Научная статья на тему 'Особенности развития контейнерных перевозок'

Особенности развития контейнерных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
952
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ПЕРЕВОЗКИ / ГРУЗОПОТОК / ОПЕРАТОРЫ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК / МОРСКИЕ ЛИНИИ / КОНТЕЙНЕРЫ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ / SHIPMENTS / GOODS FLUE / FORWARDERS CONTAINERS / SHIPPING LINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Султанова Ш.М., Романов К.И., Коротких Н.В.

Статья посвящена анализу нынешнего состояния рынка контейнерных перевозок. Проанализированы тенденции развития таких перевозок. Рассмотрены особенности развития контейнерных перевозок на территории России на основе Стратегии транспортного развития Российской Федерации до 2030 года. Проанализирован современный этап развития контейнеризации, выявлены его особенности, а также отличительные признаки предприятий, функционирующих на рынке контейнерных перевозок в условиях новой экономики.The article is devoted to the analysis of the current state of the container transportation market. The development trends of such transportations are analyzed. The features of the development of container transportation in Russia on the basis of the Transport Development Strategy of the Russian Federation until 2030 are considered. The current stage of the development of containerization is analyzed, its features are revealed, as well as the distinguishing features of enterprises operating in the container transportation market in the new economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития контейнерных перевозок»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

FEATURES OF THE CONTAINER TRANSPORTATION DEVELOPMENT

УДК 656.073 DOI: 10.24411/2658-4964-2020-1075

Султанова Ш.М., Магистрант, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ ГТУ), Россия, г. Москва Романов К.И., Магистрант, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ ГТУ), Россия, г. Москва Коротких Н.В., Магистрант, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ ГТУ), Россия, г. Москва Sultanova Sh.M. shahla.sultanova@mail.ru Romanov K.I. shahla.sultanova@mail.ru Korotkikh N.V. shahla.sultanova@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу нынешнего состояния рынка контейнерных перевозок. Проанализированы тенденции развития таких перевозок. Рассмотрены особенности развития контейнерных перевозок на территории России на основе Стратегии транспортного развития Российской Федерации до 2030 года. Проанализирован современный этап развития контейнеризации, выявлены его особенности, а также отличительные признаки предприятий, функционирующих на рынке контейнерных перевозок в условиях новой экономики.

Summary

The article is devoted to the analysis of the current state of the container transportation market. The development trends of such transportations are analyzed. The features of the development of container transportation in Russia on the basis of the Transport Development Strategy of the Russian Federation until 2030 are considered. The current stage of the development of containerization is analyzed, its features are revealed, as well as the distinguishing features of enterprises operating in the container transportation market in the new economy.

Ключевые слова: Перевозки, грузопоток, операторы контейнерных перевозок, морские линии, контейнеры, логистические операторы.

Keywords: Shipments, goods flue, forwarders containers, shipping lines.

Контейнерные перевозки уже давно занимают лидирующие позиции как на международных, так и на внутренних рынках транспортных услуг.

Контейнеризация является одним из направлений в оптимизации организации транспортных перевозок, а также в складировании и хранении грузов. На начальных стадиях использования контейнеров были внедрены малотоннажные контейнеры. Но на сегодняшний день для увеличения производительности наиболее рационально использовать средние крупнотоннажные контейнеры, хотя и малотоннажные не начинают терять свою популярность. И всё же при условии развития торговой сети и увеличения товарооборота потребность в этом виде контейнеров не исчезнет полностью, в связи с характеристиками перевозимых товаров, а также с технологиями перевозок от склада до грузополучателя. Так наряду с обычными контейнерами всё чаще используются специализированные малотоннажные контейнеры, которые возможно использовать при перевозке в автотранспорте саморазгружающегося типа.

Среднетоннажные контейнеры УУК-3 и УУК-5 с массой брутто соответственно 3 и 5 тонн активно применяются на автомобильном транспорте, а также на железнодорожном и речном. В каботажных перевозках на морском транспорте иногда используются пятитонные контейнеры. И несмотря на быстрые темпы роста использования крупнотоннажных контейнеров в перевозках грузов, явное уменьшение количества перевозок в среднетоннажных контейнерах на данный момент не зафиксировано. Мелкопартионные грузы будут перевозиться и в дальнейшем, а это значит, что необходимость в замене парка среднетоннажных контейнеров будет сохраняться на уровне.

Развитие перевозок в крупнотоннажных контейнерах происходит в связи с возрастанием применения контейнеров 1СС с массой брутто 24 тонны. Ещё одна причина в увеличении поставок этих контейнеров, а так же в популярности технического оборудования, необходимого для их перегрузочных работ и транспортных средств, способных осуществить их перевозку.

Крупнотоннажный контейнер 1С: / —

|ПППП (1(1 дверная рама: 2— верхний фнтинг; 3—боковая

стена; 4—рама торцевой стены: 5 — нижняярама; 6 — пазы для автопогрузчика при перегрузке груженого или порожнего контейнера: 7— пазы под вилы автопогрузчика при перегрузке порожнего ииииииииии 12 контейнера: Н — петля створки двери: 9 — запор створки двери; 10— створка двери; // — обшивка торцевой стены: 12—нижний фитинг

Рисунок 1 - Конструкция крупнотоннажного контейнера

В России наиболее распространенными из трех имеющихся типов размеров стали закрытые контейнеры массой брутто 24 тонны, а контейнеры массой брутто 10 тонн не нашли особого применения. Использование контейнеров массой брутто 30 тонн напрямую зависит от ростов темпа производства, а также наличием полуприцепов-контейнеровозов, с помощью которых возможна перевозка данного типа контейнеров.

Отсутствие внутренней инфраструктуры для организации перевозок и работы с контейнерами является основной проблемой для развития контейнеризации грузов в России.

К факторам, влияющим на рост контейнеризации Российских грузоперевозок и привлечение дополнительного объема транзитных контейнерных потоков, относятся:

• низкая скорость перевозки контейнеров;

• низкая конкурентоспособность;

• неразвитость сервиса «от двери до двери»;

• недостаточная техническая оснащенность терминалов;

• несовершенство нормативной базы, в том числе таможенного законодательства;

• недостаточный уровень взаимодействия между видами транспорта;

• дефицит парка контейнеров;

• существенные инфраструктурные ограничения и пр.

Вышеназванные факторы являются препятствием перед достижением

поставленных целей.

В Стратегии транспортного развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также в Стратегии инновационного развития Российской

Федерации на период до 2020 года указаны программные мероприятия, которые должны поспособствовать решению выявленных проблем:

• оптимизация количества и размещения пунктов пропуска на коммуникациях различных видов транспорта;

• модернизация и увеличение пропускной способности наиболее загруженных и ликвидация малодеятельных пунктов пропуска;

• гармонизация транспортного законодательства;

• совершенствование финансирования и инвестиционной деятельности;

• развитие логистических технологий, информационных систем;

• стимулирование создания в России национальных контейнерных операторов и пр.

Основой формирования единой транспортно-логистической системы страны должна стать стабильно развивающаяся транспортная система регионов и крупнейших предприятий государства.

Одним из самых влияющих на контейнерные перевозки в России факторов была и остается работа регулирующих органов. 14 августа вступил в силу закон о переводе тарифов на перевалку грузов в морских портах из долларов в рубли, а это может привести не только к усложнениям расчетов ставок для владельцев груза, но и к финансовым потерям на фоне разницы курсов. А 16 августа появилось распоряжение Правительства Российской Федерации о планах полного прекращения регулирования ряда услуг в морских портах, в том числе и перевалку грузов с 2019 года.

Инновационное развитие грузопотоков Российской Федерации в сегменте контейнерных перевозок является актуальной задачей страны. На сегодняшний день контейнеризация импорта в РФ составляет 90 %, а экспорта около 13 %, в то время как в мировой практике контейнерные перевозки занимают 100 %. Следовательно, можно говорить о необходимом развитии экспорта контейнеризации в России.

Географическое положение РФ является одним из факторов положительной динамики развития рынка грузоперевозок, что приносит высокий спрос на контейнерные перевозки со стороны иностранных грузоотправителей, особенно стран Азии. Также уникальная Транссибирская железная дорога обеспечивает быстрое время доставки контейнера из Азии в Европу, что является явным преимуществом страны. В то же время снижение темпов экономического роста в Китае, который является основным поставщиком грузопотоков в Россию, привело к общему замедлению темпов роста мировой экономики, а в целом импорта китайских товаров,

формирующих спрос на контейнерные перевозки и инвестиционное сотрудничество между двумя странами. Контейнерные перевозки являются одним из наиболее перспективных секторов в транспортной отрасли. По прогнозам компании «ТрансКонтейнер», объем российского рынка контейнерных перевозок продолжит рост и к 2020 году может достигнуть 4 млн TEU.

По-прежнему самые большие объемы перевозок контейнеров находятся на Северо-Западе России, где лидером в обработке контейнерных грузов остается терминал в Санкт-Петербурге, в котором контейнерооборот компании в 2017 году составил 643,7 тыс. TEU. Однако уже сейчас порты Северо-Запада работают на пределе своих возможностей. Контейнерный терминал, в силу своей близости к городу, создает избыточную нагрузку транспортной сети города и не может расширить свои мощности. Уже введенный в эксплуатацию порт в Усть-Луге решает эту проблему с помощью своего уникального географического положения, которое играет важнейшую роль в организации транзитных перевозок грузов в рамках Европейской транспортной инфраструктуры.

В 2016 году в РФ доля грузов, отправленных в крупнотоннажных контейнерах, в общем объеме отправленных грузов (по видам транспорта) составляет 0,1 % - внутренний водный транспорт, 2,4 % - железнодорожный транспорт, 4,6 % - морской транспорт. Компании, выполняющие контейнерные перевозки, занимаются инвестициями для увеличения мощностей: покупают основные мощности, внедряют сервисы по ускоренной доставке грузов, развивают перевозки рефрежераторными контейнерами.

Рассмотрев топ-10 основных операторов контейнерных перевозок (см. таблицу), можно увидеть, что в верхней части списка находится Maersk Line. Приобретая Hamburg Süd в декабре 2017 года, он превзошел своего союзного партнера средиземноморской судоходной компании (MSC). По оценкам, потенциал Maersk в 2017 году составил более 19 % мирового рынка (за исключением внутрирегиональных), как показано в таблице, что дает 4 % прироста по сравнению в предыдущим годом. Основное количество операторов имеет прирост или незначительные отрицательный темп роста. Таблица 1 - Ведущие операторы контейнерных перевозок

Ранг Oneparop Мощность, Доля, % Мощность, Доля, % Прирост,

TEL" 2017 г. TEL" 2016 г. %

201 7 г 2016 г

1 APM-Maersk 4,215.598 19,4 3,178.644 15,4 +4

2 Mediterranean Shgt'o 3,189,989 14,6 2,767,В В« 13,4 + 1,2

3 CM A CGM (¡roup 2,517,905 11,6 2,245,115 10,8 +0,8

4 CO SCO Shipping Co Ltd 1.858,425 »,5 1,532,760 7,4 +1,1

5 Hapag-Lloyd 1,548,198 7,1 957,731 4,6 +2,5

6 Evergreen Line 1:069,7G7 4,9 916,850 4,4 +0,5

7 OOCL 698,747 3,2 617,240 3,0 +0,2

Я Yang Ming Marine Transport Corp. 597,168 2,7 604,569 2,9 -0,2

9 MOL 591.550 2,7 582,039 2,Я -0,1

10 NYK Line 549,316 2,5 573,396 2,8 -0,1

Рассматривая услуги, проходящие через Суэцкий канал (самый загруженный пункт для глубоких сервисов), оценивается, что доход от продажи единицы в 2017 году снизился на 11 % по сравнению с предыдущим кварталом. Напротив, удельные затраты, по оценкам, остались стабильными в течение того же периода. MDST прогнозирует, что глобальная торговля контейнерами в 2018 году вырастет на 7 %, и ожидается, что все торговые коридоры будут сообщать о росте. Тем не менее, избыточные мощности останутся проблемой, поскольку емкость контейнерных перевозок увеличится на 8 %, и, сосредоточив внимание на услугах, проходящих через Суэцкий канал, оценивается, что доход от единиц снизится на 11 % в 2018 году по сравнению с предыдущим годом.

Все основные контейнерные порты в Америке, Европе и Китае сообщили о здоровом росте трафика в третьем квартале 2017 года, что подтверждает текущее восстановление мировой экономики. Однако, несмотря на надежные результаты, возникшие со стороны спроса, 2017 год не положил конец разрыву между спросом и предложением. Общая мощность, развернутая в 2017 году, увеличилась примерно на 8 % по сравнению с прошлым годом и примерно на 50 % по сравнению с 2007 годом. Нехватка контейнерных перегрузочных мощностей и дефицит логистических центров являются основными факторами, препятствующими развитию контейнерных перевозок в РФ. Основным проводником роста контейнерного сегмента является развитие железнодорожного транзита, восстановление инвестиционной активности страны, сохранение высокого уровня конкуренции операторов, увеличение спроса на современные складские помещения. Сохранение высокой конкурентной среды обусловит ограниченные ценовые возможности рыночных игроков, что будет способствовать повышению роли конкуренции качества, а также оптимизации

затрат с целью обеспечения приемлемого уровня прибыли и рентабельности в

условиях ценовой конкуренции.

Использованные источники:

1. Анадуров С.Е., Соколова Н.А., Васюкова Е.А., Давыдов Д.О. Перевозка скоропортящихся грузов: о необходимости контроля и освидетельствования специальных транспортных средств // РЫБПРОМ: ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПЕРЕРАБОТКИ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ . 2010. №1. С. 22-24.

2. Ярополов В.А., Барченко С.Г. РАЗВИТИЕ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 5-1. - С. 151-152; URL : http : //www.top-technologies.ra/ru/article/view?id=33789

3. Стратегия транспортного развития Российской Федерации на период до 2020 года / М.: Минэкономразвития России, 2010. 105 с.

4. Гончарова Т.В. Анализ основных проблем международных контейнерных перевозок Журнал NovaInfo №63-1, 2017г. https://novainfo.ru/article/12311

5. Михайлова А.И. Единый технологический процесс и методы решения транспортно-производственных задач // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12.

6. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. М.: Дашков и К°, 2011. — 484 с.

Used sources:

1. Anadurov S.E., Sokolova N.A., Vasyukova E.A., Davydov D.O. Transportation of perishable goods: the need for control and examination of special vehicles // FISHER: TECHNOLOGIES AND EQUIPMENT FOR PROCESSING WATER BIOR RESOURCES. 2010. No1. S. 22-24.

2. Yaropolov V.A., Barchenko S.G. DEVELOPMENT OF CONTAINER TRANSPORTATION IN RUSSIA // Modern high technology. - 2014. - No. 51. - S. 151-152;

1. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=33789

2. The strategy of transport development of the Russian Federation for the period up to 2020 / M .: Ministry of Economic Development of Russia, 2010. 105 p.

3. Goncharova T.V. Analysis of the main problems of international container shipping NovaInfo Magazine No. 63-1, 2017 https://novainfo.ru/article/12311

4. Mikhailova A.I. A single technological process and methods for solving transport and production problems // Scientific community of students of the

XXI century. ECONOMIC SCIENCES: Sat. Art. by mat. XII Int. Stud. scientific-practical conf. Number 12. 5. Gadzhinsky A.M. Logistics: Textbook. M.: Dashkov and Co., 2011 .-- 484 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.