ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН (НА ПРИМЕРЕ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ)
Т.А. Кадыров, младший научный сотрудник
Научно-исследовательский центр Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана при Ташкентском государственном экономическом университете (Узбекистан, г. Ташкент)
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности развития конкурентных рынков в регионах, на примере рынка лизинговых услуг Республики Узбекистан. Проанализирован рынок лизинговых услуг, в том числе распределение лизинговых сделок по регионам и выявлены тенденции развития данного рынка в Республике Узбекистан. Указаны мероприятия по дальнейшему развитию рынка лизинговых услуг и развитию конкуренции на данном рынке в Республике Узбекистан.
Ключевые слова: конкуренция, лизинг, рынок лизинговых услуг, лизинговая компания, банк
Конкуренция является одним из наиболее важных признаков рыночной экономики и ее теоретические основы были заложены в работах А. Смита, Д. Рикардо, А. Маршалла, Дж. Робинсон, Е. Чембер-лина. Данное понятие в экономике настолько многопланово, что в «Большом экономическом словаре под редакцией А.Н. Азрилияна наряду с общей дефиницией приводится 15 определений ее различных видов [1]. Изучение данного понятия во многих источниках показывает, что для него характерно то, что оно в основ-
ном включает в себя такие термины как «соперничество», «созтязательность».
Для упрощения анализа в экономической теории принято выделять четыре базовых модели: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия [2].
В данном случае мы проанализируем уровень конкуренции на рынке услуг, в частности рынок лизинговых услуг в Узбекистане.
В стране активно развивается рынок лизинговых услуг, который охватывает более 90 лизингодателей.
№ Регион 2Q12r 2Q13r 2Q13 к IQU^/o 2Q14r 2Q14 к 2013г.,% 2Q15r 2Q15r к 2Q14г.,% 2Q15r к 2Q12г.,%
1 Республика Каракалпакстан 3,10 4,20 135,48 4,29 102,14 8,10 202,80 280,65
2 Андижанская область 6,60 6,10 101,52 6,35 94,18 5,90 92,91 89,39
3 Бухарская область 6,10 5,40 88,52 6,20 114,81 6,36 102,58 104,26
4 Джизакская область 4,20 5,00 119,05 5,29 105,80 3,63 68,62 86,43
5 Кашкадарьинская область б,40 6,10 95,31 5,10 83,61 5,13 112,35 89,53
б Навоийская область 3,00 2,80 93,33 2,30 82,14 2,15 93,48 11,61
l Наманганская область 3,l0 5,20 140,54 4,26 81,92 6,22 146,01 168,11
S Самаркандская область 11,40 9,10 85,09 6,96 11,15 6,46 92,82 56,61
9 Сурхандарьинская область 5,00 5,10 102,00 5,40 105,88 4,61 85,31 92,20
10 Сырдарьинская область 4,50 4,80 106,61 1,26 151,25 4,22 58,13 93,18
11 Ташкентская область 9,90 10,10 102,02 11,13 110,20 9,15 81,60 98,48
12 Ферганская область 5,00 1,40 148,00 5,92 80,00 4,94 83,45 98,80
13 Хорезмская область 4,l0 5,50 111,02 5,03 91,45 4,61 91,65 98,09
14 г. Ташкент 2б,40 22,40 84,85 24,36 108,15 26,13 109,13 101,25
Итого 100 100 100 100
Источник: составлено автором на основе данных Ассоциации Лизингодателей Узбекистана [3]
Таблица 1. Анализ распределения лизинговых сделок по регионам, в %
Анализ распределения, заключаемых сделок показывает, что большая доля (в среднем четверть сделок) приходится на г. Ташкент (26,73% от общего числа). В 2015 г. по сравнению с 2010 г. доли Рес-
При этом в Республике Каракалпакстан доля выросла почти в 3 раза, в Наманган-ской области в 1,5 раза, а в Самаркандской области упала почти в 2 раза. Доля совершенных сделок лизинговыми компаниями устойчиво растут, если 2012г. было 64,5%, то в 2015г. составила 78,5%. Соответственно, доля банков падает 2012г.- 35,5%, то в 2015г. - 21,5%
Всего по итогам 2015г. можно отметить, на рынке лизинговых услуг работали 90 лизингодателей, в том числе 24 коммерческих банка.
Изучая первую пятерку лизинговых компаний и банков можно отметить, что основная часть объемов сделок среди лизинговых компаний приходится на АЛК «Узкишлокхужаликмашлизинг» и отрыв от второго места почти в 4 раза. Данный анализ показывает о монополистическом положении компании на данном рынке, так как ее доля в течение 3 лет колебалась от 33,72% до 32,08%.
Среди банков первое место занимает Асака-банк и отрыв от второго места в 1,7 раза, доля на рынке колебалась в течении 3 лет от 8,07 до 5,85%.
Всего первые пять лизинговых компаний и банков занимают около 70% рынка, в том числе 55% - пять лизинговых компаний и почти 15% - пять банков. Учитывая, что в 2015г. пятое место среди лизин-
публики Каракалпакстан, Бухарской, На-манганской областей и г. Ташкента в общем объеме сделок выросли, тогда как у остальных упали.
говых компаний занимает компания, имеющая на рынке 2,71%, а среди банков, занимающее пятое место, имеет долю на рынке 1,5%, то что можно говорить про доли остальных компаний и банков. То есть остальные 30% (259,1 млрд. сум) рынка приходится на остальные 80.
По итогам 2015 г. больше всего заключено сделок по лизингу технологического оборудования и сельскохозяйственной техники, тогда как в 2013 г. была больше доля сфере сельхозтехники и автотранспорта. В сфере недвижимости ситуация сильно не меняется, так как в 2013 г. доля заключенных сделок составила 16,3%, а в 2015 г. 16,7%.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить некоторые особенности развития рынка лизинговых услуг в регионах и сделать следующие выводы:
- показатели по объемам совершения сделок ежегодно растут, однако доля лизинга в инвестициях в основной капитал, в ВВП и лизингового портфеля в ВВП очень мала и кроме этого имеет тенденцию к снижению, что говорит о его недостаточном развитии и большом потенциале на данном рынке;
- на рынке лизинговых услуг преобладают лизинговые компании, чем банки, имеющие устойчивый характер роста;
Рис. 1. Распределение доли совершенных сделок на рынке лизинговых услуг
Источник: составлено автором на основе данных Ассоциации Лизингодателей Узбекистана [3]
- доли Республики Каракалпакстан, Бухарской, Наманганской областей и г. Ташкента в общем объеме сделок выросли, а у остальных упали Большая доля на рынке лизинговых услуг принадлежит г. Ташкенту (в среднем четверть сделок);
- отмечается тенденция роста заключаемых сделок по технологическому оборудованию и сельхозтехнике в 2015 г., что говорит о вложениях и инвестициях в данные сферы;
- основная часть - почти 70% лизинговых операций приходится на первые пять лизинговых компаний и пять банков, а остальная часть приходится на 80 компаний и банков. Более того 32,08% рынка приходится на АЛК «Узкишлокхужаликмашли-зинг». На наш взгляд по количеству субъектов-лизингодателей рынок можно назвать конкурентным, однако по условиям вхождения и работы на данном рынке недостаточно конкурентным.
В целях развития лизинговых услуг и конкуренции на данном рынке на наш
- государственная поддержка лизинговых компаний путем принятия концепции и в дальнейшем программы развития лизинговых компаний на долгосрочный период развития;
- дальнейшее предоставление налоговых льгот и других преференций компаниям, занимающимся лизинговой деятельностью, а так же компаний, берущих в лизинг оборудование, способствующих модернизации основных средств, развитию производства с использованием новых технологий в приоритетных отраслях экономики;
- обеспечение страхования лизинговой деятельности;
- учитывая недостаточно развитый конкурентный рынок, в том числе в регионах, целесообразным является создание системы мониторинга лизинговой деятельности в регионах с целью дальнейшего стимулирования данной деятельности в областях и
сферах с низкими показателями по лизингу.
взгляд необходимо:
Библиографический список
1. Большой экономический словарь / под ред. А.Н.Азрилияна. 3-е изд. стереотип. - М., 1998. - с. 261-262.
2. Конкуренция и конкурентоспособность / А.Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. - Екатеринбург, Издательство Уральского университета 2014. - С. 19-20.
3. Электронный источник http://ula.uz/
FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE COMPETITIVE MARKETS IN REPUBLIC UZBEKISTAN REGIONS (ON THE EXAMPLE OF THE MARKET OF LEASING SERVICES OF REPUBLIC UZBEKISTAN)
T.A. Kadirov, junior researcher
Research center Scientific bases and problems of development of economy of Uzbekistan at the Tashkent state economic university (Tashkent, Uzbekistan)
Abstract. In given article features of development of the competitive markets in regions, on an example of the market of leasing services of Republic Uzbekistan are considered. The market of leasing services, including distribution of leasing transactions on regions is analysed and tendencies of development of the given market in Republic Uzbekistan are revealed. Actions for the further development of the market of leasing services and competition development in the given market in Republic Uzbekistan are specified.
Keywords: Competition, leasing, the market of leasing services, the leasing company, bank.