Научная статья на тему 'Особенности развития кондиционных двигательных способностей у мальчиков в подростковом возрасте'

Особенности развития кондиционных двигательных способностей у мальчиков в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
280
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / MOTOR FUNCTIONS / КОНДИЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / CONDITIONED MOTOR ABILITIES / ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / AGE-RELATED CHANGES / ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ / PATTERNS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баранцев С.А., Мышьяков В.В., Кесель С.А., Чернова М.Б., Криволапчук И.А.

Динамика кондиционных двигательных способностей у мальчиков-подростков 12-15 лет характеризуется периодами повышенной и сниженной активности, отражающей возрастные особенности развития двигательной функции, которые необходимо учитывать в процессе физического воспитания современных школьников. Анализ изменений рассматриваемых показателей двигательной подготовленности в течение учебного года свидетельствует о существенных различиях в темпах приростов одних и тех же двигательных способностей у школьников разного возраста. Полученные эмпирические материалы могут найти применение при разработке современных, релевантных и репрезентативных возрастных норм двигательной подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баранцев С.А., Мышьяков В.В., Кесель С.А., Чернова М.Б., Криволапчук И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of conditioned motor abilities in 12-15-year-old boys is characterized by periods of increased and decreased activity, which reflects the age-specific features of the development of motor function. It must be taken into account in the process of physical education of modern schoolchildren. The analysis of changes of motor readiness indices during the school year indicates significant differences in the growth rate of the same motor abilities in schoolchildren of different ages. The results can be applied to the development of modern relevant representative age norms of motor readiness.

Текст научной работы на тему «Особенности развития кондиционных двигательных способностей у мальчиков в подростковом возрасте»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНДИЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МАЛЬЧИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

И.А. Криволапчук*1, С.А. Баранцев*, В.В. Мышьяков**,

С.А. Кесель**, М.Б. Чернова* *ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва **УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Беларусь, Гродно

Динамика кондиционных двигательных способностей у мальчиков-подростков 12-15 лет характеризуется периодами повышенной и сниженной активности, отражающей возрастные особенности развития двигательной функции, которые необходимо учитывать в процессе физического воспитания современных школьников. Анализ изменений рассматриваемых показателей двигательной подготовленности в течение учебного года свидетельствует о существенных различиях в темпах приростов одних и тех же двигательных способностей у школьников разного возраста. Полученные эмпирические материалы могут найти применение при разработке современных, релевантных и репрезентативных возрастных норм двигательной подготовленности.

Ключевые слова: двигательные функции, кондиционные двигательные способности, возрастные изменения, закономерности развития

Development of conditioned motor abilities in adolescent boys. The dynamics of conditioned motor abilities in 12-15-year-old boys is characterized by periods of increased and decreased activity, which reflects the age-specific features of the development of motor function. It must be taken into account in the process ofphysical education of modern schoolchildren. The analysis of changes of motor readiness indices during the school year indicates significant differences in the growth rate of the same motor abilities in schoolchildren of different ages. The results can be applied to the development of modern relevant representative age norms of motor readiness.

Key words: motor functions, conditioned motor abilities, age-related changes, patterns of development

Исследования динамики двигательной подготовленности детей и подростков школьного возраста, выполненные в последние десятилетия, свидетельствуют о том, что развитие кондиционных двигательных способностей происходит в соответствии с основными закономерностями становления двигательных функций человека в онтогенезе [1; 5; 8; 11, 13; 17; 18]. Процесс формирования кондиционных двигательных способностей контролируется генетической программой развития [2; 6; 10; 16]. Выявлена четкая упорядоченность функционирования хроноге-нетической регуляции развития двигательных способностей в связи со стадиями онтогенеза [6]. Вместе с тем, как известно, факторы среды оказывают существен-

Контакты: 1 Криволапчук И.А. - E-mail.ru: <i.krivolapchuk@mail.ru>

ное влияние на изменчивость двигательных способностей человека в рамках наследственно детерминированной нормы реакции.

По мере созревания организма, адаптивная фенотипическая изменчивость моторики существенно различается на разных этапах развития с учетом воздействия комплекса природных, временных и социальных факторов среды, в том числе привычной двигательной активности [6; 10]. Все это делает необходимым постоянное уточнение и обновление данных о возрастной динамике двигательной подготовленности в рамках воздействия определенного комплекса факторов окружающей среды в конкретных культурно-исторических и социально-экономических условиях.

Целью исследования явилось изучение динамики развития кондиционных двигательных способностей у подростков 12-15 лет в условиях современной образовательной среды.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие подростки, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. В ходе проведения педагогического тестирования в 12-13 лет в начале и конце учебного года было обследовано 104 и 97, в 1314 лет - 160 и 148, в 14-15 лет - 125 и 122 школьника соответственно. В трехлетнем лонгитюдинальном исследовании приняли участие 75 человек. Работа была организована в соответствии с этическими нормами, изложенными в Хельсинской декларации.

Педагогическое тестирование применялось для оценки динамики двигательной подготовленности. Изучались скоростные, силовые, скоростно-силовые способности, выносливость и гибкость. Для определения уровня двигательной подготовленности использовали следующие тесты: прыжок в длину с места; бег 20 метров с хода; становая динамометрия; шестиминутный бег; поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за 1 минуту; наклон вперёд. Тестирование двигательной подготовленности осуществлялось в начале и в конце учебного года. Занятия по физическому воспитанию проводились 3 раза в неделю по традиционной методике на основе действующей программы.

Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием стандартной программы в пакете Statistica. В процессе статистической обработки результатов исследования рассчитывались: средняя арифметическая, ошибка средней арифметической, среднее квадратическое отклонение. На основе коэффициентов ассиметрии и эксцесса оценивалась нормальность распределения полученных эмпирических данных. Достоверность различий определялась с помощью ^критерия Стьюдента для корреляционно связанных и независимых выборок.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Динамика развития скоростно-силовых способностей оценивалось на основе результатов выполнения прыжка в длину с места (табл. 1). Полученные результаты свидетельствуют о статистически значимом (р<0,05-0,001) приросте скорост-но-силовых способностей в течение учебного года у мальчиков рассматриваемых

возрастных групп. Наибольший сдвиг результатов прыжка в длину с места наблюдался у школьников 12-13 лет. Различия между мальчиками 12-13 и 13-14 лет, 13-14 и 14-15 лет, как в начале, так и в конце учебного года носили статистически существенный характер (р<0,001).

Таблица 1

Динамика показателей двигательной подготовленности у подростков 12-15 лет

Возраст Начало уч. года Конец уч. года Сдвиг

М±т М±т d±m | Ь | р

Прыжок в длину с места, см

12-13 лет 176,4±1,7 181,7±1,5 5,3±0,9 5,9 <0,001

13-14 лет 188,4±1,6*** 195,9±1,5*** 7,5±1,1 6,8 <0,001

14-15 лет 202,9±1,7ххх 206,2±1,7 ххх 3,3±1,3 2,5 <0,05

Бег 20 м с хода, с

12-13 лет 3,05±0,03 3,00±0,03 -0,05±0,02 2,5 <0,05

13-14 лет 2,89±0,02*** 2,82±0,02*** -0,07±0,02 3,5 <0,001

14-15 лет 2,76±0,03ххх 2,68±0,03ххх -0,08±0,02 4,0 <0,001

Становая динамометрия, кг/кг

12-13 лет 1,72±0,03 1,70±0,03 -0,02±0,02 1,0 >0,05

13-14 лет 1,83±0,02** 1,86±0,02*** 0,03±0,01 3,0 <0,01

14-15 лет 1,87±0,03 1,96±0,03хх 0,09±0,02 4,5 <0,001

Шестиминутный бег, м

12-13 лет 1207,5±13,4 1228,8±14,9 21,3±7,4 2,9 <0,01

13-14 лет 1259,0±12,1** 1268,1±11,2* 9,1±5,1 1,8 >0,05

14-15 лет 1275,9±17,7 1337,3±16,5ххх 61,4±12,6 5,1 <0,001

Поднимание туловища, раз

12-13 лет 47,2±1,0 46,9±1,1 -0,3±0,5 0,6 >0,05

13-14 лет 45,5±1,2 46,2±1,3 0,7±0,6 1,2 >0,05

14-15 лет 42,6±1,3 45,7±1,2 3,1±1,1 2,6 <0,01

Наклон вперед, см

12-13 лет 1,75±0,72 2,33±0,83 0,58±0,49 1,2 >0,05

13-14 лет 2,14±1,11 3,42±1,15 1,28±0,53 2,4 <0,05

14-15 лет -1,83±1,26х 0,86±1,18 2,69±0,50 5,4 <0,001

Примечание: *, **, *** - статистически значимые различия между подростками 12-13 и 13-14 лет при р<0,05, р<0,01 и р< 0,001 соответственно; х хх'!ССС - статистически значимые различия между подростками 13-14 и 14-15 лет при р<0,05, р<0,01 ир< 0,001 соответственно.

Изменение уровня развития скоростных способностей определялись посредством применения бега на 20 м с хода (см. табл.). Анализ сдвигов результатов выполнения данного теста показал, что к концу учебного года у мальчиков всех рассматриваемых возрастных групп наблюдается улучшение его результатов (р<0,05-0,001). Наиболее значимое увеличение скорости бега на 20 м происходило у школьников 14-15 лет. Различия между мальчиками 12-13 и 13-14 лет, 13-14 и 14-15 лет, как в начале, так и в конце учебного года были статистически значимыми (р<0,001).

Изменения относительной силы мышц разгибателей туловища в течение учебного года у школьников 12-13 лет были несущественными, тогда как у маль-

чиков 13-14 и 14-15 лет сдвиги данного показателя носили ярко выраженный характер (р<0,01-0,001). В начале учебного года значимые различия в уровне относительной силы наблюдались только между мальчиками 12-13 и 13-14 лет (р<0,01), а в конце учебного года - между школьниками 12-13 и 13-14, а также 1314 и 14-15 лет (р<0,01-0,001).

Динамика показателей общей выносливости оценивалась на основе выполнения 6-минутного бега (см. табл.). Результаты тестирования указывают на то, что выносливость у мальчиков 13 -14 лет в течение учебного года проявляет лишь тенденцию к увеличению, тогда как у школьников 12-13 и 14-15 лет наблюдается статистически существенный прирост общей выносливости (р<0,01-0,001). В начале учебного года значимые различия наблюдались только между мальчиками 12-13 и 13-14 лет, а в конце учебного года они касались школьников 12-13, 13-14 и 14-15 лет (р<0,05-0,001).

Сдвиги силовой выносливости оценивалась на основе выполнения теста поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за 1 минуту. Полученные данные показывают, что от начала к концу учебного года силовая выносливость у мальчиков 14-15 лет увеличивается (р<0,01), тогда как у школьников 12-13 лет она проявляет тенденцию к снижению, а 13-14 лет - к увеличению. Значимые различия по уровню силовой выносливости между мальчиками рассматриваемых возрастных групп отсутствовали как в начале, так и в конце учебного года.

Анализ результатов выполнения наклона вперед позволил установить, что в рассматриваемых возрастных группах данный показатель мало изменяется. Вместе с тем у школьников 13-14 и 14-15 лет отмечается увеличение «глубины» наклона вперед от начала к концу учебного года (р<0,05-0,001). Различия в уровне гибкости между мальчиками 12-13, 13-14 и 14-15 лет отсутствовали.

Таким образом, проведенная работа показала, что кондиционные двигательные способности в период полового созревания развиваются у мальчиков неравномерно и неодновременно. Важно отметить, что по уровню развития силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, и общей выносливости мальчики разного календарного возраста значимо отличаются от подростков «соседних» возрастных групп, при этом с увеличением возраста школьников данные двигательные способности улучшаются. Уровни развития гибкости и силовой выносливости в рассматриваемый возрастной период изменяются разнонаправлено.

Необходимо отметить, что полученные результаты могут найти применение при разработке современных, релевантных и репрезентативных возрастных норм двигательной подготовленности.

В целом общая картина развития изучаемых двигательных способностей у мальчиков-подростков сходна с динамикой данных показателей, полученных в исследованиях, проводимых другими авторами на протяжении второй половины XX века и в начале XXI века [1; 5; 7; 13 и мн. др.]. Полученные результаты свидетельствуют, что развитие двигательных способностей подчиняется общим закономерностям роста и развития организма, определяющим его функциональные и адаптационные возможности в различные возрастные периоды [11; 12; 14; 15; 16; 17]. Материалы исследования выступают в поддержку представления о том, что у детей школьного возраста можно выделить периоды, отличающиеся неодинаковыми темпами развития двигательных способностей, в том числе и наиболее благоприятные для осуществления педагогического воздействия - сенситивные пе-

риоды [1; 3; 4; 5; 7, и др.]. Эти периоды характеризуются тем, что отдельные генные комплексы временно изменяют свою норму реакции и становятся более или, наоборот, менее чувствительными к нейрогормональным и метаболическим модуляторам их активности, изменяя восприимчивость организма к нагрузкам определенной направленности [6].

Поскольку уровень развития двигательных способностей у подростков существенно зависит от степени биологической зрелости [8, 9, 11] в дальнейшем предполагается провести анализ полученных результатов с учетом не только возраста, но стадий полового созревания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Динамика кондиционных двигательных способностей у мальчиков-подростков характеризуется периодами повышенной и сниженной активности, отражающей возрастные особенности развития двигательной функции, которые необходимо учитывать в процессе физического воспитания современных школьников.

Анализ изменений рассматриваемых показателей двигательной подготовленности в течение учебного года свидетельствует о существенных различиях в темпах приростов одних и тех же двигательных способностей у мальчиков-подростков разного возраста.

Полученные эмпирические данные подтверждают классическое представление о том, что у школьников в период полового созревания кондиционные двигательные способности развиваются неравномерно и гетерохронно, отражая более общие закономерности роста и развития организма.

Результаты исследования могут быть использованы для выявления «вековой тенденции» изменений физических возможностей человека на основе сопоставления данных о двигательной подготовленности современных подростков с аналогичными материалами, относящимися к прошедшим периодам времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гужаловский А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания// Очерки по теории физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С. 219.

2. Зациорский В.М., Сергиенко Л.П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 6. - С. 22-28.

3. Кузнецова З.И. Когда и чему. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физ.культура в школе. - 1976. - № 4. - С. 7-9.

4. Левушкин С.П. Сенситивные периоды в развитии физических качеств школьников 7-17 лет с разными типами телосложения //Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. 2006. - №6. -С. 1-5.

5. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-спорт, 2000. - 192 с.

6. Москатова А.К. Генетические и средовые факторы развития и изменчивости двигательных качеств // Физиология человека / Под общ. ред. В.И. Тхоревского. - М.: Физкультура, образование и наука, 2001. - С. 368-382.

7. Нестеров В.А. Этапность развития физических качеств у детей школьного возраста, проживающих в различных климато-географических условиях // Физическая культура. - 1989. - № 1. - С. 15-17.

8. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников/ Под ред. Л.Е. Любомирского. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

9. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. -320 с.

10. Сергиенко Л.П. Основы спортивной генетики. - Киев: Вища шл., 2004. -631 с.

11. Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 368 с.

12. Сухарев А.Г. Шесть закономерностей роста и развития детского организма. - М.: МИОО, 2008. - 64 с.

13. Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 503 с.

14. Фарбер Д.А., Безруких М.М. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, № 5. - С. 8-16.

15. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии // Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. - 768 с.

16. Швеллнус М. Олимпийское руководство по спортивной медицине. - М.: Практика, 2011. - 672 с.

17. Kenney W.L., Wilmore J., Costill D. Physiology of Sport and Exercise. - Published by Champaign, IL; Human Kinetics, 2015. - 640 p.

18. Physical Activity and Public Health. A Recommendation From the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine // JAMA. - 1995. - Vol. 273, № 5. - Р. 402-407.

REFERENCE

1. Guzhalovskij A.A. Problema «kriticheskih» periodov ontogeneza v ee znache-nii dlja teorii i praktiki fizicheskogo vospitanija // Ocherki po teorii fizicheskoj kul'tury.

- Moscow: Fizkul'tura i sport, 1984. - P. 219.

2. Zaciorskij V.M., Sergienko L.P. Vlijanie nasledstvennosti i sredy na razvitie dvigatel'nyh kachestv cheloveka // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. - 1975. - № 6.

- P. 22-28

3. Kuznecova Z.I. Kogda i chemu. Kriticheskie periody razvitija dvigatel'nyh kachestv shkol'nikov//Fiz.kul'tura v shkole. - 1976. - № 4. - P. 7-9.

4. Levushkin S.P. Sensitivnye periody v razvitii fizicheskih kachestv shkol'nikov 7-17 let s raznymi tipami teloslozhenija //Fizicheskaja kul'tura, vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2006. - №6. - P. 1-5.

5. Ljah V.I. Dvigatel'nye sposobnosti shkol'nikov: osnovy teorii i metodiki razvitija. - Moscow: Terra-sport, 2000. - 192 p.

6. Moskatova A.K. Geneticheskie i sredovye faktory razvitija i izmenchivosti dvigatel'nyh kachestv // Fiziologija cheloveka / Pod obshh. red. V.I.Thorevskogo. -Moscow: Fizkul'tura, obrazovanie i nauka, 2001. - P. 368-382.

7. Nesterov V.A. Jetapnost' razvitija fizicheskih kachestv u detej shkol'nogo voz-rasta, prozhivajushhih v razlichnyh klimato-geograficheskih uslovijah// Fizicheskaja kul'tura, 1989. - № 1. - P. 15-17.

8. Normirovanie nagruzok v fizicheskom vospitanii shkol'nikov/Pod red. L.E. Ljubomirskogo. - Moscow: Pedagogika, 1989. - 192 p.

9. Remshmidt H. Podrostkovyj i junosheskij vozrast: Problemy stanovlenija lich-nosti. - Moscow: Mir, 1994. -320 s.

10. Sergienko L.P. Osnovy sportivnoj genetiki. - Kiev.: Vishha shl., 2004. - 631 p.

11. Son'kin V.D., Tambovceva R.V. Razvitie myshechnoj jenergetiki i rabotosposobnosti v ontogeneze. - Moscow: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2011. -368 p.

12. Suharev A.G. Shest' zakonomernostej rosta i razvitija detskogo organizma. -Moscow: MIOO, 2008. - 64 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.