1. Связь предмета и признака.
2. Игра с суждением, где говорится об изменениях.
3. Игра с суждением, в котором говорится о родстве.
4. Игра с суждением, в котором сравнивают объекты по возрасту.
5. Сравнение: «и», «или».
6. Сравнение количества «Столько же, сколько...».
7. Суждения, исключающие друг друга.
Л. М. Лихтарников даёт такую характеристику логической задачи:
- для решения логической задачи не требуется большого запаса математических знаний и можно ограничиться только некоторыми сведениями из арифметики;
- логические задачи носят занимательный характер. Их решение развивает логическое мышление.
Л.М.Лихтарников выделил виды логических задач по способу решения, то есть, решение задач сводится к использованию определённых приёмов.
1. Задачи о переправах.
2. Сообрази и посчитай:
3.Волшебное зеркало мага.
4. Где же, правда?
5.Установим соответствие между элементами различных множеств -решим задачу.
6. Упорядочим множество - решим задачу.
7. Можно ли обыграть противника? А если можно, то, как это сделать?
8. Определи победителя турнира.
9. Числовые ребусы.
Для решения задач определённого вида учащиеся пользуются определённым приёмом решения:
- решение путём подбора вариантов,
- путём логических рассуждений для определения полных данных,
- путём установления соответствий между элементами разных множеств,
- путём нахождения цепочки логических рассуждений, позволяющих в итоге с помощью простых арифметических вычислений дать ответ на вопросы задачи и др.
Главный критерий для систематизации - приём, используемый при решении.
Кроме представленных можно предложить систематизацию по средствам, помогающим решить задачу, в частности, можно выделить графические средства решения подобных задач:
1. задачи, решаемые с помощью таблиц;
2. решаемые с помощью графов;
3. решаемые с помощью чертежей;
4. решаемые с помощью рисунка
Кроме задач этих видов в учебниках можно встретить задачи других видов, но их значительно меньше.
Из анализа учебников можно сделать вывод, что работа с логическими задачами ведётся, но не систематически. Практический опыт учителей, работающих по данным программам, показывает, что решение логических задач оставляется на конец урока или даётся детям на дом.
Так же задачи видов «Упорядочим множество - решим задачу» и «Установим соответствие между элементами различных множеств - решим задачу» представлены в малом количестве.
Кроме учебников мы проанализировали некоторые пособия направленных на развитие логического мышления младших школьников. Данные пособия, как правило, предназначены для самостоятельной работы детей, либо для занятий родителей с детьми, реже для организации внеурочной деятельности младших школьников. Например: «Смекалка для малышей.
Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки» составитель С. Асанин, «Нестандартные задачи по математике» Г.Г. Левитас. Анализ этих пособий показал, что задачи в них не систематизированы. Не даётся образец рассуждения, только готовые ответы. По нашему мнению, с этими пособиями сложно организовать самостоятельную работу детей.
Анализ учебников и пособий показал необходимость разработки методики обучения решению логических задач. Мы решили выбрать задачи на установление отношений между объектами и на упорядочивание множеств, как наиболее часто встречающиеся в окружающей ребенка действительности.
Использование графических моделей наряду с преимуществами (наглядность, доступность) имеют существенный недостаток (временные затраты на изображение). Мы предполагаем, что этот недостаток устраняется, если использовать специальные заготовки графических схем.
Список литературы:
1. Айзенберг М.Н. Упражнения на развитие смекалки.- Начальная школа. 1997. №5.
2. Бутивщенко Л.Н. Особенности развития мыслительных операций у младших школьников в процессе обучения. - Киев, 1989
3. Вапняр Н. Ф., Моро М. И.. Тетрадь по математике для 1 класса. - М.: Просвещение, 1989.
4. Вергелес Г.И., Матвеева Л. А., Раев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей, - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И.
5. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, Владос, 1994.
6. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. -Ярославль: Академия развития, 1998
7. Купцов И.И. Младший школьник: особенности его интеллектуаль-но-произвольных действий. - Московский рабочий, 1990.
8. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике - М.: Илекса, 2004
9. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. - С-Пб.: Лань. МИК, 1997.
10. Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики.-Начальная школа. 1997. №5.
© З.М. Бобоева, 2022.